Поиск

Признанный мастер акварели,  заслуженный художник России Игорь Санин победил в ежегодном профессиональном конкурсе Омского отделения Союза художников России. По итогам 2012 года он признан «Художником года» в номинации «Графика». Ему также присужден приз профессиональных симпатий. Через тернии –к звездам – Игорь Александрович, каждый художник в юности выбирает технику, а вместе с этим и творческий путь. Почему вы остановились на акварели? – Потому что она мне долго не давалась. Все получалось, кроме акварели. Я окончил с отличием Московский полиграфический институт и экспериментальную студию художественного проектирования под руководством Е. А. Розенблюма. Оформил свыше десятка книг, занимался проектированием среды, плакатом, промграфикой, рекламой. Техника акварели казалась мне капризной и непредсказуемой. И я уперся. Бывало ради одной работы выбрасывал до десятка листов. – Искусствоведы говорят, что, посвятив много лет поискам выразительности акварели, вы раздвинули рамки привычного.  – До сих пор считалось, что акварельные краски придуманы для пейзажа – размытого, прозрачного, тонкого, лиричного. Совсем не обязательно. Акварелью можно создавать и эпические, и философские работы. Она может все. «Без путешествий болею» – Считается, что впечатления – пища художника. Вы любите путешествовать? – Очень люблю. И в молодости, и сегодня, в солидном моем возрасте. Работал на творческой даче «Челюскинская», побывал в Салехарде и Надыме, на Алтае и в Горной Шории, в Туве и на реке Лене, в Смоленске и, конечно, изъездил Омскую область. В 2007-м, 2008-м я участвовал во всероссийском пленэре акварелистов на севере Тюменской области. Разве можно забыть: Обская губа, наш теплоход на пристани в маленьком поселке встречает хлебом-солью все население. Художники приехали – событие. Показали национальные традиции, песни, танцы. А в 2012-м мы с художником Сергеем Зольниковым ездили по омскому северу – деревням Седельниковского района. Видели и разрушенные родовые крестьянские гнезда – такая появилась у меня ностальгия. Результат поездки – 7 листов, три из которых отдал на выставку. На пленэре живописец с этюдником, а акварелист, как репортер – с карандашом и блокнотом. Но вместо записей – зарисовки, множество «почеркушек», которые используешь потом в тиши мастерской. Как можно больше увидеть, впитать, почувствовать – такова работа художника на пленэре. Когда долго никуда не езжу, – скучаю, начинаю хандрить, болеть, настроение падает. И все проходит, как только отправляюсь на пленэр. Хочется увидеть еще, еще больше. Ведь пишешь природу, а рассказываешь о человеке. Так начиналась легенда – Передается ли художественный талант по наследству? Вот вы, Игорь Александрович, сын художников. А если копнуть глубже? – Я копнул, когда заинтересовался своей родословной. Я по рождению омич, а предки по отцу и матери – с Урала. И вот узнаю, что прадед по материнской линии играл на скрипке, дед Константин Бекенёв был художинком-ювелиром и даже получил золотую медаль выставки в Турине. Приехал в Екатеринбург и увидел в книге, посвященной 100-летию художественного училища, которое и я окончил, фотографию своего деда. А учился – не знал такой поразительной подробности семейной биографии. – Вашего отца, директора Художественной школы № 1 Александра Степановича Санина, называли человеком-легендой. Защитник Брестской крепости, соратник Дмитрия Карбышева в немецком плену… – Но героем отца стали считать только в 60-х годах, когда вышла книга писателя Сергея Смирнова о защитниках Брестской крепости. Отец попал в плен раненым, без сознания. Он рассказывал, что не выжил бы в концлагере, если бы не Карбышев. Генерал его фактически спас, попросив его к себе в качестве то ли санитара, то ли адъютанта – сначала фашисты относились к генералу с должным уважением. Потом Карбышева перевели в другой лагерь, и последний раз отец разговаривал с Дмитрием Михайловичем через колючую проволоку. После войны отца, как побывавшего в плену, никуда не брали на работу. Помог Тимофей Петрович Козлов, с которым мама училась в техникуме имени Врубеля. Он устроил отца оформителем в комбинат худфонда. Но поступил донос: Санин – предатель Родины. Все это отцу было очень трудно пережить. И только благодаря Сергею Смирнову правда была восстановлена и отцу вручили орден Отечественной войны. – Художественная школа № 1 стала общим семейным делом? – Мы с женой Ниной начали преподавать в 1963-м, когда занятия проходили на втором, насквозь продуваемом этаже Летнего театра в Горсаду. Через год школу возглавил Александр Степанович, она переехала на Иртышскую набережную и стала первой школой для десятков омских художников. Здесь готовились к худграфу и мои дочери. Я вернулся к преподаванию в школу в 1975-м и работаю до сих пор. Быт искусству не помеха – Когда в семье все художники – это радость или проблемы? – Это радость. Но еще больше мне нравится широта интересов дочерей в искусстве. Вот младшая, Ольга, в прошлом году подготовила выставку «От плиты до палитры», которая сначала была представлена в Музее Кондратия Белова, а потом в художественной школе № 1. Ее тема – жизнь творческой женщины, в которой есть место дому, хозяйству и есть – изобразительному искусству, музыке, стихам. Искусство и быт без противоречий. Там были работы моей жены Нины, обеих дочерей – Ярославы и Ольги, их стихи. Всем выставка понравилась, я видел, что некоторые зрители на открытии даже прослезились. Ольга в последнее время увлеклась музыкой, создала группу «Моя дорогая», ездила в Екатеринбург на фестиваль авторской песни. Яро-слава рисует на компьютере игры и тоже сочиняет песни. Жизнь дочерей насыщена творчеством и мне очень интересна. Горжусь их успехами. – Игорь Александрович, вы участвовали в российских и международных выставках. А возможна ли организация выставки «Акварель России», как в 2011-м была «Пастель России»? – Эту идею сейчас воплощают в Кургане, и по праву. Там готовится к открытию музей акварели. А я состою в выставочном комитете. – Какие строите планы на нынешний год? – Хочу на пленэр. Было бы здоровье. Стихи и музыка в красках Иногда на выставках рождается желание сравнивать картины с произведениями музыки, литературы. Есть эпические работы, подобные симфониям и романам. А акварели Санина – это лирические стихи, пронзительные по чувству новеллы. Это романсы, щемящие душу инструментальные пьесы. Сам художник говорит, что не задумывался о глубинных связях своих работ с музыкой и художественным словом. Его пристрастия разнообразны. Любит Моцарта, Рахманинова и авторские песни Окуджавы, Визбора, Городницкого, романтические пьесы Доги. Восхищается поэзией Блока, Ахматовой, Цветаевой. Любимое звучит в образах, ритме, стиле акварелей художника, отражаясь, как небо, в тихой глади реки. В сюжетах санинских работ есть простота, но нет обыденности. Утренний туман, первый снег, летний дождь, древние камни, берег Ледовитого океана, васнецовский сказочный пейзаж… Или вот на выставке по итогам 2012 года три работы из серии «Сибирские деревни» – это старые дома и шатровые ворота, поленница, кони, листопад и шпили сосен… Работы Игоря Санина действительно притягивают, трогают и не отпускают. В книге отзывов зрители написали: «Вспомнила о простой жизни в картинах Игоря Санина», «Игорь Санин тронул своими прекрасными акварелями». Мы видим пейзажи и еще нечто: искреннее высказывание автора о сокровенном. Кстати На выставке-конкурсе «Лучшее художественное произведение 2012 года» было представлено 120 работ 90 авторов. Художниками года в других номинациях признаны Сергей Александров (живопись), Александр Капралов (скульптура), Павел Минин (декоративно-прикладное искусство). Приз зрительских симпатий и награду «За верность традициям» получил Александр Макаров.

автор: Светлана Васильева

Омская правда

Признанный мастер акварели,  заслуженный художник России Игорь Санин победил в ежегодном профессиональном конкурсе Омского отделения Союза художников России. По итогам 2012 года он признан «Художником года» в номинации «Графика». Ему также присужден приз профессиональных симпатий. Через тернии –к звездам – Игорь Александрович, каждый художник в юности выбирает технику, а вместе с этим и творческий путь. Почему вы остановились на акварели? – Потому что она мне долго не давалась. Все получалось, кроме акварели. Я окончил с отличием Московский полиграфический институт и экспериментальную студию художественного проектирования под руководством Е. А. Розенблюма. Оформил свыше десятка книг, занимался проектированием среды, плакатом, промграфикой, рекламой. Техника акварели казалась мне капризной и непредсказуемой. И я уперся. Бывало ради одной работы выбрасывал до десятка листов. – Искусствоведы говорят, что, посвятив много лет поискам выразительности акварели, вы раздвинули рамки привычного.  – До сих пор считалось, что акварельные краски придуманы для пейзажа – размытого, прозрачного, тонкого, лиричного. Совсем не обязательно. Акварелью можно создавать и эпические, и философские работы. Она может все. «Без путешествий болею» – Считается, что впечатления – пища художника. Вы любите путешествовать? – Очень люблю. И в молодости, и сегодня, в солидном моем возрасте. Работал на творческой даче «Челюскинская», побывал в Салехарде и Надыме, на Алтае и в Горной Шории, в Туве и на реке Лене, в Смоленске и, конечно, изъездил Омскую область. В 2007-м, 2008-м я участвовал во всероссийском пленэре акварелистов на севере Тюменской области. Разве можно забыть: Обская губа, наш теплоход на пристани в маленьком поселке встречает хлебом-солью все население. Художники приехали – событие. Показали национальные традиции, песни, танцы. А в 2012-м мы с художником Сергеем Зольниковым ездили по омскому северу – деревням Седельниковского района. Видели и разрушенные родовые крестьянские гнезда – такая появилась у меня ностальгия. Результат поездки – 7 листов, три из которых отдал на выставку. На пленэре живописец с этюдником, а акварелист, как репортер – с карандашом и блокнотом. Но вместо записей – зарисовки, множество «почеркушек», которые используешь потом в тиши мастерской. Как можно больше увидеть, впитать, почувствовать – такова работа художника на пленэре. Когда долго никуда не езжу, – скучаю, начинаю хандрить, болеть, настроение падает. И все проходит, как только отправляюсь на пленэр. Хочется увидеть еще, еще больше. Ведь пишешь природу, а рассказываешь о человеке. Так начиналась легенда – Передается ли художественный талант по наследству? Вот вы, Игорь Александрович, сын художников. А если копнуть глубже? – Я копнул, когда заинтересовался своей родословной. Я по рождению омич, а предки по отцу и матери – с Урала. И вот узнаю, что прадед по материнской линии играл на скрипке, дед Константин Бекенёв был художинком-ювелиром и даже получил золотую медаль выставки в Турине. Приехал в Екатеринбург и увидел в книге, посвященной 100-летию художественного училища, которое и я окончил, фотографию своего деда. А учился – не знал такой поразительной подробности семейной биографии. – Вашего отца, директора Художественной школы № 1 Александра Степановича Санина, называли человеком-легендой. Защитник Брестской крепости, соратник Дмитрия Карбышева в немецком плену… – Но героем отца стали считать только в 60-х годах, когда вышла книга писателя Сергея Смирнова о защитниках Брестской крепости. Отец попал в плен раненым, без сознания. Он рассказывал, что не выжил бы в концлагере, если бы не Карбышев. Генерал его фактически спас, попросив его к себе в качестве то ли санитара, то ли адъютанта – сначала фашисты относились к генералу с должным уважением. Потом Карбышева перевели в другой лагерь, и последний раз отец разговаривал с Дмитрием Михайловичем через колючую проволоку. После войны отца, как побывавшего в плену, никуда не брали на работу. Помог Тимофей Петрович Козлов, с которым мама училась в техникуме имени Врубеля. Он устроил отца оформителем в комбинат худфонда. Но поступил донос: Санин – предатель Родины. Все это отцу было очень трудно пережить. И только благодаря Сергею Смирнову правда была восстановлена и отцу вручили орден Отечественной войны. – Художественная школа № 1 стала общим семейным делом? – Мы с женой Ниной начали преподавать в 1963-м, когда занятия проходили на втором, насквозь продуваемом этаже Летнего театра в Горсаду. Через год школу возглавил Александр Степанович, она переехала на Иртышскую набережную и стала первой школой для десятков омских художников. Здесь готовились к худграфу и мои дочери. Я вернулся к преподаванию в школу в 1975-м и работаю до сих пор. Быт искусству не помеха – Когда в семье все художники – это радость или проблемы? – Это радость. Но еще больше мне нравится широта интересов дочерей в искусстве. Вот младшая, Ольга, в прошлом году подготовила выставку «От плиты до палитры», которая сначала была представлена в Музее Кондратия Белова, а потом в художественной школе № 1. Ее тема – жизнь творческой женщины, в которой есть место дому, хозяйству и есть – изобразительному искусству, музыке, стихам. Искусство и быт без противоречий. Там были работы моей жены Нины, обеих дочерей – Ярославы и Ольги, их стихи. Всем выставка понравилась, я видел, что некоторые зрители на открытии даже прослезились. Ольга в последнее время увлеклась музыкой, создала группу «Моя дорогая», ездила в Екатеринбург на фестиваль авторской песни. Яро-слава рисует на компьютере игры и тоже сочиняет песни. Жизнь дочерей насыщена творчеством и мне очень интересна. Горжусь их успехами. – Игорь Александрович, вы участвовали в российских и международных выставках. А возможна ли организация выставки «Акварель России», как в 2011-м была «Пастель России»? – Эту идею сейчас воплощают в Кургане, и по праву. Там готовится к открытию музей акварели. А я состою в выставочном комитете. – Какие строите планы на нынешний год? – Хочу на пленэр. Было бы здоровье. Стихи и музыка в красках Иногда на выставках рождается желание сравнивать картины с произведениями музыки, литературы. Есть эпические работы, подобные симфониям и романам. А акварели Санина – это лирические стихи, пронзительные по чувству новеллы. Это романсы, щемящие душу инструментальные пьесы. Сам художник говорит, что не задумывался о глубинных связях своих работ с музыкой и художественным словом. Его пристрастия разнообразны. Любит Моцарта, Рахманинова и авторские песни Окуджавы, Визбора, Городницкого, романтические пьесы Доги. Восхищается поэзией Блока, Ахматовой, Цветаевой. Любимое звучит в образах, ритме, стиле акварелей художника, отражаясь, как небо, в тихой глади реки. В сюжетах санинских работ есть простота, но нет обыденности. Утренний туман, первый снег, летний дождь, древние камни, берег Ледовитого океана, васнецовский сказочный пейзаж… Или вот на выставке по итогам 2012 года три работы из серии «Сибирские деревни» – это старые дома и шатровые ворота, поленница, кони, листопад и шпили сосен… Работы Игоря Санина действительно притягивают, трогают и не отпускают. В книге отзывов зрители написали: «Вспомнила о простой жизни в картинах Игоря Санина», «Игорь Санин тронул своими прекрасными акварелями». Мы видим пейзажи и еще нечто: искреннее высказывание автора о сокровенном. Кстати На выставке-конкурсе «Лучшее художественное произведение 2012 года» было представлено 120 работ 90 авторов. Художниками года в других номинациях признаны Сергей Александров (живопись), Александр Капралов (скульптура), Павел Минин (декоративно-прикладное искусство). Приз зрительских симпатий и награду «За верность традициям» получил Александр Макаров.

автор: Светлана Васильева

Омская правда