на правах рекламы
14:08
+21 $ 66.16 -0.09
77.68 -0.39

Камень ЧИНГИЗА в сибирской глуши

от 14.01.10 в 11:25 версия для печати
Камень ЧИНГИЗА в сибирской глуши

О том, что в некой далекой татарской деревушке Усть-Ишимского района Омской области есть камень с выбитой на нем датой - 1226 год, автору этих строк довелось услышать на городском сабантуе - татарском празднике плуга. Удивляла не только сама дата времен завоеваний Чингисхана, но и сохранившийся с тех пор артефакт. Добыть камень среди болот Усть-Ишима вряд ли было возможно, а вот доставить по реке, чтобы установить в сибирской глубинке как память о походе в Шибир, - вполне. Да и дата уж больно символичная - спустя три года после битвы на Калке, после чего потянулись монголы назад в свои степи. Неужели и в самом деле на севере Омской области сохранилась память о «покорителе мира»?


МОНГОЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ
На кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета Светлана Корусенко много лет занимается генеалогией сибирских татар и объездила с экспедициями чуть ли не все деревеньки омского севера. В Ашаванах не была, но о тамошнем камне наслышана. По ее мнению, это просто легенда, весьма, кстати, характерная для тюркоязычных племен, пришедших в Западную Сибирь с Алтая, где с горами и камнями связаны все легенды и мифы. Вот в Ашаванах и считают, что основанием для первопоселенцев в тех местах послужил некий камень. Побывавший там год назад ученик Светланы Николаевны Альфрид Бустанов никакого камня не обнаружил. Сам по себе камень в сибирской глубинке севера Омской области явление чрезвычайно редкое. Либо он метеоритного происхождения, либо привозной. Ни у хантов, ни у манси (коренных жителей Сибири), ни у татар, совершавших набеги, не было культурной традиции ставить каменные памятники. Могли ли монголы оставить такую память о себе?


Еще в 1207 году Чингисхан отправил своего сына Джучи на завоевание Сибири, куда монголов привлекала драгоценная пушнина. Сибирью (Шибир) названа была территория нижнего течения Иртыша. Эта земля вошла в улус Джучи, а потом в состав Золотой Орды.

В 1224 году войска Чингисхана возвращались после своих завоевательных походов в Монголию по зову Великого хана. Если считать четырехугольник, образуемый Тоболом с Турой и Иртышом с Обью, северной границей улуса Джучи - Сибирского ханства, то монгольский след имеет место быть. Только опять же не было в культурной традиции монголов оставлять после себя каменные памятники. Тогда, может, это камень метеоритного происхождения?


УПАВШИЙ С НЕБА
Метеоритные камни - упавшие с неба - считались священными, и их в традициях сибирских татар надо было прятать от чужих глаз и чужеродного воздействия. Сибирские татары до прихода бухарцев, принесших исламизацию Западной Сибири, долгое время были язычниками. У них господствовало шаманство. Священные камни, вроде ташетканского (есть   такая легенда в деревне Ташет-каны Тевризского района Жители Атаман считают, что их поселение Омской области - имеет почти 800-летнюю историю ), упавшие с неба, пользовались суеверным почитанием. «И в том городке спал камень с небеси величеством как бы с воз с саньми, видом багров, и от него до времени восходит стужа, дождь и снег». Камень упал накануне похода Ермака в Сибирь. Сибирские татары расценили падение камня как дурное предзнаменование. Впоследствии камень был разбит на множество кусков, которые были спрятаны так надежно, что их больше никто не видел. Можно ли надеяться, что ашаванский камень, будь он метеоритного происхождения, остался бы нетронутым? Вряд ли.


БУХАРСКИЙ СЛЕД
Остается единственный бухарский след, связанный с приходом в Западную Сибирь торговцев из Бухары. Причем с приходом массовым, как по призыву хана Кучума в XVI веке, так и по призыву Российского государства, стремившегося укрепить торговые связи со Средней Азией в веке XVII. Вместе с торговцами в новые земли шли земледельцы, ремесленники и мусульманские миссионеры - шейхи. Они говорили на арабском языке и не были похожи на сибирских татар, принадлежавших к тюркоязычным, угорским и самодийским племенам. Именно они принесли с собой культурную традицию обустраивать могилы шейхов специальными захоронениями - астанами, а на могилах богатых и знатных людей ставить камни с надписями на арабском. В Таре, к примеру, есть могильный камень, датированный второй половиной XVII века, некоему купцу 1-й гильдии Айтыкину. Он был бухарского рода. Его предок Али Ходжа пришел из Бухары в Западную Сибирь с тремя сыновьями во времена Кучума.


Может быть, ашаванский камень, если он вообще был, имел бухарское происхождение? Директор Усть-Ишимского краеведческого музея Александр Голубев с удивлением услышал вопрос об ашаванском камне. Он был в той деревне не раз и ничего подобного не видел. «Есть там якобы священный холм, к которому местные относятся как к древнему захоронению, - рассказал Александр Голубев. - Есть и священная роща, в которую нельзя ходить, но ни о каком камне мне там слышать не доводилось. Вот в соседней с Ашаванами деревне Тюрметяки, другое название которой Олы Бурян, действительно на кладбище есть два камня на могилах бухарских татар. Возможно, XVI - XVII века, но никак не начало века XIII».


Откуда же тогда идет молва о почти 800-летней истории деревни Ашаваны?

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Ответ, как оказалось, заключен в человеческом факторе. Когда проходила самая первая Всероссийская перепись населения 1926 года, в вопросниках была графа о годе возникновения поселения. Если речь шла о датировке какой-нибудь деревни, ранее не вписанной в ведомости, то в графу ставили ту дату, которую называли местные, т.е. со слуха. Ошибок при такой записи было не избежать.


- По результатам той переписи, - говорит Светлана Корусенко, - была издана книга, которой и воспользовались краеведы для своих публикаций. Кому не хочется считать себя самым древним поселением в Омской области!

Кто-то говорил, что деревня лет сто назад возникла, кто-то - двести, а в Ашаванах сказали - семьсот. Так и записали. Тем не менее этот переписочный курьез не помешал ашаванцам установить на въезде в деревню металлическую стелу с надписью: «Ашаваны основаны в 1226 г.». Впрочем, есть вполне достоверная версия о первых поселениях в тех местах лет эдак 600 назад, когда по Иртышу проходил Великий торговый путь из Средней Азии. В те времена в Западную Сибирь впервые попало, согласно опять же легенде, 336 сеидов и шейхов (проповедников и наставников) из Бухары. Вот и получается, что если не 800, то, вполне вероятно, 600 лет назад в тех местах все же были основаны Тюрметяки, а за ними и Ашаваны. Пусть камень только легенда, а датировка ошибочна, богатство истории нашего края от этого нисколько не умаляется. Ее только следует знать. Да и в версии с монгольским следом улуса Джучи на территории Омской области рано еще ставить точку. Ведь нашли же недавно на Искере ученые Тобольского музея монеты золотоордынского периода. Новые археологические исследования вполне могут преподнести такой сюрприз, что и Ашаваны станут не самыми древними.


Алексей ФОМИН

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному Округу 21 июня 2006 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА №ФС12-0883 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх