Поиск

В Сибири рабов называли по-турецки - ясырями. В XVIII на Иртыше в окрестностях Омска для торжища ими существовал специальный остров - остров Пленников или Невольников. Позднее, когда рабство исчезло, остров переименовали в Затонский. А сейчас он уже полуостров - в промежутке между ним и коренным берегом Иртыша располагаются на зимовку суда.

25 копеек с головы

 

Кто же попадал в невольники? Среди них можно выделить три категории. Первую представляли джунгары, взятые в плен казахами, и казахи, взятые в плен джунгарами. Вторая категория, самая страшная, по нынешним временам, - дети степняков, продаваемые собственными родителями. И третья - сибиряки - русские и татары обоих полов, взятые в плен степняками. Рабы считались, говоря сегодняшним языком, импортным товаром и обкладывались таможенным сбором - 25 копеек за голову. Почему для ясырей отвели остров, отдельно объяснять не надо: сбежать труднее.

Торговля рабами в устье Оми имела некоторое двусмысленное положение. Владеть рабами в России запрещалось. Но Сибирь являлась не собственно Россией, а отдаленной колонией, где наряду с правительственными указами были свои неписаные законы. Отношение центрального правительства к сибирскому рабству отличалось удивительной непоследовательностью. В течение 250 лет, с начала освоения Сибири, редко случался десятилетний промежуток, чтобы не вышел царский указ, то полностью запрещавший рабство, то частично его разрешающий.

Метания центральной власти объяснялись двумя взаимоисключающими друг друга обстоятельствами. Этическими нормами православия, запрещавшими владение рабами и огромной территорией Сибири, где в первые два века после завоевания некому было работать. Большая часть мужчин, попадавших в Сибирь, относилась либо к авантюристам, либо к романтикам. Едва появлялась возможность, они уходили в охотничьи артели, разбойничьи шайки или военные походы. Пространства огромные, а сельским хозяйством заниматься желающих нет. Поэтому каждый оседлый крестьянин или казак владел ясырями.

По языку русские, а лицом - азиаты

Имелось еще одно обстоятельство, объяснявшее живучесть торговли невольниками. Острая нехватка православных невест.

Мужиков в Сибирь тысячами направляли, а партии в полусотню женок из уголовных преступниц, где добрую половину составляли мужеубийцы, - изредка. Но ведь редкий православный мужик, доживая старость, умирал бобылем. На ком же русские женились? Будущих жен они покупали на невольничьем рынке Омска или выменивали у аборигенов. Российские законы и традиции не запрещали браки с туземными женщинами, если те принимали православие.

Генерал-майор Семен Броневский, служивший в Омске в первой трети XIX века, писал, что торговля рабами - вещь благая. Надо видеть, пишет генерал, как несчастны невольники на торжище и какими они становятся, пожив немного в русских семьях. Но, с другой стороны, сибиряки, русские по языку и православные по вере, с течением времени все больше и больше обретают азиатские черты. Так как парни женятся на бывших рабынях, а девушки выходят замуж за ясырей. Дело в том, что при достижении совершеннолетия невольники, принявшие православие, переходили в разряд свободных людей. Сибирское рабство потому и осталось почти незамеченным в истории, что оно было менее жестоким, чем российское крепостничество.

Из глубины веков

Справедливости ради скажем, что торговля невольниками на берегах Иртыша возникла за сотни лет до прихода русских. Сибиряки-аборигены продавали пленников, торговали собственными детьми. Первым, кто выступил против продажи детей в рабство, считается князь сибирских татар Едигей. После его запрета цены на мололетних рабов на рынках Персии взметнулись вверх.

Русские казаки, не понаслышке знавшие, что такое неволя (многие из них вышли из крепостных крестьян), придя в Сибирь, местные условия игры приняли со спокойным сердцем. Надо заметить, что русским, даже в ходе военных операций, запрещалось захватывать рабов. И что же? Из походов приводили сотни пленных, оформляя позднее на них фальшивые купчие.

Разбираясь в истории сибирского рабства, необходимо отделить правду от полуправды. Прогрессивный публицист XIX века С. С. Шашков, например, писал, что каждый сибирский казак, пользуясь силой оружия, имел гарем из нескольких жен. Это неправда. Представим, что каждый из тысячи казаков, принявших участие в основании Тары, завел хотя бы по три жены. Через год в Таре уже ревело бы три тысячи новорожденных. Прошло полтора-два года - опять три тысячи приплода. Чем детей кормить и как при таком обременительном семействе совершать молниеносные рейды против джунгар и отрядов кучумовичей? А тарские казаки, стоявшие на границе между Степью и русскими владениями, в ответных мерах отличались редкой скоростью и крутизной нрава. Надо отметить еще одно обстоятельство. Сибирские татары очень рано научились посылать жалобы воеводам на казаков и переселенцев. Воеводы, дабы не раздражать местное население, за редчайшим исключением не принимали сторону жалобщиков.

Безусловно, солдаты и казаки ангелами не были, но границы дозволенного в большинстве своем не нарушали. Купил девушку, окрестил - и под венец.

Но дорого ли обходились покупные азиатские невесты? Нет, рабы стоили недорого. Автору этого материла в архиве Павлодарской области попался на глаза «рабский» ценник с Ирбитской ярмарки. Там цены такие. Женщина сорока лет оценивалась в 12 рублей. Бухарец тридцати лет с женой покупался за 16 рублей и одного мерина. Многие калмыки продавались сами вместе с семьями. Ребенка можно было купить за 10-15 копеек. Для сравнения: рабочая лошадь стоила от трех до пяти рублей, а хороший жеребец - десять. Бык - около полутора рублей.

Рабство умерло в 30-х годах XIX века. Умерло практически само по себе. Русских деревень в Сибири стало много, население в них расслоилось на богатых и бедных. Свободные рабочие руки появились в изобилии и подрубили экономическую основу для рабства.

Омский же остров Невольников превратился в место отдыха горожан. Позже его насыпью соединили с берегом и создали затон, где зимой отдыхают от работы пароходы.

Виктор Гоношилов

 Фото автора

1544

В Сибири рабов называли по-турецки - ясырями. В XVIII на Иртыше в окрестностях Омска для торжища ими существовал специальный остров - остров Пленников или Невольников. Позднее, когда рабство исчезло, остров переименовали в Затонский. А сейчас он уже полуостров - в промежутке между ним и коренным берегом Иртыша располагаются на зимовку суда.

25 копеек с головы

 

Кто же попадал в невольники? Среди них можно выделить три категории. Первую представляли джунгары, взятые в плен казахами, и казахи, взятые в плен джунгарами. Вторая категория, самая страшная, по нынешним временам, - дети степняков, продаваемые собственными родителями. И третья - сибиряки - русские и татары обоих полов, взятые в плен степняками. Рабы считались, говоря сегодняшним языком, импортным товаром и обкладывались таможенным сбором - 25 копеек за голову. Почему для ясырей отвели остров, отдельно объяснять не надо: сбежать труднее.

Торговля рабами в устье Оми имела некоторое двусмысленное положение. Владеть рабами в России запрещалось. Но Сибирь являлась не собственно Россией, а отдаленной колонией, где наряду с правительственными указами были свои неписаные законы. Отношение центрального правительства к сибирскому рабству отличалось удивительной непоследовательностью. В течение 250 лет, с начала освоения Сибири, редко случался десятилетний промежуток, чтобы не вышел царский указ, то полностью запрещавший рабство, то частично его разрешающий.

Метания центральной власти объяснялись двумя взаимоисключающими друг друга обстоятельствами. Этическими нормами православия, запрещавшими владение рабами и огромной территорией Сибири, где в первые два века после завоевания некому было работать. Большая часть мужчин, попадавших в Сибирь, относилась либо к авантюристам, либо к романтикам. Едва появлялась возможность, они уходили в охотничьи артели, разбойничьи шайки или военные походы. Пространства огромные, а сельским хозяйством заниматься желающих нет. Поэтому каждый оседлый крестьянин или казак владел ясырями.

По языку русские, а лицом - азиаты

Имелось еще одно обстоятельство, объяснявшее живучесть торговли невольниками. Острая нехватка православных невест.

Мужиков в Сибирь тысячами направляли, а партии в полусотню женок из уголовных преступниц, где добрую половину составляли мужеубийцы, - изредка. Но ведь редкий православный мужик, доживая старость, умирал бобылем. На ком же русские женились? Будущих жен они покупали на невольничьем рынке Омска или выменивали у аборигенов. Российские законы и традиции не запрещали браки с туземными женщинами, если те принимали православие.

Генерал-майор Семен Броневский, служивший в Омске в первой трети XIX века, писал, что торговля рабами - вещь благая. Надо видеть, пишет генерал, как несчастны невольники на торжище и какими они становятся, пожив немного в русских семьях. Но, с другой стороны, сибиряки, русские по языку и православные по вере, с течением времени все больше и больше обретают азиатские черты. Так как парни женятся на бывших рабынях, а девушки выходят замуж за ясырей. Дело в том, что при достижении совершеннолетия невольники, принявшие православие, переходили в разряд свободных людей. Сибирское рабство потому и осталось почти незамеченным в истории, что оно было менее жестоким, чем российское крепостничество.

Из глубины веков

Справедливости ради скажем, что торговля невольниками на берегах Иртыша возникла за сотни лет до прихода русских. Сибиряки-аборигены продавали пленников, торговали собственными детьми. Первым, кто выступил против продажи детей в рабство, считается князь сибирских татар Едигей. После его запрета цены на мололетних рабов на рынках Персии взметнулись вверх.

Русские казаки, не понаслышке знавшие, что такое неволя (многие из них вышли из крепостных крестьян), придя в Сибирь, местные условия игры приняли со спокойным сердцем. Надо заметить, что русским, даже в ходе военных операций, запрещалось захватывать рабов. И что же? Из походов приводили сотни пленных, оформляя позднее на них фальшивые купчие.

Разбираясь в истории сибирского рабства, необходимо отделить правду от полуправды. Прогрессивный публицист XIX века С. С. Шашков, например, писал, что каждый сибирский казак, пользуясь силой оружия, имел гарем из нескольких жен. Это неправда. Представим, что каждый из тысячи казаков, принявших участие в основании Тары, завел хотя бы по три жены. Через год в Таре уже ревело бы три тысячи новорожденных. Прошло полтора-два года - опять три тысячи приплода. Чем детей кормить и как при таком обременительном семействе совершать молниеносные рейды против джунгар и отрядов кучумовичей? А тарские казаки, стоявшие на границе между Степью и русскими владениями, в ответных мерах отличались редкой скоростью и крутизной нрава. Надо отметить еще одно обстоятельство. Сибирские татары очень рано научились посылать жалобы воеводам на казаков и переселенцев. Воеводы, дабы не раздражать местное население, за редчайшим исключением не принимали сторону жалобщиков.

Безусловно, солдаты и казаки ангелами не были, но границы дозволенного в большинстве своем не нарушали. Купил девушку, окрестил - и под венец.

Но дорого ли обходились покупные азиатские невесты? Нет, рабы стоили недорого. Автору этого материла в архиве Павлодарской области попался на глаза «рабский» ценник с Ирбитской ярмарки. Там цены такие. Женщина сорока лет оценивалась в 12 рублей. Бухарец тридцати лет с женой покупался за 16 рублей и одного мерина. Многие калмыки продавались сами вместе с семьями. Ребенка можно было купить за 10-15 копеек. Для сравнения: рабочая лошадь стоила от трех до пяти рублей, а хороший жеребец - десять. Бык - около полутора рублей.

Рабство умерло в 30-х годах XIX века. Умерло практически само по себе. Русских деревень в Сибири стало много, население в них расслоилось на богатых и бедных. Свободные рабочие руки появились в изобилии и подрубили экономическую основу для рабства.

Омский же остров Невольников превратился в место отдыха горожан. Позже его насыпью соединили с берегом и создали затон, где зимой отдыхают от работы пароходы.

Виктор Гоношилов

 Фото автора

1544