Поиск

Игорь Спиридонов,

член Союза журналистов,

участник встречи с губернатором

На различных сайтах появились комментарии по поводу встречи губернатора Виктора Назарова с омскими журналистами. Хотел бы высказать свою точку зрения. Беседа, на мой взгляд, прошла недостаточно конструктивно по двум причинам.

Во-первых, как выяснилось почти сразу, присутствовала разнополярность ожиданий: глава региона хотел услышать от журналистов предложения, как они видят работу своих изданий с учетом минимизации бюджетного финансирования, журналисты же пришли, чтобы выслушать пожелания губернатора, прояснить для себя его намерения относительно финансирования СМИ и уже потом на основе этого представить конкретные предложения. Во-вторых, деструктив внесла группа делегатов от омской мэрии, которая старалась перевести разговор в обсуждение деятельности областного отделения Союза журналистов, а не ситуации, возникшей в связи с реорганизацией БУ «Омская правда», закрытием входивших в него двух печатных изданий и увольнением значительного числа работников, а также судьбы районных газет.

К сожалению, эти обстоятельства не позволили в полном объеме продуктивно поговорить о главном – экономике СМИ. Мы, журналисты, прекрасно понимаем, с какой остротой сегодня стоит проблема дефицита бюджета. В какой-то степени она вызвана и безудержными тратами на те же СМИ в период так называемой информационной войны между областью и городом. Но сейчас ее нет и, как заявляют новые руководители, не будет. Тогда не стоит повторять ошибок прошлых лет.

Если говорить об «Омской правде», ее сегодняшние беды были заложены два года назад, когда под предлогом «оптимизации расходов» в редакцию искусственно влили газеты «Омский вестник» и «Класс», переформатировав (с моей точки зрения совершенно правильно) их в журналы. Мне, в то время обозревателю «Омского вестника», это было очевидно.

В результате возник конгломерат, заточенный на одно – прославление власти. Затраты выросли в разы, а читательская аудитория де-факто сократилась. О какой-либо экономии или «оптимизации» речи вообще не шло, деньги просто выбрасывались на ветер. Вернувшись уже в журнальный вариант «ОВ. Деловая среда» в качестве замредактора за три месяца до его закрытия, я сразу обратил внимание на то, почему печатание тиража одного номера «Деловой среды» обходилось в полмиллиона рублей, тогда как по всем расчетам эта услуга стоит на омском рынке минимум в два раза дешевле. То есть только за одно это издание бюджет за год переплатил не менее 12 миллионов. Из рук вон плохо поставлена рекламная служба, да и многие рекламодатели прямо заявляли, что не хотят размещать рекламу в столь политизированных изданиях.

Сейчас, ликвидировав убыточные журналы, нам вновь говорят о необходимости «оптимизировать» бюджет. Но достигнет ли реформа этой цели? Тираж «Омской правды» планируется увеличить с 8 до 50 тысяч и половину его, предназначенную для села, распространять бесплатно. Это означает, что все затраты на бумагу, полиграфию, само распространение целиком лягут на бюджет. Где здесь экономия? Массовые заказы на рекламу тоже весьма проблематичны, так как для серьезных рекламодателей сельские районы не очень привлекательны в силу низкой платежеспособности населения. А вот бюджеты районных газет (их решено оставить) конкуренция со стороны бесплатного издания подорвет, и тогда придется или вернуться к вопросу о закрытии районок, или выделять им дополнительные дотации.

Кроме того, надо понимать, что читательская аудитория весьма разнообразна, ей нужны разные издания. Бизнес не будет читать «Омскую правду» ни даром, ни за деньги – не тот формат. Спору нет, сделать журнал «Деловая среда» менее затратным было необходимо, но для этого вовсе не обязательно его закрывать. Можно было значительно снизить тираж, уменьшить нестандартный размер журнала, плотность бумаги, заключить финансово приемлемый договор с типографией. Более того, при грамотном управлении подобному изданию не нужно полного бюджетного финансирования, не нужно даже половинного. И здесь очень позитивны слова губернатора о том, что он готов финансировать это или другое издание, покрывая из бюджета до 35% его затрат.

Конкретные предложения главе региона будут сделаны. Это нормальные договорные отношения СМИ с властью. Ее не надо хвалить и превозносить, надо просто объективно показывать, что происходит в регионе, что делает власть, подсказывать, что она должна делать. Виктор Назаров отчетливо дал понять, что он мыслит также. И уже одно это, на мой взгляд, сделало состоявшийся разговор полезным.

Игорь Спиридонов,

член Союза журналистов,

участник встречи с губернатором

На различных сайтах появились комментарии по поводу встречи губернатора Виктора Назарова с омскими журналистами. Хотел бы высказать свою точку зрения. Беседа, на мой взгляд, прошла недостаточно конструктивно по двум причинам.

Во-первых, как выяснилось почти сразу, присутствовала разнополярность ожиданий: глава региона хотел услышать от журналистов предложения, как они видят работу своих изданий с учетом минимизации бюджетного финансирования, журналисты же пришли, чтобы выслушать пожелания губернатора, прояснить для себя его намерения относительно финансирования СМИ и уже потом на основе этого представить конкретные предложения. Во-вторых, деструктив внесла группа делегатов от омской мэрии, которая старалась перевести разговор в обсуждение деятельности областного отделения Союза журналистов, а не ситуации, возникшей в связи с реорганизацией БУ «Омская правда», закрытием входивших в него двух печатных изданий и увольнением значительного числа работников, а также судьбы районных газет.

К сожалению, эти обстоятельства не позволили в полном объеме продуктивно поговорить о главном – экономике СМИ. Мы, журналисты, прекрасно понимаем, с какой остротой сегодня стоит проблема дефицита бюджета. В какой-то степени она вызвана и безудержными тратами на те же СМИ в период так называемой информационной войны между областью и городом. Но сейчас ее нет и, как заявляют новые руководители, не будет. Тогда не стоит повторять ошибок прошлых лет.

Если говорить об «Омской правде», ее сегодняшние беды были заложены два года назад, когда под предлогом «оптимизации расходов» в редакцию искусственно влили газеты «Омский вестник» и «Класс», переформатировав (с моей точки зрения совершенно правильно) их в журналы. Мне, в то время обозревателю «Омского вестника», это было очевидно.

В результате возник конгломерат, заточенный на одно – прославление власти. Затраты выросли в разы, а читательская аудитория де-факто сократилась. О какой-либо экономии или «оптимизации» речи вообще не шло, деньги просто выбрасывались на ветер. Вернувшись уже в журнальный вариант «ОВ. Деловая среда» в качестве замредактора за три месяца до его закрытия, я сразу обратил внимание на то, почему печатание тиража одного номера «Деловой среды» обходилось в полмиллиона рублей, тогда как по всем расчетам эта услуга стоит на омском рынке минимум в два раза дешевле. То есть только за одно это издание бюджет за год переплатил не менее 12 миллионов. Из рук вон плохо поставлена рекламная служба, да и многие рекламодатели прямо заявляли, что не хотят размещать рекламу в столь политизированных изданиях.

Сейчас, ликвидировав убыточные журналы, нам вновь говорят о необходимости «оптимизировать» бюджет. Но достигнет ли реформа этой цели? Тираж «Омской правды» планируется увеличить с 8 до 50 тысяч и половину его, предназначенную для села, распространять бесплатно. Это означает, что все затраты на бумагу, полиграфию, само распространение целиком лягут на бюджет. Где здесь экономия? Массовые заказы на рекламу тоже весьма проблематичны, так как для серьезных рекламодателей сельские районы не очень привлекательны в силу низкой платежеспособности населения. А вот бюджеты районных газет (их решено оставить) конкуренция со стороны бесплатного издания подорвет, и тогда придется или вернуться к вопросу о закрытии районок, или выделять им дополнительные дотации.

Кроме того, надо понимать, что читательская аудитория весьма разнообразна, ей нужны разные издания. Бизнес не будет читать «Омскую правду» ни даром, ни за деньги – не тот формат. Спору нет, сделать журнал «Деловая среда» менее затратным было необходимо, но для этого вовсе не обязательно его закрывать. Можно было значительно снизить тираж, уменьшить нестандартный размер журнала, плотность бумаги, заключить финансово приемлемый договор с типографией. Более того, при грамотном управлении подобному изданию не нужно полного бюджетного финансирования, не нужно даже половинного. И здесь очень позитивны слова губернатора о том, что он готов финансировать это или другое издание, покрывая из бюджета до 35% его затрат.

Конкретные предложения главе региона будут сделаны. Это нормальные договорные отношения СМИ с властью. Ее не надо хвалить и превозносить, надо просто объективно показывать, что происходит в регионе, что делает власть, подсказывать, что она должна делать. Виктор Назаров отчетливо дал понять, что он мыслит также. И уже одно это, на мой взгляд, сделало состоявшийся разговор полезным.