Поиск

«Музыка Чайковского, Рахманинова, Прокофьева может накормить страну так, что нефтянка покажется ерундой!», - уверен музыкант.

На прошлой неделе Владимир Путин собрал в Кремле Совет по культуре и искусству при Президенте РФ. Столь представительное собрание в последний раз собиралось 5 лет назад. Сказано там было много, но услышал ли деятелей культуры президент? Об этом «АиФ» спросил пианиста Дениса Мацуева.

Д.М.: - Не только услышал - уже сделаны первые конкретные шаги. На совете я говорил о том, что сегодня профессиональное образование пытаются подогнать под новые общие стандарты. По ним музыке, балету, пению ребёнка предлагают начинать учить с 13 лет, чего нельзя делать ни в коем случае: в таком возрасте начинать учиться музыке или балету бессмысленно! Так мы на корню убьём всю уникальную систему детского музыкального образования, которой Запад всегда завидовал и благодаря которой у нас каждый год появляются сотни новых искорок - слово «звезда» я не люблю.

И уже на следующий день министр культуры приехал в знаменитую ЦМШ - Центральную музыкальную школу, чтобы разобраться с этими новыми стандартами. К счастью, всё оказалось не так печально и спецшколы никто трогать не будет.

Растим конкурентов

«АиФ»: - Денис, вы член Совета по культуре при президенте, недавно возглавили Общественный совет при Министерстве культуры. Плюс фонд «Новые имена», который занимается поиском и поддержкой юных талантов. У вас на инструмент-то время остаётся?

Д.М.: - Я сразу сказал: если почувствую, что вся эта общественная работа будет влиять на качество исполнения - техническое, душевное, то сразу отойду от всех этих дел. Потому что, если бы не было успеха здесь (кивает на инструмент), не последовало бы приглашений ни в советы, ни на фестивали. Это всё появляется после того, как ты чего-то добился в профессии. Да, я на это положил огромное количество лет, объездил больше сотни российских городов - если быть точным, 110. В некоторых бывал по 20-30 раз. Это же не просто так! Никакая реклама, никакой пиар в нашем цехе не работают - к сожалению или к счастью. Как однажды сказал про меня маэстро Юрий Темирканов, «у Мацуева весь пиар в его пальцах». (Стучит по крышке рояля.) Тьфу-тьфу-тьфу, пока все мои проекты - и советы, и фестивали, и фонд «Новые имена», и Фонд Рахманинова - только придают мне драйва. После всего этого ещё сильнее хочется бежать к инструменту и учить новый репертуар. Я заряжаюсь от этого.

Понимаете, совет - это орган, который помогает чиновникам разобраться, в каком состоянии находится сейчас наша культура. Я из своих 180 концертов в год около 50 играю в России. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Поэтому прекрасно осознаю те тенденции, те катастрофы, которые неизбежно на нас обрушатся, если срочно не взяться за дело.

«АиФ»: - И где хуже всего?

Д.М.: - То, о чём я говорил на Совете по культуре, - если сейчас не исправить положение, в котором оказались наши музыкальные школы, «Кирдык Петрович» в этой области наступит очень скоро. Потому что зарплата в 5 тысяч рублей для преподавателя - это не то что оскорбление, это издевательство! Прав был Валерий Гергиев, который сказал на совете, что музыкальные школы без инструментов - это постыдное явление. И школы без уроков музыки - это постыдное явление. О каком сохранении великих традиций российской исполнительской школы мы можем говорить, если учителя из школ Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре уезжают преподавать в Китай? Воспитывая, между прочим, наших конкурентов...

Когда мы видим, как на олимпиадах побеждают фигуристы, которых готовили российские тренеры, нам становится обидно, начинаются громкие разговоры о потере престижа в спорте. Но то же самое происходит и в музыке - на международных конкурсах сегодня побеждают китайцы, японцы, корейцы, которых воспитывали русские педагоги.

Да дело даже не в музыкальных школах - проблема гораздо шире. У нас ведь изначальный подход к культуре неправильный - как к чему-то несерьёзному, второстепенному. Я внимательно изучил нацпроекты - среди них не было ни одного, связанного с культурой! Да и закон о культуре зреет в недрах разных ведомств уже лет 20. А ведь он для государства не менее важен, чем бюджет! В нём должно быть чёткое разделение того, что такое массовая культура и что такое высокая культура. У нас никогда этого не было! Более того, в эти 20 постперестроечных лет в обществе происходила преступная, на мой взгляд, вещь - массированная атака попсы. Плавно, незаметно в сознание народа внедрялось, что у нас именно это ценно - безголосые певцы и певички, отупляющие мотивчики. Хотя ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано всё и все - от медсестры до президента. А культура наша, если не ошибаюсь, с 1978 года финансируется по остаточному прин­ципу. Спасибо, есть решение правительства в следующем году выделить на неё дополнительно 4 млрд рублей, до этого речь всегда шла только о сокращениях!

«АиФ»: - А на Западе на культуру средства как выделяют?

Д.М.: - Это совсем другая история. В Америке, скажем, нет ни одного государственного оркестра - всё держится на меценатах и спонсорах. Закон о меценатстве нам нужен как воздух. Как воздух! А он тоже зреет лет 20.

«АиФ»: - Закон зреет. А меценаты, готовые вкладываться в наши оркестры, музеи созрели?

Д.М.: - Конечно! Просто сейчас они действуют по указке сверху. А есть и те, кто хотел бы помочь искренне, без всяких понуканий. Но почему-то в умы некоторых чиновников или людей, наделённых правом принимать законы, закрадывается сомнение: человек не может хотеть добровольно расстаться со своими день­гами - значит, в его поступке какой-то подвох, элемент какого-то шулерства. И государство при этом культуру нормально не финансирует. Финансирование культуры - вообще отдельный разговор.

Лечение музыкой

«АиФ»: - Вот-вот, приходите вы, предположим, к министру финансов и говорите: «Давайте на культуру нормальные деньги выделим». А он вам: «Мне их придётся тогда у нефтянки откусить. Но нефть - это возможность заплатить пенсии и зарплаты. А ваши Танеев с Чайковским - они кого накормят?»

Д.М.: - О! Я найду что ему ответить! Танеев с Чайковским накормят так, что та же нефтянка покажется ерундой. И нефтяники совсем под другим ракурсом на свои вышки посмотрят. Мы все прекрасно понимаем, что высокая культура - это основа существования любого государства. Отношение к культуре как к развлекаловке должно меняться. И оно меняется! Мои коллеги подтвердят: за последние годы мы переживаем бум классической музыки. Потому что люди потихонечку разбираются, где настоящее, а где - так, подделка, когда тебе включают фонограмму и обманывают, не стесняясь. Я тут приехал в Одессу на гастроли и увидел потрясающую афишу. По украинским законам на афише у любого исполнителя нужно указывать, будет ли живой звук. И вот я читаю афишу: «Денис Мацуев. Москва. Рояль. Живой звук». А снизу кто-то написал от руки: «Приедет сам». После чего я понял, что в этом городе всё в порядке. (Смеётся.)

Но если серьёзно, то народ начал понимать, что классическая музыка обладает даром излечивать. На концертах публика отключается от всех негативных моментов, бешеного ритма жизни, политических проблем, депрессий - даже от болезней! Почему я так бьюсь за музыкальные школы? Да, далеко не все выпускники в будущем станут выдающимися исполнителями. Но у ребёнка, который занимается музыкой, начинает активно работать другое полушарие. Мы таким образом воспитываем гармоничные личности, которые сформированы классической музыкой, а не попсой.

«АиФ»: - В спорте мы уже столкнулись с тем, что на смену именитым, но возрастным спортсменам почти никто и не пришёл…

Д.М.: - А вы знаете, что у нас в музыке есть такая смена, которой спорт может обзавидоваться? На наших «Новых именах» каждый год вспыхивают потрясающие личности. В любом городе - Челябинске, Перми, Оренбурге, Иркутске...

Я вам скажу другое: нас восхищают «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед». Да, это мегакоманды, мы все молимся на них. А у нас? Темирканов, Гергиев, Спиваков, Башмет, Плетнёв, Федосеев - это и есть «Барселона» и «Реал», вместе взятые. Просто понимают это и способны оценить немногие. Да, когда на олимпиадах всё покатилось вниз, чиновники зашевелились, деньги стали вкладывать, чтобы спорт из ямы вытолкать. А в культуру средства не вкладывались с 1978 года, её всё больше добивают, а мы продолжаем работать и поражать мир талантами. Парадокс, но это именно так и происходит.

«АиФ»: - Живучие вы, однако, музыканты!

Д.М.: - Мы-то? Живучие! Мы ещё всем за культуру пасть порвём, как говорил Леонов в «Джентль­менах удачи»! (Смеётся.)

Постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/culture/article/55642

«Музыка Чайковского, Рахманинова, Прокофьева может накормить страну так, что нефтянка покажется ерундой!», - уверен музыкант.

На прошлой неделе Владимир Путин собрал в Кремле Совет по культуре и искусству при Президенте РФ. Столь представительное собрание в последний раз собиралось 5 лет назад. Сказано там было много, но услышал ли деятелей культуры президент? Об этом «АиФ» спросил пианиста Дениса Мацуева.

Д.М.: - Не только услышал - уже сделаны первые конкретные шаги. На совете я говорил о том, что сегодня профессиональное образование пытаются подогнать под новые общие стандарты. По ним музыке, балету, пению ребёнка предлагают начинать учить с 13 лет, чего нельзя делать ни в коем случае: в таком возрасте начинать учиться музыке или балету бессмысленно! Так мы на корню убьём всю уникальную систему детского музыкального образования, которой Запад всегда завидовал и благодаря которой у нас каждый год появляются сотни новых искорок - слово «звезда» я не люблю.

И уже на следующий день министр культуры приехал в знаменитую ЦМШ - Центральную музыкальную школу, чтобы разобраться с этими новыми стандартами. К счастью, всё оказалось не так печально и спецшколы никто трогать не будет.

Растим конкурентов

«АиФ»: - Денис, вы член Совета по культуре при президенте, недавно возглавили Общественный совет при Министерстве культуры. Плюс фонд «Новые имена», который занимается поиском и поддержкой юных талантов. У вас на инструмент-то время остаётся?

Д.М.: - Я сразу сказал: если почувствую, что вся эта общественная работа будет влиять на качество исполнения - техническое, душевное, то сразу отойду от всех этих дел. Потому что, если бы не было успеха здесь (кивает на инструмент), не последовало бы приглашений ни в советы, ни на фестивали. Это всё появляется после того, как ты чего-то добился в профессии. Да, я на это положил огромное количество лет, объездил больше сотни российских городов - если быть точным, 110. В некоторых бывал по 20-30 раз. Это же не просто так! Никакая реклама, никакой пиар в нашем цехе не работают - к сожалению или к счастью. Как однажды сказал про меня маэстро Юрий Темирканов, «у Мацуева весь пиар в его пальцах». (Стучит по крышке рояля.) Тьфу-тьфу-тьфу, пока все мои проекты - и советы, и фестивали, и фонд «Новые имена», и Фонд Рахманинова - только придают мне драйва. После всего этого ещё сильнее хочется бежать к инструменту и учить новый репертуар. Я заряжаюсь от этого.

Понимаете, совет - это орган, который помогает чиновникам разобраться, в каком состоянии находится сейчас наша культура. Я из своих 180 концертов в год около 50 играю в России. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Поэтому прекрасно осознаю те тенденции, те катастрофы, которые неизбежно на нас обрушатся, если срочно не взяться за дело.

«АиФ»: - И где хуже всего?

Д.М.: - То, о чём я говорил на Совете по культуре, - если сейчас не исправить положение, в котором оказались наши музыкальные школы, «Кирдык Петрович» в этой области наступит очень скоро. Потому что зарплата в 5 тысяч рублей для преподавателя - это не то что оскорбление, это издевательство! Прав был Валерий Гергиев, который сказал на совете, что музыкальные школы без инструментов - это постыдное явление. И школы без уроков музыки - это постыдное явление. О каком сохранении великих традиций российской исполнительской школы мы можем говорить, если учителя из школ Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре уезжают преподавать в Китай? Воспитывая, между прочим, наших конкурентов...

Когда мы видим, как на олимпиадах побеждают фигуристы, которых готовили российские тренеры, нам становится обидно, начинаются громкие разговоры о потере престижа в спорте. Но то же самое происходит и в музыке - на международных конкурсах сегодня побеждают китайцы, японцы, корейцы, которых воспитывали русские педагоги.

Да дело даже не в музыкальных школах - проблема гораздо шире. У нас ведь изначальный подход к культуре неправильный - как к чему-то несерьёзному, второстепенному. Я внимательно изучил нацпроекты - среди них не было ни одного, связанного с культурой! Да и закон о культуре зреет в недрах разных ведомств уже лет 20. А ведь он для государства не менее важен, чем бюджет! В нём должно быть чёткое разделение того, что такое массовая культура и что такое высокая культура. У нас никогда этого не было! Более того, в эти 20 постперестроечных лет в обществе происходила преступная, на мой взгляд, вещь - массированная атака попсы. Плавно, незаметно в сознание народа внедрялось, что у нас именно это ценно - безголосые певцы и певички, отупляющие мотивчики. Хотя ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано всё и все - от медсестры до президента. А культура наша, если не ошибаюсь, с 1978 года финансируется по остаточному прин­ципу. Спасибо, есть решение правительства в следующем году выделить на неё дополнительно 4 млрд рублей, до этого речь всегда шла только о сокращениях!

«АиФ»: - А на Западе на культуру средства как выделяют?

Д.М.: - Это совсем другая история. В Америке, скажем, нет ни одного государственного оркестра - всё держится на меценатах и спонсорах. Закон о меценатстве нам нужен как воздух. Как воздух! А он тоже зреет лет 20.

«АиФ»: - Закон зреет. А меценаты, готовые вкладываться в наши оркестры, музеи созрели?

Д.М.: - Конечно! Просто сейчас они действуют по указке сверху. А есть и те, кто хотел бы помочь искренне, без всяких понуканий. Но почему-то в умы некоторых чиновников или людей, наделённых правом принимать законы, закрадывается сомнение: человек не может хотеть добровольно расстаться со своими день­гами - значит, в его поступке какой-то подвох, элемент какого-то шулерства. И государство при этом культуру нормально не финансирует. Финансирование культуры - вообще отдельный разговор.

Лечение музыкой

«АиФ»: - Вот-вот, приходите вы, предположим, к министру финансов и говорите: «Давайте на культуру нормальные деньги выделим». А он вам: «Мне их придётся тогда у нефтянки откусить. Но нефть - это возможность заплатить пенсии и зарплаты. А ваши Танеев с Чайковским - они кого накормят?»

Д.М.: - О! Я найду что ему ответить! Танеев с Чайковским накормят так, что та же нефтянка покажется ерундой. И нефтяники совсем под другим ракурсом на свои вышки посмотрят. Мы все прекрасно понимаем, что высокая культура - это основа существования любого государства. Отношение к культуре как к развлекаловке должно меняться. И оно меняется! Мои коллеги подтвердят: за последние годы мы переживаем бум классической музыки. Потому что люди потихонечку разбираются, где настоящее, а где - так, подделка, когда тебе включают фонограмму и обманывают, не стесняясь. Я тут приехал в Одессу на гастроли и увидел потрясающую афишу. По украинским законам на афише у любого исполнителя нужно указывать, будет ли живой звук. И вот я читаю афишу: «Денис Мацуев. Москва. Рояль. Живой звук». А снизу кто-то написал от руки: «Приедет сам». После чего я понял, что в этом городе всё в порядке. (Смеётся.)

Но если серьёзно, то народ начал понимать, что классическая музыка обладает даром излечивать. На концертах публика отключается от всех негативных моментов, бешеного ритма жизни, политических проблем, депрессий - даже от болезней! Почему я так бьюсь за музыкальные школы? Да, далеко не все выпускники в будущем станут выдающимися исполнителями. Но у ребёнка, который занимается музыкой, начинает активно работать другое полушарие. Мы таким образом воспитываем гармоничные личности, которые сформированы классической музыкой, а не попсой.

«АиФ»: - В спорте мы уже столкнулись с тем, что на смену именитым, но возрастным спортсменам почти никто и не пришёл…

Д.М.: - А вы знаете, что у нас в музыке есть такая смена, которой спорт может обзавидоваться? На наших «Новых именах» каждый год вспыхивают потрясающие личности. В любом городе - Челябинске, Перми, Оренбурге, Иркутске...

Я вам скажу другое: нас восхищают «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед». Да, это мегакоманды, мы все молимся на них. А у нас? Темирканов, Гергиев, Спиваков, Башмет, Плетнёв, Федосеев - это и есть «Барселона» и «Реал», вместе взятые. Просто понимают это и способны оценить немногие. Да, когда на олимпиадах всё покатилось вниз, чиновники зашевелились, деньги стали вкладывать, чтобы спорт из ямы вытолкать. А в культуру средства не вкладывались с 1978 года, её всё больше добивают, а мы продолжаем работать и поражать мир талантами. Парадокс, но это именно так и происходит.

«АиФ»: - Живучие вы, однако, музыканты!

Д.М.: - Мы-то? Живучие! Мы ещё всем за культуру пасть порвём, как говорил Леонов в «Джентль­менах удачи»! (Смеётся.)

Постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/culture/article/55642