Поиск

Введение ЕГЭ было лишь началом реформы среднего образования, но оно уже вынудило школы в корне пересматривать учебный процесс. Теперь реформаторы предлагают отказаться от пятибалльной системы и перейти к десятибалльной. Формальность? Но вместе с чисто технической модификацией шкалы может произойти изменение самой системы оценки, а затем и содержания учебного процесса. Может, стоит обсудить проект новой школы, а затем уже думать о формальной стороне?

Систему пора менять!

 

Сейчас идея реформирования пятибалльной системы снова бродит по коридорам власти. Осенью, во время встречи с победителями конкурса «Учитель года», президент Медведев признал: да, пятибалльная система неудобная и давно пора ее менять. Вслед за Медведевым это подтвердил министр Фурсенко, а потом и чиновники рангом пониже.

Не исключено, что первые эксперименты по переходу на десятибалльную систему начнутся уже в следующем году. И если реформа будет идти разумными темпами, то те, кто сейчас ходит в первый класс, будут заканчивать школу на шестерки и девятки.

Сейчас каждая школа может сама определять, как оценивать своих учеников — закон «Об образовании» это разрешает. И есть учебные заведения, которые этим правом воспользовались. Где-то давно применяется десятибалльная система, где-то — стобалльная, где-то вообще отказались от текущих отметок и используют только зачет/незачет.

Низшая математика

 

Чем же так плоха столь привычная для нас пятибалльная система? Первый аргумент, который приводят все учителя, — никакая она не пятибалльная.

— Кто встречал в аттестате оценку «два»? Или за первое полугодие оценку «единица»?—спрашивает директор центра образования № 548, член Общественной палаты Ефим Раневский. — Получается, что у нас не пятибалльная система, а трехбалльная.

Чисто технически эта шкала очень неудобная и непонятная. Вроде бы простые цифры: пять, четыре, три, два. Но законам математики они не подчиняются, ведь за каждой отметкой стоит скорее эмоциональное высказывание, чем просто число.

Ну, например, почему три с плюсом меньше, чем четыре с минусом? Или какое число ближе всего к единице? Математика подсказывает, что это двойка, но реальная практика сближает единицу с четверкой: так легче исправлять...

Традиционная система не учитывает ни личный прогресс ученика, ни многие его достижения. Представьте себе ребенка, который дико увлечен историей Древнего Рима. Он запоем читает перед сном «Записки о галльской войне», штудирует латинский словарь и знает биографии всех императоров. А вот с экономикой времен египетских фараонов у мальчика проблемы. Ну не нравится ему экономика. Но даже если как историк он на голову выше всего класса, фараоны все равно будут суммированы с императорами, и получит он четверку или тройку в четверти.

Еще одна принципиальная проблема — сугубо внешний статус отметки. Человек совершает определенные действия: решает задачи, пишет сочинения. А потом некая тетя выносит свой вердикт — хорошо получилось или плохо. И ключевой претензией к учителю, а заодно и ко всему миру, становится: «Меня несправедливо оценили!».

На первый — тридцатый рассчитайся!

 

Шестиклассница Аня рассматривает свой рейтинговый листок: в прошлом году единственный провал — 3,25 — был по математике. В планах на этот год — 3,85: в пересчете на обычную шкалу учитель в журнал поставит четыре.

— В прошлой четверти я была на десятом месте в классе, а в прошлом году на пятнадцатом. Но это потому, что я часто болела, — поспешно оправдывается школьница.

В 661 -й московской школе уже почти пятнадцать лет используют рейтинговую систему отметок. У каждого ученика в дневнике вклеен листок «Мой рейтинг». Школьники подсчитывают в конце четверти баллы по каждому предмету: сумму полученных отметок делят на их количество. Затем рисуют оценочную кривую и сравнивают с прошлогодней и прошлочетвертной. Наглядно видно, каким предметом стоит заняться вплотную.

Классные руководители таким же методом выведения среднего арифметического рассчитывают общий рейтинг ученика в классе, из рейтингов учеников — рейтинг класса среди других классов в школе.

— У ребят появляется до-полнительная мотивация к обучению, такой соревновательный дух. Десятка самых успешных учеников вывешивается на Доску почета, — рассказывает Светлана Полякова. Сейчас ее основное место работы — управление образования округа. Ав 1996 году она пришла работать завучем по методической работе в 661-ю. Ш кола была слабенькая. Особенно бледно она смотрелась на фоне специализированных школ, которых в районе было много.

— У меня выхода не было, надо было срочно что-то придумывать, чтобы подтягивать знания, — вспоминает Светлана Владимировна. — Как-то нужно было заинтересовать детей, поднять учебную мотивацию. Рейтинговую систему я взяла из польского опыта, а поляки ее позаимствовали у американцев.

Рейтинг позволяет очень точно высчитывать результат и замечать малейшую динамику.

— Допустим, у вас ребенок всегда учился на тройку. Но если в прошлой четверти было, например, 3,02, а в этой четверти стало 3,47 —- прогресс очевиден. Мы видим, что он был на двадцатом месте в классе, потом на девятнадцатом, потом на семнадцатом... — говорит Светлана Полякова. — Моя жизненная позиция: успех рождает успех.

А КАК У НИХ?

 

ГЕРМАНИЯ (6-1)

Используется шестибалльная система. Единица — лучшая оценка, шестерка — худшая.

США (А-Р)

Текущая работа школьника оценивается с помощью «индекса качества» А-Р. Оценка «А» приблизительно соответствует нашей пятерке и ставится, если выполнено не менее 90% задания.

БЕЛОРУССИЯ (1-10)

В 2003 году введена десятибалльная система. Все оценки по этой шкале считаются положительными: единицы достаточно для перехода в следующий класс.

ЭСТОНИЯ (1-5)

В наследство от советского периода Эстонии досталась пятибалльная шкапа оценок, причем единица — оценка за невыполненную работу.

ИТАЛИЯ (1-30)

Наиболее дифференцированная шкала среди европейских стран: максимальный балл —30.

ФРАНЦИЯ (1 -20)

Здесь оценивают по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило, 18 баллов. У французов есть поговорка, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 — господин учитель. Большинство французских хорошистов получают от 10 до ^баллов.

УКРАИНА (1-12)

С 2000 года школьников оценивают по двенадцатибалльной шкале, которая может быть преобразована в традиционную пятибалльную следующим образом: 12 — это 5 с плюсом, 11 — это 5,10—- это 5 С минусом, 9 — это 4с плюсом, 8 — это 4,7 — это4 с минусом, 6 — это 3 с плюсом , 5 — это 3, 4 — это 3 с минусом, 3 — это 2 с плюсом, 2 — всегда 2, а 1 — это 2 с минусом. По-мнению некоторых родителей, стало значительно сложнее получить высший балл.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (СЛОВЕСНО)

Во многих школах принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика. Например, «классная работа выполнялась регулярно, отношение к предмету безразличное».

ЯПОНИЯ (1-100)

Действует 100-балльная система оценок. Как правило, отдельный ученик не оценивается, а балл выставляется всему класcу

Введение ЕГЭ было лишь началом реформы среднего образования, но оно уже вынудило школы в корне пересматривать учебный процесс. Теперь реформаторы предлагают отказаться от пятибалльной системы и перейти к десятибалльной. Формальность? Но вместе с чисто технической модификацией шкалы может произойти изменение самой системы оценки, а затем и содержания учебного процесса. Может, стоит обсудить проект новой школы, а затем уже думать о формальной стороне?

Систему пора менять!

 

Сейчас идея реформирования пятибалльной системы снова бродит по коридорам власти. Осенью, во время встречи с победителями конкурса «Учитель года», президент Медведев признал: да, пятибалльная система неудобная и давно пора ее менять. Вслед за Медведевым это подтвердил министр Фурсенко, а потом и чиновники рангом пониже.

Не исключено, что первые эксперименты по переходу на десятибалльную систему начнутся уже в следующем году. И если реформа будет идти разумными темпами, то те, кто сейчас ходит в первый класс, будут заканчивать школу на шестерки и девятки.

Сейчас каждая школа может сама определять, как оценивать своих учеников — закон «Об образовании» это разрешает. И есть учебные заведения, которые этим правом воспользовались. Где-то давно применяется десятибалльная система, где-то — стобалльная, где-то вообще отказались от текущих отметок и используют только зачет/незачет.

Низшая математика

 

Чем же так плоха столь привычная для нас пятибалльная система? Первый аргумент, который приводят все учителя, — никакая она не пятибалльная.

— Кто встречал в аттестате оценку «два»? Или за первое полугодие оценку «единица»?—спрашивает директор центра образования № 548, член Общественной палаты Ефим Раневский. — Получается, что у нас не пятибалльная система, а трехбалльная.

Чисто технически эта шкала очень неудобная и непонятная. Вроде бы простые цифры: пять, четыре, три, два. Но законам математики они не подчиняются, ведь за каждой отметкой стоит скорее эмоциональное высказывание, чем просто число.

Ну, например, почему три с плюсом меньше, чем четыре с минусом? Или какое число ближе всего к единице? Математика подсказывает, что это двойка, но реальная практика сближает единицу с четверкой: так легче исправлять...

Традиционная система не учитывает ни личный прогресс ученика, ни многие его достижения. Представьте себе ребенка, который дико увлечен историей Древнего Рима. Он запоем читает перед сном «Записки о галльской войне», штудирует латинский словарь и знает биографии всех императоров. А вот с экономикой времен египетских фараонов у мальчика проблемы. Ну не нравится ему экономика. Но даже если как историк он на голову выше всего класса, фараоны все равно будут суммированы с императорами, и получит он четверку или тройку в четверти.

Еще одна принципиальная проблема — сугубо внешний статус отметки. Человек совершает определенные действия: решает задачи, пишет сочинения. А потом некая тетя выносит свой вердикт — хорошо получилось или плохо. И ключевой претензией к учителю, а заодно и ко всему миру, становится: «Меня несправедливо оценили!».

На первый — тридцатый рассчитайся!

 

Шестиклассница Аня рассматривает свой рейтинговый листок: в прошлом году единственный провал — 3,25 — был по математике. В планах на этот год — 3,85: в пересчете на обычную шкалу учитель в журнал поставит четыре.

— В прошлой четверти я была на десятом месте в классе, а в прошлом году на пятнадцатом. Но это потому, что я часто болела, — поспешно оправдывается школьница.

В 661 -й московской школе уже почти пятнадцать лет используют рейтинговую систему отметок. У каждого ученика в дневнике вклеен листок «Мой рейтинг». Школьники подсчитывают в конце четверти баллы по каждому предмету: сумму полученных отметок делят на их количество. Затем рисуют оценочную кривую и сравнивают с прошлогодней и прошлочетвертной. Наглядно видно, каким предметом стоит заняться вплотную.

Классные руководители таким же методом выведения среднего арифметического рассчитывают общий рейтинг ученика в классе, из рейтингов учеников — рейтинг класса среди других классов в школе.

— У ребят появляется до-полнительная мотивация к обучению, такой соревновательный дух. Десятка самых успешных учеников вывешивается на Доску почета, — рассказывает Светлана Полякова. Сейчас ее основное место работы — управление образования округа. Ав 1996 году она пришла работать завучем по методической работе в 661-ю. Ш кола была слабенькая. Особенно бледно она смотрелась на фоне специализированных школ, которых в районе было много.

— У меня выхода не было, надо было срочно что-то придумывать, чтобы подтягивать знания, — вспоминает Светлана Владимировна. — Как-то нужно было заинтересовать детей, поднять учебную мотивацию. Рейтинговую систему я взяла из польского опыта, а поляки ее позаимствовали у американцев.

Рейтинг позволяет очень точно высчитывать результат и замечать малейшую динамику.

— Допустим, у вас ребенок всегда учился на тройку. Но если в прошлой четверти было, например, 3,02, а в этой четверти стало 3,47 —- прогресс очевиден. Мы видим, что он был на двадцатом месте в классе, потом на девятнадцатом, потом на семнадцатом... — говорит Светлана Полякова. — Моя жизненная позиция: успех рождает успех.

А КАК У НИХ?

 

ГЕРМАНИЯ (6-1)

Используется шестибалльная система. Единица — лучшая оценка, шестерка — худшая.

США (А-Р)

Текущая работа школьника оценивается с помощью «индекса качества» А-Р. Оценка «А» приблизительно соответствует нашей пятерке и ставится, если выполнено не менее 90% задания.

БЕЛОРУССИЯ (1-10)

В 2003 году введена десятибалльная система. Все оценки по этой шкале считаются положительными: единицы достаточно для перехода в следующий класс.

ЭСТОНИЯ (1-5)

В наследство от советского периода Эстонии досталась пятибалльная шкапа оценок, причем единица — оценка за невыполненную работу.

ИТАЛИЯ (1-30)

Наиболее дифференцированная шкала среди европейских стран: максимальный балл —30.

ФРАНЦИЯ (1 -20)

Здесь оценивают по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило, 18 баллов. У французов есть поговорка, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 — господин учитель. Большинство французских хорошистов получают от 10 до ^баллов.

УКРАИНА (1-12)

С 2000 года школьников оценивают по двенадцатибалльной шкале, которая может быть преобразована в традиционную пятибалльную следующим образом: 12 — это 5 с плюсом, 11 — это 5,10—- это 5 С минусом, 9 — это 4с плюсом, 8 — это 4,7 — это4 с минусом, 6 — это 3 с плюсом , 5 — это 3, 4 — это 3 с минусом, 3 — это 2 с плюсом, 2 — всегда 2, а 1 — это 2 с минусом. По-мнению некоторых родителей, стало значительно сложнее получить высший балл.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (СЛОВЕСНО)

Во многих школах принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика. Например, «классная работа выполнялась регулярно, отношение к предмету безразличное».

ЯПОНИЯ (1-100)

Действует 100-балльная система оценок. Как правило, отдельный ученик не оценивается, а балл выставляется всему класcу