Поиск

После сентябрьского взлета цен на электроэнергию, воду, газ и тепло нас ждет повышение стоимости проезда на общественном транспорте, о чем честно говорит мэрия. Мало никому не покажется!

От честности мэрии нам, честно говоря, не легче. В принципе, стоимость проезда повышать, наверное, надо, вопрос – на сколько? Не на пятьдесят же процентов, как предлагается. Все аргументы чиновников тут разбиваются в пух и прах одним примером: газелисты возят своих пассажиров за 13 рублей и бьются за свои маршруты вплоть до поножовщины. Значит, выгодно. Почему же в постоянном убытке муниципальный транспорт?

На этот вопрос власти не могут ответить омичам годами, если не десятилетиями. В ход идут одни и те же доводы: подорожание топлива, изношенность парка, «в других городах дороже» и т.д. Частично все это действительно так, но, например, динамика роста цен на бензин никак не вяжется с предлагаемым ростом тарифа на проезд.

Пять лет назад этот тариф составлял 9 рублей, с февраля прошлого года мы стали платить за удовольствие прокатиться на автобусе 11, а с августа нынешнего – 12 рублей. Теперь заговорили о 18 целковых. То есть если сравнить с 2007 годом, рост составит 100%. Стоимость же бензина А-80 и дизтоплива, на которых работают омские автобусы, увеличилась за тот же период на 50 и 58% соответственно. Вывод об обоснованности «бензинового» аргумента каждый может сделать сам.

С автобусным парком у нас и правда беда, и длится она долгие годы. Омичи помнят закупки в кредит «Карос» и «Мерседесов», за что бюджет расплачивался долго и больно, а сами автобусы как-то уж слишком быстро пришли в негодность. Поступают в город и отечественные автобусы, но сколь их не прибывает, общее состояние парка почему-то не улучшается. Но нельзя, кивая на изношенность транспорта, бесконечно взвинчивать цены на билеты, кардинально не обновляя при этом парк. Я бы и, возможно, многие горожане поняли, если бы мэрия предложила прозрачную программу обновления автобусного парка за общий счет. Пусть проезд подорожает, но так, чтобы 1-2 рубля целевым назначением направлялись на приобретение подвижного состава, и чтобы мэрия ежегодно отчитывалась, сколько денег собрано за билеты и сколько пошло на покупку автобусов, троллейбусов и трамваев. И мера эта должна быть временной: обновили парк до нормативов – снизьте цену билета.

И, наконец, о столь же долгоиграющей проблеме – снижении издержек самими транспортниками. Наверняка они есть, как и на любом другом производстве, но мне трудно судить об их масштабах. А вот о безобразной работе кондукторов судить могу. С уверенностью говорю, что в часы пик каждый четвертый, если не третий, пассажир, не имеющий проездного или льготы, едет без билета. Даже в полупустых салонах кондукторы ленятся подходить к пассажирам, а те не особо рвутся «обилечиваться». Думаю, в общем итоге «зайцев» набирается процентов 15-20, то есть за каждого ездока ПАТП получает в среднем не 12 рублей, а где-то в районе червонца.

В заключение, посмотрим на другие города, как нам предлагает вице-мэр Омска Инна Парыгина. Прежде всего, она завышает тарифы других регионов, утверждая, что «Центральная Россия вся работает на 18-20 рублях». В Нижнем Новгороде, Самаре билет стоит по 17 рублей, в Казани – 15, в Челябинске – 16 рублей, а вовсе не 24, как утверждает госпожа Парыгина. В Перми депутаты недавно отказались кардинально повышать стоимость проезда и сделали 13 – как у нас в маршрутках. Что у соседей? В Новосибирске – 13-14 рублей. В Красноярске было 13, повысили до 16 рублей. В Кемерово – 10, для пенсионеров оставили цену билета 4 рубля.

У нас же сразу хотят задрать стоимость проезда на 50%, а проездного – на все 100%. Есть, правда, надежда, что это всего лишь «пробный шар», чтобы посмотреть на реакцию населения. Предсказать ее труда не составляет. На память приходит поговорка времен брежневского застоя, правда, она касалась повышения цен на водку: «Передайте Ильичу – нам и десять по плечу, а если будет двадцать пять, будем снова Зимний брать».

Игорь Спиридонов

1267

После сентябрьского взлета цен на электроэнергию, воду, газ и тепло нас ждет повышение стоимости проезда на общественном транспорте, о чем честно говорит мэрия. Мало никому не покажется!

От честности мэрии нам, честно говоря, не легче. В принципе, стоимость проезда повышать, наверное, надо, вопрос – на сколько? Не на пятьдесят же процентов, как предлагается. Все аргументы чиновников тут разбиваются в пух и прах одним примером: газелисты возят своих пассажиров за 13 рублей и бьются за свои маршруты вплоть до поножовщины. Значит, выгодно. Почему же в постоянном убытке муниципальный транспорт?

На этот вопрос власти не могут ответить омичам годами, если не десятилетиями. В ход идут одни и те же доводы: подорожание топлива, изношенность парка, «в других городах дороже» и т.д. Частично все это действительно так, но, например, динамика роста цен на бензин никак не вяжется с предлагаемым ростом тарифа на проезд.

Пять лет назад этот тариф составлял 9 рублей, с февраля прошлого года мы стали платить за удовольствие прокатиться на автобусе 11, а с августа нынешнего – 12 рублей. Теперь заговорили о 18 целковых. То есть если сравнить с 2007 годом, рост составит 100%. Стоимость же бензина А-80 и дизтоплива, на которых работают омские автобусы, увеличилась за тот же период на 50 и 58% соответственно. Вывод об обоснованности «бензинового» аргумента каждый может сделать сам.

С автобусным парком у нас и правда беда, и длится она долгие годы. Омичи помнят закупки в кредит «Карос» и «Мерседесов», за что бюджет расплачивался долго и больно, а сами автобусы как-то уж слишком быстро пришли в негодность. Поступают в город и отечественные автобусы, но сколь их не прибывает, общее состояние парка почему-то не улучшается. Но нельзя, кивая на изношенность транспорта, бесконечно взвинчивать цены на билеты, кардинально не обновляя при этом парк. Я бы и, возможно, многие горожане поняли, если бы мэрия предложила прозрачную программу обновления автобусного парка за общий счет. Пусть проезд подорожает, но так, чтобы 1-2 рубля целевым назначением направлялись на приобретение подвижного состава, и чтобы мэрия ежегодно отчитывалась, сколько денег собрано за билеты и сколько пошло на покупку автобусов, троллейбусов и трамваев. И мера эта должна быть временной: обновили парк до нормативов – снизьте цену билета.

И, наконец, о столь же долгоиграющей проблеме – снижении издержек самими транспортниками. Наверняка они есть, как и на любом другом производстве, но мне трудно судить об их масштабах. А вот о безобразной работе кондукторов судить могу. С уверенностью говорю, что в часы пик каждый четвертый, если не третий, пассажир, не имеющий проездного или льготы, едет без билета. Даже в полупустых салонах кондукторы ленятся подходить к пассажирам, а те не особо рвутся «обилечиваться». Думаю, в общем итоге «зайцев» набирается процентов 15-20, то есть за каждого ездока ПАТП получает в среднем не 12 рублей, а где-то в районе червонца.

В заключение, посмотрим на другие города, как нам предлагает вице-мэр Омска Инна Парыгина. Прежде всего, она завышает тарифы других регионов, утверждая, что «Центральная Россия вся работает на 18-20 рублях». В Нижнем Новгороде, Самаре билет стоит по 17 рублей, в Казани – 15, в Челябинске – 16 рублей, а вовсе не 24, как утверждает госпожа Парыгина. В Перми депутаты недавно отказались кардинально повышать стоимость проезда и сделали 13 – как у нас в маршрутках. Что у соседей? В Новосибирске – 13-14 рублей. В Красноярске было 13, повысили до 16 рублей. В Кемерово – 10, для пенсионеров оставили цену билета 4 рубля.

У нас же сразу хотят задрать стоимость проезда на 50%, а проездного – на все 100%. Есть, правда, надежда, что это всего лишь «пробный шар», чтобы посмотреть на реакцию населения. Предсказать ее труда не составляет. На память приходит поговорка времен брежневского застоя, правда, она касалась повышения цен на водку: «Передайте Ильичу – нам и десять по плечу, а если будет двадцать пять, будем снова Зимний брать».

Игорь Спиридонов

1267