Поиск

С 1 января 2010 года существенно изменилась система мер социальной поддержки жителей Омского Прииртышья. О том, как население восприняло нововведения, о наиболее важных социальных проектах, которые еще предстоит внедрить,сегодня рассказывает первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей БЕСШТАНЬКО.

О льготах на ЖКУ в новом формате

В 2010 году жителям Омского Прииртышья предложено, как я считаю, взвешенное решение по оплате жилья и коммунальных услуг на пути вхождения в режим монетизации. Первый плюс нового порядка оплаты ЖКУ - обращение в «одно окно». Если во всех других регионах Сибирского федерального округа и сегодня льготники вынуждены идти в каждую из организаций - поставщиков услуг для оформления своих прав на скидку, то у омичей такой нужды уже нет. Им достаточно написать заявление в одну организацию - Центр жилищных субсидий и льгот, которая берет на себя возмещение затрат поставщикам услуг.

Второй плюс нового порядка предоставления льгот по ЖКУ - право на выбор. Наряду с традиционным вариантом получения льгот - когда уже в квитанциях указана сумма с поправкой на скидку - ветераны труда, инвалиды и другие пользователи могут получать ее стоимость в банке. Но до этого они должны оплатить полученные коммунальные услуги по стопроцентному тарифу. На сегодня только один льготник из 364 тысяч человек этой категории оформил заявление на перечисление ему «льготной экономии» на личный банковский счет. Такое единодушное решение омичей позволяет центрам жилищных субсидий использовать «режим умолчания». То есть не требовать от каждого льготника заявления о согласии с ранее действовавшим порядком предоставления ЖКУ.

Переход на новый порядок предоставления льгот по ЖКУ позволяет правительству области даже в условиях прекращения их финансирования из федерального бюджета сконцентрировать на этом важнейшем участке социальной поддержки населения 2 млрд. 400 млн. рублей. Льготы на жилье и коммунальные услуги заняли самый большой сектор расходов областного бюджета среди направлений соцподдержки.

Тарифы иа соцподдержку

 

В 2010 году изменился и порядок предоставления социальных услуг, прежде всего на дому. До этого действовало два варианта их предоставления. Первый - гарантированные услуги. Второй - гарантированные всовокупности с негарантированными, предоставляемыми по дополнительному договору с клиентами. Но как показал анализ, до 75 процентов подопечных социальных работников и гарантированными услугами не всегда пользовались в полном объеме. Тем не менее они оплачивали их оптом, а соцработники получали заработную плату независимо от того, сколько и каких услуг ими было оказано.

Теперь впервые в истории службы соцпомощи на дому введены стандарты и тарифы. Каждая услуга имеет свою стоимость, разработаны и критерии оценки качества. В результате каждый подопечный социальной службы может выбрать из всего спектра услуг те, которые ему действительно необходимы, и оплачивать их по официальному прейскуранту. При этом оплата услуг не будет единой для всех получателей. Она ранжирована в зависимости от доходов. Самая обеспеченная группа опекаемых на дому - с ежемесячным доходом, шестикратно превышающим прожиточный минимум для пенсионеров в Омской области, - оплачивает услуги соцработников по полной стоимости. Самая малообеспеченная вообще освобождается от какой-либо оплаты услуг на дому. Те, кто находится по доходам в середине, и платить будут, соответственно, среднюю стоимость.

Конечно, как все новое, введение стандартов и тарифов на социальные услуги тоже было встречено пенсионерами настороженно. Но сегодня, спустя месяц с небольшим после введения нового порядка, видно, что люди поняли суть введенных корректив, оценили их актуальность и логику. Число отказавшихся от обслуживания на дому составило чуть больше 0,5 процента (всего эту помощь в Омской области получают 30 тысяч пенсионеров). И как показывает начало февраля, многие из тех, кто поддался первым эмоциям, написал отказную, не обдумав всех последствий скоропалительного решения, начинают один за другим писать в центры соцобслуживания заявления обратного рода. Только оказавшись один на один со своими проблемами, люди понимают, какую большую помощь оказывают им социальные работники. И признают, что введенная нами стоимость этих важных и крайне необходимых пожилым людям услуг соответствует трудозатратам.

Как уйти от бумажной волокиты

 

Еще одна важная задача, которую нам предстоит решить в 2010 году, - это сокращение количества документов, которые требуют от омичей в органах соцзащиты. Об этом говорил в своем - Послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрии Медведев.

Как я вижу, для того, чтобы оперативнее выполнить поставленную президентом задачу, необходимо ввести закон об информационном обмене - чтобы различные министерства, ведомства, фонды делились между собой имеющимися базами данных о льготниках, получателях тех или иных госпособий. Но и в отсутствие необходимого федерального закона мы находим варианты межведомственного взаимодействия с Пенсионным фондом, департаментом ЗАГС, министерством государственно-правового развития.

В конце прошлого года из кучи справок, которые необходимо предъявлять претендентам на детские пособия, мы исключили справку о трудовом стаже. И ничего, объективность назначения пособий семьям с детьми от этого не пострадала. Полагаю, постепенно все усвоят новый подход к работе с претендентами на те или иные пособия, льготы, выплаты: не человек должен доказывать, что имеет право на льготы, а государственный служащий находить его в базе данных и сообщать об имеющихся правах на социальную поддержку.

Раиса Емельянова

С 1 января 2010 года существенно изменилась система мер социальной поддержки жителей Омского Прииртышья. О том, как население восприняло нововведения, о наиболее важных социальных проектах, которые еще предстоит внедрить,сегодня рассказывает первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей БЕСШТАНЬКО.

О льготах на ЖКУ в новом формате

В 2010 году жителям Омского Прииртышья предложено, как я считаю, взвешенное решение по оплате жилья и коммунальных услуг на пути вхождения в режим монетизации. Первый плюс нового порядка оплаты ЖКУ - обращение в «одно окно». Если во всех других регионах Сибирского федерального округа и сегодня льготники вынуждены идти в каждую из организаций - поставщиков услуг для оформления своих прав на скидку, то у омичей такой нужды уже нет. Им достаточно написать заявление в одну организацию - Центр жилищных субсидий и льгот, которая берет на себя возмещение затрат поставщикам услуг.

Второй плюс нового порядка предоставления льгот по ЖКУ - право на выбор. Наряду с традиционным вариантом получения льгот - когда уже в квитанциях указана сумма с поправкой на скидку - ветераны труда, инвалиды и другие пользователи могут получать ее стоимость в банке. Но до этого они должны оплатить полученные коммунальные услуги по стопроцентному тарифу. На сегодня только один льготник из 364 тысяч человек этой категории оформил заявление на перечисление ему «льготной экономии» на личный банковский счет. Такое единодушное решение омичей позволяет центрам жилищных субсидий использовать «режим умолчания». То есть не требовать от каждого льготника заявления о согласии с ранее действовавшим порядком предоставления ЖКУ.

Переход на новый порядок предоставления льгот по ЖКУ позволяет правительству области даже в условиях прекращения их финансирования из федерального бюджета сконцентрировать на этом важнейшем участке социальной поддержки населения 2 млрд. 400 млн. рублей. Льготы на жилье и коммунальные услуги заняли самый большой сектор расходов областного бюджета среди направлений соцподдержки.

Тарифы иа соцподдержку

 

В 2010 году изменился и порядок предоставления социальных услуг, прежде всего на дому. До этого действовало два варианта их предоставления. Первый - гарантированные услуги. Второй - гарантированные всовокупности с негарантированными, предоставляемыми по дополнительному договору с клиентами. Но как показал анализ, до 75 процентов подопечных социальных работников и гарантированными услугами не всегда пользовались в полном объеме. Тем не менее они оплачивали их оптом, а соцработники получали заработную плату независимо от того, сколько и каких услуг ими было оказано.

Теперь впервые в истории службы соцпомощи на дому введены стандарты и тарифы. Каждая услуга имеет свою стоимость, разработаны и критерии оценки качества. В результате каждый подопечный социальной службы может выбрать из всего спектра услуг те, которые ему действительно необходимы, и оплачивать их по официальному прейскуранту. При этом оплата услуг не будет единой для всех получателей. Она ранжирована в зависимости от доходов. Самая обеспеченная группа опекаемых на дому - с ежемесячным доходом, шестикратно превышающим прожиточный минимум для пенсионеров в Омской области, - оплачивает услуги соцработников по полной стоимости. Самая малообеспеченная вообще освобождается от какой-либо оплаты услуг на дому. Те, кто находится по доходам в середине, и платить будут, соответственно, среднюю стоимость.

Конечно, как все новое, введение стандартов и тарифов на социальные услуги тоже было встречено пенсионерами настороженно. Но сегодня, спустя месяц с небольшим после введения нового порядка, видно, что люди поняли суть введенных корректив, оценили их актуальность и логику. Число отказавшихся от обслуживания на дому составило чуть больше 0,5 процента (всего эту помощь в Омской области получают 30 тысяч пенсионеров). И как показывает начало февраля, многие из тех, кто поддался первым эмоциям, написал отказную, не обдумав всех последствий скоропалительного решения, начинают один за другим писать в центры соцобслуживания заявления обратного рода. Только оказавшись один на один со своими проблемами, люди понимают, какую большую помощь оказывают им социальные работники. И признают, что введенная нами стоимость этих важных и крайне необходимых пожилым людям услуг соответствует трудозатратам.

Как уйти от бумажной волокиты

 

Еще одна важная задача, которую нам предстоит решить в 2010 году, - это сокращение количества документов, которые требуют от омичей в органах соцзащиты. Об этом говорил в своем - Послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрии Медведев.

Как я вижу, для того, чтобы оперативнее выполнить поставленную президентом задачу, необходимо ввести закон об информационном обмене - чтобы различные министерства, ведомства, фонды делились между собой имеющимися базами данных о льготниках, получателях тех или иных госпособий. Но и в отсутствие необходимого федерального закона мы находим варианты межведомственного взаимодействия с Пенсионным фондом, департаментом ЗАГС, министерством государственно-правового развития.

В конце прошлого года из кучи справок, которые необходимо предъявлять претендентам на детские пособия, мы исключили справку о трудовом стаже. И ничего, объективность назначения пособий семьям с детьми от этого не пострадала. Полагаю, постепенно все усвоят новый подход к работе с претендентами на те или иные пособия, льготы, выплаты: не человек должен доказывать, что имеет право на льготы, а государственный служащий находить его в базе данных и сообщать об имеющихся правах на социальную поддержку.

Раиса Емельянова