Поиск

В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения основателя омской школы педиатрии академика В. П. Бисяриной. О связанных с этим событиях и о состоянии детской медицины в нашем регионе читателям сайта РИА «Омск-Информ» рассказывает завкафедрой педиатрии последипломного образования ОмГМА Людмила Кривцова.

- Как начиналась омская школа педиатрии и в каком состоянии она сейчас?

- Омская школа педиатрии начиналась с двух выдающихся людей — это Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева и Валентина Павловна Бисярина. Ольга Дмитриевна в 1922 году возглавила кафедру детских болезней в только что открывшемся Омском медицинском институте. Со временем эта кафедра «превратилась» в первый за Уралом педиатрический факультет. Валентина Павловна была ее ученицей, которая с самого начала проявила незаурядные способности как в практической работе, так и в научной деятельности. Она обладала колоссальной интуицией при постановке диагноза и даже каким-то даром научного предвидения. С первых дней войны Валентина Павловна была помощником начальника лечебного отдела эвакогоспиталя. Кандидатскую диссертацию она защитила в 1943 году и на следующий день после защиты снова отправилась на фронт. По окончании войны Валентина Павловна вернулась в Омск и продолжила работу под руководством и совместно с Ольгой Дмитриевной. Их краткий рецептурный справочник детского врача выдержал пять переизданий. Им пользовались долгие годы педиатры всей страны.

Когда в 1954 году Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева уехала в Москву, чтобы возглавить НИИ педиатрии Академии медицинских наук СССР, Валентина Павловна приняла эстафету подготовки педиатров в нашем городе и стала заведовать кафедрой детских болезней, в 1959-м защитила докторскую диссертацию. В 1965 году Валентина Павловна стала членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, а четыре года спустя — академиком. Накануне 70-летнего юбилея ей было присвоено звание Героя социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Под ее руководством написано более полусотни кандидатских и докторских работ. Валентина Павловна была очень требовательным человеком как к себе, так и к окружающим. Она всегда говорила своим ученикам: «Ни дня без строчки!», потому что врач может быть хорошим врачом, только если постоянно самосовершенствуется, читает новую медицинскую литературу, что-то ищет, над чем-то работает и размышляет.

Омская педиатрическая школа продолжает существовать на фундаменте, созданном В. П. Бисяриной, являясь и сейчас общепризнанной в России. Наши специалисты работают во всех уголках страны. При трудоустройстве работодатели, как правило, отдают предпочтение выпускникам Омской медакадемии, поскольку это считается знаком качества и хорошей подготовки. Высокий уровень профессионализма наших врачей подтверждается динамикой основных показателей омской педиатрической службы. Например, младенческая смертность в 2010 и 2011 году в Омской области была самой низкой в Сибирском федеральном округе. В нынешнем году данный показатель возрос, но это объясняется внедрением новых стандартов живорожденности детей — таковыми стали считать младенцев с массой тела более 500 грамм.

- Каковы основные проблемы оказания медицинской помощи маленьким омичам?

- Наиболее остро в нашем регионе стоит проблема оказания детям высокотехнологичной помощи по многим направлениям. В Омске до сих пор нет многопрофильной городской больницы, стационара, в котором можно было бы на современном уровне оказывать помощь детям с различной патологией. Имеющиеся медицинские учреждения оставляют желать лучшего. Даже областная детская клиническая больница нуждается в модернизации. Ситуация для примера: врожденные пороки сердца в структуре летальности занимают первое место среди всех врожденных пороков развития, процент которых остается достаточно высоким, однако до сих пор детей с пороками сердца для проведения операций мы вынуждены отправлять в клиники Новосибирска или Томска. Зачастую эти хирургические вмешательства проводятся поздно, когда в организме ребенка уже возникают необратимые изменения или осложнения. В нашем городе необходимо иметь специализированный родильный дом для беременных женщин, у которых у плода внутриутробно диагностированы пороки развития, чтобы такого ребенка можно было прооперировать сразу после появления на свет. В Омском регионе вообще достаточно остро стоит вопрос о качестве пренатальной диагностики.

- Правда ли, что в последние десятилетия здоровье детей заметно ухудшилось?

- Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно. В последние годы для диагностики стали применяться новые технологии, которые позволяют выявить гораздо больше заболеваний, чем 10-20 лет назад. Сейчас трудно оценить, сколько тогда было действительно здоровых детей, а сколько просто недообследованных. Поэтому сравнивать показатели тех лет и нынешние не совсем корректно. Современные дети проводят много времени за компьютером. Как следствие у них возникают гиподинамия, нарушения зрения, заболевания нервной системы и другие недуги. К концу обучения в школе здоровых детей становится гораздо меньше, чем в начале. Этой проблеме уделяется серьезное внимание — увеличено количество уроков физкультуры, решается вопрос с горячим питанием школьников, из меню исчезли фастфуды и другие «неправильные» продукты.

- Достаточно ли в нашем регионе врачей-педиатров?

- Большая беда, что у нас в педиатрической службе низкий процент укомплектованности кадрами — на одного выпускника педиатрического факультета приходится 2-3 рабочих места. Оказывать помощь детям, особенно раннего возраста и новорожденным — это очень тяжелая и ответственная работа, но, к сожалению, не столь же высокооплачиваемая. Врач-педиатр может лечить не только детей, но и взрослых, работать в самых разных отраслях медицины — в терапии, семейной медицине, акушерстве и других, где ему предлагают более выгодные условия. Поэтому выпускники нашего факультета не всегда идут в педиатрию. Даже те, кто поступали по целевым направлениям, иной раз предпочитают вернуть потраченные на свое обучение деньги, чем ехать на работу в родной район. Договорная система подготовки кадров имеет еще очень много пробелов. Но я считаю, что, если человек поступил на педиатрический факультет, он должен работать педиатром. У нас учебные программы адаптированы для подготовки именно таких специалистов. И когда выпускник уходит в другое направление, он, на мой взгляд, в некоторой степени нарушает чьи-то права.

- Как изменится подготовка врачей в связи с реформой высшего образования?

- Особенностью подготовки медицинских кадров в нашей стране всегда являлась тесная связь институтов и практического здравоохранения. Преподавание происходит в клиниках, и то, что описано в учебниках, студенты видят на конкретных больных. Это позволяет уже через 6-7 лет обучения выпускать врачей, которые могут работать самостоятельно. За рубежом несколько иная система подготовки медицинских кадров. Сказать, какой вариант лучше, нельзя — поскольку везде есть свои плюсы. Там работа врача более регламентирована. Это, с одной стороны, страхует его от ошибок, с другой — ограничивает в выборе индивидуальной системы лечения. Еще одно отличие заключается в том, что иностранные врачи больше ориентируются на результаты анализов и различных исследований. Для нас же кроме этого важно побеседовать с больным, выстроить всю патогенетическую цепочку, проанализировать анамнез, как развивалось заболевание.

Реформа российского высшего образования коснулась и медицинских вузов, хотя на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратуру — они пока не переходят. В связи с реформой появилось много новшеств. Положительные изменения произошли в отношении учебных планов и программ, которые едины для всех медицинских вузов страны. В процессе обучения в настоящее время используются симуляционные классы, где студенты на различных муляжах получают практические навыки обращения с больными вплоть до выполнения операций. Внедряются дистанционные формы обучения и многое другое. Это все очень важно, и такие изменения нужны. Однако, проводя любые реформы, главное — не растерять уже имеющийся собственный положительный опыт. А он у российской медицины есть, и мы его сохраняем.

Наша справка.

Валентина Павловна Бисярина — профессор, доктор медицинских наук, действительный член академии медицинских наук СССР, ветеран ВОВ, Герой социалистического труда, почетный гражданин города Омска. Это выдающийся человек не только в истории нашего города, но и в масштабах всей страны. Она является основателем омской школы педиатрии, влияние которой в определенной степени отразилось на становлении и развитии всей педиатрии за Уралом. Валентина Павловна родилась 24 июля 1912 года в Омске в семье рабочего железнодорожного депо, окончила наш в то время еще мединститут, прошла всю Великую Отечественную войну, защитив в 1943 году кандидатскую диссертацию. Ею опубликовано более 300 научных работ. Валентина Павловна была редактором раздела педиатрии Большой советской медицинской энциклопедии и почти 20 лет возглавляла Всероссийское общество детских врачей. Под ее руководством написано более полусотни кандидатских и докторских диссертаций.

Юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Валентины Павловны, начались в феврале нынешнего года с выступления о ней одного из учеников на конгрессе педиатров в Москве. В апреле-мае в ОмГМА прошла студенческая научная конференция. Затем вышло в свет второе издание книги «Академик Валентина Павловна Бисярина» - его презентация состоялась в конце июня. Не так давно в Омской медакадемии открылась выставка, посвященная основным этапам ее жизни. Заключительным аккордом стала прошедшая в середине декабря научно-практическая конференция, посвященная вопросам ревматологии и состояния сердечно-сосудистой системы у детей. Это направления, которыми занимались Валентина Павловна. В работе конференции участвовали научные сотрудники Института ревматизма, Сеченовской медицинской академии, Томского сибирского университета, Новосибирской медицинской академии и, конечно же, омские специалисты.

2157

В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения основателя омской школы педиатрии академика В. П. Бисяриной. О связанных с этим событиях и о состоянии детской медицины в нашем регионе читателям сайта РИА «Омск-Информ» рассказывает завкафедрой педиатрии последипломного образования ОмГМА Людмила Кривцова.

- Как начиналась омская школа педиатрии и в каком состоянии она сейчас?

- Омская школа педиатрии начиналась с двух выдающихся людей — это Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева и Валентина Павловна Бисярина. Ольга Дмитриевна в 1922 году возглавила кафедру детских болезней в только что открывшемся Омском медицинском институте. Со временем эта кафедра «превратилась» в первый за Уралом педиатрический факультет. Валентина Павловна была ее ученицей, которая с самого начала проявила незаурядные способности как в практической работе, так и в научной деятельности. Она обладала колоссальной интуицией при постановке диагноза и даже каким-то даром научного предвидения. С первых дней войны Валентина Павловна была помощником начальника лечебного отдела эвакогоспиталя. Кандидатскую диссертацию она защитила в 1943 году и на следующий день после защиты снова отправилась на фронт. По окончании войны Валентина Павловна вернулась в Омск и продолжила работу под руководством и совместно с Ольгой Дмитриевной. Их краткий рецептурный справочник детского врача выдержал пять переизданий. Им пользовались долгие годы педиатры всей страны.

Когда в 1954 году Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева уехала в Москву, чтобы возглавить НИИ педиатрии Академии медицинских наук СССР, Валентина Павловна приняла эстафету подготовки педиатров в нашем городе и стала заведовать кафедрой детских болезней, в 1959-м защитила докторскую диссертацию. В 1965 году Валентина Павловна стала членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, а четыре года спустя — академиком. Накануне 70-летнего юбилея ей было присвоено звание Героя социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Под ее руководством написано более полусотни кандидатских и докторских работ. Валентина Павловна была очень требовательным человеком как к себе, так и к окружающим. Она всегда говорила своим ученикам: «Ни дня без строчки!», потому что врач может быть хорошим врачом, только если постоянно самосовершенствуется, читает новую медицинскую литературу, что-то ищет, над чем-то работает и размышляет.

Омская педиатрическая школа продолжает существовать на фундаменте, созданном В. П. Бисяриной, являясь и сейчас общепризнанной в России. Наши специалисты работают во всех уголках страны. При трудоустройстве работодатели, как правило, отдают предпочтение выпускникам Омской медакадемии, поскольку это считается знаком качества и хорошей подготовки. Высокий уровень профессионализма наших врачей подтверждается динамикой основных показателей омской педиатрической службы. Например, младенческая смертность в 2010 и 2011 году в Омской области была самой низкой в Сибирском федеральном округе. В нынешнем году данный показатель возрос, но это объясняется внедрением новых стандартов живорожденности детей — таковыми стали считать младенцев с массой тела более 500 грамм.

- Каковы основные проблемы оказания медицинской помощи маленьким омичам?

- Наиболее остро в нашем регионе стоит проблема оказания детям высокотехнологичной помощи по многим направлениям. В Омске до сих пор нет многопрофильной городской больницы, стационара, в котором можно было бы на современном уровне оказывать помощь детям с различной патологией. Имеющиеся медицинские учреждения оставляют желать лучшего. Даже областная детская клиническая больница нуждается в модернизации. Ситуация для примера: врожденные пороки сердца в структуре летальности занимают первое место среди всех врожденных пороков развития, процент которых остается достаточно высоким, однако до сих пор детей с пороками сердца для проведения операций мы вынуждены отправлять в клиники Новосибирска или Томска. Зачастую эти хирургические вмешательства проводятся поздно, когда в организме ребенка уже возникают необратимые изменения или осложнения. В нашем городе необходимо иметь специализированный родильный дом для беременных женщин, у которых у плода внутриутробно диагностированы пороки развития, чтобы такого ребенка можно было прооперировать сразу после появления на свет. В Омском регионе вообще достаточно остро стоит вопрос о качестве пренатальной диагностики.

- Правда ли, что в последние десятилетия здоровье детей заметно ухудшилось?

- Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно. В последние годы для диагностики стали применяться новые технологии, которые позволяют выявить гораздо больше заболеваний, чем 10-20 лет назад. Сейчас трудно оценить, сколько тогда было действительно здоровых детей, а сколько просто недообследованных. Поэтому сравнивать показатели тех лет и нынешние не совсем корректно. Современные дети проводят много времени за компьютером. Как следствие у них возникают гиподинамия, нарушения зрения, заболевания нервной системы и другие недуги. К концу обучения в школе здоровых детей становится гораздо меньше, чем в начале. Этой проблеме уделяется серьезное внимание — увеличено количество уроков физкультуры, решается вопрос с горячим питанием школьников, из меню исчезли фастфуды и другие «неправильные» продукты.

- Достаточно ли в нашем регионе врачей-педиатров?

- Большая беда, что у нас в педиатрической службе низкий процент укомплектованности кадрами — на одного выпускника педиатрического факультета приходится 2-3 рабочих места. Оказывать помощь детям, особенно раннего возраста и новорожденным — это очень тяжелая и ответственная работа, но, к сожалению, не столь же высокооплачиваемая. Врач-педиатр может лечить не только детей, но и взрослых, работать в самых разных отраслях медицины — в терапии, семейной медицине, акушерстве и других, где ему предлагают более выгодные условия. Поэтому выпускники нашего факультета не всегда идут в педиатрию. Даже те, кто поступали по целевым направлениям, иной раз предпочитают вернуть потраченные на свое обучение деньги, чем ехать на работу в родной район. Договорная система подготовки кадров имеет еще очень много пробелов. Но я считаю, что, если человек поступил на педиатрический факультет, он должен работать педиатром. У нас учебные программы адаптированы для подготовки именно таких специалистов. И когда выпускник уходит в другое направление, он, на мой взгляд, в некоторой степени нарушает чьи-то права.

- Как изменится подготовка врачей в связи с реформой высшего образования?

- Особенностью подготовки медицинских кадров в нашей стране всегда являлась тесная связь институтов и практического здравоохранения. Преподавание происходит в клиниках, и то, что описано в учебниках, студенты видят на конкретных больных. Это позволяет уже через 6-7 лет обучения выпускать врачей, которые могут работать самостоятельно. За рубежом несколько иная система подготовки медицинских кадров. Сказать, какой вариант лучше, нельзя — поскольку везде есть свои плюсы. Там работа врача более регламентирована. Это, с одной стороны, страхует его от ошибок, с другой — ограничивает в выборе индивидуальной системы лечения. Еще одно отличие заключается в том, что иностранные врачи больше ориентируются на результаты анализов и различных исследований. Для нас же кроме этого важно побеседовать с больным, выстроить всю патогенетическую цепочку, проанализировать анамнез, как развивалось заболевание.

Реформа российского высшего образования коснулась и медицинских вузов, хотя на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратуру — они пока не переходят. В связи с реформой появилось много новшеств. Положительные изменения произошли в отношении учебных планов и программ, которые едины для всех медицинских вузов страны. В процессе обучения в настоящее время используются симуляционные классы, где студенты на различных муляжах получают практические навыки обращения с больными вплоть до выполнения операций. Внедряются дистанционные формы обучения и многое другое. Это все очень важно, и такие изменения нужны. Однако, проводя любые реформы, главное — не растерять уже имеющийся собственный положительный опыт. А он у российской медицины есть, и мы его сохраняем.

Наша справка.

Валентина Павловна Бисярина — профессор, доктор медицинских наук, действительный член академии медицинских наук СССР, ветеран ВОВ, Герой социалистического труда, почетный гражданин города Омска. Это выдающийся человек не только в истории нашего города, но и в масштабах всей страны. Она является основателем омской школы педиатрии, влияние которой в определенной степени отразилось на становлении и развитии всей педиатрии за Уралом. Валентина Павловна родилась 24 июля 1912 года в Омске в семье рабочего железнодорожного депо, окончила наш в то время еще мединститут, прошла всю Великую Отечественную войну, защитив в 1943 году кандидатскую диссертацию. Ею опубликовано более 300 научных работ. Валентина Павловна была редактором раздела педиатрии Большой советской медицинской энциклопедии и почти 20 лет возглавляла Всероссийское общество детских врачей. Под ее руководством написано более полусотни кандидатских и докторских диссертаций.

Юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Валентины Павловны, начались в феврале нынешнего года с выступления о ней одного из учеников на конгрессе педиатров в Москве. В апреле-мае в ОмГМА прошла студенческая научная конференция. Затем вышло в свет второе издание книги «Академик Валентина Павловна Бисярина» - его презентация состоялась в конце июня. Не так давно в Омской медакадемии открылась выставка, посвященная основным этапам ее жизни. Заключительным аккордом стала прошедшая в середине декабря научно-практическая конференция, посвященная вопросам ревматологии и состояния сердечно-сосудистой системы у детей. Это направления, которыми занимались Валентина Павловна. В работе конференции участвовали научные сотрудники Института ревматизма, Сеченовской медицинской академии, Томского сибирского университета, Новосибирской медицинской академии и, конечно же, омские специалисты.

2157