Поиск

Завтра у моряков-подводников день рождения. Точнее, день рождения Российского подводного флота. Бывшие матросы и офицеры выпьют за тех, кто в море, и потянутся долгие разговоры о друзьях и о службе, об авариях и курьезах, случившихся во время дальних походов. Вместе со всеми поднимет рюмку и капитан первого ранга в отставке, бывший командир атомной подводной лодки омич Иван Вельский. И уж поверьте, ему есть что вспомнить, есть что рассказать читателям «Четверга».

«БЕЗБИЛЕТНЫЕ ПАССАЖИРЫ»

Современная субмарина - это, по сути, огромный, размером с пятиэтажку, дом на воде, точнее, под водой. Так что места хватает для всех, в том числе и для «зайцев», не входящих в штатный состав экипажа.

- Один такой «заяц» жил и у нас на борту, - улыбается Иван Федорович. - Однажды во время стоянки он забрался на лодку, бегал по корпусу и требовательно... мяукал,словно настаивая, чтобы его зачислили на довольствие. Мяукал, потому что сей «заяц» оказался котом. Его изловили и поселили в отсеке неподалеку от камбуза.

С тех пор этот кот ходил с моряками-подводниками на боевые службы, а когда они возвращались домой, бегал вместе с матросами в увольнения. Но перед отплытием всегда возвращался на борт, не желая пропустить новый «круиз».

В уставе, конечно, нет ни единой строки о походах в автономное плавание (сейчас принято говорить «выход на боевую службу - ред.) пернатых или хвостатых «матросов», однако многие командиры атомных субмарин вовсе не против их появления на борту. Они понимают, что месяц, а то и больше, без всплытия на поверхность - это серьезнейшая психологическая нагрузка для экипажа, а такие вот «зайцы» одним лишь своим присутствием в дальних походах помогают снять стресс. Вот и заводят на атомоходах аквариумы да попугайчиков. Или котов, как на лодке у Вельского. Впрочем, что там коты - порой в гости к подводникам заглядывают и пассажиры поэкзотичнее.

- Матрос открыл люк, высунул голову - а перед ним чья-то усатая морда! - смеется «кап-раз». - Парнишка обратно нырнул, доложил о «незаконном вторжении». Выскочили наверх - а возле люка лежит самая настоящая... нерпа. Огромная, килограммов на двести и около полутора метров в длину!

Позже выяснилось, что зверь попал в чьи-то сети, вырвался, но повредил себе ласту. А тут возле пирса стоит наша подводная лодка - ну как не воспользоваться, не передохнуть? Нерпа «вскарабкалась» на борт и устроилась возле люка. Беднягу решили не трогать, лать отлежаться и поднакопить сил. Проведя двое суток в гостях у подводников, нерпа уплыла восвояси.

НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ

Атомная подводная лодка не нерпа, но и она не застрахована от повреждений и «травм» во время выхода в море. Пожары, столкновения, затопления - на боевой службе случается всякое.

- В сентябре 1980 года мы вышли на учебные стрельбы, -вспоминает Иван Федорович. - Навели ракеты на цель, приготовились к залпу - и вдруг срабатывает аварийная защита реактора. Или, сокращенно, «АЗ».

Срабатывание «АЗ» - это самая большая ж..., которая может случиться во время выхода в море, - помнится, именно так утверждал один из героев знаменитого сериала «Улицы разбитых фонарей», хотя, по мнению Вельского, излишне драматизировать ситуацию все же не стоит. Как бы то ни было, реактор атомохода был отключен, и всего за минуту лодка «провалилась» на стометровую глубину.

- Запустили по новой, - говорит ветеран,словно о чем-то обыденном.- Вернулись в первоначальную точку и дали залп. Отстрелялись в тот раз на «отлично».

Жаль, что не всегда чрезвычайные происшествия в море заканчиваются без жертв. Так, в марте 1968 года затонула советская подводная лодка К-129. По одной из версий - после столкновения с американским атомоходом. На борту ушедшей на дно субмарины был матрос из Омска Александр Ожима, награжденный посмертно в 2005 году орденом Мужества. А через два года на борту атомохода К-8, находящегося на боевой службе в Бискайском заливе, в результате короткого замыкания вспыхнул пожар. В тот день погиб капитан третьего ранга омич Валентин Хохлавский. Он мог бы спастись, но решил остаться в горящем отсеке и заглушить реактор. Подводник пожертвовал собственной жизнью, но предотвратил тепловой взрыв, последствия которого можно было бы сравнить с аварией на Чернобыльской АЭС.

И этот скорбный список можно продолжить - согласно официальной статистике, начиная с 50-х голов прошлого века из автономного плавания не вернулось около тринадцати (!) наших подлодок. Плюс еще девять получили серьезные повреждения после столкновений с американцами.

«ИДУ НА ТАРАН!»

Гарантированная точность поражения имеющимися на борту субмарины ракетами составляла около 70 километров, однако порой лодка Вельского подходила к американцам едва не вплотную - на расстояние до пяти километров. Но не для всех советских атомоходов такое сближение проходило благополучно. К примеру, 21 марта 1981 года лодка К-341 следила за маневрирующей в Японском море американской ударной группой и во время всплытия протаранила авианосец «Китти Хок». В результате маневры ВМФ США были свернуты и авианосец, теряя мазут, отбыл в японские доки.

Впрочем, иамериканцы время от времени шли на таран, вспомнить хотя бы случай с лодкой К-108, на которой служил штурманом омич Сергей Костенков. В результате подводного столкновения нашему атомоходу разворотили корму, а субмарина противника немедленно скрылась. Решив, что советская лодка погибла, командир штатовского подводного корабля едва не повесился с горя. И лишь после окончания холодной войны он узнал, что в тот день наши ребята все-таки выжили и вернулись на базу.

ИЗ-ПОД САМОГО НОСА...

- Силуэт лодки, идущей на глубине до сорока метров, с воздуха виден как на ладони, - говорит Иван Федорович. -Поэтому, едва наши атомоходы покидали Камчатку, как их встречали и отслеживали маршрут американские самолеты-разведчики «Орион».

Например, в конце января 1995 года они устроили форменную охоту на российскую лодку К-389, на которой в то время служил председатель коллегии региональной общественной организации «Омское морское собрание» капитан второго ранга Александр Чертов. Уходя от погони, советский атомоход делал зигзаги, нырял и опять подвсплывал - но все бесполезно, самолеты-разведчики вновь и вновь наводили на него американские корабли. Оторваться смогли только на четвертые сутки, избавившись от надоедливого «хвоста» под прикрытием шторма. Выполнив боевую задачу, лодка вернулась на базу. В том году лодка Чертова оказалась единственной (!), чьи координаты так и остались тайной для американских разведчиков.

Но с еще большим упорством американцы преследовали советский подводный крейсер К-324, который в декабре 1983 года следил за американским фрегатом «Макклой», проводившим испытания новейшей для того времени системы подводного наблюдения с протяженной гидроакустической антенной ТАSS. Около четырехсот метров этой самой антенны и намотала себе на винты наша подлодка. Американцы пустились в погоню. Приказ звучал недвусмысленно: любыми путями остановить русских и вернуть ценный кабель! Преследование продолжалось почти десять дней, и, опасаясь захвата, командир К-324 капитан второго ранга Терехин отдал приказ приготовить лодку ко взрыву. Неизвестно, чем бы все обернулось, если бы на помощь не подоспел советский корабль «Алдан». Начинать третью мировую войну из-за какого-то «шланга» никто не хотел, американские эсминцы повернули обратно. А подводный крейсер К-324 ушел на Кубу. Позже доставшуюся в качестве трофея антенну переправили в СССР и передали в руки ученых.

Американцы, если так можно сказать, отыгрались уже в 90-х годах, когда с подачи наших чиновников порезали на металл две трети состоящих на вооружении ВМФ России самых больших в мире атомных подлодок «Тайфун», каждая из которых несла по 20 баллистических ракет. Порезали и все мини-подлодки «Пиранья», последнюю из которых можно увидеть в кинофильме «Особенности национальной рыбалки». Подниматься с колен наш подводный флот начал в последние голы. Так, уже закончились ходовые испытания атомохода «Юрий Долгорукий»; ведется работа над атомоходами «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Святитель Николай». Как говорится, время пришло.

Автор благодарит членов региональной общественной организации «Омское морское собрание» за помощь, оказанную при подготовке этого материала.

 

Андрей ПАВЛОВ

Завтра у моряков-подводников день рождения. Точнее, день рождения Российского подводного флота. Бывшие матросы и офицеры выпьют за тех, кто в море, и потянутся долгие разговоры о друзьях и о службе, об авариях и курьезах, случившихся во время дальних походов. Вместе со всеми поднимет рюмку и капитан первого ранга в отставке, бывший командир атомной подводной лодки омич Иван Вельский. И уж поверьте, ему есть что вспомнить, есть что рассказать читателям «Четверга».

«БЕЗБИЛЕТНЫЕ ПАССАЖИРЫ»

Современная субмарина - это, по сути, огромный, размером с пятиэтажку, дом на воде, точнее, под водой. Так что места хватает для всех, в том числе и для «зайцев», не входящих в штатный состав экипажа.

- Один такой «заяц» жил и у нас на борту, - улыбается Иван Федорович. - Однажды во время стоянки он забрался на лодку, бегал по корпусу и требовательно... мяукал,словно настаивая, чтобы его зачислили на довольствие. Мяукал, потому что сей «заяц» оказался котом. Его изловили и поселили в отсеке неподалеку от камбуза.

С тех пор этот кот ходил с моряками-подводниками на боевые службы, а когда они возвращались домой, бегал вместе с матросами в увольнения. Но перед отплытием всегда возвращался на борт, не желая пропустить новый «круиз».

В уставе, конечно, нет ни единой строки о походах в автономное плавание (сейчас принято говорить «выход на боевую службу - ред.) пернатых или хвостатых «матросов», однако многие командиры атомных субмарин вовсе не против их появления на борту. Они понимают, что месяц, а то и больше, без всплытия на поверхность - это серьезнейшая психологическая нагрузка для экипажа, а такие вот «зайцы» одним лишь своим присутствием в дальних походах помогают снять стресс. Вот и заводят на атомоходах аквариумы да попугайчиков. Или котов, как на лодке у Вельского. Впрочем, что там коты - порой в гости к подводникам заглядывают и пассажиры поэкзотичнее.

- Матрос открыл люк, высунул голову - а перед ним чья-то усатая морда! - смеется «кап-раз». - Парнишка обратно нырнул, доложил о «незаконном вторжении». Выскочили наверх - а возле люка лежит самая настоящая... нерпа. Огромная, килограммов на двести и около полутора метров в длину!

Позже выяснилось, что зверь попал в чьи-то сети, вырвался, но повредил себе ласту. А тут возле пирса стоит наша подводная лодка - ну как не воспользоваться, не передохнуть? Нерпа «вскарабкалась» на борт и устроилась возле люка. Беднягу решили не трогать, лать отлежаться и поднакопить сил. Проведя двое суток в гостях у подводников, нерпа уплыла восвояси.

НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ

Атомная подводная лодка не нерпа, но и она не застрахована от повреждений и «травм» во время выхода в море. Пожары, столкновения, затопления - на боевой службе случается всякое.

- В сентябре 1980 года мы вышли на учебные стрельбы, -вспоминает Иван Федорович. - Навели ракеты на цель, приготовились к залпу - и вдруг срабатывает аварийная защита реактора. Или, сокращенно, «АЗ».

Срабатывание «АЗ» - это самая большая ж..., которая может случиться во время выхода в море, - помнится, именно так утверждал один из героев знаменитого сериала «Улицы разбитых фонарей», хотя, по мнению Вельского, излишне драматизировать ситуацию все же не стоит. Как бы то ни было, реактор атомохода был отключен, и всего за минуту лодка «провалилась» на стометровую глубину.

- Запустили по новой, - говорит ветеран,словно о чем-то обыденном.- Вернулись в первоначальную точку и дали залп. Отстрелялись в тот раз на «отлично».

Жаль, что не всегда чрезвычайные происшествия в море заканчиваются без жертв. Так, в марте 1968 года затонула советская подводная лодка К-129. По одной из версий - после столкновения с американским атомоходом. На борту ушедшей на дно субмарины был матрос из Омска Александр Ожима, награжденный посмертно в 2005 году орденом Мужества. А через два года на борту атомохода К-8, находящегося на боевой службе в Бискайском заливе, в результате короткого замыкания вспыхнул пожар. В тот день погиб капитан третьего ранга омич Валентин Хохлавский. Он мог бы спастись, но решил остаться в горящем отсеке и заглушить реактор. Подводник пожертвовал собственной жизнью, но предотвратил тепловой взрыв, последствия которого можно было бы сравнить с аварией на Чернобыльской АЭС.

И этот скорбный список можно продолжить - согласно официальной статистике, начиная с 50-х голов прошлого века из автономного плавания не вернулось около тринадцати (!) наших подлодок. Плюс еще девять получили серьезные повреждения после столкновений с американцами.

«ИДУ НА ТАРАН!»

Гарантированная точность поражения имеющимися на борту субмарины ракетами составляла около 70 километров, однако порой лодка Вельского подходила к американцам едва не вплотную - на расстояние до пяти километров. Но не для всех советских атомоходов такое сближение проходило благополучно. К примеру, 21 марта 1981 года лодка К-341 следила за маневрирующей в Японском море американской ударной группой и во время всплытия протаранила авианосец «Китти Хок». В результате маневры ВМФ США были свернуты и авианосец, теряя мазут, отбыл в японские доки.

Впрочем, иамериканцы время от времени шли на таран, вспомнить хотя бы случай с лодкой К-108, на которой служил штурманом омич Сергей Костенков. В результате подводного столкновения нашему атомоходу разворотили корму, а субмарина противника немедленно скрылась. Решив, что советская лодка погибла, командир штатовского подводного корабля едва не повесился с горя. И лишь после окончания холодной войны он узнал, что в тот день наши ребята все-таки выжили и вернулись на базу.

ИЗ-ПОД САМОГО НОСА...

- Силуэт лодки, идущей на глубине до сорока метров, с воздуха виден как на ладони, - говорит Иван Федорович. -Поэтому, едва наши атомоходы покидали Камчатку, как их встречали и отслеживали маршрут американские самолеты-разведчики «Орион».

Например, в конце января 1995 года они устроили форменную охоту на российскую лодку К-389, на которой в то время служил председатель коллегии региональной общественной организации «Омское морское собрание» капитан второго ранга Александр Чертов. Уходя от погони, советский атомоход делал зигзаги, нырял и опять подвсплывал - но все бесполезно, самолеты-разведчики вновь и вновь наводили на него американские корабли. Оторваться смогли только на четвертые сутки, избавившись от надоедливого «хвоста» под прикрытием шторма. Выполнив боевую задачу, лодка вернулась на базу. В том году лодка Чертова оказалась единственной (!), чьи координаты так и остались тайной для американских разведчиков.

Но с еще большим упорством американцы преследовали советский подводный крейсер К-324, который в декабре 1983 года следил за американским фрегатом «Макклой», проводившим испытания новейшей для того времени системы подводного наблюдения с протяженной гидроакустической антенной ТАSS. Около четырехсот метров этой самой антенны и намотала себе на винты наша подлодка. Американцы пустились в погоню. Приказ звучал недвусмысленно: любыми путями остановить русских и вернуть ценный кабель! Преследование продолжалось почти десять дней, и, опасаясь захвата, командир К-324 капитан второго ранга Терехин отдал приказ приготовить лодку ко взрыву. Неизвестно, чем бы все обернулось, если бы на помощь не подоспел советский корабль «Алдан». Начинать третью мировую войну из-за какого-то «шланга» никто не хотел, американские эсминцы повернули обратно. А подводный крейсер К-324 ушел на Кубу. Позже доставшуюся в качестве трофея антенну переправили в СССР и передали в руки ученых.

Американцы, если так можно сказать, отыгрались уже в 90-х годах, когда с подачи наших чиновников порезали на металл две трети состоящих на вооружении ВМФ России самых больших в мире атомных подлодок «Тайфун», каждая из которых несла по 20 баллистических ракет. Порезали и все мини-подлодки «Пиранья», последнюю из которых можно увидеть в кинофильме «Особенности национальной рыбалки». Подниматься с колен наш подводный флот начал в последние голы. Так, уже закончились ходовые испытания атомохода «Юрий Долгорукий»; ведется работа над атомоходами «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Святитель Николай». Как говорится, время пришло.

Автор благодарит членов региональной общественной организации «Омское морское собрание» за помощь, оказанную при подготовке этого материала.

 

Андрей ПАВЛОВ