Поиск

История создания одного из самых загадочных экспонатов Омского анатомического музея

 

Если над бальзамированием Ленина работали светила отечественной науки, то омский экспонат создан руками рядового лаборанта Андрея Ромодановского. Который имел за спиной лишь курсы длительностью в несколько месяцев. Главная же особенность омского экспоната заключается в том, что подобных ему во всем мире, кажется, больше нет. И скорее всего не было. Это единственная в мире мумия, которая в процессе консервации не потеряла ни одного внутреннего органа. Тело и лицо человека (его биографические данные нам, к сожалению, не известны) внешне остались теми же самыми, как и при жизни.

Здесь самое время разобраться с понятием «мумия». Дело в том, что термин трактуется по-разному, в зависимости от того, кто его применяет. Специалисты скажут, что мумия получается в ходе мумификации или, говоря другими, словами, обезвоживания тела умершего человека. Даже когда-то поговорка существовала: «Сухой как мумия». Технологию отработали еще жрецы Древнего Египта. Тело умершего правителя, прежде удалив внутренние органы, обкладывали солью, которая вбирала в себя всю телесную влагу. Нет воды - и нет процесса разложения, так как нет среды обитания для микроорганизмов. Затем тело бальзамировали, пропитывая различными противогнилостными составами. Оборачивали тканями. До сих пор, вскрывая ту или иную гробницу, ученые продолжают находить тела фараонов, пролежавших в земле три-четыре тысячи лет, в целости и сохранности.

В общеупотребительном значении, когда речь ведут люди, не искушенные в событиях древней истории или в методиках изготовления анатомических препаратов, под мумией понимают, как указывается в словаре иностранных слов от 1992 года, тело умершего, подготовленное для длительного хранения в процессе мумификации или бальзамирования, то есть пропитывания органов и тканей специальными консервирующими составами.

Экспонат в музее медакадемии, мужчина лет пятидесяти, создан как раз по последней методике. Она еще называется методикой наливки. Игла вводится в крупный кровеносный сосуд, и через нее раствором формалина наполняют всю кровеносную систему. Получается, если пользоваться языком профессионалов, влажный анатомический препарат, а на языке дилетантов - все та же мумия.

Омская мумия создавалась в начале тридцатых, всего лет на шесть-восемь позже, чем муляж в мавзолее, а получилась намного лучше. За экспонатом в мавзолее ухаживают сотрудники специального учреждения. Целый коллектив работает. Жестко соблюдается температурный режим, поддерживается определенная влажность, еженедельно осуществляется мелкий косметический ремонт, а дефекты, если верить просачивающимся слухам, все же появляются. Омский же экспонат хранится в деревянно-стеклянном саркофаге, напоминающем старомодный посудный шкаф. Герметичности никакой, створки свободно открываются. И за семь с половиной десятков лет не получилось видимых изменений. А они должны бы случиться. В крайнем случае, тело усопшего должно было бы высохнуть. Влаге-то не запретишь испаряться. Но ничего подобного не произошло.

Один из московских журналистов даже предположил, что в Омске, возможно, готовили «запасной вариант» Владимира Ильича Ленина для мавзолея. Ну не мог же обычный лаборант из провинциального вуза разработать такой консервирующий раствор, подобного которого по силе воздействия нигде в мире не создавалось. Я тоже замечу, что, и на мой взгляд, омич лицом похож на вождя мирового пролетариата.

По словам же доктора медицинских наук Дмитрия Широченко, нет никаких оснований искать какие-то особые объяснения омскому феномену. Он просто результат высокого профессионализма. И добавим, что профессионализма исчезающего. Нет, не в том смысле, что нет больше людей, способных создавать влажные анатомические препараты. На смену влажным препаратам в качестве учебных пособий, как пояснила автору этого материала заведующая кафедрой анатомии человека профессор Ирина Путалова, идут препараты, созданные путем пластификации, то есть пропитывания органов и тканей специальными пластмассами.

Получается, что творение Андрея Ромодановского навсегда останется единственным в своем роде.

Виктор Гоношилов

История создания одного из самых загадочных экспонатов Омского анатомического музея

 

Если над бальзамированием Ленина работали светила отечественной науки, то омский экспонат создан руками рядового лаборанта Андрея Ромодановского. Который имел за спиной лишь курсы длительностью в несколько месяцев. Главная же особенность омского экспоната заключается в том, что подобных ему во всем мире, кажется, больше нет. И скорее всего не было. Это единственная в мире мумия, которая в процессе консервации не потеряла ни одного внутреннего органа. Тело и лицо человека (его биографические данные нам, к сожалению, не известны) внешне остались теми же самыми, как и при жизни.

Здесь самое время разобраться с понятием «мумия». Дело в том, что термин трактуется по-разному, в зависимости от того, кто его применяет. Специалисты скажут, что мумия получается в ходе мумификации или, говоря другими, словами, обезвоживания тела умершего человека. Даже когда-то поговорка существовала: «Сухой как мумия». Технологию отработали еще жрецы Древнего Египта. Тело умершего правителя, прежде удалив внутренние органы, обкладывали солью, которая вбирала в себя всю телесную влагу. Нет воды - и нет процесса разложения, так как нет среды обитания для микроорганизмов. Затем тело бальзамировали, пропитывая различными противогнилостными составами. Оборачивали тканями. До сих пор, вскрывая ту или иную гробницу, ученые продолжают находить тела фараонов, пролежавших в земле три-четыре тысячи лет, в целости и сохранности.

В общеупотребительном значении, когда речь ведут люди, не искушенные в событиях древней истории или в методиках изготовления анатомических препаратов, под мумией понимают, как указывается в словаре иностранных слов от 1992 года, тело умершего, подготовленное для длительного хранения в процессе мумификации или бальзамирования, то есть пропитывания органов и тканей специальными консервирующими составами.

Экспонат в музее медакадемии, мужчина лет пятидесяти, создан как раз по последней методике. Она еще называется методикой наливки. Игла вводится в крупный кровеносный сосуд, и через нее раствором формалина наполняют всю кровеносную систему. Получается, если пользоваться языком профессионалов, влажный анатомический препарат, а на языке дилетантов - все та же мумия.

Омская мумия создавалась в начале тридцатых, всего лет на шесть-восемь позже, чем муляж в мавзолее, а получилась намного лучше. За экспонатом в мавзолее ухаживают сотрудники специального учреждения. Целый коллектив работает. Жестко соблюдается температурный режим, поддерживается определенная влажность, еженедельно осуществляется мелкий косметический ремонт, а дефекты, если верить просачивающимся слухам, все же появляются. Омский же экспонат хранится в деревянно-стеклянном саркофаге, напоминающем старомодный посудный шкаф. Герметичности никакой, створки свободно открываются. И за семь с половиной десятков лет не получилось видимых изменений. А они должны бы случиться. В крайнем случае, тело усопшего должно было бы высохнуть. Влаге-то не запретишь испаряться. Но ничего подобного не произошло.

Один из московских журналистов даже предположил, что в Омске, возможно, готовили «запасной вариант» Владимира Ильича Ленина для мавзолея. Ну не мог же обычный лаборант из провинциального вуза разработать такой консервирующий раствор, подобного которого по силе воздействия нигде в мире не создавалось. Я тоже замечу, что, и на мой взгляд, омич лицом похож на вождя мирового пролетариата.

По словам же доктора медицинских наук Дмитрия Широченко, нет никаких оснований искать какие-то особые объяснения омскому феномену. Он просто результат высокого профессионализма. И добавим, что профессионализма исчезающего. Нет, не в том смысле, что нет больше людей, способных создавать влажные анатомические препараты. На смену влажным препаратам в качестве учебных пособий, как пояснила автору этого материала заведующая кафедрой анатомии человека профессор Ирина Путалова, идут препараты, созданные путем пластификации, то есть пропитывания органов и тканей специальными пластмассами.

Получается, что творение Андрея Ромодановского навсегда останется единственным в своем роде.

Виктор Гоношилов