Поиск

Участники автомобильного рынка зафиксировали самые низкие за последние два года цены на подержанные автомобили. Однако купить машину и не стать при этом жертвой мошенников в нынешние времена не так-то просто.

 

Подержанные автомобили всегда пользовались большой популярностью. По статистике, каждый третий водитель покупает машину, бывшую в употреблении. Все-таки четырехколесный друг с заводского конвейера для большинства граждан со средним достатком остается предметом роскоши. Не по карману порой рабочему завода или школьному учителю даже новенькие «жигули», цена которых зашкаливает за двести тысяч рублей. Да и японские иномарки, которые перекупщики гонят с восточных границ в российские города и веси, как правило, уже «бегали» по дорогам своей родины. Эти иномарки тоже имеют ярлык «б/у» и продаются с уценкой на специализированных рынках.

ОТ «МЕРСЕДЕСА» ДО «ЗАПОРОЖЦА»

В Омске таких рынков два. И один из них - самый старый - расположен на улице 1-й Заводской, что рядом с нефтезаводом.

...По узкой дороге с двусторонним движением тянется в обе стороны длинная шеренга машин. Одни едут продавать, другие уже купили. А может, возвращаются несолоно хлебавши.

Рынок четырехколесных товаров начинается с ярких вывесок на фасадах зданий: «Оформление договоров», «Диагностика машин», «Страховка» и даже «Баня для автомобилистов». Видно, бизнес здесь поставлен на широкую ногу. А машинами начинают торговать прямо у дороги. На обочине припарковались десятка два автомобилей: импортные и отечественные, относительно новые и разбитые в хлам. Но у каждой под лобовым стеклом этикетка с годом выпуска, номером телефона хозяина и стоимостью.

Некоторые владельцы дежурят рядом и, заметив интерес в глазах прохожего, принимаются за дело: «Загляни в салон! Прокатись и расплатись!»

Как выяснилось, продавцы стоят у дороги потому, что не хотят тратиться на место на специальной торговой стоянке, где у каждой машины есть свои десять квадратных метров. Но за них надо платить сто рублей в день. Да и потом: пятачок у дороги - бойкое место.

А на стоянках представлен весь автопром всех времен и народов. Покупатель в одном месте может посидеть за рулем 600-го «Мерседеса» и старенькой «Победы». Стоимость колеблется от 20 до 400 тысяч рублей.

Самую низкую цену имеют автомобили возраста 20-30 лет. Значительно дороже более молодые и всевозможные «корыта» времен царя Гороха. На одной из парковок друг дружку подпирают сорокалетний ГАЗ-69, «Волга» из кинофильма «Берегись автомобиля» и иномарка «Шкода» 1959 года выпуска. Последняя старушка, к слову сказать, стоит 130 тысяч рублей. Раритет нынче в цене.

На этой стоянке кого-то караулят пять мужиков, время от времени прыгая в машины погреться. Это перекупщики. Их профессия - покупать старые машины и продавать по более высокой цене.

- Ну как, идет торговля? -спрашиваю одного из них.

- В день по чайной ложке, за выходные на нашей стоянке максимум десять машин удается продать, - говорит перекупщик, представившийся Сергеем. - Покупательская способность омичей упала до 50 тысяч. Все, что дороже, обречено на простой. Ценник снижаем - лишь бы продать. Иногда продаем дешевле, чем покупаем.

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ

К словам перекупщиков без скептицизма относиться нельзя. Бизнес рынка подержанных автомобилей построен по одному простому принципу: продать подороже дешевую машину. Для этого используются всевозможные методы.

- Ко мне иногда обращаются автолюбители, желающие протестировать машину перед тем, как ее купить, - рассказал автомеханик с 20-летним стажем, владелец СТО Юрий Петренко. - Результаты диагностики, скажу я вам, ошеломляющие. Сегодня на рынке 95 процентов машин битые, но искусно подкрашенные. Целых автомобилей практически нет. Перекупщики наводят только внешний лоск. Что они только не делают! Замазывают вмятины толстым слоем шпаклевки, а сверху наносят краску, сматывают спидометры... А недавно в продаже появились машины, сваренные из двух побитых. А внешне выглядят идеально.

Клиент на рынке, как правило, даже не представляет, что он покупает. Обманывают наивного потребителя и при заключении сделок.

- Если человек приобретает товар у индивидуального предпринимателя, какой-либо организации или предприятия, то он может защитить себя в суде, используя закон «О защите прав потребителя», - сообщил председатель правления общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - В случае покупки у гражданина, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, преимуществами закона о потребителях воспользоваться уже нельзя. Никаких привилегий в случае возникновения спора вы не имеете.

Простыми словами, потребитель на автомобильном рынке юридически не защищен от обмана. Обнаружив через два дня после покупки некачественный товар, вернуть его и получить назад деньги будет невозможно.

Допустим, продается машина, которая раньше работала в режиме такси. Пробег такие авто наматывают колоссальный. А продавцы скручивают спидометр и говорят покупателю, что на ней ездил дедушка-пенсионер два раза в год на дачу.

Выходит, лучше обращаться в автосалоны. Впрочем, подсунуть побитую машину могут и там. Но тогда на стороне покупателя будет закон.

- Ко мне часто обращались люди, которые купили автомобиль, а он не оправдал их ожиданий, - продолжил Игорь Пушкарь. - Можно, конечно, пойти в суд. Но в договорах, которые заключаются между покупателем и продавцом подержанной машины, обычно не оговаривается состояние автомобиля. Зачастую договор заключается в устной форме. А если составляются какие-то официальные бумаги, то в них пишутся всего четыре строчки. Гражданин такой-то покупает у гражданина такого-то автомобиль с такими-то номерами кузова и двигателя. Ставятся стоимость, дата и подписи. Через некоторое время покупатель возмущается: «Машина не ездит!» Позиция продавца обычно такова: «А кто говорил, что она будет ездить? В договоре этого не указано».

Машина может не только быть низкого качества, но и иметь темное прошлое. Неслучайно некоторые умельцы подделывают номера. Покупатель рискует за большие деньги приобрести плохую машину и массу проблем в придачу. Поскольку может выясниться, что автомобиль в угоне, разыскивается Интерполом и вообще в нем год назад было совершено убийство. Бывает и такое.

РУССКАЯ РУЛЕТКА

Когда-то машины продавали по генеральной доверенности. Много людей были обмануты. Однако подобные «сделки» совершаются и сегодня.

Юристы предупреждают: если автомобиль принадлежит какому-то гражданину и он дал вам генеральную доверенность, то это еще не значит, что машина перешла в вашу собственность. Для того чтобы обезопасить себя от обмана, нужно совершить реальную сделку. Правда, оформление бумаг о купле-продаже дополнительно влетает в копеечку: в две-три тысячи рублей.

Один из наших читателей купил по доверенности иномарку за 500 тысяч рублей. Но ездил на ней всего три года. Проблемы начались, когда умер истинный собственник машины. Его наследники - жена и дочь - предъявили требования на этот автомобиль. Но новый хозяин иномарки отдавать ее, естественно, не захотел, утверждая, что она была куплена на законных основаниях. Родственники умершего владельца подали иск и выиграли суд. Машина досталась им.

- Купить по доверенности автомобиль нельзя. Он просто переходит вам во временное пользование. Если вы покупаете машину по доверенности, то возьмите хотя бы расписку о том, что передали гражданину деньги, - дал совет Игорь Пушкарь.

Но и это еще не все. Существуют и другие способы мошенничества. Приведем пример. По закону об ОСАГО гражданин имеет право расторгнуть договор и получить деньги за оставшийся период. Этим умело пользуются продавцы автомобилей на Дальнем Востоке. Что они делают? Человек у них покупает японское авто вместе со страховым полисом.

А потом в случае ДТП выясняется, что он недействительный.

Оказывается, продавец оформил полис, а через два дня расторгнул договор и забрал деньги. Все бумаги оставил себе, поскольку это не запрещено законом. Впоследствии он продал фиктивный полис вместе с машиной. Покупатель же может ездить, ни о чем не догадываясь. Но если он попадет в аварию и окажется в ней виновником, страховая компания ничем не сможет помочь.

Мошенничество на рынке, так уж повелось, характерная черта бизнеса по-русски. И в период кризиса она проявляется особенно ярко.

Личный опыт:

Я за свою жизнь продавал на омском автомобильном рынке две машины и прочувствовал все его прелести на себе, - рассказал наш читатель Виталий Чубатов. - Я выставил на продажу «жигули» седьмой модели за 100 тысяч рублей. Ко мне сразу подошли перекупщики и предложили продать за 90. Я отказался. Долго я свою машину продавал. Но помог несчастный случай. В меня врезались на перекрестке. Приезжаю снова на рынок, подхожу к перекупщикам. Они дали цену: 83. Я согласился. А вскоре моя машина, уже как новенькая, продавалась за сто тысяч рублей. Я понял одно: на автомобильном рынке зарабатывает тот, кто умеет врать покупателям в лицо.

 

Михаил АНДРЕЕВ

Участники автомобильного рынка зафиксировали самые низкие за последние два года цены на подержанные автомобили. Однако купить машину и не стать при этом жертвой мошенников в нынешние времена не так-то просто.

 

Подержанные автомобили всегда пользовались большой популярностью. По статистике, каждый третий водитель покупает машину, бывшую в употреблении. Все-таки четырехколесный друг с заводского конвейера для большинства граждан со средним достатком остается предметом роскоши. Не по карману порой рабочему завода или школьному учителю даже новенькие «жигули», цена которых зашкаливает за двести тысяч рублей. Да и японские иномарки, которые перекупщики гонят с восточных границ в российские города и веси, как правило, уже «бегали» по дорогам своей родины. Эти иномарки тоже имеют ярлык «б/у» и продаются с уценкой на специализированных рынках.

ОТ «МЕРСЕДЕСА» ДО «ЗАПОРОЖЦА»

В Омске таких рынков два. И один из них - самый старый - расположен на улице 1-й Заводской, что рядом с нефтезаводом.

...По узкой дороге с двусторонним движением тянется в обе стороны длинная шеренга машин. Одни едут продавать, другие уже купили. А может, возвращаются несолоно хлебавши.

Рынок четырехколесных товаров начинается с ярких вывесок на фасадах зданий: «Оформление договоров», «Диагностика машин», «Страховка» и даже «Баня для автомобилистов». Видно, бизнес здесь поставлен на широкую ногу. А машинами начинают торговать прямо у дороги. На обочине припарковались десятка два автомобилей: импортные и отечественные, относительно новые и разбитые в хлам. Но у каждой под лобовым стеклом этикетка с годом выпуска, номером телефона хозяина и стоимостью.

Некоторые владельцы дежурят рядом и, заметив интерес в глазах прохожего, принимаются за дело: «Загляни в салон! Прокатись и расплатись!»

Как выяснилось, продавцы стоят у дороги потому, что не хотят тратиться на место на специальной торговой стоянке, где у каждой машины есть свои десять квадратных метров. Но за них надо платить сто рублей в день. Да и потом: пятачок у дороги - бойкое место.

А на стоянках представлен весь автопром всех времен и народов. Покупатель в одном месте может посидеть за рулем 600-го «Мерседеса» и старенькой «Победы». Стоимость колеблется от 20 до 400 тысяч рублей.

Самую низкую цену имеют автомобили возраста 20-30 лет. Значительно дороже более молодые и всевозможные «корыта» времен царя Гороха. На одной из парковок друг дружку подпирают сорокалетний ГАЗ-69, «Волга» из кинофильма «Берегись автомобиля» и иномарка «Шкода» 1959 года выпуска. Последняя старушка, к слову сказать, стоит 130 тысяч рублей. Раритет нынче в цене.

На этой стоянке кого-то караулят пять мужиков, время от времени прыгая в машины погреться. Это перекупщики. Их профессия - покупать старые машины и продавать по более высокой цене.

- Ну как, идет торговля? -спрашиваю одного из них.

- В день по чайной ложке, за выходные на нашей стоянке максимум десять машин удается продать, - говорит перекупщик, представившийся Сергеем. - Покупательская способность омичей упала до 50 тысяч. Все, что дороже, обречено на простой. Ценник снижаем - лишь бы продать. Иногда продаем дешевле, чем покупаем.

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ

К словам перекупщиков без скептицизма относиться нельзя. Бизнес рынка подержанных автомобилей построен по одному простому принципу: продать подороже дешевую машину. Для этого используются всевозможные методы.

- Ко мне иногда обращаются автолюбители, желающие протестировать машину перед тем, как ее купить, - рассказал автомеханик с 20-летним стажем, владелец СТО Юрий Петренко. - Результаты диагностики, скажу я вам, ошеломляющие. Сегодня на рынке 95 процентов машин битые, но искусно подкрашенные. Целых автомобилей практически нет. Перекупщики наводят только внешний лоск. Что они только не делают! Замазывают вмятины толстым слоем шпаклевки, а сверху наносят краску, сматывают спидометры... А недавно в продаже появились машины, сваренные из двух побитых. А внешне выглядят идеально.

Клиент на рынке, как правило, даже не представляет, что он покупает. Обманывают наивного потребителя и при заключении сделок.

- Если человек приобретает товар у индивидуального предпринимателя, какой-либо организации или предприятия, то он может защитить себя в суде, используя закон «О защите прав потребителя», - сообщил председатель правления общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - В случае покупки у гражданина, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, преимуществами закона о потребителях воспользоваться уже нельзя. Никаких привилегий в случае возникновения спора вы не имеете.

Простыми словами, потребитель на автомобильном рынке юридически не защищен от обмана. Обнаружив через два дня после покупки некачественный товар, вернуть его и получить назад деньги будет невозможно.

Допустим, продается машина, которая раньше работала в режиме такси. Пробег такие авто наматывают колоссальный. А продавцы скручивают спидометр и говорят покупателю, что на ней ездил дедушка-пенсионер два раза в год на дачу.

Выходит, лучше обращаться в автосалоны. Впрочем, подсунуть побитую машину могут и там. Но тогда на стороне покупателя будет закон.

- Ко мне часто обращались люди, которые купили автомобиль, а он не оправдал их ожиданий, - продолжил Игорь Пушкарь. - Можно, конечно, пойти в суд. Но в договорах, которые заключаются между покупателем и продавцом подержанной машины, обычно не оговаривается состояние автомобиля. Зачастую договор заключается в устной форме. А если составляются какие-то официальные бумаги, то в них пишутся всего четыре строчки. Гражданин такой-то покупает у гражданина такого-то автомобиль с такими-то номерами кузова и двигателя. Ставятся стоимость, дата и подписи. Через некоторое время покупатель возмущается: «Машина не ездит!» Позиция продавца обычно такова: «А кто говорил, что она будет ездить? В договоре этого не указано».

Машина может не только быть низкого качества, но и иметь темное прошлое. Неслучайно некоторые умельцы подделывают номера. Покупатель рискует за большие деньги приобрести плохую машину и массу проблем в придачу. Поскольку может выясниться, что автомобиль в угоне, разыскивается Интерполом и вообще в нем год назад было совершено убийство. Бывает и такое.

РУССКАЯ РУЛЕТКА

Когда-то машины продавали по генеральной доверенности. Много людей были обмануты. Однако подобные «сделки» совершаются и сегодня.

Юристы предупреждают: если автомобиль принадлежит какому-то гражданину и он дал вам генеральную доверенность, то это еще не значит, что машина перешла в вашу собственность. Для того чтобы обезопасить себя от обмана, нужно совершить реальную сделку. Правда, оформление бумаг о купле-продаже дополнительно влетает в копеечку: в две-три тысячи рублей.

Один из наших читателей купил по доверенности иномарку за 500 тысяч рублей. Но ездил на ней всего три года. Проблемы начались, когда умер истинный собственник машины. Его наследники - жена и дочь - предъявили требования на этот автомобиль. Но новый хозяин иномарки отдавать ее, естественно, не захотел, утверждая, что она была куплена на законных основаниях. Родственники умершего владельца подали иск и выиграли суд. Машина досталась им.

- Купить по доверенности автомобиль нельзя. Он просто переходит вам во временное пользование. Если вы покупаете машину по доверенности, то возьмите хотя бы расписку о том, что передали гражданину деньги, - дал совет Игорь Пушкарь.

Но и это еще не все. Существуют и другие способы мошенничества. Приведем пример. По закону об ОСАГО гражданин имеет право расторгнуть договор и получить деньги за оставшийся период. Этим умело пользуются продавцы автомобилей на Дальнем Востоке. Что они делают? Человек у них покупает японское авто вместе со страховым полисом.

А потом в случае ДТП выясняется, что он недействительный.

Оказывается, продавец оформил полис, а через два дня расторгнул договор и забрал деньги. Все бумаги оставил себе, поскольку это не запрещено законом. Впоследствии он продал фиктивный полис вместе с машиной. Покупатель же может ездить, ни о чем не догадываясь. Но если он попадет в аварию и окажется в ней виновником, страховая компания ничем не сможет помочь.

Мошенничество на рынке, так уж повелось, характерная черта бизнеса по-русски. И в период кризиса она проявляется особенно ярко.

Личный опыт:

Я за свою жизнь продавал на омском автомобильном рынке две машины и прочувствовал все его прелести на себе, - рассказал наш читатель Виталий Чубатов. - Я выставил на продажу «жигули» седьмой модели за 100 тысяч рублей. Ко мне сразу подошли перекупщики и предложили продать за 90. Я отказался. Долго я свою машину продавал. Но помог несчастный случай. В меня врезались на перекрестке. Приезжаю снова на рынок, подхожу к перекупщикам. Они дали цену: 83. Я согласился. А вскоре моя машина, уже как новенькая, продавалась за сто тысяч рублей. Я понял одно: на автомобильном рынке зарабатывает тот, кто умеет врать покупателям в лицо.

 

Михаил АНДРЕЕВ