Поиск

Реформа российской почты уже десяток лет идет с неизменным неуспехом. Сужу об этом как постоянный потребитель услуг этого ведомства. Кого только не назначали оптимизировать российскую почту – и бизнесменов, и функционеров, а воз, как говорится, и ныне там: предприятие не становится особо прибыльным, а главное – клиенты не чувствуют возрастающего к ним уважения. Напротив…

Свежие плоды оптимизации наблюдаю последний месяц в посылочном отделении Омского почтамта.  Когда-то здесь работали 3-4 сотрудницы, которые в случае образования очереди клиентов помогали друг другу ее ликвидировать. Теперь остались две, причем та, что работает на выдаче посылок, большей частью времени скучает – видимо, не так часто омичам шлют подарки. Но с места девушка не трогается, чтобы помочь коллеге на отправке – похоже, их компетенции теперь разделили жестко. А слать подарки от щедрот своих омичи не перестали – у стойки на отправке всегда наблюдается очередь. И вот вторая сотрудница – и швец, и жнец, и на дуде игрец: и упаковывает посылку, и оформляет, и проводит через кассу. Слов нет, свою собственную деятельность она организовала оптимально: движения ее отточены и грациозны, словно в классическом танце, ни минуты простоя, ни малейших признаков раздражения на лице. Наблюдение за ее виртуозной работой вызывает даже эстетическое удовольствие, и, пожалуй, только это мастерство удерживает клиента в растянувшейся на полчаса очереди. Хочется верить, что хотя бы эта сотрудница выиграла в зарплате в результате такой оптимизации.

Сегодня, конечно, можно не томиться по-старомодному в очереди на почте, а воспользоваться быстрыми услугами альтернативных фирм по доставке. Но если и на почте тарифы немаленькие, то в таких фирмах намного круче. Кстати, в почтовом ведомстве тоже существуют экспресс-услуги, правда, оформлять их нужно в той же очереди. Но после анекдотической ситуации, случившейся пару лет назад, я прибегать к ним не рискую. За неделю до нового года в один день и час из одного этого отделения почтамта отправила две посылки в один и тот же город по одному и тому же адресу. Только одну посылку обычным способом, а другую – экспресс, по цене вдвое дороже. В итоге первая пришла на несколько дней раньше. А по поводу второй пришлось звонить и в столичный колл-центр, и в подразделение города-адресата, телефон которого отвечал упорным молчанием. После обещания написать претензию столичное подразделение все-таки зашевелилось, и в итоге выяснилось, что курьер по доставке просто устроил себе долгие праздничные каникулы…

Отправка обычных писем – это, вообще, игра в рулетку. В  Питер, например, письма из Омска могут идти месяц, а то и вовсе теряться. Возможно, в Северной столице решительно оптимизировали сортировщиков и оплату их труда… При этом цены на конверты по России растут почти с той же регулярностью, что и цены на бензин. Вообще, по этой теме у меня скопился целый дневник наблюдений, словно за капризной погодой, – частные письма в один южный город по одному и тому же дорогому мне адресу отправляю еженедельно. Путем проб и ошибок сделала полезное открытие о том, в какой почтовый ящик в центре Омска надежнее всего бросать письма – за 7-10 дней дойдут точно. Это ящик, установленный неподалеку от мэрии. Почему он наиболее надежен – не знаю: то ли из-за уважения к городским чиновникам, то ли из-за сочувствия  к ветеранам расположенного рядом госпиталя.

Как-то наблюдала процесс  выемки  писем из этого ящика. Экспедитор ссыпала их в видавший виды, похоже, еще дореформенного происхождения, мешок и поспешила через дорогу к допотопному микроавтобусу типа «уазика-буханки» образца 1965 года. Экипируется почта черепашьими темпами. Кстати, в том же южном городе моя подруга работала на почтамте инспектором по технической безопасности и как подполковник милиции в отставке ходила и на эту службу чуть ли не с «тревожным чемоданчиком»: поломки транспорта, а шлейфом – аварийные ситуации случались практически каждый день. От очередной реформы ждали обновления автопарка, но из Москвы пришел только централизованный приказ – покрасить старые колымаги в фирменный синий цвет. Немудрено, что молодежь не заманишь за руль этих развалин, его не выпускают из рук только водители предпенсионного возраста, душой прикипевшие к почтовым трактам…

Ну, и наконец, почему я наказала рублем бумажную прессу, которой посвятила, в общем-то, всю профессиональную жизнь и по-прежнему люблю неспешно почитать газету, удобно устроившись в кресле с чашкой чая. Но в этом году я впервые за 25 лет отказала бумажной прессе в твердом авансировании, проще говоря – подписке. После того, как в мае ежедневную газету мне принесли кипой за целую неделю. Кому же интересны несвежие новости? Видимо, нашего старого доброго почтальона тоже оптимизировали, а желающих столь же добросовестно трудиться на ее месте на скромную зарплату не нашлось.

Когда-то на заре оптимистической юности я со своими коллегами добивалась, чтобы мою родную газету почта доставляла подписчикам к утреннему завтраку. И можете себе представить, добились, печатное слово в областной газете тогда было действенным. Но с тех пор, как политику всех региональных почтовых управлений стал определять центр, все изменилось. Газетчики, наверное, первыми ощутили на себе плоды реформы, когда в цене подписки доля доставочной стоимости стала значительно больше редакционной: тиражи резко пошли вниз.

Оптимизация – это приведение системы к состоянию наибольшей эффективности при минимизации ресурсных затрат. Что у нас? По сути, почта отучает нас, потребителей, от традиционных услуг. Но пока у нее есть, как и у государства – нефть и газ,  два источника финансирования – коммунальные платежи и пенсии, ведомство выживет. Ну, а народ как-нибудь перебьется.

P.S. «Плоды оптимизации» - можно, наверное, сделать постоянной рубрикой. В охваченной ею сферах тем для размышления немерено.

Марина Зарытовская

Реформа российской почты уже десяток лет идет с неизменным неуспехом. Сужу об этом как постоянный потребитель услуг этого ведомства. Кого только не назначали оптимизировать российскую почту – и бизнесменов, и функционеров, а воз, как говорится, и ныне там: предприятие не становится особо прибыльным, а главное – клиенты не чувствуют возрастающего к ним уважения. Напротив…

Свежие плоды оптимизации наблюдаю последний месяц в посылочном отделении Омского почтамта.  Когда-то здесь работали 3-4 сотрудницы, которые в случае образования очереди клиентов помогали друг другу ее ликвидировать. Теперь остались две, причем та, что работает на выдаче посылок, большей частью времени скучает – видимо, не так часто омичам шлют подарки. Но с места девушка не трогается, чтобы помочь коллеге на отправке – похоже, их компетенции теперь разделили жестко. А слать подарки от щедрот своих омичи не перестали – у стойки на отправке всегда наблюдается очередь. И вот вторая сотрудница – и швец, и жнец, и на дуде игрец: и упаковывает посылку, и оформляет, и проводит через кассу. Слов нет, свою собственную деятельность она организовала оптимально: движения ее отточены и грациозны, словно в классическом танце, ни минуты простоя, ни малейших признаков раздражения на лице. Наблюдение за ее виртуозной работой вызывает даже эстетическое удовольствие, и, пожалуй, только это мастерство удерживает клиента в растянувшейся на полчаса очереди. Хочется верить, что хотя бы эта сотрудница выиграла в зарплате в результате такой оптимизации.

Сегодня, конечно, можно не томиться по-старомодному в очереди на почте, а воспользоваться быстрыми услугами альтернативных фирм по доставке. Но если и на почте тарифы немаленькие, то в таких фирмах намного круче. Кстати, в почтовом ведомстве тоже существуют экспресс-услуги, правда, оформлять их нужно в той же очереди. Но после анекдотической ситуации, случившейся пару лет назад, я прибегать к ним не рискую. За неделю до нового года в один день и час из одного этого отделения почтамта отправила две посылки в один и тот же город по одному и тому же адресу. Только одну посылку обычным способом, а другую – экспресс, по цене вдвое дороже. В итоге первая пришла на несколько дней раньше. А по поводу второй пришлось звонить и в столичный колл-центр, и в подразделение города-адресата, телефон которого отвечал упорным молчанием. После обещания написать претензию столичное подразделение все-таки зашевелилось, и в итоге выяснилось, что курьер по доставке просто устроил себе долгие праздничные каникулы…

Отправка обычных писем – это, вообще, игра в рулетку. В  Питер, например, письма из Омска могут идти месяц, а то и вовсе теряться. Возможно, в Северной столице решительно оптимизировали сортировщиков и оплату их труда… При этом цены на конверты по России растут почти с той же регулярностью, что и цены на бензин. Вообще, по этой теме у меня скопился целый дневник наблюдений, словно за капризной погодой, – частные письма в один южный город по одному и тому же дорогому мне адресу отправляю еженедельно. Путем проб и ошибок сделала полезное открытие о том, в какой почтовый ящик в центре Омска надежнее всего бросать письма – за 7-10 дней дойдут точно. Это ящик, установленный неподалеку от мэрии. Почему он наиболее надежен – не знаю: то ли из-за уважения к городским чиновникам, то ли из-за сочувствия  к ветеранам расположенного рядом госпиталя.

Как-то наблюдала процесс  выемки  писем из этого ящика. Экспедитор ссыпала их в видавший виды, похоже, еще дореформенного происхождения, мешок и поспешила через дорогу к допотопному микроавтобусу типа «уазика-буханки» образца 1965 года. Экипируется почта черепашьими темпами. Кстати, в том же южном городе моя подруга работала на почтамте инспектором по технической безопасности и как подполковник милиции в отставке ходила и на эту службу чуть ли не с «тревожным чемоданчиком»: поломки транспорта, а шлейфом – аварийные ситуации случались практически каждый день. От очередной реформы ждали обновления автопарка, но из Москвы пришел только централизованный приказ – покрасить старые колымаги в фирменный синий цвет. Немудрено, что молодежь не заманишь за руль этих развалин, его не выпускают из рук только водители предпенсионного возраста, душой прикипевшие к почтовым трактам…

Ну, и наконец, почему я наказала рублем бумажную прессу, которой посвятила, в общем-то, всю профессиональную жизнь и по-прежнему люблю неспешно почитать газету, удобно устроившись в кресле с чашкой чая. Но в этом году я впервые за 25 лет отказала бумажной прессе в твердом авансировании, проще говоря – подписке. После того, как в мае ежедневную газету мне принесли кипой за целую неделю. Кому же интересны несвежие новости? Видимо, нашего старого доброго почтальона тоже оптимизировали, а желающих столь же добросовестно трудиться на ее месте на скромную зарплату не нашлось.

Когда-то на заре оптимистической юности я со своими коллегами добивалась, чтобы мою родную газету почта доставляла подписчикам к утреннему завтраку. И можете себе представить, добились, печатное слово в областной газете тогда было действенным. Но с тех пор, как политику всех региональных почтовых управлений стал определять центр, все изменилось. Газетчики, наверное, первыми ощутили на себе плоды реформы, когда в цене подписки доля доставочной стоимости стала значительно больше редакционной: тиражи резко пошли вниз.

Оптимизация – это приведение системы к состоянию наибольшей эффективности при минимизации ресурсных затрат. Что у нас? По сути, почта отучает нас, потребителей, от традиционных услуг. Но пока у нее есть, как и у государства – нефть и газ,  два источника финансирования – коммунальные платежи и пенсии, ведомство выживет. Ну, а народ как-нибудь перебьется.

P.S. «Плоды оптимизации» - можно, наверное, сделать постоянной рубрикой. В охваченной ею сферах тем для размышления немерено.

Марина Зарытовская