Поиск

Разговоры об объединении трёх омских вузов – ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГПУ и института сервиса – под крышей классического университета – одна из самых обсуждаемых тем в учёной среде. Проект объединения этих высших учебных заведений был разработан ещё в 2008–2009 годах, но так и не осуществился на деле.

Убеждённым сторонником идеи объединения является ректор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимир Струнин, который высказывает по этому поводу свою точку зрения.

– Владимир Иванович, в чём, на ваш взгляд, преимущества такого объединения?

– Плюсов несколько. Большой университет – это гарантия его стабильности, стабильности взаимоотношений университета с регионом, подготовки специалистов под реальные запросы отдельного региона и страны. Большой университет не идёт на поводу у конъюнктурных потребностей рынка образовательных услуг.

К примеру, сегодня область естественных наук – далеко не конъюнктурная и не прибыльная сфера. Тем не менее фундаментальную подготовку по этим направлениям мы должны сохранять независимо от веяний времени. Это по плечу только большому вузу, который за счёт перераспределения ресурсов может поддержать не востребованные на настоящий момент направления подготовки. Как ни крути, естественные науки являются стержнем разработки современных технологий как основы реального сектора экономики. Загубив эти направления в силу их неконъюнктурности, мы можем очень многое потерять не только внутри университета и в регионе, но и в целом по России. К тому же нынешний реальный сектор экономики требует комплексной подготовки специалистов.

Инженер, маркетолог, экономист, юрист, управленец – одна команда, работающая в конечном счете на производство и продвижение на рынок товарного продукта. И поэтому говорить, что на данный момент стране нужны только инженеры, на мой взгляд, неверно.

– Станет ли при объединении выше качество образования?

– Можно ли сегодня в вузе подготовить комплексный дипломный проект, в котором бы принимали участие инженер, маркетолог, юрист, экономист, бухгалтер, психолог? Нет такого проекта. Это возможно сделать только в большом университете, где таких специалистов готовят на разных факультетах.

– Какие ещё видите плюсы?

– Ещё один плюс – это оптимизация направлений подготовки, устранение параллелизма в этой области. Ведь не секрет, что многие вузы в рыночных условиях открывали непрофильные для себя специальности и направления. А это неэффективные затраты государства на подготовку специалистов по этим направлениям и снижение качества подготовки кадров.

Следующее преимущество: большому вузу проще согласовывать с министерством вопросы о выделении необходимых денежных средств на ремонт корпусов, строительство общежитий, объектов спортивного назначения и т. д.

То же самое и с госзаказом. Бюджетные места вузам выделяются Москвой на конкурсной основе. Ректорам приходится ходить по кабинетам, договариваться, просить. Кому в таком случае отдадут предпочтение – большому вузу или ряду маленьких?

И потом, здесь есть ещё и вопрос престижности. Наш университет – многопрофильное учебное заведение, в отличие от того же педагогического и института сервиса. По моему мнению, объединение этих трёх близких по ментальности и духу вузов приведёт только к повышению качества подготовки всех без исключения специалистов.

– Существует опасение: не приведёт ли объединение вузов к сокращению профессорско-преподавательского состава?

– Количество преподавателей не зависит от объединения вузов и оптимизации направлений. Оно зависит от контингента студентов. По установленным Министерством образования РФ нормативам, на десять студентов приходится один преподаватель. Поэтому, даже если мы объединим вузы, количество и студентов, и, соответственно, преподавателей не изменится. Не изменится также количество работников АХЧ. Оно привязано не к числу вузов, а к числу корпусов и площадей.

Кто может пострадать, так это ректоры. И выступают против объединения именно они, а также другие управленцы: проректоры, главные бухгалтеры. Их на три вуза, может быть, десятка два. Вот и все сокращения.

Однако ректоры в обновлённой структуре могут сохранить управленческие должности, например возглавить профильный институт или центр. Любое объединение предполагает и назначение нового ректора, но не из числа тех, кто руководит объединяющимися вузами. Иными словами, если бы объединение состоялось, то обновлённый большой университет возглавило бы совершенно новое лицо.

P. S. «ВО» намерен продолжить обсуждение с другими заинтересованными сторонами темы объединения омских вузов.

И. о. ректора Омского государственного института сервис Дмитрий Павлович МАЕВСКИЙ:

– Я буду говорить от себя как от частного лица, так как в институте высший орган управления – это собрание педагогического коллектива и решение ученого совета. Говорить за весь коллектив я, конечно, не могу.

Для того чтобы комментировать, хорошо это или плохо (объединение университетов. – Прим. ред.), нужно понимать предмет. Я где-то читал, как г-н Струнин рассказывает о том, что мы давно работаем над объединением. С этим я не готов согласиться. Ни одного документа об объединении, который можно было бы обсуждать, я не видел. А если говорить про перспективы, про то, есть ли жизнь на Марсе, понимаете… Есть некие тренды, как и в любой системе. Возможно, объединение университетов имеет под собой объективную основу, например уменьшение количества абитуриентов из-за демографической ямы, из которой Россия сможет выбраться к 2018–2020 годам. Интеграционные процессы укрупнения вузов на падающем контингенте с экономической точки зрения абсолютно обоснованы экономией бюджета. Однако качество образовательного процесса в таких условиях – это отдельная тема.

С другой стороны, нужно узнать, чего же хочет сама «территория», какие специалисты ей будут нужны в будущем. Образование – это подготовка кадров. Кадры, соответственно, нужны для определенных отраслей. Поэтому приоритеты тут прозрачны и понятны. Если мы говорим о создании какого-то университета на базе двух, трех или четырех, то мы должны понимать, для чего это делается. Аргумент, что укрупнение поможет где-то и кому-то противостоять, – не аргумент. Работать надо лучше. Если кто-то готов взять на себя тяжелую ношу лидерства в вопросе объединения, то пусть они его как-то и прорабатывают. Мы (ОГИС) себя чувствуем достаточно комфортно. У нас нет проблем. Конкуренция – это хорошо, и мы к ней всегда готовы. Какие проблемы мы хотим решить этим (объединением. – Прим. ред.)? ОГИС – отраслевой вуз, и он создавался под конкретную отрасль.

Я не против объединения, но нужно знать, что получится в итоге. На эту тему были разговоры, мы говорим о чем угодно, но я не вижу предмета обсуждения. Мы все это время обсуждаем некие концепты.

Единственное, ради чего стоит пойти на объединение, – благо будущих поколений. Как бы это ни звучало. Вузы формировались в советское время, и формировались под конкретную задачу. Образование – это не только услуги, но и общественное благо.

И. о. ректора Омского государственного педагогического университета Игорь Михайлович ЩЁТКИН:

– Отношение к объединению университетов у меня скептическое по той причине, что при слиянии вполне вероятны следующие негативные результаты: во-первых, произойдет утрата омскими вузами своей образовательной и научно-исследовательской уникальности; во-вторых, сократится количество бюджетных мест для региона; в-третьих, временные и организационные затраты, связанные с объединением омских вузов, могут привести к тому, что лучшие абитуриенты Омской области предпочтут столичные вузы и вузы соседних регионов; в-четвертых, объединение грозит оттоком молодых вузовских работников из региона.

Сама идея объединения омских вузов не нова, ее периодическое обсуждение объективно мешает омским вузам развиваться. Вопрос объединения омских вузов рассматривался до тех пор, пока федеральным центром не было четко сказано, что федеральный университет в данном случае невозможен, а значит, и дополнительных федеральных средств в него вложено не будет. И чем тогда будет отличаться большой вуз от остальных, которые сохранятся в городе? Какое конкурентное преимущество он приобретет? У каждого из трех вузов есть соответствующая отрасль. ОмГПУ на протяжении 80 лет готовит кадры преимущественно для сферы образования, ОГИС работает со сферой сервиса и малого бизнеса. До недавнего времени образовательные программы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета не дублировали друг друга, а органично дополняли, что было в интересах работодателей и абитуриентов. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского на сегодня ведет экспансию, начиная подготовку по педагогическим направлениям. С моей точки зрения, ему нужно развивать то, в чем этот вуз действительно традиционно силен.

Преференции субъекта Российской Федерации одному вузу возможны только в том случае, когда на его территории остается один государственный университет с мощным образовательным, инновационным потенциалом.

Я считаю, что путь интеграции омских вузов через ассоциацию в целях создания единого образовательного пространства – это естественный путь, позволяющий не ломать сложившуюся систему и сохранить уникальность каждого вуза. Речь идет об электронном университете, идею которого мы сейчас активно поддерживаем.

Владимир Струнин Вечерний Омск

Разговоры об объединении трёх омских вузов – ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГПУ и института сервиса – под крышей классического университета – одна из самых обсуждаемых тем в учёной среде. Проект объединения этих высших учебных заведений был разработан ещё в 2008–2009 годах, но так и не осуществился на деле.

Убеждённым сторонником идеи объединения является ректор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимир Струнин, который высказывает по этому поводу свою точку зрения.

– Владимир Иванович, в чём, на ваш взгляд, преимущества такого объединения?

– Плюсов несколько. Большой университет – это гарантия его стабильности, стабильности взаимоотношений университета с регионом, подготовки специалистов под реальные запросы отдельного региона и страны. Большой университет не идёт на поводу у конъюнктурных потребностей рынка образовательных услуг.

К примеру, сегодня область естественных наук – далеко не конъюнктурная и не прибыльная сфера. Тем не менее фундаментальную подготовку по этим направлениям мы должны сохранять независимо от веяний времени. Это по плечу только большому вузу, который за счёт перераспределения ресурсов может поддержать не востребованные на настоящий момент направления подготовки. Как ни крути, естественные науки являются стержнем разработки современных технологий как основы реального сектора экономики. Загубив эти направления в силу их неконъюнктурности, мы можем очень многое потерять не только внутри университета и в регионе, но и в целом по России. К тому же нынешний реальный сектор экономики требует комплексной подготовки специалистов.

Инженер, маркетолог, экономист, юрист, управленец – одна команда, работающая в конечном счете на производство и продвижение на рынок товарного продукта. И поэтому говорить, что на данный момент стране нужны только инженеры, на мой взгляд, неверно.

– Станет ли при объединении выше качество образования?

– Можно ли сегодня в вузе подготовить комплексный дипломный проект, в котором бы принимали участие инженер, маркетолог, юрист, экономист, бухгалтер, психолог? Нет такого проекта. Это возможно сделать только в большом университете, где таких специалистов готовят на разных факультетах.

– Какие ещё видите плюсы?

– Ещё один плюс – это оптимизация направлений подготовки, устранение параллелизма в этой области. Ведь не секрет, что многие вузы в рыночных условиях открывали непрофильные для себя специальности и направления. А это неэффективные затраты государства на подготовку специалистов по этим направлениям и снижение качества подготовки кадров.

Следующее преимущество: большому вузу проще согласовывать с министерством вопросы о выделении необходимых денежных средств на ремонт корпусов, строительство общежитий, объектов спортивного назначения и т. д.

То же самое и с госзаказом. Бюджетные места вузам выделяются Москвой на конкурсной основе. Ректорам приходится ходить по кабинетам, договариваться, просить. Кому в таком случае отдадут предпочтение – большому вузу или ряду маленьких?

И потом, здесь есть ещё и вопрос престижности. Наш университет – многопрофильное учебное заведение, в отличие от того же педагогического и института сервиса. По моему мнению, объединение этих трёх близких по ментальности и духу вузов приведёт только к повышению качества подготовки всех без исключения специалистов.

– Существует опасение: не приведёт ли объединение вузов к сокращению профессорско-преподавательского состава?

– Количество преподавателей не зависит от объединения вузов и оптимизации направлений. Оно зависит от контингента студентов. По установленным Министерством образования РФ нормативам, на десять студентов приходится один преподаватель. Поэтому, даже если мы объединим вузы, количество и студентов, и, соответственно, преподавателей не изменится. Не изменится также количество работников АХЧ. Оно привязано не к числу вузов, а к числу корпусов и площадей.

Кто может пострадать, так это ректоры. И выступают против объединения именно они, а также другие управленцы: проректоры, главные бухгалтеры. Их на три вуза, может быть, десятка два. Вот и все сокращения.

Однако ректоры в обновлённой структуре могут сохранить управленческие должности, например возглавить профильный институт или центр. Любое объединение предполагает и назначение нового ректора, но не из числа тех, кто руководит объединяющимися вузами. Иными словами, если бы объединение состоялось, то обновлённый большой университет возглавило бы совершенно новое лицо.

P. S. «ВО» намерен продолжить обсуждение с другими заинтересованными сторонами темы объединения омских вузов.

И. о. ректора Омского государственного института сервис Дмитрий Павлович МАЕВСКИЙ:

– Я буду говорить от себя как от частного лица, так как в институте высший орган управления – это собрание педагогического коллектива и решение ученого совета. Говорить за весь коллектив я, конечно, не могу.

Для того чтобы комментировать, хорошо это или плохо (объединение университетов. – Прим. ред.), нужно понимать предмет. Я где-то читал, как г-н Струнин рассказывает о том, что мы давно работаем над объединением. С этим я не готов согласиться. Ни одного документа об объединении, который можно было бы обсуждать, я не видел. А если говорить про перспективы, про то, есть ли жизнь на Марсе, понимаете… Есть некие тренды, как и в любой системе. Возможно, объединение университетов имеет под собой объективную основу, например уменьшение количества абитуриентов из-за демографической ямы, из которой Россия сможет выбраться к 2018–2020 годам. Интеграционные процессы укрупнения вузов на падающем контингенте с экономической точки зрения абсолютно обоснованы экономией бюджета. Однако качество образовательного процесса в таких условиях – это отдельная тема.

С другой стороны, нужно узнать, чего же хочет сама «территория», какие специалисты ей будут нужны в будущем. Образование – это подготовка кадров. Кадры, соответственно, нужны для определенных отраслей. Поэтому приоритеты тут прозрачны и понятны. Если мы говорим о создании какого-то университета на базе двух, трех или четырех, то мы должны понимать, для чего это делается. Аргумент, что укрупнение поможет где-то и кому-то противостоять, – не аргумент. Работать надо лучше. Если кто-то готов взять на себя тяжелую ношу лидерства в вопросе объединения, то пусть они его как-то и прорабатывают. Мы (ОГИС) себя чувствуем достаточно комфортно. У нас нет проблем. Конкуренция – это хорошо, и мы к ней всегда готовы. Какие проблемы мы хотим решить этим (объединением. – Прим. ред.)? ОГИС – отраслевой вуз, и он создавался под конкретную отрасль.

Я не против объединения, но нужно знать, что получится в итоге. На эту тему были разговоры, мы говорим о чем угодно, но я не вижу предмета обсуждения. Мы все это время обсуждаем некие концепты.

Единственное, ради чего стоит пойти на объединение, – благо будущих поколений. Как бы это ни звучало. Вузы формировались в советское время, и формировались под конкретную задачу. Образование – это не только услуги, но и общественное благо.

И. о. ректора Омского государственного педагогического университета Игорь Михайлович ЩЁТКИН:

– Отношение к объединению университетов у меня скептическое по той причине, что при слиянии вполне вероятны следующие негативные результаты: во-первых, произойдет утрата омскими вузами своей образовательной и научно-исследовательской уникальности; во-вторых, сократится количество бюджетных мест для региона; в-третьих, временные и организационные затраты, связанные с объединением омских вузов, могут привести к тому, что лучшие абитуриенты Омской области предпочтут столичные вузы и вузы соседних регионов; в-четвертых, объединение грозит оттоком молодых вузовских работников из региона.

Сама идея объединения омских вузов не нова, ее периодическое обсуждение объективно мешает омским вузам развиваться. Вопрос объединения омских вузов рассматривался до тех пор, пока федеральным центром не было четко сказано, что федеральный университет в данном случае невозможен, а значит, и дополнительных федеральных средств в него вложено не будет. И чем тогда будет отличаться большой вуз от остальных, которые сохранятся в городе? Какое конкурентное преимущество он приобретет? У каждого из трех вузов есть соответствующая отрасль. ОмГПУ на протяжении 80 лет готовит кадры преимущественно для сферы образования, ОГИС работает со сферой сервиса и малого бизнеса. До недавнего времени образовательные программы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета не дублировали друг друга, а органично дополняли, что было в интересах работодателей и абитуриентов. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского на сегодня ведет экспансию, начиная подготовку по педагогическим направлениям. С моей точки зрения, ему нужно развивать то, в чем этот вуз действительно традиционно силен.

Преференции субъекта Российской Федерации одному вузу возможны только в том случае, когда на его территории остается один государственный университет с мощным образовательным, инновационным потенциалом.

Я считаю, что путь интеграции омских вузов через ассоциацию в целях создания единого образовательного пространства – это естественный путь, позволяющий не ломать сложившуюся систему и сохранить уникальность каждого вуза. Речь идет об электронном университете, идею которого мы сейчас активно поддерживаем.

Владимир Струнин Вечерний Омск