Поиск

Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, 15 марта, на вопросы РИА «Омск-Информ» ответил председатель Омской областной общественной организации Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович.

Евгений Яковлевич, более 20 лет вы помогаете потребителям защищать свои права. Что изменилось за эти годы?

– Сегодня закон «О защите прав потребителей» самый востребованный нормативный акт в России после Конституции и Гражданского кодекса. К нему примыкает 600 нормативных документов. За 20 лет в этот закон внесено 16 изменений, жизнь не стоит на месте. Одно из главных направлений нашей деятельности – просветительское. Мы выпускаем много литературы, публикуем, например, важную информацию в серии «Покупателю – о продавце, продавцу – об изготовителе».

Наша организация совместно департаментами экономической политики и образования мэрии проводит конкурсы на знание основ потребительского законодательства среди школьников. Они проявляют к ним большой интерес.

Нам удалось через Законодательное собрание Омской области добиться введения статьи о запрете торговли в неустановленных местах в кодекс об административных правонарушениях Омской области. Граждан теперь будут штрафовать в размере от 1 000 до 5 000 рублей; должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей; юрлиц – от 15 000 до 30 000 рублей. Во многих городах с этим довольно успешно борются именно при помощи штрафных санкций. В Санкт-Петербурге подобные штрафы приносят серьезный дополнительный доход в бюджет, речь идет о миллионах рублей.

Пару лет назад правительство РФ отменило обязательную сертификацию продовольственных товаров. Производители получили возможность ограничиваться декларацией о соответствии. Как вы это оцениваете?

– Очень плохо. Раньше человек, при запуске производства того или иного продукта, приглашал специалистов из органов по сертификации. С линии брались образцы, обезличивались и проверялись на соответствие требованиям стандартов. А теперь… Если, образно говоря, три помощника машиниста решили производить творог, то что из этого может получиться, и кто это проконтролирует?

Отмена обязательной сертификации резко подорвала качество продуктов питания. Производитель теперь сам гарантирует качество. Наша позиция такая. Если потребитель хочет приобрести товар без «сюрпризов», ему стоит обращать внимание на наличие значка «РСТ», свидетельствующего о прохождении производителем добровольной сертификации.

Важно: продукция, выпускаемая по ГОСТУ, всегда лучше, чем по ТУ (техническим условиям). Так, в колбасе, выпущенной по ТУ, может вообще не оказаться мяса.

Второй момент, сильно «расслабивший» производителей продуктов питания, продавцов и общепит, – это запрет проверять организацию чаще, чем раз в три года. Все проверки согласовываются с прокуратурой, причем график вывешивается на ее сайте. Предприниматель, руководитель предприятия, знающий, что к нему придут, подготовится к проверке. Но как он работает до и после – остается на его совести. В условиях безнаказанности и бесконтрольности, совесть, к сожалению, проявляется далеко не у всех.

– С какими жалобами к вам обращаются?

– С самыми разными. Мы создали центр независимой экспертизы по нескольким видам товаров. По одежде, обуви, сотовым телефонам, пластиковым окнам. Несколько наших экспертов аккредитованы в Санкт-Петербурге.

К примеру, мы можем подсказать людям, решившим установить пластиковые окна, в какие фирмы не стоит обращаться.

Наши специалисты ежедневно ведут прием граждан, составляют претензии, осуществляют представительство в суде. Мы много работаем в досудебной подготовке. Высший пилотаж, когда удается нерадивого продавца убедить обменять товар либо вернуть деньги, не доводя дело до суда.

Работаем с жалобами на ненадлежащие оказание услуг, в частности, на стоматологии.

– У потребительского движения есть свои издержки. Такое явление как «потребительский экстремизм», способно разорить предпринимателя, особенно мелкого… 

– Мы изучали этот вопрос подробно. И даже выпустили на эту тему брошюру, где приводятся примеры потребительского экстремизма. Описываются типы людей, которые им занимаются. Приводятся рекомендации, как противостоять этому явлению, как не «подставляться».

– А были какие-то курьезные случаи за последнее время?

– В хлебе, произведенном в мини-пекарне, обнаружили хлопчатобумажную перчатку. Человеку, купившему булку с такой «начинкой», выплатили 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

А омичу, нашедшему спичку в зефире, произведенном в Екатеринбурге, заплатили 3 тысячи рублей за нанесенный моральный вред. В сладостях часто обнаруживают мух, а в конфетах – червяков, особенно летом.

– В нынешнем году Всемирный день защиты прав потребителей в России проводится под девизом «Нет правосудия без исполнения судебных решений», что это значит?

– Это значит, что в нашей деятельности очень большой объем работы занимают судебные разбирательства. На мой взгляд, наша служба судебных приставов работает не так, как хотелось. Поэтому далеко не все решения суда исполняются. Люди не получают компенсации, а местные бюджеты теряют значительные средства.

Наша справка:

Евгений Рабинович основал Омский союз потребителей в 1992 году. В 1997 года организация была переименована в «Омский союз потребителей «Щит». (ОСП «Щит»).

Сегодня ОСП «Щит» входит в Союза потребителей РФ, в Международную конфедерацию обществ потребителей.

Евгений Рабинович – член совета Союза потребителей РФ, член-корреспондент Международной общественной академии наук.

1629

Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, 15 марта, на вопросы РИА «Омск-Информ» ответил председатель Омской областной общественной организации Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович.

Евгений Яковлевич, более 20 лет вы помогаете потребителям защищать свои права. Что изменилось за эти годы?

– Сегодня закон «О защите прав потребителей» самый востребованный нормативный акт в России после Конституции и Гражданского кодекса. К нему примыкает 600 нормативных документов. За 20 лет в этот закон внесено 16 изменений, жизнь не стоит на месте. Одно из главных направлений нашей деятельности – просветительское. Мы выпускаем много литературы, публикуем, например, важную информацию в серии «Покупателю – о продавце, продавцу – об изготовителе».

Наша организация совместно департаментами экономической политики и образования мэрии проводит конкурсы на знание основ потребительского законодательства среди школьников. Они проявляют к ним большой интерес.

Нам удалось через Законодательное собрание Омской области добиться введения статьи о запрете торговли в неустановленных местах в кодекс об административных правонарушениях Омской области. Граждан теперь будут штрафовать в размере от 1 000 до 5 000 рублей; должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей; юрлиц – от 15 000 до 30 000 рублей. Во многих городах с этим довольно успешно борются именно при помощи штрафных санкций. В Санкт-Петербурге подобные штрафы приносят серьезный дополнительный доход в бюджет, речь идет о миллионах рублей.

Пару лет назад правительство РФ отменило обязательную сертификацию продовольственных товаров. Производители получили возможность ограничиваться декларацией о соответствии. Как вы это оцениваете?

– Очень плохо. Раньше человек, при запуске производства того или иного продукта, приглашал специалистов из органов по сертификации. С линии брались образцы, обезличивались и проверялись на соответствие требованиям стандартов. А теперь… Если, образно говоря, три помощника машиниста решили производить творог, то что из этого может получиться, и кто это проконтролирует?

Отмена обязательной сертификации резко подорвала качество продуктов питания. Производитель теперь сам гарантирует качество. Наша позиция такая. Если потребитель хочет приобрести товар без «сюрпризов», ему стоит обращать внимание на наличие значка «РСТ», свидетельствующего о прохождении производителем добровольной сертификации.

Важно: продукция, выпускаемая по ГОСТУ, всегда лучше, чем по ТУ (техническим условиям). Так, в колбасе, выпущенной по ТУ, может вообще не оказаться мяса.

Второй момент, сильно «расслабивший» производителей продуктов питания, продавцов и общепит, – это запрет проверять организацию чаще, чем раз в три года. Все проверки согласовываются с прокуратурой, причем график вывешивается на ее сайте. Предприниматель, руководитель предприятия, знающий, что к нему придут, подготовится к проверке. Но как он работает до и после – остается на его совести. В условиях безнаказанности и бесконтрольности, совесть, к сожалению, проявляется далеко не у всех.

– С какими жалобами к вам обращаются?

– С самыми разными. Мы создали центр независимой экспертизы по нескольким видам товаров. По одежде, обуви, сотовым телефонам, пластиковым окнам. Несколько наших экспертов аккредитованы в Санкт-Петербурге.

К примеру, мы можем подсказать людям, решившим установить пластиковые окна, в какие фирмы не стоит обращаться.

Наши специалисты ежедневно ведут прием граждан, составляют претензии, осуществляют представительство в суде. Мы много работаем в досудебной подготовке. Высший пилотаж, когда удается нерадивого продавца убедить обменять товар либо вернуть деньги, не доводя дело до суда.

Работаем с жалобами на ненадлежащие оказание услуг, в частности, на стоматологии.

– У потребительского движения есть свои издержки. Такое явление как «потребительский экстремизм», способно разорить предпринимателя, особенно мелкого… 

– Мы изучали этот вопрос подробно. И даже выпустили на эту тему брошюру, где приводятся примеры потребительского экстремизма. Описываются типы людей, которые им занимаются. Приводятся рекомендации, как противостоять этому явлению, как не «подставляться».

– А были какие-то курьезные случаи за последнее время?

– В хлебе, произведенном в мини-пекарне, обнаружили хлопчатобумажную перчатку. Человеку, купившему булку с такой «начинкой», выплатили 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

А омичу, нашедшему спичку в зефире, произведенном в Екатеринбурге, заплатили 3 тысячи рублей за нанесенный моральный вред. В сладостях часто обнаруживают мух, а в конфетах – червяков, особенно летом.

– В нынешнем году Всемирный день защиты прав потребителей в России проводится под девизом «Нет правосудия без исполнения судебных решений», что это значит?

– Это значит, что в нашей деятельности очень большой объем работы занимают судебные разбирательства. На мой взгляд, наша служба судебных приставов работает не так, как хотелось. Поэтому далеко не все решения суда исполняются. Люди не получают компенсации, а местные бюджеты теряют значительные средства.

Наша справка:

Евгений Рабинович основал Омский союз потребителей в 1992 году. В 1997 года организация была переименована в «Омский союз потребителей «Щит». (ОСП «Щит»).

Сегодня ОСП «Щит» входит в Союза потребителей РФ, в Международную конфедерацию обществ потребителей.

Евгений Рабинович – член совета Союза потребителей РФ, член-корреспондент Международной общественной академии наук.

1629