Поиск

Если самодельные автомобили в большинстве своем, как правило, и выглядят неказисто, и передвигаются медленно, то выполненный своими руками самолет - транспорт удобный во всех отношениях.

Сверхмалой авиации пророчат большое будущее. Энтузиастов воздушных полетов в Омской области насчитывается больше сотни. Многие по оригинальным чертежам строят свои самолеты. С одним из ветеранов неба познакомился корреспондент «Четверга».

- Я стал летчиком еще в утробе матери, - шутит Николай Классен. - Мое увлечение авиацией началось в детстве. Но только с возрастом мои мечты стали сбываться. Сейчас строю свой четвертый самолет. Работаю над ним уже два месяца, фюзеляж практически готов.

На профессиональном сленге воздушное судно, которое собирает Николай Классен, называется «стол». Этот двухместный самолет запатентовал американский конструктор еще в 1970-е годы. Англоговорящие авиаторы называют судно «81оо1». Отсюда и родилось его русское прозвище. Поскольку чертежи этого представителя воздушного транспорта находятся в широком доступе, десятки летчиков по всему миру теперь с успехом летают по воздуху на «столах».

- Впрочем, существует и конструкторское название самолета - СН-701. Собрать его не представляет особого труда, - рассказывает омский авиатор. - Главное - следовать разработанным схемам. Вот только не все материалы подходят для строительства. Некоторые детали приходится заказывать на специализированных предприятиях в других регионах, что значительно увеличивает сроки сборки. Но если все у меня пойдет удачно, то летом уже можно будет взлетать.

Хоть у Николая нет летного образования, подняться в небо ему помогают другие, казалось бы, неблизкие авиации профессии. Он работал и сварщиком, и токарем, и фрезеровщиком, и даже учителем.

Однако прежде чем дать команду «От винта!», необходимо оформить пакет документов, разрешающих полеты.

Воздушные прогулки на сверхмалых самолетах - это, конечно, дело увлеченных авиацией людей, но вполне могут стать таким же привычным хобби, как, скажем, езда на велосипеде. Обходится самолет не дороже новой иномарки.

- Это очень удобно, особенно для тех, кому часто приходится ездить в районы и путешествовать, - уверен председатель клуба авиалюбителей «Вираж» Александр Морозов. - За рубежом сверхмалая авиация - очень распространенный вид транспорта. Самолет расходует столько же топлива, сколько и автомобиль. Средняя скорость полета - 150 километров в час. При этом можно попасть в такие места, куда машина не доедет. Для посадки воздушному судну нужно шестьсот метров ровной поверхности.

Правда, есть обязательное условие - тихая погода. Если небесная канцелярия позволяет, то летчики проводят в воздухе очень много времени. Причем не только ради личного удовольствия. Сверхмалая авиация может быть востребована на сельхозработах при обработке полей удобрениями. Знакомые многим «кукурузники» уже давно не парят над полями. И при тушении лесных пожаров такой самолет, как СН-701, просто незаменим. Летчик, поднявшись на высоту полторы тысячи метров, как на ладони может видеть очаги возгорания.

- Однажды в период весеннего бездорожья нас попросили на самолетах перевезти лекарства в труднодоступные села, - говорит Александр Морозов. - А как-то раз в северных лесах заблудился грибник. Его очень долго не могли найти. Но стоило летчику пролететь над лесом на маленьком самолете, как человека сразу обнаружили.

Андрей МОТОВИЛОВ

Если самодельные автомобили в большинстве своем, как правило, и выглядят неказисто, и передвигаются медленно, то выполненный своими руками самолет - транспорт удобный во всех отношениях.

Сверхмалой авиации пророчат большое будущее. Энтузиастов воздушных полетов в Омской области насчитывается больше сотни. Многие по оригинальным чертежам строят свои самолеты. С одним из ветеранов неба познакомился корреспондент «Четверга».

- Я стал летчиком еще в утробе матери, - шутит Николай Классен. - Мое увлечение авиацией началось в детстве. Но только с возрастом мои мечты стали сбываться. Сейчас строю свой четвертый самолет. Работаю над ним уже два месяца, фюзеляж практически готов.

На профессиональном сленге воздушное судно, которое собирает Николай Классен, называется «стол». Этот двухместный самолет запатентовал американский конструктор еще в 1970-е годы. Англоговорящие авиаторы называют судно «81оо1». Отсюда и родилось его русское прозвище. Поскольку чертежи этого представителя воздушного транспорта находятся в широком доступе, десятки летчиков по всему миру теперь с успехом летают по воздуху на «столах».

- Впрочем, существует и конструкторское название самолета - СН-701. Собрать его не представляет особого труда, - рассказывает омский авиатор. - Главное - следовать разработанным схемам. Вот только не все материалы подходят для строительства. Некоторые детали приходится заказывать на специализированных предприятиях в других регионах, что значительно увеличивает сроки сборки. Но если все у меня пойдет удачно, то летом уже можно будет взлетать.

Хоть у Николая нет летного образования, подняться в небо ему помогают другие, казалось бы, неблизкие авиации профессии. Он работал и сварщиком, и токарем, и фрезеровщиком, и даже учителем.

Однако прежде чем дать команду «От винта!», необходимо оформить пакет документов, разрешающих полеты.

Воздушные прогулки на сверхмалых самолетах - это, конечно, дело увлеченных авиацией людей, но вполне могут стать таким же привычным хобби, как, скажем, езда на велосипеде. Обходится самолет не дороже новой иномарки.

- Это очень удобно, особенно для тех, кому часто приходится ездить в районы и путешествовать, - уверен председатель клуба авиалюбителей «Вираж» Александр Морозов. - За рубежом сверхмалая авиация - очень распространенный вид транспорта. Самолет расходует столько же топлива, сколько и автомобиль. Средняя скорость полета - 150 километров в час. При этом можно попасть в такие места, куда машина не доедет. Для посадки воздушному судну нужно шестьсот метров ровной поверхности.

Правда, есть обязательное условие - тихая погода. Если небесная канцелярия позволяет, то летчики проводят в воздухе очень много времени. Причем не только ради личного удовольствия. Сверхмалая авиация может быть востребована на сельхозработах при обработке полей удобрениями. Знакомые многим «кукурузники» уже давно не парят над полями. И при тушении лесных пожаров такой самолет, как СН-701, просто незаменим. Летчик, поднявшись на высоту полторы тысячи метров, как на ладони может видеть очаги возгорания.

- Однажды в период весеннего бездорожья нас попросили на самолетах перевезти лекарства в труднодоступные села, - говорит Александр Морозов. - А как-то раз в северных лесах заблудился грибник. Его очень долго не могли найти. Но стоило летчику пролететь над лесом на маленьком самолете, как человека сразу обнаружили.

Андрей МОТОВИЛОВ