Поиск

В июне 1973 года на полигоне в Плесецке произошла катастрофа с ракетой-носителем «Космос-3М» омской сборки, которая должна была вывести на орбиту искусственный спутник Земли. Все обстоятельства чрезвычайного происшествия и количество человеческих жертв немедленно засекретили. Но сегодня уже можно подвергнуть анализу причины той страшной трагедии.

НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ...

Это страшное слово «авария»... Девять гробов, девять жизней, девять солдат и офицеров, которые уже никогда не вернутся домой. Не вернутся живыми. Они погибли в огненном вихре, когда рано утром 26 июня, прямо на стартовом столе, загорелась ракета 11К65М, больше известная как «Космос-3М». Такова цена за победу. За победу над космосом. И такова плата за чью-то ошибку.

В конце 60-х годов гонка за превосходство в космических технологиях между СССР и Америкой в самом разгаре. Ракета-носитель «Космос-3М» и сегодня считается супернадежным и самым лучшим в своем классе «транспортным средством» для вывода спутников на орбиту. Тогда же, в период «раннего Брежнева», его появление было настоящим прорывом и выдающимся достижением советских ученых. Над созданием и доводкой систем этой ракеты-носителя трудились лучшие умы государства, сборку доверили только проверенным предприятиям. На омском заводе «Полет» в сжатые сроки освоили производство ракеты, пуски стали обыденным делом. Не ожидали особых проблем и от этого старта. И вдруг ЧП!

Утро 26 июня обещало быть ясным. В предвкушении погожего дня обычно мечтается о чем-то хорошем, о встрече с любимой девушкой например. Но уж никак не о собственной гибели. Да и рано было думать об этом ребятам, у которых вся жизнь была еще впереди. В этот день их ждала ответственная работа - заправка ракеты перед пуском. Еще накануне «Космос-3М» доставили на полигон и установили на стартовый стол. Огромная, высотой с девятиэтажку, если не больше, махина. Вес ракеты около ста десяти тонн, из них порядка восьмидесяти - смертельно опасное жидкое топливо, сверхъядовитый гептил. В качестве окислителя - азотная кислота. При соединении в двигателе этих двух компонентов происходит воспламенение, ракета устремляется в космос. Но если выхлестнувшееся из баков горючее воспламенится вне двигателя, вне корпуса ракеты-носителя - то это беда. Катастрофа, о возможных масштабах которой даже страшно подумать!

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ...

Предстартовой подготовкой ракеты руководил начальник Главного управления пуска космических объектов полковник Колесов. Он сменил на этом посту генерала В. Эйбшница, ушедшего на преподавательскую работу в военную академию. Отделом, который непосредственно «вел» омскую ракету-носитель, руководил полковник Алентьев, но во время описываемых событий он был в отпуске. Вместо него исполняющим обязанности начальника отдела назначили подполковника Ризатдинова, пришедшего в космос из авиации. Ни Ризатдинов, ни Колесов толком не знали ракеты. Возможно, это и послужило одной из причин, приведших к трагедии.

Как стало известно, во время предстартовой подготовки ракеты-носителя топлива в бак 1-й ступени закачали сверх нормы. Перезаправка, как говорят специалисты.

- Излишки топлива - слить! - решают руководители предстартовой подготовки. По приказу полковника Колесова бойцы двигательного расчета покидают бункер-укрытие и бегут к пусковому столу. Командир расчета - сержант - слегка задержался. Выскочив из бункера чуть позже других, он решает подняться в башню обслуживания ракеты на лифте. В этот момент очевидцы, наблюдающие за вышеописываемыми событиями со стороны, замечают какие-то яркие искорки. Словно бенгальский огонь, они бегут по корпусу бака ракеты-носителя. В стенке этого самого бака образовалась трещина.

Первыми осознали всю опасность происходящего майор-двигателист Владимир Бирюков и конструктор полетовского КБ Юрий  Власов. Они бросились прочь от стартового стола. Расчет тоже пытался бежать, но в этот момент произошел выплеск топлива из поврежденного бака. На стартовый комплекс обрушился огненный шквал, восемь человек двигательного расчета сгорели заживо. Перекрывая рев пламени, дико орал застрявший в кабине лифта сержант. Но парню несказанно повезло, каким-то чудом он выжил в этом аду. Пострадавшего срочно доставили в госпиталь, однако мозг бедолаги не выдержал столь сильного нервного потрясения. После выписки сержанта комиссовали.

Краем пламени достало и Власова с Бирюковым. Через день майор Бирюков скончался в ожоговом центре. Позже выяснилось, что в день катастрофы его вообще не должно было быть на полигоне. Более того, он даже уже не значился в списках части, обслуживавшей старты ракет!

Владимир родился и вырос в Омске, после школы работал на заводе имени Баранова. Отслужив в армии, окончил военное училище. Годы спустя майор Бирюков оказался на космодроме в Плесецке, получил должность специалиста-двигателиста. Незадолго до чрезвычайного происшествия нашему земляку присвоили звание подполковника и перевели с повышением в другую часть. Владимир уже отправил семью и сам готовился к переезду на новое место службы, но, видать, не судьба. Остающийся на космодроме товарищ, тоже двигателист, получил с Украины телеграмму от матери. «Тяжело заболела, постарайся приехать», - просила она. Нужно было срочно лететь, и офицер обратился за помощью к Бирюкову. Тот, долго не думая, вызвался заменить друга и провести пуск вместо него. Этот пуск для Владимира оказался последним...

- Он же погиб вместо меня! - стоя у мемориальной плиты, все твердил и твердил словно робот вернувшийся с Украины майор. -Володя, ты подарил мне жизнь...

И утирая вдруг хлынувшие из глаз слезы, негромко добавил: «Спасибо...»

...Однако жертв в то страшное утро 26 июня могло быть и больше. После разрушения первого бака стали разрушаться и остальные. Лишь потому, что этот процесс шел сравнительно медленно, выхлестнувшиеся наружу горючее и окислитель не соединились сразу всей массой. Но если бы нечто подобное все же произошло, то прогремел бы оглушительный взрыв, на месте старта образовалась воронка гигантских размеров, а количество погибших и пострадавших могло возрасти многократно.

С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ...

 

Получив сообщение о ЧП, в Плесецк срочно вылетели генеральный директор ПО «Полет» Сергей Степанович Бовкун, главный конструктор КБ ПО «Полет» Александр Семенович Клинышков и бывший в то время заместителем главного инженера по испытаниям Алексей Никифорович Кудашов. Приземлившись на военном аэродроме, омичи сразу поехали на стартовую площадку.

- На бетонке лежали обгоревшие подошвы солдатских сапог, на пусковом столе - груды металла, - вспоминает Алексей Никифорович. - Несмотря на предпринятые меры нейтрализации, все вокруг «сифонило» ядовитыми испарениями. Сильно резало глаза, без противогаза было невозможно дышать.

Изучив останки ракеты, Кудашов быстро установил причину аварии.

- Они «сложили» бак! - заявил он Бовкуну.

- Но как ты это определил? - удивился генеральный директор. - С ходу, без специальных расчетов и экспериментов?!

- Опыт, - ответил Алексей Никифорович. И пояснил, что нечто подобное он уже видел во время испытаний на прочность бака ракеты 8К63.

Если говорить упрощенно, то сперва топливный бак, установив его вертикально на стенде, заполнили водой. Потом воду стали откачивать, «позабыв» открыть дренажные клапана. В этом случае внутри емкости образуется вакуум, металл деформируется, а затем разрушается. Это и называется «сложить бак».

По мнению Кудашова, нечто подобное случилось и рано утром 26 июня, когда во время слива излишков топлива бак стал разрушаться. Затем стал разрушаться и бак с окислителем, компоненты топлива соединились, и произошел выплеск огня. А дальше пожар и гибель девятерых человек.

- Тихо, молчок! - вдруг прервал Алексея Никифо-ровича Бовкун и легонько кивнул головой в сторону приближающегося к ним подполковника Ризатдинова. Но тот, не иначе, все же услышал версию Кудашова.

- Алексей Никифорович, неужели вы и впрямь думаете все повесить на нас? - начал он с ходу. - Помилуйте, мы же всегда находили с вами общий язык!

И добавил, заглядывая в глаза: «Может, договоримся?.. »

Но договориться не получилось.

- Наиль Карамович, мы же оба хорошо знаем, что вины нашего предприятия в аварии нет, - ответил Ризатдинову Кудашов. - Ведь это вы «сложили» топливный бак, что и привело к катастрофе. А теперь, если я правильно понял, нам предлагается взять всю ответственность за аварию и гибель людей на себя? Вы понимаете, что это несмываемое пятно на завод, что наших специалистов будут судить и кто-то из них получит срок заключения?!

Однако, по словам Кудашова, Ризатдинов этого не понимал. Или, если точнее, не хотел ничего понимать. Он продолжал утверждать, что причиной ЧП является заводской брак. Эту же версию высшие офицеры из руководства полигона упорно отстаивали и на заседании аварийной комиссии. Но трюк не прошел. Все точки над «и» расставил главный конструктор Михаил Федорович Решетнев из КБ «Прикладная механика» (город «Красноярск-26» - ред.), в котором был разработан «Космос-3М». Он заявил, что нарушения, приведшие к катастрофе, были допущены при подготовке к пуску.

Финишную черту в разбирательстве поставил возглавлявший комиссию генерал-заместитель начальника Главного управления космических средств Министерства обороны.

- Полковник Колесов! - подвел он итог. - Мы не будем сейчас говорить о материальных потерях. Но вы же убили восьмерых человек! Завтра будет подготовлен приказ о вашем снятии и отдаче под суд!

По результатам работы комиссии полковника Колесова выгнали из армии, а подполковнику Ризатдинову задержали очередное звание. Остальные офицеры отделались выговорами.

А в Плесецке установили памятник жертвам той катастрофы...

Р.S. Начиная с 1969 года, когда был осуществлен первый пуск РН «Космос-3М»» омской сборки, эта ракета и ее модификации стартовали более 750 раз. На сегодняшний день она является самым надежным в мире носителем легкого класса.

 

Андрей ПАВЛОВ

 

В июне 1973 года на полигоне в Плесецке произошла катастрофа с ракетой-носителем «Космос-3М» омской сборки, которая должна была вывести на орбиту искусственный спутник Земли. Все обстоятельства чрезвычайного происшествия и количество человеческих жертв немедленно засекретили. Но сегодня уже можно подвергнуть анализу причины той страшной трагедии.

НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ...

Это страшное слово «авария»... Девять гробов, девять жизней, девять солдат и офицеров, которые уже никогда не вернутся домой. Не вернутся живыми. Они погибли в огненном вихре, когда рано утром 26 июня, прямо на стартовом столе, загорелась ракета 11К65М, больше известная как «Космос-3М». Такова цена за победу. За победу над космосом. И такова плата за чью-то ошибку.

В конце 60-х годов гонка за превосходство в космических технологиях между СССР и Америкой в самом разгаре. Ракета-носитель «Космос-3М» и сегодня считается супернадежным и самым лучшим в своем классе «транспортным средством» для вывода спутников на орбиту. Тогда же, в период «раннего Брежнева», его появление было настоящим прорывом и выдающимся достижением советских ученых. Над созданием и доводкой систем этой ракеты-носителя трудились лучшие умы государства, сборку доверили только проверенным предприятиям. На омском заводе «Полет» в сжатые сроки освоили производство ракеты, пуски стали обыденным делом. Не ожидали особых проблем и от этого старта. И вдруг ЧП!

Утро 26 июня обещало быть ясным. В предвкушении погожего дня обычно мечтается о чем-то хорошем, о встрече с любимой девушкой например. Но уж никак не о собственной гибели. Да и рано было думать об этом ребятам, у которых вся жизнь была еще впереди. В этот день их ждала ответственная работа - заправка ракеты перед пуском. Еще накануне «Космос-3М» доставили на полигон и установили на стартовый стол. Огромная, высотой с девятиэтажку, если не больше, махина. Вес ракеты около ста десяти тонн, из них порядка восьмидесяти - смертельно опасное жидкое топливо, сверхъядовитый гептил. В качестве окислителя - азотная кислота. При соединении в двигателе этих двух компонентов происходит воспламенение, ракета устремляется в космос. Но если выхлестнувшееся из баков горючее воспламенится вне двигателя, вне корпуса ракеты-носителя - то это беда. Катастрофа, о возможных масштабах которой даже страшно подумать!

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ...

Предстартовой подготовкой ракеты руководил начальник Главного управления пуска космических объектов полковник Колесов. Он сменил на этом посту генерала В. Эйбшница, ушедшего на преподавательскую работу в военную академию. Отделом, который непосредственно «вел» омскую ракету-носитель, руководил полковник Алентьев, но во время описываемых событий он был в отпуске. Вместо него исполняющим обязанности начальника отдела назначили подполковника Ризатдинова, пришедшего в космос из авиации. Ни Ризатдинов, ни Колесов толком не знали ракеты. Возможно, это и послужило одной из причин, приведших к трагедии.

Как стало известно, во время предстартовой подготовки ракеты-носителя топлива в бак 1-й ступени закачали сверх нормы. Перезаправка, как говорят специалисты.

- Излишки топлива - слить! - решают руководители предстартовой подготовки. По приказу полковника Колесова бойцы двигательного расчета покидают бункер-укрытие и бегут к пусковому столу. Командир расчета - сержант - слегка задержался. Выскочив из бункера чуть позже других, он решает подняться в башню обслуживания ракеты на лифте. В этот момент очевидцы, наблюдающие за вышеописываемыми событиями со стороны, замечают какие-то яркие искорки. Словно бенгальский огонь, они бегут по корпусу бака ракеты-носителя. В стенке этого самого бака образовалась трещина.

Первыми осознали всю опасность происходящего майор-двигателист Владимир Бирюков и конструктор полетовского КБ Юрий  Власов. Они бросились прочь от стартового стола. Расчет тоже пытался бежать, но в этот момент произошел выплеск топлива из поврежденного бака. На стартовый комплекс обрушился огненный шквал, восемь человек двигательного расчета сгорели заживо. Перекрывая рев пламени, дико орал застрявший в кабине лифта сержант. Но парню несказанно повезло, каким-то чудом он выжил в этом аду. Пострадавшего срочно доставили в госпиталь, однако мозг бедолаги не выдержал столь сильного нервного потрясения. После выписки сержанта комиссовали.

Краем пламени достало и Власова с Бирюковым. Через день майор Бирюков скончался в ожоговом центре. Позже выяснилось, что в день катастрофы его вообще не должно было быть на полигоне. Более того, он даже уже не значился в списках части, обслуживавшей старты ракет!

Владимир родился и вырос в Омске, после школы работал на заводе имени Баранова. Отслужив в армии, окончил военное училище. Годы спустя майор Бирюков оказался на космодроме в Плесецке, получил должность специалиста-двигателиста. Незадолго до чрезвычайного происшествия нашему земляку присвоили звание подполковника и перевели с повышением в другую часть. Владимир уже отправил семью и сам готовился к переезду на новое место службы, но, видать, не судьба. Остающийся на космодроме товарищ, тоже двигателист, получил с Украины телеграмму от матери. «Тяжело заболела, постарайся приехать», - просила она. Нужно было срочно лететь, и офицер обратился за помощью к Бирюкову. Тот, долго не думая, вызвался заменить друга и провести пуск вместо него. Этот пуск для Владимира оказался последним...

- Он же погиб вместо меня! - стоя у мемориальной плиты, все твердил и твердил словно робот вернувшийся с Украины майор. -Володя, ты подарил мне жизнь...

И утирая вдруг хлынувшие из глаз слезы, негромко добавил: «Спасибо...»

...Однако жертв в то страшное утро 26 июня могло быть и больше. После разрушения первого бака стали разрушаться и остальные. Лишь потому, что этот процесс шел сравнительно медленно, выхлестнувшиеся наружу горючее и окислитель не соединились сразу всей массой. Но если бы нечто подобное все же произошло, то прогремел бы оглушительный взрыв, на месте старта образовалась воронка гигантских размеров, а количество погибших и пострадавших могло возрасти многократно.

С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ...

 

Получив сообщение о ЧП, в Плесецк срочно вылетели генеральный директор ПО «Полет» Сергей Степанович Бовкун, главный конструктор КБ ПО «Полет» Александр Семенович Клинышков и бывший в то время заместителем главного инженера по испытаниям Алексей Никифорович Кудашов. Приземлившись на военном аэродроме, омичи сразу поехали на стартовую площадку.

- На бетонке лежали обгоревшие подошвы солдатских сапог, на пусковом столе - груды металла, - вспоминает Алексей Никифорович. - Несмотря на предпринятые меры нейтрализации, все вокруг «сифонило» ядовитыми испарениями. Сильно резало глаза, без противогаза было невозможно дышать.

Изучив останки ракеты, Кудашов быстро установил причину аварии.

- Они «сложили» бак! - заявил он Бовкуну.

- Но как ты это определил? - удивился генеральный директор. - С ходу, без специальных расчетов и экспериментов?!

- Опыт, - ответил Алексей Никифорович. И пояснил, что нечто подобное он уже видел во время испытаний на прочность бака ракеты 8К63.

Если говорить упрощенно, то сперва топливный бак, установив его вертикально на стенде, заполнили водой. Потом воду стали откачивать, «позабыв» открыть дренажные клапана. В этом случае внутри емкости образуется вакуум, металл деформируется, а затем разрушается. Это и называется «сложить бак».

По мнению Кудашова, нечто подобное случилось и рано утром 26 июня, когда во время слива излишков топлива бак стал разрушаться. Затем стал разрушаться и бак с окислителем, компоненты топлива соединились, и произошел выплеск огня. А дальше пожар и гибель девятерых человек.

- Тихо, молчок! - вдруг прервал Алексея Никифо-ровича Бовкун и легонько кивнул головой в сторону приближающегося к ним подполковника Ризатдинова. Но тот, не иначе, все же услышал версию Кудашова.

- Алексей Никифорович, неужели вы и впрямь думаете все повесить на нас? - начал он с ходу. - Помилуйте, мы же всегда находили с вами общий язык!

И добавил, заглядывая в глаза: «Может, договоримся?.. »

Но договориться не получилось.

- Наиль Карамович, мы же оба хорошо знаем, что вины нашего предприятия в аварии нет, - ответил Ризатдинову Кудашов. - Ведь это вы «сложили» топливный бак, что и привело к катастрофе. А теперь, если я правильно понял, нам предлагается взять всю ответственность за аварию и гибель людей на себя? Вы понимаете, что это несмываемое пятно на завод, что наших специалистов будут судить и кто-то из них получит срок заключения?!

Однако, по словам Кудашова, Ризатдинов этого не понимал. Или, если точнее, не хотел ничего понимать. Он продолжал утверждать, что причиной ЧП является заводской брак. Эту же версию высшие офицеры из руководства полигона упорно отстаивали и на заседании аварийной комиссии. Но трюк не прошел. Все точки над «и» расставил главный конструктор Михаил Федорович Решетнев из КБ «Прикладная механика» (город «Красноярск-26» - ред.), в котором был разработан «Космос-3М». Он заявил, что нарушения, приведшие к катастрофе, были допущены при подготовке к пуску.

Финишную черту в разбирательстве поставил возглавлявший комиссию генерал-заместитель начальника Главного управления космических средств Министерства обороны.

- Полковник Колесов! - подвел он итог. - Мы не будем сейчас говорить о материальных потерях. Но вы же убили восьмерых человек! Завтра будет подготовлен приказ о вашем снятии и отдаче под суд!

По результатам работы комиссии полковника Колесова выгнали из армии, а подполковнику Ризатдинову задержали очередное звание. Остальные офицеры отделались выговорами.

А в Плесецке установили памятник жертвам той катастрофы...

Р.S. Начиная с 1969 года, когда был осуществлен первый пуск РН «Космос-3М»» омской сборки, эта ракета и ее модификации стартовали более 750 раз. На сегодняшний день она является самым надежным в мире носителем легкого класса.

 

Андрей ПАВЛОВ