Поиск

Галина Зуйкова: «Наш воспитанник должен быть гражданином, профессионалом и семьянином»

 

В гостях у РИА Омск-Информ Галина Дмитриевна Зуйкова — председатель Совета директоров Омских учебных заведений среднего профессионального образования.

 

 - Галина Дмитриевна, вы много лет возглавляете торгово-экономический колледж. Мы прошлись по нему - с первого до последнего этажа евроремонт, лаборантские оснащены по последнему слову техники, кругом офисное оборудование. Впечатляет.

-    Это современный формат образования. Нужно, чтобы еще и булочками пахло, потому что мы технологов общественного питания готовим. Такая «визитная карточка» проработана практически во всех учебных заведениях СПО Омской области. Ведь франшиза - это интеллектуальная собственность бизнеса, и начинается она с торговой марки, интерьера, слогана и т.д. Формирование имиджа - одно из ключевых направлений работы омских УЗ СПО.

-    Почему?

 - Так как это современно. За 20 лет кардинально изменились условия работы. Раньше в Омске было около 50 средних специальных учебных заведений - техникумов, проще говоря. Сейчас их 46: Идет постоянная реорганизация, реформирование, модернизация, оптимизация. Все это заканчивается сокращением финансирования. На федеральном уровне оно объясняется кризисом. Но для системы среднего профессионального образования нашей Омской области всегда была характерна стабильность. Никто из директоров УЗ СПО не растерялся ни в 91-м, ни 92-м, ни сейчас. Мы вместе, у нас действующий совет директоров, который я, благодаря доверию коллег, возглавляю третий срок подряд. Мы поддерживаем друг друга, знаем кто, где и как работает, знаем свои слабые стороны и вместе их преодолеваем. И эти крупицы опыта дают нам, если хотите, ощущение благополучия. Вы зашли в наш колледж, вы видите, что это серьезное учебное заведение. До 4 этажа у нас евроремонт: ремонт, сделанный с особой тщательностью. Новые учебные кабинеты, преподавательские, новая мебель. Сделано все не сразу, постепенно, благодаря огромному труду всего коллектива.

В 1991-м году наш колледж одним махом лишили контрольных цифр приема. Нам впервые пришлось осуществлять платный набор на 300 учебных мест. И мы его провели, и опять на конкурсной основе. Тогда еще была государственная структура управления торговлей Омской области. Работали с организациями, трестами, торгами. Но много было и родительских взносов, потому что у родителей всегда есть интерес к среднему профессиональному образованию своих детей. Он заключается в том, что после окончания колледжа ребята на 85% все равно получают высшее образование по отдельным специальностям. Специалист с дипломом колледжа, а потом вуза будет на голову выше самого отлично успевающего студента, поступившего в вуз после школы. Секрет в практике, в учебных планах УЗ СПО 50% учебного времени — практические занятия.

- Основы профессии вы даете профессионально, а воспитание студентов? Как изменились приоритеты здесь?

- В начале 90-х рухнула вся идеологическая основа - идейно-политическая, культурно-массовая работа, нужно было определяться. Через Совет директоров УЗ СПО мы пригласили в Омск одного из ведущих ученых Санкт-Петербургского университета, он изложил нам программу воспитательной работы в условиях перестроечного этапа экономики. В любой воспитательной работе, говорил он, должна быть мера. Когда нет меры, начинаются изъяны в воспитании.

Сегодня мы выделяем три основных направления воспитательной работы со студентами. Первое - нравственное воспитание гражданина: планеты Земля, Российской Федерации, Омской области, колледжа, чувства ответственности в коллективе, деловых качеств. Второе - воспитание успешного профессионала. Стремимся, чтобы человек на своем рабочем месте становился популярным. Ты учишься у нас, а тебя уже должны знать, ты должен чем-то выделиться. Именно поэтому проводим выставки, конкурсы, праздники, даем возможность ребятам проявить себя. Это и конкурсы, олимпиады Российской Федерации, Омской области, выставки, выставки технического творчества, у технологов бесконечные конкурсы блюд. Проводим традиционные конференции «Бизнес-образование и качество жизни», мы все связываем с жизнью, во всех УЗ СПО ставим задачу - научить учиться. Проводим школу первокурсника, рассказываем о колледже, традициях, об истории, устраиваем экскурсии, знакомим с учебной базой, оборудованием. Мы учим работать и зарабатывать, и достойно жить в социуме, в семье - это третье главное направление. Гражданин, профессионал, семьянин.

- Именно семья?

 - Сегодня общество живет в условиях кризиса семьи, семейных отношений, беспомощности родителей перед своими детьми. Почему-то сегодня дети «качают» у родителей права - ты мне обязан, должен и т.д. Иногда смотришь на педсовете или в кабинете - сидят отец и сын, как чужие люди. Родители говорят - наш ребенок уже взрослый, мы за него вам платим, вот и занимайтесь им. Спрашиваем - а чей это ребенок, чье это будущее? Есть дети с непомерно большим апломбом, раздутым собственным «я». Не дай Бог, например, если он отличник, что-то жестко ему сказать или потребовать. Тут же последует жалоба и прибегут родители - "Какое у вас право?" Честно отвечаем - "Да, вы дали ребенку способности, но в нем нет человеколюбия, он любит только себя. Давайте обратим на это внимание вместе".

 

- Чем сегодня живет система среднего профессионального образования в Омской области?

- Все 20 прошедших лет регион старается сохранить среднее профессиональное образование на уровне самостоятельных учебных заведений. Для этого делается все. Поэтому у нас во всех УЗ СПО развивалась материально-техническая база, у всех ухоженные здания, современное оборудование. 20 УЗ СПО региональные, 6 УЗ СПО стали факультетами или филиалами федеральных вузов, благодаря этому они сохранили федеральное финансирование. И эта тенденция будет развиваться, потому что агентство образования РФ уже говорит о том, что все УЗ СПО будут переданы в бюджет регионов. Сейчас в Омской области 20 учебных заведений федерального подчинения, если их передадут в регион, то, конечно, с финансированием будет намного сложнее. В этом учебном году Омский летно-технический колледж имени Ляпидевского стал филиалом федерального Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. Решение понятное, если учесть, что на балансе колледжа свои самолеты, сложные летные электронные тренажеры, огромная территория, и все это надо содержать в порядке. Расходы здесь порядка 300 миллионов в год. Для бюджета региона накладно. Омский аграрный техникум на улице Партизанской вошел в состав Омского государственного аграрного университета. Речной колледж стал факультетом Новосибирской государственной академии инженеров водного транспорта. Многие УЗ СПО сегодня становятся частью университетских комплексов, так они сохраняют федеральный уровень и финансирование из федерального бюджета. В принципе, это мировая практика, потому что за рубежом студенты, окончившие колледж, получают диплом бакалавра, подтверждают I уровень высшего образования.

- По каким направлениям и специальностям идет подготовка студентов в региональной системе среднего профессионального образования?

 - У нас работает 12 учебных заведений технического профиля, 9 - экономического профиля, 6 - сельскохозяйственного профиля, 4 - медицинского, 9 - педагогического, 6- гуманитарно-социальной направленности. Число специальностей в УЗ СПО Омска и области распределяется так: педагогика и культура - 41, нефтехимия и транспорт -24, сельское хозяйство - 28, экономика, управление, дизайн - 24, медицина, ветеринария, сфера обслуживания - 26. Студентов очного обучения - 31 тыс., вечерников и очно-заочного обучения - 1,5 тыс., заочников - 9 тыс., экстернат - 21 тысяча. На 10 тыс. человек населения в Омской области приходится - 204 студента УЗ СПО. В нашей системе среднего профессионального образования работает более 3-х тысяч преподавателей. Число персональных компьютеров ежегодно увеличивается на 20% в год. 60% компьютерных мест имеют доступ в Интернет.

 

- Вы сотрудничаете с вузами?

- У УЗ СПО региона выстроена программа взаимодействия со школами и вузами. Каждый колледж работает по профориентации со своими школами, опирается на них. В нашем колледже 9 школ, там есть социально-экономические классы, и ребята, закончив их, приходят к нам. Мы работаем с 8-ю учреждениями начального профессионального образования по профилю наших специальностей. Так работает каждое УЗ СПО. И обязательно мостики в высшую школу. Автотранспортный, строительный колледжи - в СибАДИ, ОмГТУ. В Омский государственный технический университет ежегодно поступает 115 наших выпускников по очно-заочной форме на факультет экономики и управления. Сейчас заключаем договор с ОмГТУ по второй специальности «Автоматизированные системы». Это создает положительное эмоциональное поле, студент уверен, что имеет возможность с дипломом колледжа получить высшее образование с сокращенным сроком обучения. Для него это комфортно. Вместе со строительным и автотранспортным колледжами мы ведем общие проекты. Каждый раз проводим анкетирование, выявляя, что нам это дает. В этом нашем эксперименте участвует городской Дворец творчества молодежи.

 

- Вы чувствуете демографический спад?

- Конечно. В этом году выпускников школ было ровно столько, сколько мест в вузах. Все лето мы работали в условиях очень жесткой конкуренции с вузами, и, в основном, набор провели. Спрос на среднее профессиональное образование растет, несмотря ни на что. Все наши выпускники трудоустраиваются и востребованы. Это очень важно.

И в заключение: Руководители УЗ СПО Омской области с оптимизмом настроены на будущее, так как уверены - СПО всегда будет востребовано обществом и подтверждением этому является результат 2008 года: СПО Омской области заняли III место в России.

1398

Галина Зуйкова: «Наш воспитанник должен быть гражданином, профессионалом и семьянином»

 

В гостях у РИА Омск-Информ Галина Дмитриевна Зуйкова — председатель Совета директоров Омских учебных заведений среднего профессионального образования.

 

 - Галина Дмитриевна, вы много лет возглавляете торгово-экономический колледж. Мы прошлись по нему - с первого до последнего этажа евроремонт, лаборантские оснащены по последнему слову техники, кругом офисное оборудование. Впечатляет.

-    Это современный формат образования. Нужно, чтобы еще и булочками пахло, потому что мы технологов общественного питания готовим. Такая «визитная карточка» проработана практически во всех учебных заведениях СПО Омской области. Ведь франшиза - это интеллектуальная собственность бизнеса, и начинается она с торговой марки, интерьера, слогана и т.д. Формирование имиджа - одно из ключевых направлений работы омских УЗ СПО.

-    Почему?

 - Так как это современно. За 20 лет кардинально изменились условия работы. Раньше в Омске было около 50 средних специальных учебных заведений - техникумов, проще говоря. Сейчас их 46: Идет постоянная реорганизация, реформирование, модернизация, оптимизация. Все это заканчивается сокращением финансирования. На федеральном уровне оно объясняется кризисом. Но для системы среднего профессионального образования нашей Омской области всегда была характерна стабильность. Никто из директоров УЗ СПО не растерялся ни в 91-м, ни 92-м, ни сейчас. Мы вместе, у нас действующий совет директоров, который я, благодаря доверию коллег, возглавляю третий срок подряд. Мы поддерживаем друг друга, знаем кто, где и как работает, знаем свои слабые стороны и вместе их преодолеваем. И эти крупицы опыта дают нам, если хотите, ощущение благополучия. Вы зашли в наш колледж, вы видите, что это серьезное учебное заведение. До 4 этажа у нас евроремонт: ремонт, сделанный с особой тщательностью. Новые учебные кабинеты, преподавательские, новая мебель. Сделано все не сразу, постепенно, благодаря огромному труду всего коллектива.

В 1991-м году наш колледж одним махом лишили контрольных цифр приема. Нам впервые пришлось осуществлять платный набор на 300 учебных мест. И мы его провели, и опять на конкурсной основе. Тогда еще была государственная структура управления торговлей Омской области. Работали с организациями, трестами, торгами. Но много было и родительских взносов, потому что у родителей всегда есть интерес к среднему профессиональному образованию своих детей. Он заключается в том, что после окончания колледжа ребята на 85% все равно получают высшее образование по отдельным специальностям. Специалист с дипломом колледжа, а потом вуза будет на голову выше самого отлично успевающего студента, поступившего в вуз после школы. Секрет в практике, в учебных планах УЗ СПО 50% учебного времени — практические занятия.

- Основы профессии вы даете профессионально, а воспитание студентов? Как изменились приоритеты здесь?

- В начале 90-х рухнула вся идеологическая основа - идейно-политическая, культурно-массовая работа, нужно было определяться. Через Совет директоров УЗ СПО мы пригласили в Омск одного из ведущих ученых Санкт-Петербургского университета, он изложил нам программу воспитательной работы в условиях перестроечного этапа экономики. В любой воспитательной работе, говорил он, должна быть мера. Когда нет меры, начинаются изъяны в воспитании.

Сегодня мы выделяем три основных направления воспитательной работы со студентами. Первое - нравственное воспитание гражданина: планеты Земля, Российской Федерации, Омской области, колледжа, чувства ответственности в коллективе, деловых качеств. Второе - воспитание успешного профессионала. Стремимся, чтобы человек на своем рабочем месте становился популярным. Ты учишься у нас, а тебя уже должны знать, ты должен чем-то выделиться. Именно поэтому проводим выставки, конкурсы, праздники, даем возможность ребятам проявить себя. Это и конкурсы, олимпиады Российской Федерации, Омской области, выставки, выставки технического творчества, у технологов бесконечные конкурсы блюд. Проводим традиционные конференции «Бизнес-образование и качество жизни», мы все связываем с жизнью, во всех УЗ СПО ставим задачу - научить учиться. Проводим школу первокурсника, рассказываем о колледже, традициях, об истории, устраиваем экскурсии, знакомим с учебной базой, оборудованием. Мы учим работать и зарабатывать, и достойно жить в социуме, в семье - это третье главное направление. Гражданин, профессионал, семьянин.

- Именно семья?

 - Сегодня общество живет в условиях кризиса семьи, семейных отношений, беспомощности родителей перед своими детьми. Почему-то сегодня дети «качают» у родителей права - ты мне обязан, должен и т.д. Иногда смотришь на педсовете или в кабинете - сидят отец и сын, как чужие люди. Родители говорят - наш ребенок уже взрослый, мы за него вам платим, вот и занимайтесь им. Спрашиваем - а чей это ребенок, чье это будущее? Есть дети с непомерно большим апломбом, раздутым собственным «я». Не дай Бог, например, если он отличник, что-то жестко ему сказать или потребовать. Тут же последует жалоба и прибегут родители - "Какое у вас право?" Честно отвечаем - "Да, вы дали ребенку способности, но в нем нет человеколюбия, он любит только себя. Давайте обратим на это внимание вместе".

 

- Чем сегодня живет система среднего профессионального образования в Омской области?

- Все 20 прошедших лет регион старается сохранить среднее профессиональное образование на уровне самостоятельных учебных заведений. Для этого делается все. Поэтому у нас во всех УЗ СПО развивалась материально-техническая база, у всех ухоженные здания, современное оборудование. 20 УЗ СПО региональные, 6 УЗ СПО стали факультетами или филиалами федеральных вузов, благодаря этому они сохранили федеральное финансирование. И эта тенденция будет развиваться, потому что агентство образования РФ уже говорит о том, что все УЗ СПО будут переданы в бюджет регионов. Сейчас в Омской области 20 учебных заведений федерального подчинения, если их передадут в регион, то, конечно, с финансированием будет намного сложнее. В этом учебном году Омский летно-технический колледж имени Ляпидевского стал филиалом федерального Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. Решение понятное, если учесть, что на балансе колледжа свои самолеты, сложные летные электронные тренажеры, огромная территория, и все это надо содержать в порядке. Расходы здесь порядка 300 миллионов в год. Для бюджета региона накладно. Омский аграрный техникум на улице Партизанской вошел в состав Омского государственного аграрного университета. Речной колледж стал факультетом Новосибирской государственной академии инженеров водного транспорта. Многие УЗ СПО сегодня становятся частью университетских комплексов, так они сохраняют федеральный уровень и финансирование из федерального бюджета. В принципе, это мировая практика, потому что за рубежом студенты, окончившие колледж, получают диплом бакалавра, подтверждают I уровень высшего образования.

- По каким направлениям и специальностям идет подготовка студентов в региональной системе среднего профессионального образования?

 - У нас работает 12 учебных заведений технического профиля, 9 - экономического профиля, 6 - сельскохозяйственного профиля, 4 - медицинского, 9 - педагогического, 6- гуманитарно-социальной направленности. Число специальностей в УЗ СПО Омска и области распределяется так: педагогика и культура - 41, нефтехимия и транспорт -24, сельское хозяйство - 28, экономика, управление, дизайн - 24, медицина, ветеринария, сфера обслуживания - 26. Студентов очного обучения - 31 тыс., вечерников и очно-заочного обучения - 1,5 тыс., заочников - 9 тыс., экстернат - 21 тысяча. На 10 тыс. человек населения в Омской области приходится - 204 студента УЗ СПО. В нашей системе среднего профессионального образования работает более 3-х тысяч преподавателей. Число персональных компьютеров ежегодно увеличивается на 20% в год. 60% компьютерных мест имеют доступ в Интернет.

 

- Вы сотрудничаете с вузами?

- У УЗ СПО региона выстроена программа взаимодействия со школами и вузами. Каждый колледж работает по профориентации со своими школами, опирается на них. В нашем колледже 9 школ, там есть социально-экономические классы, и ребята, закончив их, приходят к нам. Мы работаем с 8-ю учреждениями начального профессионального образования по профилю наших специальностей. Так работает каждое УЗ СПО. И обязательно мостики в высшую школу. Автотранспортный, строительный колледжи - в СибАДИ, ОмГТУ. В Омский государственный технический университет ежегодно поступает 115 наших выпускников по очно-заочной форме на факультет экономики и управления. Сейчас заключаем договор с ОмГТУ по второй специальности «Автоматизированные системы». Это создает положительное эмоциональное поле, студент уверен, что имеет возможность с дипломом колледжа получить высшее образование с сокращенным сроком обучения. Для него это комфортно. Вместе со строительным и автотранспортным колледжами мы ведем общие проекты. Каждый раз проводим анкетирование, выявляя, что нам это дает. В этом нашем эксперименте участвует городской Дворец творчества молодежи.

 

- Вы чувствуете демографический спад?

- Конечно. В этом году выпускников школ было ровно столько, сколько мест в вузах. Все лето мы работали в условиях очень жесткой конкуренции с вузами, и, в основном, набор провели. Спрос на среднее профессиональное образование растет, несмотря ни на что. Все наши выпускники трудоустраиваются и востребованы. Это очень важно.

И в заключение: Руководители УЗ СПО Омской области с оптимизмом настроены на будущее, так как уверены - СПО всегда будет востребовано обществом и подтверждением этому является результат 2008 года: СПО Омской области заняли III место в России.

1398