Поиск

Понятие «омская школа дизайна» уже давно стало своеобразным брендом, «знаком качества» в среде российских профессионалов.

Во многом это заслуга заведующей кафедрой дизайна костюма Омского института сервиса, члена Союза дизайнеров России, профессора Галины Толмачевой. В беседе с корреспондентом РИА «Омск-Информ» Галина Толмачева рассказала о том, почему все больше молодых людей хотят посвятить себя профессии дизайнера, и как оставаться стильным и модным даже в непростые времена.

- Галина Васильевна, как сегодня обстоит ситуация в индустрии моды в России в целом и в Омске – в частности?

На самом деле, ситуация была непростой всегда. Но в эпоху кризиса условия для развития моды стали еще сложнее, так что сейчас мы еще наблюдаем со стороны, как весь этот процесс будет развиваться дальше. Безусловно, многие производители сегодня подтягивают пояса,  уже нет былого объема продаж. Поэтому все, кто занят в индустрии моды, сегодня действуют очень настороженно, осваивают новые  сферы деятельности, расширяют круг своих интересов, целевую аудиторию. Думаю, если предприниматель обладает определенным кругозором, может сделать правильный прогноз на будущее, он настроится на сегодняшнюю «волну». Хотя для нас эти проблемы не главные, мы ведь занимаемся обучением студентов…

- Но профессия модельера и дизайнера, по-видимому, нисколько не потеряла своей актуальности и популярности? В чем секрет?

Это правда. Мне кажется, что любая девочка мечтает стать или моделью, или дизайнером. Все любят глянцевые журналы, наблюдать со стороны за красивой жизнью это приятно, но и хочется в ней участвовать. Профессия дизайнера имеет очень широкий спектр действия - она заключается не только в проектировании одежды. Если человека научили разбираться в стилях, развили вкус и чувство меры, если он изучил все нужные дисциплины, то сфера приложения своих интересов и возможностей будет очень широкой. Это и реклама, и продажа, и консультирование, и преподавание в художественных школах, дизайнеры - это и просто свободные художники! Специальность востребована потому, что воспитывает художественно образованных людей. Дизайнер – это, по сути, пионер, который идет впереди, много знает и открывает глаза другим и потому ему самому интересно смотреть на этот мир!

- По вашему опыту, современные студенты изменились? Стали лучше?

Дело в том, что к нам целенаправленно идут очень заинтересованные люди, которые выбрали эту профессию загодя, которые ходили в художественные школы и училища, специально готовившие себя для работы на этом поприще. Наверное, ни об одной специальности не мечтают так, как об этой, с малых лет! Успешность обучения зависит от многих факторов… Человек может быть талантливым, но не очень коммуникабельным - и когда несколько таких собирается, эта группа считается тяжелой, с ней трудно общаться. А бывают дети, как на подбор: открытые и коммуникабельные - тогда весь учебный процесс льется, как песня. Многое зависит и от преподавателя, но, слава Богу, они у меня просто замечательные. Так что хорошие тандемы всегда дают свои результаты: не зря же у нас есть эти громадные послужные списки. Да и то – все эти дипломы, победы в различных конкурсах не так важны, как авторитет школы. Когда наши коллеги слышат слово «Омск», то сразу понимают - это качество!

- А в чем вообще особенность омской школы дизайна? Чем она отличается от опыта других городов?

Прежде всего, Омск выделяется профессионализмом и высоким качеством. Мы знаем, чему учить, как учить, и делаем это с большим удовольствием. Это, наверное, и есть омский «феномен»: нам нескучно и нетрудно ходить на работу, заражать своим энтузиазмом других и передавать свои знания. Причем, не только студентам, но и коллегам.

- А сами преподаватели учатся чему-то у своих студентов?

Конечно! Их легкость, некоторая наивность, молодость, их неожиданные решения – все это дает толчок и нашим мыслям. И если вы заглянете на нашу кафедру, то увидите, какие все наши преподаватели молодые: а как по-другому, ведь мы заряжаемся от студентов! Чем больше отдаешь им, тем больше получаешь сам…

- Чем, на ваш взгляд, отличаются понятия «вкус» и «стиль»?

Эти понятия существуют параллельно. Иметь стиль, не обладая при этом вкусом, невозможно. «Стиль» - это более емкое понятие, хотя я бы не сказала, что оно так уж профессионально. Человек даже на уровне интуиции может понимать, что ему идет, и быть приверженцем нескольких любимых стилей. Чувство меры и вкуса помогает в этом выборе, ведь стиль - это не всегда лишь модные тенденции, стиль больше относится к внутреннему состоянию человека, его мироощущению. Поэтому любая одежда, выбранная со вкусом, в которой вы чувствуете себя гармонично, всегда будет смотреться красиво. Посмотрите, к примеру, на женщин глубоко бальзаковского возраста… Ведь какие милые бывают старушки, при этом нельзя же сказать, что они модные! Они замечательно стильные, умеют подобрать форму платья или костюм, которые скроют недостатки фигуры, найдут подходящие к наряду шарфы и шляпки. И с каждым годом таких проявлений становится все больше, потому что сегодня люди имеют доступ к информации о моде, люди живут несколько по-другому, следят за собой – это очень хорошие тенденции… Мы вот надеемся, что станем очень красивыми старушками!

- Но все же таких проявлений вкуса, желания быть модными в России меньше, чем, к примеру, в Европе. Это особенность нашего менталитета?

Это не особенность менталитета, а особенности нашей жизни… Ведь мы еще никогда не жили долго и счастливо, у нас все время происходят какие-то катаклизмы! У нас просто не вызревают такие старушки, которые бы жили в спокойствии, мире, за которыми бы ухаживали дети, а сами они бы могли позволить себе, как парижские дамы, сидеть на веранде в каком-нибудь кафе, пить кофе и общаться. А у нас - то кризис, то революция…

- В таком случае, как вам кажется, приносят ли пользу посвященные моде страницы, без которых не существует сегодня ни одно, даже самое простое издание?

Чем больше информации, тем лучше. Тем более не всегда у наших граждан есть возможность покупать дорогие глянцевые журналы. Так что любые советы о моде, информация о тенденциях, рассказы о жизни звезд, об их нарядах – все это нужно.

- А как понять, каким именно советам в моде ты должен следовать?

Вы знаете, я за свою практику выпустила такое количество студентов, которые сегодня работают по профессии, что понимаю: как хорошо, что все они разные! Потому что каждый дизайнер и художник обязательно найдет своего потребителя и сможет удовлетворить его потребности. Кто-то любит гламур, кто-то, наоборот - минимализм, один отдает предпочтение открытым цветам, другой - сложным. Самое главное – как и с нашим здоровьем – найти своего доктора, найти своего дизайнера, найти свой стиль. Надо любить себя, заботиться о себе, о своем внешнем вид так же, как и о здоровье! И несмотря на всякие кризисы обязательно надо себя немножко баловать, хотя бы в мелочах. И тогда жизнь будет прекрасна.

- Пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» для дизайнера, наверное, особенно актуальна. Профессионалы всегда воспринимают сначала образ, а потом содержание человека?

Это зависит от внутреннего содержания самого дизайнера. Конечно, первое впечатление всегда складывается от внешнего вида, но потом мы немного корректируем и анализируем это впечатление. Знаете, скорее дизайнеру подойдет поговорка «Сапожник без сапог». Потому что мы так много знаем про моду, что иногда не хочется ею заниматься для себя – только по необходимости. Даже если бы у меня были такие финансовые возможности, я бы никогда в жизни не завела 30 пар обуви! Ведь мы, дизайнеры, знаем, как все это быстротечно, как цены на одежду не соответствуют себестоимости… Пожалуй, мы слишком много знаем секретов, потому так спокойно ко всему этому относимся. С другой стороны, своим внешним видом мы подаем пример студентам. И, выпускаясь из института, они говорят нам массу хороших слов и комплиментов. Каждый день менять наряды – это требует столько душевных сил! А нам их нужно направлять в совсем другое русло…

- А какую одежду любите носить вы, Галина Васильевна?

Я при выборе гардероба руководствуюсь, прежде всего, своими  любимыми стилями, стараюсь выглядеть гармонично. Я  же хоть и преподаватель, но все-таки богема! Поэтому мне значительно проще выбирать одежду: романтические, богемные стили в моем гардеробе превалируют, хотя я не брезгую и другими, допускаю вкрапления милитари, спортивного стиля, а иногда - и классики.

- Помогаете ли вы с выбором стиля близким людям, друзьям, детям?

Специально я этим никогда не занимаюсь. Но близкие доверяют мне в вопросах моды. Более сложный пример - моя десятилетняя внучка, для которой бабушка не является абсолютным авторитетом. Но я тешу себя надеждой, что она подрастет и все поймет. А пока она отстаивает свою точку зрения, и наши споры по поводу внешнего вида, признаюсь, не заканчиваются, как правило, моей победой!

- Поведайте нашим читателем, в какую сторону будут обращены тенденции моды в новом году?

В декабре на семинаре мы обычно читаем лекцию по тенденциям: эта лекция растягивается, как минимум, на 2 часа. Сейчас в моде так много направлений, что в двух  словах их не уложить. Я считаю, что, стараясь быть модным, главное изучить себя и определить, что именно вы хотели бы носить. Ведь есть такая методика здорового питания: чтобы узнать, какие продукты вам «идут», определитесь, что вам хочется кушать – так и здесь. Представьте, как бы вы хотели выглядеть в обществе, среди ровесников, на работе – и следуйте своим желаниям. В тенденциях моды сейчас царит демократия! Да и в модной палитре цветов сегодня есть и теплые – желтый, оливковый, и холодные – фиолетовый, малиновый, голубой.  Но ведь если вам не идет фиолетовый, вы же не станете его носить, будь хоть он супермодным. Заглядывайте в себя, ищите себя, а если не можете сделать это самостоятельно – зовите на помощь друзей или специалистов!

Понятие «омская школа дизайна» уже давно стало своеобразным брендом, «знаком качества» в среде российских профессионалов.

Во многом это заслуга заведующей кафедрой дизайна костюма Омского института сервиса, члена Союза дизайнеров России, профессора Галины Толмачевой. В беседе с корреспондентом РИА «Омск-Информ» Галина Толмачева рассказала о том, почему все больше молодых людей хотят посвятить себя профессии дизайнера, и как оставаться стильным и модным даже в непростые времена.

- Галина Васильевна, как сегодня обстоит ситуация в индустрии моды в России в целом и в Омске – в частности?

На самом деле, ситуация была непростой всегда. Но в эпоху кризиса условия для развития моды стали еще сложнее, так что сейчас мы еще наблюдаем со стороны, как весь этот процесс будет развиваться дальше. Безусловно, многие производители сегодня подтягивают пояса,  уже нет былого объема продаж. Поэтому все, кто занят в индустрии моды, сегодня действуют очень настороженно, осваивают новые  сферы деятельности, расширяют круг своих интересов, целевую аудиторию. Думаю, если предприниматель обладает определенным кругозором, может сделать правильный прогноз на будущее, он настроится на сегодняшнюю «волну». Хотя для нас эти проблемы не главные, мы ведь занимаемся обучением студентов…

- Но профессия модельера и дизайнера, по-видимому, нисколько не потеряла своей актуальности и популярности? В чем секрет?

Это правда. Мне кажется, что любая девочка мечтает стать или моделью, или дизайнером. Все любят глянцевые журналы, наблюдать со стороны за красивой жизнью это приятно, но и хочется в ней участвовать. Профессия дизайнера имеет очень широкий спектр действия - она заключается не только в проектировании одежды. Если человека научили разбираться в стилях, развили вкус и чувство меры, если он изучил все нужные дисциплины, то сфера приложения своих интересов и возможностей будет очень широкой. Это и реклама, и продажа, и консультирование, и преподавание в художественных школах, дизайнеры - это и просто свободные художники! Специальность востребована потому, что воспитывает художественно образованных людей. Дизайнер – это, по сути, пионер, который идет впереди, много знает и открывает глаза другим и потому ему самому интересно смотреть на этот мир!

- По вашему опыту, современные студенты изменились? Стали лучше?

Дело в том, что к нам целенаправленно идут очень заинтересованные люди, которые выбрали эту профессию загодя, которые ходили в художественные школы и училища, специально готовившие себя для работы на этом поприще. Наверное, ни об одной специальности не мечтают так, как об этой, с малых лет! Успешность обучения зависит от многих факторов… Человек может быть талантливым, но не очень коммуникабельным - и когда несколько таких собирается, эта группа считается тяжелой, с ней трудно общаться. А бывают дети, как на подбор: открытые и коммуникабельные - тогда весь учебный процесс льется, как песня. Многое зависит и от преподавателя, но, слава Богу, они у меня просто замечательные. Так что хорошие тандемы всегда дают свои результаты: не зря же у нас есть эти громадные послужные списки. Да и то – все эти дипломы, победы в различных конкурсах не так важны, как авторитет школы. Когда наши коллеги слышат слово «Омск», то сразу понимают - это качество!

- А в чем вообще особенность омской школы дизайна? Чем она отличается от опыта других городов?

Прежде всего, Омск выделяется профессионализмом и высоким качеством. Мы знаем, чему учить, как учить, и делаем это с большим удовольствием. Это, наверное, и есть омский «феномен»: нам нескучно и нетрудно ходить на работу, заражать своим энтузиазмом других и передавать свои знания. Причем, не только студентам, но и коллегам.

- А сами преподаватели учатся чему-то у своих студентов?

Конечно! Их легкость, некоторая наивность, молодость, их неожиданные решения – все это дает толчок и нашим мыслям. И если вы заглянете на нашу кафедру, то увидите, какие все наши преподаватели молодые: а как по-другому, ведь мы заряжаемся от студентов! Чем больше отдаешь им, тем больше получаешь сам…

- Чем, на ваш взгляд, отличаются понятия «вкус» и «стиль»?

Эти понятия существуют параллельно. Иметь стиль, не обладая при этом вкусом, невозможно. «Стиль» - это более емкое понятие, хотя я бы не сказала, что оно так уж профессионально. Человек даже на уровне интуиции может понимать, что ему идет, и быть приверженцем нескольких любимых стилей. Чувство меры и вкуса помогает в этом выборе, ведь стиль - это не всегда лишь модные тенденции, стиль больше относится к внутреннему состоянию человека, его мироощущению. Поэтому любая одежда, выбранная со вкусом, в которой вы чувствуете себя гармонично, всегда будет смотреться красиво. Посмотрите, к примеру, на женщин глубоко бальзаковского возраста… Ведь какие милые бывают старушки, при этом нельзя же сказать, что они модные! Они замечательно стильные, умеют подобрать форму платья или костюм, которые скроют недостатки фигуры, найдут подходящие к наряду шарфы и шляпки. И с каждым годом таких проявлений становится все больше, потому что сегодня люди имеют доступ к информации о моде, люди живут несколько по-другому, следят за собой – это очень хорошие тенденции… Мы вот надеемся, что станем очень красивыми старушками!

- Но все же таких проявлений вкуса, желания быть модными в России меньше, чем, к примеру, в Европе. Это особенность нашего менталитета?

Это не особенность менталитета, а особенности нашей жизни… Ведь мы еще никогда не жили долго и счастливо, у нас все время происходят какие-то катаклизмы! У нас просто не вызревают такие старушки, которые бы жили в спокойствии, мире, за которыми бы ухаживали дети, а сами они бы могли позволить себе, как парижские дамы, сидеть на веранде в каком-нибудь кафе, пить кофе и общаться. А у нас - то кризис, то революция…

- В таком случае, как вам кажется, приносят ли пользу посвященные моде страницы, без которых не существует сегодня ни одно, даже самое простое издание?

Чем больше информации, тем лучше. Тем более не всегда у наших граждан есть возможность покупать дорогие глянцевые журналы. Так что любые советы о моде, информация о тенденциях, рассказы о жизни звезд, об их нарядах – все это нужно.

- А как понять, каким именно советам в моде ты должен следовать?

Вы знаете, я за свою практику выпустила такое количество студентов, которые сегодня работают по профессии, что понимаю: как хорошо, что все они разные! Потому что каждый дизайнер и художник обязательно найдет своего потребителя и сможет удовлетворить его потребности. Кто-то любит гламур, кто-то, наоборот - минимализм, один отдает предпочтение открытым цветам, другой - сложным. Самое главное – как и с нашим здоровьем – найти своего доктора, найти своего дизайнера, найти свой стиль. Надо любить себя, заботиться о себе, о своем внешнем вид так же, как и о здоровье! И несмотря на всякие кризисы обязательно надо себя немножко баловать, хотя бы в мелочах. И тогда жизнь будет прекрасна.

- Пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» для дизайнера, наверное, особенно актуальна. Профессионалы всегда воспринимают сначала образ, а потом содержание человека?

Это зависит от внутреннего содержания самого дизайнера. Конечно, первое впечатление всегда складывается от внешнего вида, но потом мы немного корректируем и анализируем это впечатление. Знаете, скорее дизайнеру подойдет поговорка «Сапожник без сапог». Потому что мы так много знаем про моду, что иногда не хочется ею заниматься для себя – только по необходимости. Даже если бы у меня были такие финансовые возможности, я бы никогда в жизни не завела 30 пар обуви! Ведь мы, дизайнеры, знаем, как все это быстротечно, как цены на одежду не соответствуют себестоимости… Пожалуй, мы слишком много знаем секретов, потому так спокойно ко всему этому относимся. С другой стороны, своим внешним видом мы подаем пример студентам. И, выпускаясь из института, они говорят нам массу хороших слов и комплиментов. Каждый день менять наряды – это требует столько душевных сил! А нам их нужно направлять в совсем другое русло…

- А какую одежду любите носить вы, Галина Васильевна?

Я при выборе гардероба руководствуюсь, прежде всего, своими  любимыми стилями, стараюсь выглядеть гармонично. Я  же хоть и преподаватель, но все-таки богема! Поэтому мне значительно проще выбирать одежду: романтические, богемные стили в моем гардеробе превалируют, хотя я не брезгую и другими, допускаю вкрапления милитари, спортивного стиля, а иногда - и классики.

- Помогаете ли вы с выбором стиля близким людям, друзьям, детям?

Специально я этим никогда не занимаюсь. Но близкие доверяют мне в вопросах моды. Более сложный пример - моя десятилетняя внучка, для которой бабушка не является абсолютным авторитетом. Но я тешу себя надеждой, что она подрастет и все поймет. А пока она отстаивает свою точку зрения, и наши споры по поводу внешнего вида, признаюсь, не заканчиваются, как правило, моей победой!

- Поведайте нашим читателем, в какую сторону будут обращены тенденции моды в новом году?

В декабре на семинаре мы обычно читаем лекцию по тенденциям: эта лекция растягивается, как минимум, на 2 часа. Сейчас в моде так много направлений, что в двух  словах их не уложить. Я считаю, что, стараясь быть модным, главное изучить себя и определить, что именно вы хотели бы носить. Ведь есть такая методика здорового питания: чтобы узнать, какие продукты вам «идут», определитесь, что вам хочется кушать – так и здесь. Представьте, как бы вы хотели выглядеть в обществе, среди ровесников, на работе – и следуйте своим желаниям. В тенденциях моды сейчас царит демократия! Да и в модной палитре цветов сегодня есть и теплые – желтый, оливковый, и холодные – фиолетовый, малиновый, голубой.  Но ведь если вам не идет фиолетовый, вы же не станете его носить, будь хоть он супермодным. Заглядывайте в себя, ищите себя, а если не можете сделать это самостоятельно – зовите на помощь друзей или специалистов!