Поиск

В девяносто втором появился в «Вечёрке» мой материал «Лето. Занавес опустился...», где я сетовал на то, что вот уже август наступил, а ни один театральный коллектив в Омск так и не заглянул. Вслед за чем примерял печальное отсутствие гостей к сценическому оживлению семидесятых-восьмидесятых годов, обязательной составляющей которого являлись гастроли.

Они бывали и раньше, но не так часто, не в таком масшта-бе. Усугублялось положение из-за сноса находившегося в городском саду, неподалеку от нынешнего ТЮЗа, большо-го, на тысячу с лишним зри-телей,'летнего театра. Узнав об атом, один из мхатовских администраторов в сердцах воскликнул: «Что же вы натворили! К вам же теперь никто не поедет...» С «никто» погорячился, конечно, но ни МХАТ, ни Большой и Малый театры в Омске действительно не объявились.

Зато других сколько угод-но! Таганка, театры Сергея Образцова, на Малой Брон-ной, имени Вахтангова, Мос-совета, Ленинского комсомо-ла, Маяковского, Гоголя; из Ленинграда — имени Ленсо-вета с Алисой Фрейндлих и товстоноговский БДТ, А еще-украинская, казахская, та-тарская, немецкая труппы, русские театры Алма-Аты, Ташкента, Риги, Минска, Вильнюса. Некоторые при-езжали не раз. К щедрому га-строльному пиршеству необ-ходимо добавить коллективы областных центров — редкий сезон обходился без них.

Выступали обычно месяц. Стало чуть ли не нормой-три-четыре театра каждое лето. Потом и этого показа-лось мало: гастроли в весну начали заглядывать, в осень.

Как-то насчитал за год де-сяток театров. Их спектакли омское телевидение затем показывало зимой, еще дольше продлевая гастрольный сезон. Омские театры тоже колесили по всей стране.

Стоит ли объяснять, что это значило для сибирско-го города... Он приблизился к столицам, приблизился к большому искусству. И как результат: именно на то вре-мя пришелся расцвет омско-го театра, прежде всего дра-матического. На его сцене тогда играли Алексей Теплов, Ножери Чонишвили, Алек-сандр Щеголев, Елена Псарева, Борис Каширин. С омской сцены тех же семидесятых-восьмидесятых поднялись на российский экран Владислав Дворжецкий, Любовь Поли-щук, Юрий Кузнецов, Вадим Лобанов, Николай Чиндяйкин. Позднее к ним присоединился Юрий Ицков.

Отдельный абзац — теат-ральным критикам, напере-гонки писавшим о спектаклях гостей. Иной сопровождало сразу две-три рецензии столько, сколько в Омске га-зет. Интерес к театру был огромный. На пике подъема родилось уникальное перио-дическое издание — шест-надцатистраничный «Омск театральный». Его тираж к концу восьмидесятых под-нялся до двадцати пяти ты-сяч экземпляров. Упомяну также обсуждения спекта-клей с именитыми артистами и режиссерами. Своего рода факультет театроведения, курс которого прошли многие омичи.

Куда что делось?.. Два-дцать лет город живет без летнего сезона. Без теа-трального телевидения, без театральной газеты, без ре-цензий. Да, антрепризы из-редка наведываются, но разве сравнишь их с полно-форматными гастролями?.. Бледная тень. Фестивали же, при всей своей в создавших-ся условиях' необходимости, лишний раз напоминают, как много мы потеряли. Забыто даже словосочетание: «гаст-рольная афиша».

Всякая палка о двух кон-цах: зато сейчас нет свиреп-ствовавшей в театре осо-бенно рьяно цензуры. Нет регламентировавших всех и всё ежегодных гастрольных совещаний. Они расписыва-ли не только кто, куда и когда поедет, но попутно в который раз усердно фильтровали ре-пертуар и едва ли не «по раз-нарядке» распределяли по областным городам ведущие театры. Чтобы заполучить их, приходилось пускаться во все тяжкие. Ублажать строптивых театральных начальников... Вспоминать или придумывать юбилеи... За немалые суммы из заводских «соцкультфон-дов» на корню откупать га-строли... В свою очередь, пе-риферийные театры изредка поощрялись выступлениями в столице. О загранице речь не шла — она удел избранных.

Однако сколько бы ни было пятен на гастрольном солнце, оно все-таки светило, и порою много ярче, чем того хотелось бы идеологическим чинов-никам. Помню, какими собы-тиями становились встречи с работавшим в годы войны в Омске Вахтанговским теа-тром... Как Андрей Толубеев, Олег Басилашвили, Евгений Лебедев, завлит Дина Шварц (на снимке 1981 года слева направо) обсуждали с ом-скими рецензентами поста-новки БДТ... Как не могли на-дышаться на потерявшую уже Высоцкого, в дни выступле-ний в Омске расставшуюся с Любимовым, но все еще непокорную Таганку... А про-слышав о намерении рижан без санкции гастрольного со-вещания показать накануне отъезда вампиловскую «Ути-ную охоту», бросив все дела, днем бежали в театр. Вопреки столь радужным воспоминаниям, если положить на одну чашу весов летние гастроли, а на другую— отсутствие запретов, огра-ничений и прочей партийно-бюрократической чертовщи-ны, я как пишущий человек, не колеблясь, гордо выберу свободное от бесцеремон-ных указаний творчество, ...Чтобы потом, почесав ма-кушку, поразмыслить над тем, как вместе с грязной во-дой выплеснули и симпатич-ное дитя — гастроли. Они так необходимы были зрителям... Так украшали нашу не больно богатую впечатлениями про-винциальную жизнь...

Даже пресловутые га-строльные совещания пред-станут неожиданно в не-сколько ином свете. Когда речь идет о перемещении на огромные расстояния сотен театральных коллективов — с декорациями, со вспомога-тельными службами, — каким образом организовать зто многосложное движение, не обговорив на берегу маршру-ты и сроки поездок? Конечно, хотелось бы обойтись без ги-пертрофированного админи-стрирования, без издержек, без перехлестов, но, не лука-вя, признаемся себе: разве у нас так бывает?.. Категори-чески противопоказано лишь вмешательство в репертуар-ную политику, в театральный процесс (если у них, конечно, нет расхождений с законом), а в остальном... Да здравству-ют гастрольные совещания! Да вернутся они в ХХ! век!

Что-то я расшумелся сверх меры... Понятно же: ис-чезновение гастролей — не чей-то сиюминутный каприз, не халатность, а следствие перехода к «рыночным отно-шениям». Дорога, гостиница, транспортировка декораций стоят теперь очень дорого, к тому же органы государствен-ной власти от этих расходов в свое время (но не скажешь— своевременно) открестились и не больно торопятся к ним возвращаться. Что в центре, что на местах. Исключения из правила лишь подтверждают существование его.

Где же выход и есть ли он вообще? Двадцать лет на-зад в качестве одной из мер предлагал обратить внима-ние на низкую стоимость билетов. В Драме за него платили, как за... шесть ко-робков спичек. И сейчас омские театры довольствуются скромными расценками, не в пример фестивалю «Ака-демиягч поднявшему нынче их потолок до шести тысяч рублей. За эти деньги мож-но купить билет в Ла Скала. Надо ли добавлять, что при омском уровне заработков и пенсий подобная лихость на-прочь перечеркивает провоз-глашенную Станиславским и Немировичем-Данченко идею общедоступного театра. Даже в десять раз меньшая — на пределе возможностей учи-телей и врачей, не говоря уже о пенсионерах, студентах, учащихся.

Впрочем, дурные цены не отпугнули зрителей. Все би-леты были раскуплены еще до начала фестиваля... с той разве разницей, что перечис-ленные категории зрителей уступили место иной публи-ке. Вкрапления неисправи-мых театралов, готовых отка-зать себе в чем угодно, но не в представлениях издалека, картины не меняют. Омск— большой город, две недели он может выдержать и такое, только как бы этот парадокс не вдохновил организаторов фестивалей на очередные фи-нансовые рекорды... Вместе с тем стало ясно: и десятикрат-ное увеличение стоимости театрального удовольствия не приблизит полнокровных гастролей. А стократное нам не по карману...

В поисках приемлемого решения оглянулся на цирк. Выступают в нем сплошь га-стролеры — и ничего, кряхтя и охая, держится. Учитывая свою «бродячую» специфи-ку, еще в советские годы обзавелся собственными гостиницами. Сорок два го-сударственных цирка — и при каждом гостиница. В том числе в Омске. У театров же (кроме нескольких номеров в Драме и «Арлекине») их нет вовсе, однако, сдается со стороны, такого рода подспо-рье — вопрос решаемый. Была бы «политическая воля», как пошутил знающий толк в га-строльных делах театральный директор. Разумеется, нали-чие гостиницы не ликвиди-рует всех сложностей, но от одной наверняка избавит.

С очень кусачей дорогой тоже можно вроде найти общий язык. Снижает же она (по распоряжению сверху, понятно) цены на билеты для дальневосточников, да и сама порой объявляет крат-косрочные «акции»... Поче-му бы ей не поумерить свои аппетиты, когда речь зайдет о театральных маршрутах в Сибирь и на Дальний Вос-ток?.. К слову сказать, в уже помянутом 1992-м, когда были еще свежи в памяти летние театральные сезоны, министерства и ведомства обязали «разработать и пред-ставить правительству Рос-сийской Федерации предло-жения, предусматривающие <...> установление льготной оплаты проезда и перевоз-ки багажа <...> и грузов <...> при осуществлении <...> про-фессиональной деятельности и организации гастролей». Судя по происходившему в последующие годы, «предло-жения» до сих пор пребывают в «процессе разработки».

Труднее понять, почему не договорились с родной Западно-Сибирской желез-ной дорогой о помощи в про-ведении обменных гастролей между городами-соседями— Омском, Новосибирском, Томском, Барнаулом. Этим, возможно, и полномочный представитель президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу озаботился бы...

Вместе с тем очевидно; разрозненные усилия и от-дельные прорывы в целом мало что решат. Лишь цен-трализация гастрольного дела с привлечением госу-дарством серьезных средств (в том числе частных) может изменить положение. И так же очевидно, что надеяться на какие-либо перемены в ближайшее время — чистей-шей воды утопия. Так много накопилось проблем... Даже самые нетерпеливые побор-ники гастролей (включая ав-тора этих строк) вынуждены будут спасовать перед ними и признать не столько второ-степенность своих претензий и пожеланий, сколько полней-шую невозможность заметно-го сдвига в лучшую сторону при изменившемся отношении к театру и существую-щему вследствие этого явно недостаточному бюджетному финансированию его. Ждать исчезновения мертвого сезо-на пока не приходится...

Марк МУДРИК

В девяносто втором появился в «Вечёрке» мой материал «Лето. Занавес опустился...», где я сетовал на то, что вот уже август наступил, а ни один театральный коллектив в Омск так и не заглянул. Вслед за чем примерял печальное отсутствие гостей к сценическому оживлению семидесятых-восьмидесятых годов, обязательной составляющей которого являлись гастроли.

Они бывали и раньше, но не так часто, не в таком масшта-бе. Усугублялось положение из-за сноса находившегося в городском саду, неподалеку от нынешнего ТЮЗа, большо-го, на тысячу с лишним зри-телей,'летнего театра. Узнав об атом, один из мхатовских администраторов в сердцах воскликнул: «Что же вы натворили! К вам же теперь никто не поедет...» С «никто» погорячился, конечно, но ни МХАТ, ни Большой и Малый театры в Омске действительно не объявились.

Зато других сколько угод-но! Таганка, театры Сергея Образцова, на Малой Брон-ной, имени Вахтангова, Мос-совета, Ленинского комсомо-ла, Маяковского, Гоголя; из Ленинграда — имени Ленсо-вета с Алисой Фрейндлих и товстоноговский БДТ, А еще-украинская, казахская, та-тарская, немецкая труппы, русские театры Алма-Аты, Ташкента, Риги, Минска, Вильнюса. Некоторые при-езжали не раз. К щедрому га-строльному пиршеству необ-ходимо добавить коллективы областных центров — редкий сезон обходился без них.

Выступали обычно месяц. Стало чуть ли не нормой-три-четыре театра каждое лето. Потом и этого показа-лось мало: гастроли в весну начали заглядывать, в осень.

Как-то насчитал за год де-сяток театров. Их спектакли омское телевидение затем показывало зимой, еще дольше продлевая гастрольный сезон. Омские театры тоже колесили по всей стране.

Стоит ли объяснять, что это значило для сибирско-го города... Он приблизился к столицам, приблизился к большому искусству. И как результат: именно на то вре-мя пришелся расцвет омско-го театра, прежде всего дра-матического. На его сцене тогда играли Алексей Теплов, Ножери Чонишвили, Алек-сандр Щеголев, Елена Псарева, Борис Каширин. С омской сцены тех же семидесятых-восьмидесятых поднялись на российский экран Владислав Дворжецкий, Любовь Поли-щук, Юрий Кузнецов, Вадим Лобанов, Николай Чиндяйкин. Позднее к ним присоединился Юрий Ицков.

Отдельный абзац — теат-ральным критикам, напере-гонки писавшим о спектаклях гостей. Иной сопровождало сразу две-три рецензии столько, сколько в Омске га-зет. Интерес к театру был огромный. На пике подъема родилось уникальное перио-дическое издание — шест-надцатистраничный «Омск театральный». Его тираж к концу восьмидесятых под-нялся до двадцати пяти ты-сяч экземпляров. Упомяну также обсуждения спекта-клей с именитыми артистами и режиссерами. Своего рода факультет театроведения, курс которого прошли многие омичи.

Куда что делось?.. Два-дцать лет город живет без летнего сезона. Без теа-трального телевидения, без театральной газеты, без ре-цензий. Да, антрепризы из-редка наведываются, но разве сравнишь их с полно-форматными гастролями?.. Бледная тень. Фестивали же, при всей своей в создавших-ся условиях' необходимости, лишний раз напоминают, как много мы потеряли. Забыто даже словосочетание: «гаст-рольная афиша».

Всякая палка о двух кон-цах: зато сейчас нет свиреп-ствовавшей в театре осо-бенно рьяно цензуры. Нет регламентировавших всех и всё ежегодных гастрольных совещаний. Они расписыва-ли не только кто, куда и когда поедет, но попутно в который раз усердно фильтровали ре-пертуар и едва ли не «по раз-нарядке» распределяли по областным городам ведущие театры. Чтобы заполучить их, приходилось пускаться во все тяжкие. Ублажать строптивых театральных начальников... Вспоминать или придумывать юбилеи... За немалые суммы из заводских «соцкультфон-дов» на корню откупать га-строли... В свою очередь, пе-риферийные театры изредка поощрялись выступлениями в столице. О загранице речь не шла — она удел избранных.

Однако сколько бы ни было пятен на гастрольном солнце, оно все-таки светило, и порою много ярче, чем того хотелось бы идеологическим чинов-никам. Помню, какими собы-тиями становились встречи с работавшим в годы войны в Омске Вахтанговским теа-тром... Как Андрей Толубеев, Олег Басилашвили, Евгений Лебедев, завлит Дина Шварц (на снимке 1981 года слева направо) обсуждали с ом-скими рецензентами поста-новки БДТ... Как не могли на-дышаться на потерявшую уже Высоцкого, в дни выступле-ний в Омске расставшуюся с Любимовым, но все еще непокорную Таганку... А про-слышав о намерении рижан без санкции гастрольного со-вещания показать накануне отъезда вампиловскую «Ути-ную охоту», бросив все дела, днем бежали в театр. Вопреки столь радужным воспоминаниям, если положить на одну чашу весов летние гастроли, а на другую— отсутствие запретов, огра-ничений и прочей партийно-бюрократической чертовщи-ны, я как пишущий человек, не колеблясь, гордо выберу свободное от бесцеремон-ных указаний творчество, ...Чтобы потом, почесав ма-кушку, поразмыслить над тем, как вместе с грязной во-дой выплеснули и симпатич-ное дитя — гастроли. Они так необходимы были зрителям... Так украшали нашу не больно богатую впечатлениями про-винциальную жизнь...

Даже пресловутые га-строльные совещания пред-станут неожиданно в не-сколько ином свете. Когда речь идет о перемещении на огромные расстояния сотен театральных коллективов — с декорациями, со вспомога-тельными службами, — каким образом организовать зто многосложное движение, не обговорив на берегу маршру-ты и сроки поездок? Конечно, хотелось бы обойтись без ги-пертрофированного админи-стрирования, без издержек, без перехлестов, но, не лука-вя, признаемся себе: разве у нас так бывает?.. Категори-чески противопоказано лишь вмешательство в репертуар-ную политику, в театральный процесс (если у них, конечно, нет расхождений с законом), а в остальном... Да здравству-ют гастрольные совещания! Да вернутся они в ХХ! век!

Что-то я расшумелся сверх меры... Понятно же: ис-чезновение гастролей — не чей-то сиюминутный каприз, не халатность, а следствие перехода к «рыночным отно-шениям». Дорога, гостиница, транспортировка декораций стоят теперь очень дорого, к тому же органы государствен-ной власти от этих расходов в свое время (но не скажешь— своевременно) открестились и не больно торопятся к ним возвращаться. Что в центре, что на местах. Исключения из правила лишь подтверждают существование его.

Где же выход и есть ли он вообще? Двадцать лет на-зад в качестве одной из мер предлагал обратить внима-ние на низкую стоимость билетов. В Драме за него платили, как за... шесть ко-робков спичек. И сейчас омские театры довольствуются скромными расценками, не в пример фестивалю «Ака-демиягч поднявшему нынче их потолок до шести тысяч рублей. За эти деньги мож-но купить билет в Ла Скала. Надо ли добавлять, что при омском уровне заработков и пенсий подобная лихость на-прочь перечеркивает провоз-глашенную Станиславским и Немировичем-Данченко идею общедоступного театра. Даже в десять раз меньшая — на пределе возможностей учи-телей и врачей, не говоря уже о пенсионерах, студентах, учащихся.

Впрочем, дурные цены не отпугнули зрителей. Все би-леты были раскуплены еще до начала фестиваля... с той разве разницей, что перечис-ленные категории зрителей уступили место иной публи-ке. Вкрапления неисправи-мых театралов, готовых отка-зать себе в чем угодно, но не в представлениях издалека, картины не меняют. Омск— большой город, две недели он может выдержать и такое, только как бы этот парадокс не вдохновил организаторов фестивалей на очередные фи-нансовые рекорды... Вместе с тем стало ясно: и десятикрат-ное увеличение стоимости театрального удовольствия не приблизит полнокровных гастролей. А стократное нам не по карману...

В поисках приемлемого решения оглянулся на цирк. Выступают в нем сплошь га-стролеры — и ничего, кряхтя и охая, держится. Учитывая свою «бродячую» специфи-ку, еще в советские годы обзавелся собственными гостиницами. Сорок два го-сударственных цирка — и при каждом гостиница. В том числе в Омске. У театров же (кроме нескольких номеров в Драме и «Арлекине») их нет вовсе, однако, сдается со стороны, такого рода подспо-рье — вопрос решаемый. Была бы «политическая воля», как пошутил знающий толк в га-строльных делах театральный директор. Разумеется, нали-чие гостиницы не ликвиди-рует всех сложностей, но от одной наверняка избавит.

С очень кусачей дорогой тоже можно вроде найти общий язык. Снижает же она (по распоряжению сверху, понятно) цены на билеты для дальневосточников, да и сама порой объявляет крат-косрочные «акции»... Поче-му бы ей не поумерить свои аппетиты, когда речь зайдет о театральных маршрутах в Сибирь и на Дальний Вос-ток?.. К слову сказать, в уже помянутом 1992-м, когда были еще свежи в памяти летние театральные сезоны, министерства и ведомства обязали «разработать и пред-ставить правительству Рос-сийской Федерации предло-жения, предусматривающие <...> установление льготной оплаты проезда и перевоз-ки багажа <...> и грузов <...> при осуществлении <...> про-фессиональной деятельности и организации гастролей». Судя по происходившему в последующие годы, «предло-жения» до сих пор пребывают в «процессе разработки».

Труднее понять, почему не договорились с родной Западно-Сибирской желез-ной дорогой о помощи в про-ведении обменных гастролей между городами-соседями— Омском, Новосибирском, Томском, Барнаулом. Этим, возможно, и полномочный представитель президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу озаботился бы...

Вместе с тем очевидно; разрозненные усилия и от-дельные прорывы в целом мало что решат. Лишь цен-трализация гастрольного дела с привлечением госу-дарством серьезных средств (в том числе частных) может изменить положение. И так же очевидно, что надеяться на какие-либо перемены в ближайшее время — чистей-шей воды утопия. Так много накопилось проблем... Даже самые нетерпеливые побор-ники гастролей (включая ав-тора этих строк) вынуждены будут спасовать перед ними и признать не столько второ-степенность своих претензий и пожеланий, сколько полней-шую невозможность заметно-го сдвига в лучшую сторону при изменившемся отношении к театру и существую-щему вследствие этого явно недостаточному бюджетному финансированию его. Ждать исчезновения мертвого сезо-на пока не приходится...

Марк МУДРИК