Поиск

Комендант - командир гарнизона крепости, надзирает за соблюдением дисциплины и порядка в войсках, расквартированных в крепости, за несением караульной службы и содержанием арестованных за дисциплинарные проступки военнослужащих.

Комендантский дом

 

Построен в 1799 году в юго-западной части Омской крепости (ныне улица Достоевского, 1). В 1799-1864 годах в доме жили коменданты крепости. Должность учреждена Указом Сибирского губернатора 7 июля 1765 года.

Последним комендантом был А. Ф. де Граве (1793-1864), вступивший в должность в 1841 году. Участник Отечественной войны 1812 года. В 19 лет за отличие в сражении при Дрездене произведен в подпоручики. С 1822 года служил в Омске, а в 1855-м был произведен в генерал-майоры. Награжден знаком отличия беспорочной службы за 30 лет и медалями.

Алексей Федорович пытался всячески облегчить судьбу отбывавших наказание в Омске петрашевцев - Ф. М. Достоевского и С. Ф. Дурова. В 1852 году он ходатайствовал перед военным министерством об их переводе из каторжных в разряд военно-срочных арестантов с освобождением от кандалов, но эта просьба была отклонена. По просьбе коменданта петрашевцев назначали на более легкие работы, часто помещали в госпиталь. Возвращаясь в 1859 году в Санкт-Петербург из Семипалатинска, Ф. М. Достоевский посетил А. Ф. де Граве в его доме, где его «принимали как равного».

В октябре 1864 года Омская крепость и комендантское правление были упразднены. В бывшем комендантском доме были размещены офицерские квартиры.

В советское время здание оставалось жилым, к тому же в нем находилось Омское областное отделение ВООПИК. И лишь в 1982 году после реконструкции здесь был открыт Литературный музей им. Ф. М. Достоевского, экспозиция которого рассказывает о четырехлетием пребывании писателя на каторге в Омске.

Комендантский дом относится к числу первых каменных построек в Омске. Архитектурно-художественный облик этого одноэтажного здания определяют небольшие пилястры, членящие фасад на три части. Центральная часть фасада акцентирована высоким фронтоном. По всему периметру здание окаймляет ступенчатый карниз. Окна имеют простое прямоугольное обрамление и завершены сандриками. Со временем утрачено одно крыло дома (по плану 1801 года он имел П-образную форму), изменена внутренняя планировка здания. Поскольку дом являлся ровесником Пушкина - построен в год рождения поэта, - многолетний директор музея имени Достоевского сравнивал сам дом с книгой, развернутой к Иртышу. В 1971 году на фасаде установили барельеф Ф.’М. Достоевского с текстом: «В этом доме бывал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский» (автор - скульптор Д. Ф. Манжос).

Алексей Фёдорович де Граве

 

«Комендантом крепости был генерал-майор Алексей Федорович де Граве, высокого роста массивный и тучный старик, лет шестидесяти от роду, но еще бодрый, крепкий и легкий на подъем, веселого и живого характера, с добродушной улыбкой и громким раскатистым смехом. Имел круглое, мясистое, морщинистое лицо, заплывшие жиром глазки, большую, на короткой шее откинутую назад голову, почти лишенную растительности, и громадный живот. По службе он особенно не выдавался, так как не пользовался особенным благоволением корпусного командира, но дело свое исполнял добросовестно и, по возможности, облегчал положение находившихся в крепостном остроге арестантов. Отличительными его свойствами были любовь к охоте и непомерный аппетит. Он известен был как хороший охотник и стрелок. Что же касается аппетита, то, по свидетельству доктора Крупского, такого же, как он, мастодонта, прожоры и охотника, часто сопутствовавшего ему в полеванье, он выражался в ужасной пропорции. Так, однажды, охотясь в степи, они съели за завтраком вдвоем более 30 фунтов мяса, изжаренного на вертеле, а вечером по 30-40 яиц, сваренных вкрутую, причем было выпито вина изрядное количество.

Супруга его, женщина простая и скромная, сторонившаяся по некоторым причинам от интимного сближения с наиболее выдающимися личностями омского бомонда, собирала вокруг себя небольшой кружок людей, приходивших к комендантской чете запросто поесть сибирских пельменей или сыграть по маленькой в картишки, и только в дни торжественных приемов или балов она появлялась в обществе, как говорили местные остряки, по обязанности комендантши». (Из книги П. К. Мартьянова «На переломе веков».)

Мы привели этот отрывок лишь для того, чтобы показать колоритную фигуру последнего коменданта Омской крепости. Среди офицеров, конечно, попадались и уроды-изуверы типа майора Кривцова. Де Граве умел их осаживать, о чем с благодарностью вспоминал Ф. М. Достоевский.

Жилой дом

 

Интересно упоминание о супруге коменданта Анне Андреевне де Граве. Видно, это порядочная, скромная женщина, однако строку о балах вряд ли можно отнести к самому комендантскому дому. Не то присутствие для подобных мероприятий.

Да, Анна Андреевна могла устраивать светские посиделки с роялем и исполнением романсов, но для узкого круга, не более того. Кстати, может, писатель как раз и заглядывал на такие вечера.

А так - здесь располагалось сугубо управление коменданта и квартировал сам комендант с семьей. Но как только в 1864 году комендатуру упразднили, дом передали под жилье для офицеров. И, как ни странно, квартиры здесь просуществовали до 1982 года. ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры) и коммуналки. И то благодаря окончательному решению создать Литературный музей имени Ф. М. Достоевского.

Представляете, как это - жить в одном из первых каменных домов Омска, постройки 1799 года, года, напоминаю, рождения Александра Сергеевича? Мне посчастливилось познакомиться с обитателем комендантского дома, вполне приличным человеком. Как я понял, жили они в тех же условиях, что и офицеры XIX века. Тоненькая струйка холодной воды, туалет во дворе (центр миллионного города), ну, правда, еще электричество. Дом большой, гулкий, эхо - постоянный сосед, к которому привыкнуть невозможно. Однажды проснулись от жуткого грохота и надсадного скрипа. Это милиционеры сносили деревянную уборную. Дальше жили с ведром, вынося его, как бывшие каторжане, с утра пораньше к Иртышу.

Ну, и само собой, атмосфера. Отнюдь не историческая, скорее пещерно-вампирская. Что впоследствии и подтвердилось.

Тайны комендантского дома

 

Однажды в дружеской беседе бывший директор музея Виктор Соломонович Вайнер-ман чуть ли не шепотом рассказал:

- Когда появились всякие экстрасенсы и колдуны, стали они и к нам в музей заглядывать. Как-то целой группой из трех человек зашли. Не жалко, говорю, проходите. А до их визита заметил одну закономерность: ходит подобный колдун по залам, а самого все в зал Достоевского манит. Этих тоже как магнитом. Поясняют: дескать, мрачно тут у вас, нехорошо, а вот где экспозиция писателя, там умиротворенно, как бы намолено. Естественно, думаю, намолено. Мы тут над каждым экспонатом тряслись и трясемся, каждый листочек оглаживаем. Вот она, профессиональная любовь, и сказывается.

А когда через несколько лет затеяли ремонт, под залом Достоевского обнаружили пустоту. Телевизионщики утверждали - погреб. Нет, я уверен, какая-то неестественная пустота. Полное впечатление, будто дом висит над каким-то темным пространством. Не столько взором, сколько душою чувствовал. И дух оттуда не хилый... Может, мы его вроде своим трудолюбием укрощали. Вот и не ворочался он до поры до времени.

Козни духа?

 

А почему бы и нет? Как известно, простых совпадений не бывает. Может, не зря придуманы всякие водяные, лешие и домовые.

А как объяснить странную историю с Виктором Соломоновичем? Вот уже шесть лет он не руководит музеем имени Достоевского, а директора в нем меняются как перчатки. Да и сам музей хиреет на глазах. Почти все сотрудники сменились...

А вечером?! Точнее, ближе к полуночи... Время, конечно, не прогулочное, особенно в тех местах. Однако наберитесь храбрости, пойдите. Есть какая-то зловещая аура вокруг бывшего комендантского дома, есть. Поверьте как очевидцу.

Юрий МОРЕНИC

Вечерний Омск

1074

Комендант - командир гарнизона крепости, надзирает за соблюдением дисциплины и порядка в войсках, расквартированных в крепости, за несением караульной службы и содержанием арестованных за дисциплинарные проступки военнослужащих.

Комендантский дом

 

Построен в 1799 году в юго-западной части Омской крепости (ныне улица Достоевского, 1). В 1799-1864 годах в доме жили коменданты крепости. Должность учреждена Указом Сибирского губернатора 7 июля 1765 года.

Последним комендантом был А. Ф. де Граве (1793-1864), вступивший в должность в 1841 году. Участник Отечественной войны 1812 года. В 19 лет за отличие в сражении при Дрездене произведен в подпоручики. С 1822 года служил в Омске, а в 1855-м был произведен в генерал-майоры. Награжден знаком отличия беспорочной службы за 30 лет и медалями.

Алексей Федорович пытался всячески облегчить судьбу отбывавших наказание в Омске петрашевцев - Ф. М. Достоевского и С. Ф. Дурова. В 1852 году он ходатайствовал перед военным министерством об их переводе из каторжных в разряд военно-срочных арестантов с освобождением от кандалов, но эта просьба была отклонена. По просьбе коменданта петрашевцев назначали на более легкие работы, часто помещали в госпиталь. Возвращаясь в 1859 году в Санкт-Петербург из Семипалатинска, Ф. М. Достоевский посетил А. Ф. де Граве в его доме, где его «принимали как равного».

В октябре 1864 года Омская крепость и комендантское правление были упразднены. В бывшем комендантском доме были размещены офицерские квартиры.

В советское время здание оставалось жилым, к тому же в нем находилось Омское областное отделение ВООПИК. И лишь в 1982 году после реконструкции здесь был открыт Литературный музей им. Ф. М. Достоевского, экспозиция которого рассказывает о четырехлетием пребывании писателя на каторге в Омске.

Комендантский дом относится к числу первых каменных построек в Омске. Архитектурно-художественный облик этого одноэтажного здания определяют небольшие пилястры, членящие фасад на три части. Центральная часть фасада акцентирована высоким фронтоном. По всему периметру здание окаймляет ступенчатый карниз. Окна имеют простое прямоугольное обрамление и завершены сандриками. Со временем утрачено одно крыло дома (по плану 1801 года он имел П-образную форму), изменена внутренняя планировка здания. Поскольку дом являлся ровесником Пушкина - построен в год рождения поэта, - многолетний директор музея имени Достоевского сравнивал сам дом с книгой, развернутой к Иртышу. В 1971 году на фасаде установили барельеф Ф.’М. Достоевского с текстом: «В этом доме бывал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский» (автор - скульптор Д. Ф. Манжос).

Алексей Фёдорович де Граве

 

«Комендантом крепости был генерал-майор Алексей Федорович де Граве, высокого роста массивный и тучный старик, лет шестидесяти от роду, но еще бодрый, крепкий и легкий на подъем, веселого и живого характера, с добродушной улыбкой и громким раскатистым смехом. Имел круглое, мясистое, морщинистое лицо, заплывшие жиром глазки, большую, на короткой шее откинутую назад голову, почти лишенную растительности, и громадный живот. По службе он особенно не выдавался, так как не пользовался особенным благоволением корпусного командира, но дело свое исполнял добросовестно и, по возможности, облегчал положение находившихся в крепостном остроге арестантов. Отличительными его свойствами были любовь к охоте и непомерный аппетит. Он известен был как хороший охотник и стрелок. Что же касается аппетита, то, по свидетельству доктора Крупского, такого же, как он, мастодонта, прожоры и охотника, часто сопутствовавшего ему в полеванье, он выражался в ужасной пропорции. Так, однажды, охотясь в степи, они съели за завтраком вдвоем более 30 фунтов мяса, изжаренного на вертеле, а вечером по 30-40 яиц, сваренных вкрутую, причем было выпито вина изрядное количество.

Супруга его, женщина простая и скромная, сторонившаяся по некоторым причинам от интимного сближения с наиболее выдающимися личностями омского бомонда, собирала вокруг себя небольшой кружок людей, приходивших к комендантской чете запросто поесть сибирских пельменей или сыграть по маленькой в картишки, и только в дни торжественных приемов или балов она появлялась в обществе, как говорили местные остряки, по обязанности комендантши». (Из книги П. К. Мартьянова «На переломе веков».)

Мы привели этот отрывок лишь для того, чтобы показать колоритную фигуру последнего коменданта Омской крепости. Среди офицеров, конечно, попадались и уроды-изуверы типа майора Кривцова. Де Граве умел их осаживать, о чем с благодарностью вспоминал Ф. М. Достоевский.

Жилой дом

 

Интересно упоминание о супруге коменданта Анне Андреевне де Граве. Видно, это порядочная, скромная женщина, однако строку о балах вряд ли можно отнести к самому комендантскому дому. Не то присутствие для подобных мероприятий.

Да, Анна Андреевна могла устраивать светские посиделки с роялем и исполнением романсов, но для узкого круга, не более того. Кстати, может, писатель как раз и заглядывал на такие вечера.

А так - здесь располагалось сугубо управление коменданта и квартировал сам комендант с семьей. Но как только в 1864 году комендатуру упразднили, дом передали под жилье для офицеров. И, как ни странно, квартиры здесь просуществовали до 1982 года. ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры) и коммуналки. И то благодаря окончательному решению создать Литературный музей имени Ф. М. Достоевского.

Представляете, как это - жить в одном из первых каменных домов Омска, постройки 1799 года, года, напоминаю, рождения Александра Сергеевича? Мне посчастливилось познакомиться с обитателем комендантского дома, вполне приличным человеком. Как я понял, жили они в тех же условиях, что и офицеры XIX века. Тоненькая струйка холодной воды, туалет во дворе (центр миллионного города), ну, правда, еще электричество. Дом большой, гулкий, эхо - постоянный сосед, к которому привыкнуть невозможно. Однажды проснулись от жуткого грохота и надсадного скрипа. Это милиционеры сносили деревянную уборную. Дальше жили с ведром, вынося его, как бывшие каторжане, с утра пораньше к Иртышу.

Ну, и само собой, атмосфера. Отнюдь не историческая, скорее пещерно-вампирская. Что впоследствии и подтвердилось.

Тайны комендантского дома

 

Однажды в дружеской беседе бывший директор музея Виктор Соломонович Вайнер-ман чуть ли не шепотом рассказал:

- Когда появились всякие экстрасенсы и колдуны, стали они и к нам в музей заглядывать. Как-то целой группой из трех человек зашли. Не жалко, говорю, проходите. А до их визита заметил одну закономерность: ходит подобный колдун по залам, а самого все в зал Достоевского манит. Этих тоже как магнитом. Поясняют: дескать, мрачно тут у вас, нехорошо, а вот где экспозиция писателя, там умиротворенно, как бы намолено. Естественно, думаю, намолено. Мы тут над каждым экспонатом тряслись и трясемся, каждый листочек оглаживаем. Вот она, профессиональная любовь, и сказывается.

А когда через несколько лет затеяли ремонт, под залом Достоевского обнаружили пустоту. Телевизионщики утверждали - погреб. Нет, я уверен, какая-то неестественная пустота. Полное впечатление, будто дом висит над каким-то темным пространством. Не столько взором, сколько душою чувствовал. И дух оттуда не хилый... Может, мы его вроде своим трудолюбием укрощали. Вот и не ворочался он до поры до времени.

Козни духа?

 

А почему бы и нет? Как известно, простых совпадений не бывает. Может, не зря придуманы всякие водяные, лешие и домовые.

А как объяснить странную историю с Виктором Соломоновичем? Вот уже шесть лет он не руководит музеем имени Достоевского, а директора в нем меняются как перчатки. Да и сам музей хиреет на глазах. Почти все сотрудники сменились...

А вечером?! Точнее, ближе к полуночи... Время, конечно, не прогулочное, особенно в тех местах. Однако наберитесь храбрости, пойдите. Есть какая-то зловещая аура вокруг бывшего комендантского дома, есть. Поверьте как очевидцу.

Юрий МОРЕНИC

Вечерний Омск

1074