Поиск

Чистота в Тюмени поражает.  Вроде те же узкие улицы и громадный частный сектор, та же взбалмошная жизнь  крупного мегаполиса. А мусора на улицах нет - вот в чем фишка.

- В 2006-2007 годах мы кардинально изменили подход к благоустройству Тюмени. Продумали и выстроили механизм взаимоотношений между участниками процесса благоустройства, прописали в нормативно-правовых актах обязанности и ответственность каждого из участников. Бороться нужно с причинами –  в сфере обращения с отходами, разобщенностью полномочий, отсутствием четкого контроля, - говорит Алексей Кивацкий, начальник отдела природопользования комитета по экологии и благоустройству департамента городского хозяйства администрации города Тюмени.

Когда начинаешь присматриваться, как организована в Тюмени служба благоустройства, многое становится понятным. Со всех  центральных тюменских улиц убраны  киоски общепита, торговли табаком, пивом, жевачкой  и прочей  мелочью. Оставлены лишь  павильоны с мороженым и  киоски Роспечати.  Через каждые 20  метров — урна для мусора, через каждые 200-300 метров  — общественный туалет.  С раннего утра до позднего вечера на улицах работают   люди в ярко-оранжевой спецодежде с ведрами и граблями из служб благоустройства.

«Не мусорьте на улицах!», «Тюмень должна быть чистой!», «Экономика начинается с чистоты и порядка!» -  мощно поставленная социальная реклама на благоустроительную тему прочно вошла в сознание тюменцев.

Началась вся эта работа с тщательной инвентаризации городской земли.  Был определен  правообладатель территории по каждому квадратному метру  территории города  - от спортивной и детской площадки до межквартального проезда или сквера.  Все это разбили на 45 имущественных комплексов, благоустройство каждого из которых поручили конкретной подрядной организации. На всех участках есть свои квартальные. У каждого квартального казенный сотовый телефон и четкий фронт работы.  И дело пошло.

Первую половину  дня квартальный обходит подведомственную территорию. Все непорядки берутся на карандаш и фотокамеру. Будь то незакопанная яма. Разбитый фонарь или сломанная скамейка. Эти  документальные факты  тут же по электронной почте   отправляются  в соответствующие организации. После обеда  квартальный контролирует  реакцию ведомств, следит, как устраняются неполадки. Участвуют квартальные и  в оборудовании контейнерных площадок для сбора отходов.

- Для  квартального обязательно высшее техническое образование, желательно строитлеьное. Он проверяет состояние придомовых территорий, проездов, соблюдение графика вывоза ТБО, контролирует хозяйствующие субъекты на предмет заключения договоров на вывоз отходов, взаимодействует с управляющими компаниями и старшими по домам. Результат работы квартальных  виден всем — город стал гораздо чище, говорит Андрей Сенатов, начальник отдела содержания имущественных комплексов МКУ "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа города Тюмени".

В решении проблемы благоустройства все городские ведомства Тюмени участвовали сообща: департамент городского хозяйства,  управы округов, перевозчики ТБО, комитет по экологии благоустройству. Работа по очистке города  базируется на нескольких документах. Это - Правила благоустройства Тюмени, Постановление администрации Тюмени об утверждении порядка сбора и утилизации ТБО и Кодекс Тюменской области об административной ответственности. За административные нарушения в Тюмени очень большие штрафы. Напакостил —  перечисли деньги на уборку. Акты на штрафы для рассмотрения в административно-технической инспекции составляют квартальные. Поэтому  в Тюмени квартальных очень уважают. 

Совсем не случайно. что отсутствие механизмов  управления  работами по благоустройству провоцирует в Омске  парадоксальные ситуации. Например, стоит  в  центре Омска торговый павильон с прилегающей территорией. А мусор предприниматели выбрасывают в контейнеры близлежащего дома, вместо того, чтобы заключить договор с компаниями, которые занимаются вывозом мусора. Вот вам и грязь в городе. В Тюмени квартальный бы всех давно «на уши» поставил и штрафом пригрозил. 

Происходит  это потому, что в Омске плохо работают  правила благоустройства и порядок обращения с отходами.   Например, нет нормы, где было бы прописано, что юрлицо  должно иметь договор на вывоз мусора. В Тюмени все обстоит с точностью до наоборот — там прописаны виды и источники образования отходов, требования к местам сбора твердых бытовых отходов — площадкам, контейнерам, кто отвечает за их содержание, переполнение, чистку и т. д.. Составлены графики и маршруты вывоза отходов для возчика. Определены ответственные за подбор мусора при его выгрузке в мусоровоз. Для контроля соблюдения графиков все машины оснащены системой GPS-навигации. Прописаны  правила приема отходов на санкционированных местах их размещения. Чтобы избежать появления стихийных свалок, возчики отходов предоставляют отчетность о фактически доставленных отходах на полигон ТБО, где ведется их учет. Сейчас в городе есть ряд производств по переработке отдельных видов отходов, идет реализация инвестиционного проекта по строительству мусороперерабатывающего завода. Администрация Тюмени  стремится к тому, чтобы переработке подвергалось 100 % образующихся отходов.

На каждой  мусорной площадке в  Тюмени обязательна табличка с информацией: кто перевозчик ТБО, и кто отвечает за санитарное состояние площадки.

В отличие от Тюмени в Омске нет ни  четких правил работы по благоустройству,  ни инвентаризации собственников территорий. Перечня хозяев каждого городского клочка земли с разбивкой до квадратного метра  в Омске нет в принципе. Междворовые проезды, спортивная  и детская площадка — чьи они? Общее,  как известно, ничье, поэтому спросить за беспорядок не с кого. Это порождает возможность чиновничьего мухлежа, давления на предпринимателей. А когда ответственность размыта и не с кого конкретно спросить, разным ведомствам очень удобно ссылаться на отсутствие бюджета, но при этом брать взятки  с предпринимателей, предпочитающих  откупиться, чем  связываться с чиновниками. 

В Тюмени  идет четкое согласование нескольких служб: комитета по экологии, окружных управ, администрации города, департамента городского хозяйства. Они постоянно в совместной работе. Ведущее звено в этом процессе — городской комитет по экологии, куда стекается вся информация. Здесь есть четкий реестр  компаний-перевозчиков мусора, утвержденный Городским советом. На каждом имущественном комплексе, как правило, работает один перевозчик. А управляющие компании  обязаны организовать складирование ТБО и  вывоз крупногабаритных отходов. ТБО вывозятся ежедневно, а количество контейнеров на площадке не должно быть больше пяти, причем за каждую контейнерную площадку отвечает конкретная управляющая компания.  Есть и полный реестр контейнерных площадок. Недавно администрация  Тюмени закупила специальные мусоровозы и 15 тысяч евроконтейнеров, под которые были специально согласованы площадки. Администрация участвует и в работе по утилизации, в обустройстве полигонов по сбору бытовых отходов по принятой городом программе.

В Омске картина совершенно иная, в микрорайоне свободно может быть одна контейнерная площадка на группу домов, которые обслуживают разные УК. Кто из них будет заказывать и определять объем  вывоза мусора,  разобраться трудно. Один городской департамент вопросы благоустройства и вывоза мусора поднимает,  второй отказывается в этом участвовать,  третий штампует отписки. Общего понимания вопроса нет, потому что нет  документа, где  бы была прописана вся система этой работы и ответственность за ее невыполнение.

Что касается самих правил благоустройства города, то если в  Тюмени  в подобном документе прописано абсолютно все — от того, что такое архитектурные малые формы, где они должны располагаться, какое должно быть количество урн и как должна выглядеть контейнерная площадка, то в Омске и близко нет ничего подобного. А нет конкретных правил по благоустройству  — снова в городе грязь.  

Подходы к  решению вопросов благоустройства и  очистки от мусора городских территорий и для Тюмени, и для Омска очень простые и понятные. Они опираются на  комплексный подход, четкую инвентаризацию собственников земли,  конкретные правила работы и меры ответственности , взаимодействие городских служб, работу с населением, а главное — на желание навести порядок. И все это можно и нужно сделать. Не хватает  одного — четкой постановки вопроса и твердого решения  мэра и Горсовета. Сейчас пришло время это решение принять.

2390

Чистота в Тюмени поражает.  Вроде те же узкие улицы и громадный частный сектор, та же взбалмошная жизнь  крупного мегаполиса. А мусора на улицах нет - вот в чем фишка.

- В 2006-2007 годах мы кардинально изменили подход к благоустройству Тюмени. Продумали и выстроили механизм взаимоотношений между участниками процесса благоустройства, прописали в нормативно-правовых актах обязанности и ответственность каждого из участников. Бороться нужно с причинами –  в сфере обращения с отходами, разобщенностью полномочий, отсутствием четкого контроля, - говорит Алексей Кивацкий, начальник отдела природопользования комитета по экологии и благоустройству департамента городского хозяйства администрации города Тюмени.

Когда начинаешь присматриваться, как организована в Тюмени служба благоустройства, многое становится понятным. Со всех  центральных тюменских улиц убраны  киоски общепита, торговли табаком, пивом, жевачкой  и прочей  мелочью. Оставлены лишь  павильоны с мороженым и  киоски Роспечати.  Через каждые 20  метров — урна для мусора, через каждые 200-300 метров  — общественный туалет.  С раннего утра до позднего вечера на улицах работают   люди в ярко-оранжевой спецодежде с ведрами и граблями из служб благоустройства.

«Не мусорьте на улицах!», «Тюмень должна быть чистой!», «Экономика начинается с чистоты и порядка!» -  мощно поставленная социальная реклама на благоустроительную тему прочно вошла в сознание тюменцев.

Началась вся эта работа с тщательной инвентаризации городской земли.  Был определен  правообладатель территории по каждому квадратному метру  территории города  - от спортивной и детской площадки до межквартального проезда или сквера.  Все это разбили на 45 имущественных комплексов, благоустройство каждого из которых поручили конкретной подрядной организации. На всех участках есть свои квартальные. У каждого квартального казенный сотовый телефон и четкий фронт работы.  И дело пошло.

Первую половину  дня квартальный обходит подведомственную территорию. Все непорядки берутся на карандаш и фотокамеру. Будь то незакопанная яма. Разбитый фонарь или сломанная скамейка. Эти  документальные факты  тут же по электронной почте   отправляются  в соответствующие организации. После обеда  квартальный контролирует  реакцию ведомств, следит, как устраняются неполадки. Участвуют квартальные и  в оборудовании контейнерных площадок для сбора отходов.

- Для  квартального обязательно высшее техническое образование, желательно строитлеьное. Он проверяет состояние придомовых территорий, проездов, соблюдение графика вывоза ТБО, контролирует хозяйствующие субъекты на предмет заключения договоров на вывоз отходов, взаимодействует с управляющими компаниями и старшими по домам. Результат работы квартальных  виден всем — город стал гораздо чище, говорит Андрей Сенатов, начальник отдела содержания имущественных комплексов МКУ "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа города Тюмени".

В решении проблемы благоустройства все городские ведомства Тюмени участвовали сообща: департамент городского хозяйства,  управы округов, перевозчики ТБО, комитет по экологии благоустройству. Работа по очистке города  базируется на нескольких документах. Это - Правила благоустройства Тюмени, Постановление администрации Тюмени об утверждении порядка сбора и утилизации ТБО и Кодекс Тюменской области об административной ответственности. За административные нарушения в Тюмени очень большие штрафы. Напакостил —  перечисли деньги на уборку. Акты на штрафы для рассмотрения в административно-технической инспекции составляют квартальные. Поэтому  в Тюмени квартальных очень уважают. 

Совсем не случайно. что отсутствие механизмов  управления  работами по благоустройству провоцирует в Омске  парадоксальные ситуации. Например, стоит  в  центре Омска торговый павильон с прилегающей территорией. А мусор предприниматели выбрасывают в контейнеры близлежащего дома, вместо того, чтобы заключить договор с компаниями, которые занимаются вывозом мусора. Вот вам и грязь в городе. В Тюмени квартальный бы всех давно «на уши» поставил и штрафом пригрозил. 

Происходит  это потому, что в Омске плохо работают  правила благоустройства и порядок обращения с отходами.   Например, нет нормы, где было бы прописано, что юрлицо  должно иметь договор на вывоз мусора. В Тюмени все обстоит с точностью до наоборот — там прописаны виды и источники образования отходов, требования к местам сбора твердых бытовых отходов — площадкам, контейнерам, кто отвечает за их содержание, переполнение, чистку и т. д.. Составлены графики и маршруты вывоза отходов для возчика. Определены ответственные за подбор мусора при его выгрузке в мусоровоз. Для контроля соблюдения графиков все машины оснащены системой GPS-навигации. Прописаны  правила приема отходов на санкционированных местах их размещения. Чтобы избежать появления стихийных свалок, возчики отходов предоставляют отчетность о фактически доставленных отходах на полигон ТБО, где ведется их учет. Сейчас в городе есть ряд производств по переработке отдельных видов отходов, идет реализация инвестиционного проекта по строительству мусороперерабатывающего завода. Администрация Тюмени  стремится к тому, чтобы переработке подвергалось 100 % образующихся отходов.

На каждой  мусорной площадке в  Тюмени обязательна табличка с информацией: кто перевозчик ТБО, и кто отвечает за санитарное состояние площадки.

В отличие от Тюмени в Омске нет ни  четких правил работы по благоустройству,  ни инвентаризации собственников территорий. Перечня хозяев каждого городского клочка земли с разбивкой до квадратного метра  в Омске нет в принципе. Междворовые проезды, спортивная  и детская площадка — чьи они? Общее,  как известно, ничье, поэтому спросить за беспорядок не с кого. Это порождает возможность чиновничьего мухлежа, давления на предпринимателей. А когда ответственность размыта и не с кого конкретно спросить, разным ведомствам очень удобно ссылаться на отсутствие бюджета, но при этом брать взятки  с предпринимателей, предпочитающих  откупиться, чем  связываться с чиновниками. 

В Тюмени  идет четкое согласование нескольких служб: комитета по экологии, окружных управ, администрации города, департамента городского хозяйства. Они постоянно в совместной работе. Ведущее звено в этом процессе — городской комитет по экологии, куда стекается вся информация. Здесь есть четкий реестр  компаний-перевозчиков мусора, утвержденный Городским советом. На каждом имущественном комплексе, как правило, работает один перевозчик. А управляющие компании  обязаны организовать складирование ТБО и  вывоз крупногабаритных отходов. ТБО вывозятся ежедневно, а количество контейнеров на площадке не должно быть больше пяти, причем за каждую контейнерную площадку отвечает конкретная управляющая компания.  Есть и полный реестр контейнерных площадок. Недавно администрация  Тюмени закупила специальные мусоровозы и 15 тысяч евроконтейнеров, под которые были специально согласованы площадки. Администрация участвует и в работе по утилизации, в обустройстве полигонов по сбору бытовых отходов по принятой городом программе.

В Омске картина совершенно иная, в микрорайоне свободно может быть одна контейнерная площадка на группу домов, которые обслуживают разные УК. Кто из них будет заказывать и определять объем  вывоза мусора,  разобраться трудно. Один городской департамент вопросы благоустройства и вывоза мусора поднимает,  второй отказывается в этом участвовать,  третий штампует отписки. Общего понимания вопроса нет, потому что нет  документа, где  бы была прописана вся система этой работы и ответственность за ее невыполнение.

Что касается самих правил благоустройства города, то если в  Тюмени  в подобном документе прописано абсолютно все — от того, что такое архитектурные малые формы, где они должны располагаться, какое должно быть количество урн и как должна выглядеть контейнерная площадка, то в Омске и близко нет ничего подобного. А нет конкретных правил по благоустройству  — снова в городе грязь.  

Подходы к  решению вопросов благоустройства и  очистки от мусора городских территорий и для Тюмени, и для Омска очень простые и понятные. Они опираются на  комплексный подход, четкую инвентаризацию собственников земли,  конкретные правила работы и меры ответственности , взаимодействие городских служб, работу с населением, а главное — на желание навести порядок. И все это можно и нужно сделать. Не хватает  одного — четкой постановки вопроса и твердого решения  мэра и Горсовета. Сейчас пришло время это решение принять.

2390