Поиск

На Международном конкурсе старинного, цыганского и современного романса, прошедшем на днях в Москве, омичи Татьяна Гаврилюк и Сергей Какотин - единственные из всех участников - пели акапельно. Такое исполнение считается у профессионалов наивысшей степенью мастерства и достигается многолетним трудом, однако подопечным Сергея Белецкого для этого понадобилась пара месяцев.

- Отважиться на исполнение без инструментального со провождения могут далеко не все профессионалы, - отмечает Татьяна Гаврилюк, юрист по образованию и ученица школы-студии Белецкого. - На конкурсе участники использовали и фонограмму-минусовку, и живой аккомпанемент, но выйти без сопровождения решились только мы. Рискнули - не зря же мы обучаемся в экспериментальной школе!

Надо сказать, что этот эксперимент для омичей прошел весьма удачно, если учесть, что это первый их опыт участия в конкурсе вообще. Татьяна Гаврилюк удостоилась медали и звания лауреата в номинации «Профессиональный исполнитель», а Сергей Какотин, предприниматель, стал лауреатом в номинации «Старинный русский романс». Его оригинальный голос и манеру исполнения жюри отметило специальным дипломом.

Сегодня Сергей Белецкий, заслуженный работник культуры РФ и создатель собственной методики обучения музыкальной грамоте, серьезно занимается постановкой певческого голоса. По мнению педагога-новатора, играть на инструменте ученики начинают лучше, когда они поют. Ну а петь, по его мнению, могут все без исключения, главное - найти правильный подход.

- В основном в традиционных школах обучение построено по принципу передачи информации, - рассказывает Сергей Владимирович, - как меня учили, так и я буду учить. Но ведь в мире есть еще масса других методов исполнения, которые открывают новые возможности. Взять, к примеру, тувинское песнопение, исполнение монгольских шаманов или тибетских монахов. Когда изучишь культуру этих народов, разберешься в их принципиальных подходах к музыке, то можно выстраивать новую систему обучения, что я, собственно говоря, и сделал.

При этом, как отмечает сам педагог, новая система обучения не идет вразрез с традиционными методами, она только дополняет их. Единственное отличие в том, что поют его ученики не на связках, для этого они используют природное вращение воздушного потока, которое и создает необходимый тон.

Суть же самой методики нотной грамоты Сергея Белецкого незатейлива: к общеизвестным нотам на белых клавишах - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - он придумал названия нотам на черных -зу, ло, цу, ту, мо. Как считает сам новатор, такая система упрощает процесс обучения нотной грамоте и весь объем знаний музыкальной школы можно освоить за три месяца. В то же время обучать по данной системе можно людей различных возрастов - от детсадовцев до пенсионеров. Слушатели и последователи музыкального революционера после нескольких месяцев занятий начинают самостоятельно сочинять музыку. Впервые методика «хроморяда Белецкого» была апробирована на учениках начальных классов в омской гимназии № 115 и дала ошеломительные результаты - дети без труда исполняли произведения классической музыки Иоганна Баха, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта на один и два голоса.

- Я добавил пять слогов для безымянных черных клавиш, - рассказывает Сергей Владимирович. - Освоение нотного пути в традиционной системе обучения можно сравнить с тем, как если бы ребенок осваивал речь не через разговор и накопление словарного запаса, а посредством чтения. Изначально у черных клавиш нет собственных имен, а когда дело доходит до них - всплывают диезы и бемоли, а значит, нужно изучать нотную графику. А это, в свою очередь, ведет к торможению слуха, много времени уходит на раскодирование этих символов. Если дать названия черным нотам, обучение музыкальной грамоте намного упрощается и становится более доступным даже для взрослых людей с их напряженным графиком работы. Уже в конце первого занятия вы сможете себе аккомпанировать «Тонкую рябину» и даже сочинять новые мелодии. Следующим этапом обучения будет освоение тональности и нотной графики. Но это для тех, кто пожелает идти дальше. Даже если они и не будут профессиональными музыкантами и исполнителями, знание нотной грамоты улучшит качество разговорной речи, а пение поможет укрепить здоровье.

На Международном конкурсе старинного, цыганского и современного романса, прошедшем на днях в Москве, омичи Татьяна Гаврилюк и Сергей Какотин - единственные из всех участников - пели акапельно. Такое исполнение считается у профессионалов наивысшей степенью мастерства и достигается многолетним трудом, однако подопечным Сергея Белецкого для этого понадобилась пара месяцев.

- Отважиться на исполнение без инструментального со провождения могут далеко не все профессионалы, - отмечает Татьяна Гаврилюк, юрист по образованию и ученица школы-студии Белецкого. - На конкурсе участники использовали и фонограмму-минусовку, и живой аккомпанемент, но выйти без сопровождения решились только мы. Рискнули - не зря же мы обучаемся в экспериментальной школе!

Надо сказать, что этот эксперимент для омичей прошел весьма удачно, если учесть, что это первый их опыт участия в конкурсе вообще. Татьяна Гаврилюк удостоилась медали и звания лауреата в номинации «Профессиональный исполнитель», а Сергей Какотин, предприниматель, стал лауреатом в номинации «Старинный русский романс». Его оригинальный голос и манеру исполнения жюри отметило специальным дипломом.

Сегодня Сергей Белецкий, заслуженный работник культуры РФ и создатель собственной методики обучения музыкальной грамоте, серьезно занимается постановкой певческого голоса. По мнению педагога-новатора, играть на инструменте ученики начинают лучше, когда они поют. Ну а петь, по его мнению, могут все без исключения, главное - найти правильный подход.

- В основном в традиционных школах обучение построено по принципу передачи информации, - рассказывает Сергей Владимирович, - как меня учили, так и я буду учить. Но ведь в мире есть еще масса других методов исполнения, которые открывают новые возможности. Взять, к примеру, тувинское песнопение, исполнение монгольских шаманов или тибетских монахов. Когда изучишь культуру этих народов, разберешься в их принципиальных подходах к музыке, то можно выстраивать новую систему обучения, что я, собственно говоря, и сделал.

При этом, как отмечает сам педагог, новая система обучения не идет вразрез с традиционными методами, она только дополняет их. Единственное отличие в том, что поют его ученики не на связках, для этого они используют природное вращение воздушного потока, которое и создает необходимый тон.

Суть же самой методики нотной грамоты Сергея Белецкого незатейлива: к общеизвестным нотам на белых клавишах - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - он придумал названия нотам на черных -зу, ло, цу, ту, мо. Как считает сам новатор, такая система упрощает процесс обучения нотной грамоте и весь объем знаний музыкальной школы можно освоить за три месяца. В то же время обучать по данной системе можно людей различных возрастов - от детсадовцев до пенсионеров. Слушатели и последователи музыкального революционера после нескольких месяцев занятий начинают самостоятельно сочинять музыку. Впервые методика «хроморяда Белецкого» была апробирована на учениках начальных классов в омской гимназии № 115 и дала ошеломительные результаты - дети без труда исполняли произведения классической музыки Иоганна Баха, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта на один и два голоса.

- Я добавил пять слогов для безымянных черных клавиш, - рассказывает Сергей Владимирович. - Освоение нотного пути в традиционной системе обучения можно сравнить с тем, как если бы ребенок осваивал речь не через разговор и накопление словарного запаса, а посредством чтения. Изначально у черных клавиш нет собственных имен, а когда дело доходит до них - всплывают диезы и бемоли, а значит, нужно изучать нотную графику. А это, в свою очередь, ведет к торможению слуха, много времени уходит на раскодирование этих символов. Если дать названия черным нотам, обучение музыкальной грамоте намного упрощается и становится более доступным даже для взрослых людей с их напряженным графиком работы. Уже в конце первого занятия вы сможете себе аккомпанировать «Тонкую рябину» и даже сочинять новые мелодии. Следующим этапом обучения будет освоение тональности и нотной графики. Но это для тех, кто пожелает идти дальше. Даже если они и не будут профессиональными музыкантами и исполнителями, знание нотной грамоты улучшит качество разговорной речи, а пение поможет укрепить здоровье.