Поиск

Надежда Платицина генеральный директор салона «Белая Орхидея», вице-президент Национальной гильдии флористов России  

15 ноября исполняется 20 лет салону «Белая Орхидея». О своем бизнесе рассказывает его создатель и генеральный директор, вице-президент Национальной гильдии флористов России Надежда Борисовна Платицина.

- Как создавалась «Белая Орхидея»? До того, как заняться флористикой, у Вас была творческая профессия — журналист?

- Я сменила творческую профессию на творческую. А из журналистики ушла, потому что в 90-е годы нужно было писать о скандалах. Я же любила делать репортажи с каких-то радостных мероприятий, рассказывать о хороших людях, писать о концертах, конкурсах, достижениях производства. А заводы стали закрываться...

Поначалу мне было сложно руководить людьми — ведь я никогда не была директором. Опытные руководители советовали: нельзя брать на себя то, чего не можешь осилить. Когда мы открыли магазин, я увлекалась европейской аранжировкой. Самой первой возникла проблема: я не предполагала, что магазин — это прежде всего магазин, а аранжировка уже потом. У меня долго вставали на место мозги. Нужно было контролировать финансы, решать юридические вопросы. Очень помогло журналистское умение общаться с людьми. Мне часто говорят, что я очень сильная, но и добрая, и что это разные вещи. Во мне происходит постоянная борьба: я знаю, как должна поступать как бизнесмен и руководитель, но сделать так не могу. И все это прекрасно понимают.

Открывая «Белую Орхидею», нам пришлось многому учиться. В России не было школ флористики. Мы учились в общей сложности у 17 иностранных мастеров. Для того, чтобы российские мастера могли участвовать в зарубежных конкурсах, требовалось членство в Европейской ассоциации. Поэтому 11 лет назад мы организовали Национальную гильдию флористов. Сейчас эта профессия официально утверждена в России.

- Насколько, на Ваш взгляд, вообще совместимы творчество и зарабатывание денег?

- Главным нашим девизом всегда были красота и достоинство. А откуда ему взяться, если человек мало что видел? Поэтому, чтобы знать о мировых тенденциях в нашем деле, мы часто ездим за границу, тратим большие деньги на участие в конкурсах. Тут все зависит от руководителя — хочет ли он знать, на каком уровне в России находится сейчас его фирма. Мне это надо. На конкурсе мы получаем тему и воплощаем ее. Наша задача в том, чтобы посетители понимали идею изделия, стоящего на витрине. Оно должно быть красиво сделано. Бизнес основан именно на этом, а не на том, что сейчас делают многие цветочные магазины — им нужно просто тупо продать товар. А я не могу обманывать своих клиентов и, например, впихивать им ободранные до бутонов розы — это уже не розы. К сожалению, многие всего этого не понимают и никто не стремится к знаниям.

Спад профессии идет даже на уровне флористов. Это заметно по конкурсам. В России они проводятся в 15 городах. Когда смотрю на участников, у меня часто складывается впечатление, что эти люди пришли из цветочного отдела какого-то гипермаркета. Я не знаю, как они вникают во все тонкости. Посетят какой-нибудь семинар у известного специалиста, получат сертификат. Но если у человека нет базовых знаний, например как и каким инструментом работать, то что вообще можно делать? Начальные школы в нашей профессии есть, но ведь многие считают уничижительным учиться с первого класса — все сильно взрослые. Раньше флористы были более высокого уровня, потому что в 90-е годы этим всем стали заниматься бывшие архитекторы, инженеры — люди, у которых уже были определенные представления о красоте и искусстве.

На мероприятиях я сразу вижу наши букеты и чужие. Когда люди приходят в музей, далеко не все из них разбираются в искусстве, как профессионалы, но им ложится на душу то напряжение, которое создал художник, соблюдая при этом пропорции, цвет и другие правила. То же самое и в нашем деле. В аранжировке можно отразить, например, характер человека, которому адресован букет. Как-то мы делали букеты на музыку и песни группы Beatles.

В «Белой Орхидее» посетителя никогда не спросят: «Чем вам помочь?». Мы не стали перенимать эту европейскую торговую традицию. От такого вопроса человеку неловко что-то не купить или хочется уйти. Когда ему понадобится помощь, он сам об этом скажет, и ему все объяснят, наши специалисты могут бесплатно просто проконсультировать, как ухаживать за тем или иным растением. Лет 10 подряд к нам приходили люди, которые ничего не покупали, - для них наш магазин был салоном психологической разгрузки.

- Какие времена оказались самыми непростыми за 20 лет?

- Самые сложные времена у нас наступили сейчас, потому что наша аранжировка никому не нужна. Все ищут дешевые товары и не видят разницы между искусством и ширпотребом. Я не могу понять причин этого потребительства. Люди закопались в продуктах и в вещах, но что-то потеряли. Мы все как-то живем отдельно и на всем экономим. За границей принято покупать цветы в дом, а у нас на это всегда нет денег. Но вот водки на свадьбу можем купить сколько угодно. Почему-то мужчины считают, что дарить женщинам цветы необязательно: лучше деньги в конверте — пусть купит то, что хочет. Пошла такая мода... Никто не хочет дознаться глубин души. Но так нельзя относиться к самым близким людям.

И мне до боли обидно, что я ничего не могу сделать. Мы не потеряли своих клиентов, оборот «Белой Орхидеи» не уменьшился. Мы не стали хуже работать и наши цветы по-прежнему покупают, потому что знают — они выращены по всем правилам агротехники и будут стоять долго. Но я не могу привлечь новых клиентов, повлиять на этот процесс. Я не знаю, что делать. Профессионализм стал никому не нужен. Хочется создавать и продавать красивое, а людям это не надо. То же самое можно сказать и про театры, и про музеи. Все это как-то печально.

- А разве реклама не может помочь?

- Однажды весной, в преддверии 8 Марта, мы потратили много денег на размещение рекламы на теле- и радиоканалах. Реакции — ноль. Реклама многим надоела — все эти слоганы, бегущие строки, которые я, например, никогда не читаю. Но мир ею заполнен, это тоже чей-то бизнес. Однако у меня она не работает, нужны другие способы. Мне говорят, что эффективными оказываются хорошие скидки. Сбавить 10 % - для нас это уже много. А когда я слышу про скидки в 70 %, думаю, какой же тогда была «накидка»? Еще мне нравится «бесплатная доставка» - не может она быть бесплатной, расходы на это, скорее всего, заложены в стоимости товара.

Многие считают, что в «Белой Орхидее» все дорого и только для элиты. Это не так — стоимость цветов практически одинакова по всему городу, в том числе и у нас. Не обязательно покупать самый большой и дорогой букет. Его можно составить и по средствам. Среди наших постоянных покупателей много представителей интеллигенции. У таких людей, как правило, нет комплекса отсутствия денег. Они придерживаются позиции: сегодня у меня их мало — я и куплю поменьше. Просто приходят и говорят, в какую сумму желают уложиться. Я не люблю дешевую рекламу. «Дешевого» у нас, действительно, ничего нет. В «Белой Орхидее» все дорого, и прежде всего — люди.

- Что из достигнутого считаете самым главным?

- Самое главное достижение — сложился дружный коллектив, который как семья. У нас нет текучки кадров, мы очень давно живем нынешним составом. Все очень притерлись друг к другу. Кто-то общается более близко, но все хотят побыть вместе — ведь работаем кто по сменам, это флористы, кто в садовом центре. Коллеги меня часто спрашивают: «Вот ты их всех учишь, а они потом уйдут?» Во-первых, моя задача сделать так, чтобы не ушли, а во-вторых, сотрудники - не рабы. Никогда нельзя забывать о том, что все у меня имеющееся заработали они. Это особенно важно в частном предприятии. Организовывая его, я многое делала ровно наоборот, чем большинство руководителей. В нашем коллективе принято выручать друг друга в любых обстоятельствах, благодаря этому, например, сотрудникам удалось купить квартиры... Жить дружно легче — вот что мы поняли за эти 20 лет.

Поскольку мы осваивали новое направление и для этого нужно было много учиться, я принимала на работу только высокообразованных людей, которые на это способны. Брать на нашу работу обычных продавцов нельзя — у них, как правило, специфический склад ума, такие люди от нас уходили. Я очень боялась собирать большой коллектив, потому что беру ответственность за людей. Настольная книга в «Белой Орхидее» - «Маленький принц», мы «приручили» друг друга. Все, что сейчас есть, создано большим трудом. 10 лет назад мы получили в садовом центре пустырь с очень плохой землей и ужасную теплицу.

- Каковы дальнейшие планы у «Белой Орхидеи»?

- Очень хочется, чтобы нашей семьей стали и все омичи, чтобы тепло, которое мы здесь создаем, как-то дошло и тронуло сердца людей. Нам не нужны огромные выручки. Я никогда не была за монополию и не хотела, чтобы цветы покупали только в «Белой Орхидее». Я по-прежнему называю своих конкурентов коллегами и хочу, чтобы мужчины покупали женщинам цветы там, где удобнее и ближе. Я только хочу, чтобы люди видели разницу между плохим и хорошим.

6541

Надежда Платицина генеральный директор салона «Белая Орхидея», вице-президент Национальной гильдии флористов России  

15 ноября исполняется 20 лет салону «Белая Орхидея». О своем бизнесе рассказывает его создатель и генеральный директор, вице-президент Национальной гильдии флористов России Надежда Борисовна Платицина.

- Как создавалась «Белая Орхидея»? До того, как заняться флористикой, у Вас была творческая профессия — журналист?

- Я сменила творческую профессию на творческую. А из журналистики ушла, потому что в 90-е годы нужно было писать о скандалах. Я же любила делать репортажи с каких-то радостных мероприятий, рассказывать о хороших людях, писать о концертах, конкурсах, достижениях производства. А заводы стали закрываться...

Поначалу мне было сложно руководить людьми — ведь я никогда не была директором. Опытные руководители советовали: нельзя брать на себя то, чего не можешь осилить. Когда мы открыли магазин, я увлекалась европейской аранжировкой. Самой первой возникла проблема: я не предполагала, что магазин — это прежде всего магазин, а аранжировка уже потом. У меня долго вставали на место мозги. Нужно было контролировать финансы, решать юридические вопросы. Очень помогло журналистское умение общаться с людьми. Мне часто говорят, что я очень сильная, но и добрая, и что это разные вещи. Во мне происходит постоянная борьба: я знаю, как должна поступать как бизнесмен и руководитель, но сделать так не могу. И все это прекрасно понимают.

Открывая «Белую Орхидею», нам пришлось многому учиться. В России не было школ флористики. Мы учились в общей сложности у 17 иностранных мастеров. Для того, чтобы российские мастера могли участвовать в зарубежных конкурсах, требовалось членство в Европейской ассоциации. Поэтому 11 лет назад мы организовали Национальную гильдию флористов. Сейчас эта профессия официально утверждена в России.

- Насколько, на Ваш взгляд, вообще совместимы творчество и зарабатывание денег?

- Главным нашим девизом всегда были красота и достоинство. А откуда ему взяться, если человек мало что видел? Поэтому, чтобы знать о мировых тенденциях в нашем деле, мы часто ездим за границу, тратим большие деньги на участие в конкурсах. Тут все зависит от руководителя — хочет ли он знать, на каком уровне в России находится сейчас его фирма. Мне это надо. На конкурсе мы получаем тему и воплощаем ее. Наша задача в том, чтобы посетители понимали идею изделия, стоящего на витрине. Оно должно быть красиво сделано. Бизнес основан именно на этом, а не на том, что сейчас делают многие цветочные магазины — им нужно просто тупо продать товар. А я не могу обманывать своих клиентов и, например, впихивать им ободранные до бутонов розы — это уже не розы. К сожалению, многие всего этого не понимают и никто не стремится к знаниям.

Спад профессии идет даже на уровне флористов. Это заметно по конкурсам. В России они проводятся в 15 городах. Когда смотрю на участников, у меня часто складывается впечатление, что эти люди пришли из цветочного отдела какого-то гипермаркета. Я не знаю, как они вникают во все тонкости. Посетят какой-нибудь семинар у известного специалиста, получат сертификат. Но если у человека нет базовых знаний, например как и каким инструментом работать, то что вообще можно делать? Начальные школы в нашей профессии есть, но ведь многие считают уничижительным учиться с первого класса — все сильно взрослые. Раньше флористы были более высокого уровня, потому что в 90-е годы этим всем стали заниматься бывшие архитекторы, инженеры — люди, у которых уже были определенные представления о красоте и искусстве.

На мероприятиях я сразу вижу наши букеты и чужие. Когда люди приходят в музей, далеко не все из них разбираются в искусстве, как профессионалы, но им ложится на душу то напряжение, которое создал художник, соблюдая при этом пропорции, цвет и другие правила. То же самое и в нашем деле. В аранжировке можно отразить, например, характер человека, которому адресован букет. Как-то мы делали букеты на музыку и песни группы Beatles.

В «Белой Орхидее» посетителя никогда не спросят: «Чем вам помочь?». Мы не стали перенимать эту европейскую торговую традицию. От такого вопроса человеку неловко что-то не купить или хочется уйти. Когда ему понадобится помощь, он сам об этом скажет, и ему все объяснят, наши специалисты могут бесплатно просто проконсультировать, как ухаживать за тем или иным растением. Лет 10 подряд к нам приходили люди, которые ничего не покупали, - для них наш магазин был салоном психологической разгрузки.

- Какие времена оказались самыми непростыми за 20 лет?

- Самые сложные времена у нас наступили сейчас, потому что наша аранжировка никому не нужна. Все ищут дешевые товары и не видят разницы между искусством и ширпотребом. Я не могу понять причин этого потребительства. Люди закопались в продуктах и в вещах, но что-то потеряли. Мы все как-то живем отдельно и на всем экономим. За границей принято покупать цветы в дом, а у нас на это всегда нет денег. Но вот водки на свадьбу можем купить сколько угодно. Почему-то мужчины считают, что дарить женщинам цветы необязательно: лучше деньги в конверте — пусть купит то, что хочет. Пошла такая мода... Никто не хочет дознаться глубин души. Но так нельзя относиться к самым близким людям.

И мне до боли обидно, что я ничего не могу сделать. Мы не потеряли своих клиентов, оборот «Белой Орхидеи» не уменьшился. Мы не стали хуже работать и наши цветы по-прежнему покупают, потому что знают — они выращены по всем правилам агротехники и будут стоять долго. Но я не могу привлечь новых клиентов, повлиять на этот процесс. Я не знаю, что делать. Профессионализм стал никому не нужен. Хочется создавать и продавать красивое, а людям это не надо. То же самое можно сказать и про театры, и про музеи. Все это как-то печально.

- А разве реклама не может помочь?

- Однажды весной, в преддверии 8 Марта, мы потратили много денег на размещение рекламы на теле- и радиоканалах. Реакции — ноль. Реклама многим надоела — все эти слоганы, бегущие строки, которые я, например, никогда не читаю. Но мир ею заполнен, это тоже чей-то бизнес. Однако у меня она не работает, нужны другие способы. Мне говорят, что эффективными оказываются хорошие скидки. Сбавить 10 % - для нас это уже много. А когда я слышу про скидки в 70 %, думаю, какой же тогда была «накидка»? Еще мне нравится «бесплатная доставка» - не может она быть бесплатной, расходы на это, скорее всего, заложены в стоимости товара.

Многие считают, что в «Белой Орхидее» все дорого и только для элиты. Это не так — стоимость цветов практически одинакова по всему городу, в том числе и у нас. Не обязательно покупать самый большой и дорогой букет. Его можно составить и по средствам. Среди наших постоянных покупателей много представителей интеллигенции. У таких людей, как правило, нет комплекса отсутствия денег. Они придерживаются позиции: сегодня у меня их мало — я и куплю поменьше. Просто приходят и говорят, в какую сумму желают уложиться. Я не люблю дешевую рекламу. «Дешевого» у нас, действительно, ничего нет. В «Белой Орхидее» все дорого, и прежде всего — люди.

- Что из достигнутого считаете самым главным?

- Самое главное достижение — сложился дружный коллектив, который как семья. У нас нет текучки кадров, мы очень давно живем нынешним составом. Все очень притерлись друг к другу. Кто-то общается более близко, но все хотят побыть вместе — ведь работаем кто по сменам, это флористы, кто в садовом центре. Коллеги меня часто спрашивают: «Вот ты их всех учишь, а они потом уйдут?» Во-первых, моя задача сделать так, чтобы не ушли, а во-вторых, сотрудники - не рабы. Никогда нельзя забывать о том, что все у меня имеющееся заработали они. Это особенно важно в частном предприятии. Организовывая его, я многое делала ровно наоборот, чем большинство руководителей. В нашем коллективе принято выручать друг друга в любых обстоятельствах, благодаря этому, например, сотрудникам удалось купить квартиры... Жить дружно легче — вот что мы поняли за эти 20 лет.

Поскольку мы осваивали новое направление и для этого нужно было много учиться, я принимала на работу только высокообразованных людей, которые на это способны. Брать на нашу работу обычных продавцов нельзя — у них, как правило, специфический склад ума, такие люди от нас уходили. Я очень боялась собирать большой коллектив, потому что беру ответственность за людей. Настольная книга в «Белой Орхидее» - «Маленький принц», мы «приручили» друг друга. Все, что сейчас есть, создано большим трудом. 10 лет назад мы получили в садовом центре пустырь с очень плохой землей и ужасную теплицу.

- Каковы дальнейшие планы у «Белой Орхидеи»?

- Очень хочется, чтобы нашей семьей стали и все омичи, чтобы тепло, которое мы здесь создаем, как-то дошло и тронуло сердца людей. Нам не нужны огромные выручки. Я никогда не была за монополию и не хотела, чтобы цветы покупали только в «Белой Орхидее». Я по-прежнему называю своих конкурентов коллегами и хочу, чтобы мужчины покупали женщинам цветы там, где удобнее и ближе. Я только хочу, чтобы люди видели разницу между плохим и хорошим.

6541