Поиск

Как-то одна уважаемая доктор, размышляя над тем, почему здоровье старших поколений, несмотря на некомфортные условия и нелегкие жизненные испытания, отличается большей выносливостью, чем последующих, заметила, что силы старшему поколению были заложены в детстве – натуральным питанием, а нынешние ребятишки едят суррогаты – а что полезного те могут дать для роста и развития?

И правда, не секрет, что здоровье детей год от года становится хуже. Например, наблюдаю, что у молодых мамочек сегодня сплошь и рядом проблема: как бороться с аллергией у ребенка? На сладости, раскрашенные всеми цветами радуги йогурты, замешанные на порошке соки и т. д.

Полки магазинов и супермаркетов завалены продуктами «со вкусом и видом» натуральных, а подлинные, без химии, сегодня даже на рынке трудно сыскать. Там, как правило, масло, творог и прочее – не от крестьянина, а от перерабатывающих предприятий, которые,  независимо – большое или малое, пользуются технологиями разных добавок, раздувающих объемы выпускаемой продукции.  

Между тем, натуральную еду в Омской области еще производят – в личных подсобных, небольших фермерских  хозяйствах. Вот только путь до городского прилавка для большинства из них и далек и долог. Констатацию этого печального факта с разных точек зрения я услышала на круглом столе, организованном Омской мэрией в рамках недавней областной сельскохозяйственной выставки.

Вопрос назрел, видимо, потому, что широко разрекламированные в последние годы правления старой областной власти губернские социальные ярмарки, похоже, скоро прикажут долго жить. Негигиенично и несимпатично торговать продуктами питания «с земли» - наспех собранных прилавков в людных местах, пора продавать деревенскую еду в цивилизованном формате. Желательно заинтересовать доморощенным сегментом серьезные торговые сети.

А торговые сети вроде и «за»: ведь во всем мире натурпродукты – модный тренд. Только пусть малые фермеры и хозяева личных подворий обеспечат  бесперебойность поставок и стабильные объемы.   

Крестьяне же чуть ли не криком кричат: «Помогите, купите, вывозите – иначе загнемся!». Сами, мол, торговле не обучены, средств на транспортировку нет, продукция скоропортящаяся, объемы малые. «Даешь обратно кооперацию, заготконторы!». Или на худой конец – порядочного частника-перекупщика, выполняющего функции такой заготконторы. Логиста – говоря по-современному.

Не знаю, можно ли сегодня возродить сверху структуру развалившегося в конце прошлого века облпотребсоюза. А вот частный бизнес… В США, например, именно он успешно осваивает торговлю так называемыми органическими продуктами, этот рынок стабильно растет на 15-20% в год. Потребителям надоела универсальная поточная еда из супермаркетов. Наблюдается бум локального фермерства, сответственно – возрождение локального ритейла. В Европе биопродукты столь же популярны.

Но есть одно «но», для нашей отечественной действительности пока непреодолимое: за рубежом натуральные продукты стоят дорого. А у нас за молоком на розлив от крестьянина стоят бабушки-пенсионерки, потому что оно дешевле магазинного.

Назвать продукцию наших фермеров органической, биологической, экологической – на уровне общепринятых в мире и закрепленных законодательно терминов  - невозможно. Там – это определенные, очень строгие и жестко контролируемые технологии выращивания сырья, его переработки и даже упаковки. У нас натуральные продукты – это скорее домашняя деревенская продукция. Есть ли у нее большое будущее?

Трудно сказать. Мы всегда идем позади мировых экономических тенденций. Локальный ритейл у нас сейчас как раз дожевывается федеральными сетями, в упор не видящими локального малого сельхозпроизводителя, так что об эпохе ренессанса никакой речи нет.

 Впрочем, мы всегда идем своим путем. Возможно, переболев аллергиями, новые поколения окрепнут в борьбе и, наоборот, натуральную пищу будут отвергать как нездоровую и даже вредную. Уже известны случаи, когда младенцы страдают коликами и сыпью из-за родного материнского молока, просто его не воспринимают, а всякие смеси и пюре из баночек лопают с удовольствием…  

Марина Зарытовская

Как-то одна уважаемая доктор, размышляя над тем, почему здоровье старших поколений, несмотря на некомфортные условия и нелегкие жизненные испытания, отличается большей выносливостью, чем последующих, заметила, что силы старшему поколению были заложены в детстве – натуральным питанием, а нынешние ребятишки едят суррогаты – а что полезного те могут дать для роста и развития?

И правда, не секрет, что здоровье детей год от года становится хуже. Например, наблюдаю, что у молодых мамочек сегодня сплошь и рядом проблема: как бороться с аллергией у ребенка? На сладости, раскрашенные всеми цветами радуги йогурты, замешанные на порошке соки и т. д.

Полки магазинов и супермаркетов завалены продуктами «со вкусом и видом» натуральных, а подлинные, без химии, сегодня даже на рынке трудно сыскать. Там, как правило, масло, творог и прочее – не от крестьянина, а от перерабатывающих предприятий, которые,  независимо – большое или малое, пользуются технологиями разных добавок, раздувающих объемы выпускаемой продукции.  

Между тем, натуральную еду в Омской области еще производят – в личных подсобных, небольших фермерских  хозяйствах. Вот только путь до городского прилавка для большинства из них и далек и долог. Констатацию этого печального факта с разных точек зрения я услышала на круглом столе, организованном Омской мэрией в рамках недавней областной сельскохозяйственной выставки.

Вопрос назрел, видимо, потому, что широко разрекламированные в последние годы правления старой областной власти губернские социальные ярмарки, похоже, скоро прикажут долго жить. Негигиенично и несимпатично торговать продуктами питания «с земли» - наспех собранных прилавков в людных местах, пора продавать деревенскую еду в цивилизованном формате. Желательно заинтересовать доморощенным сегментом серьезные торговые сети.

А торговые сети вроде и «за»: ведь во всем мире натурпродукты – модный тренд. Только пусть малые фермеры и хозяева личных подворий обеспечат  бесперебойность поставок и стабильные объемы.   

Крестьяне же чуть ли не криком кричат: «Помогите, купите, вывозите – иначе загнемся!». Сами, мол, торговле не обучены, средств на транспортировку нет, продукция скоропортящаяся, объемы малые. «Даешь обратно кооперацию, заготконторы!». Или на худой конец – порядочного частника-перекупщика, выполняющего функции такой заготконторы. Логиста – говоря по-современному.

Не знаю, можно ли сегодня возродить сверху структуру развалившегося в конце прошлого века облпотребсоюза. А вот частный бизнес… В США, например, именно он успешно осваивает торговлю так называемыми органическими продуктами, этот рынок стабильно растет на 15-20% в год. Потребителям надоела универсальная поточная еда из супермаркетов. Наблюдается бум локального фермерства, сответственно – возрождение локального ритейла. В Европе биопродукты столь же популярны.

Но есть одно «но», для нашей отечественной действительности пока непреодолимое: за рубежом натуральные продукты стоят дорого. А у нас за молоком на розлив от крестьянина стоят бабушки-пенсионерки, потому что оно дешевле магазинного.

Назвать продукцию наших фермеров органической, биологической, экологической – на уровне общепринятых в мире и закрепленных законодательно терминов  - невозможно. Там – это определенные, очень строгие и жестко контролируемые технологии выращивания сырья, его переработки и даже упаковки. У нас натуральные продукты – это скорее домашняя деревенская продукция. Есть ли у нее большое будущее?

Трудно сказать. Мы всегда идем позади мировых экономических тенденций. Локальный ритейл у нас сейчас как раз дожевывается федеральными сетями, в упор не видящими локального малого сельхозпроизводителя, так что об эпохе ренессанса никакой речи нет.

 Впрочем, мы всегда идем своим путем. Возможно, переболев аллергиями, новые поколения окрепнут в борьбе и, наоборот, натуральную пищу будут отвергать как нездоровую и даже вредную. Уже известны случаи, когда младенцы страдают коликами и сыпью из-за родного материнского молока, просто его не воспринимают, а всякие смеси и пюре из баночек лопают с удовольствием…  

Марина Зарытовская