ЧЕТЫРЕ СУДНА, НЕ ДОЙДЯ ДО РОДНОГО ПОРТА, ЗАСТРЯЛИ НА ИРТЫШЕ ВО ЛЬДАХ
Частный сухогруз «СТ-1418», баржа, плавкран и теплоход «Зеленга» из Санкт-Петербурга вынужденно встали на зимовку в Тарском районе. Но если судну из северной столицы повезло дойти до районного порта, то три других «посудины» прямо посередине реки попали в ледовое окружение в тридцати километрах от пристани.
Окончание навигации принесло много неприятных сюрпризов речникам. Обещания синоптиков, как всегда, имели небольшую погрешность, и вопреки прогнозам лед слишком рано начал затягивать поверхность Иртыша. Несмотря на пустые трюмы, сухогруз «СТ-1418» не успевал дойти до причала. В связке с ним шли баржа и плавкран.
В нескольких километрах от Самсоновского моста ледовые ворота перед караваном закрылись. Полынья на фарватере окончательно замерзла. Дороги назад не было. Так что капитану оставалось дать только одну команду: «Заглушить двигатель!»
ТАЕЖНЫЙ ПОРТ
Цепочка судов остановилась вблизи татарской деревни Сеитово. Считается, что это самое старое поселение в Тарском районе. Расположено оно у южной границы тайги, в двух шагах от непроходимых лесов. Как и в любом таежном селе, в Сеитово осталось немного домов, производство не развито, а асфальт местные жители видят только в райцентре. Одним словом, не лучшее место для внеплановой стоянки судов.
- Караван долго пытался прорваться через ледовую преграду, два дня он шел мимо нашей деревни, - рассказал корреспонденту «Четверга» директор школы в Сеитово Руслан Курманов. - Остановился он в трех километрах от села, возле Змеиной горы.
По странному стечению обстоятельств караван застрял напротив древнего кургана. Место таинственное: жители находили и древнюю керамику, и человеческие останки. Летом на возвышенности «загорают» змеи, отсюда и название.
С высокого берега застывший караван можно наблюдать во всей красоте. Правда, большого эстетического удовольствия этот пейзаж не вызывает. Признаков жизни на судне не наблюдается. На палубах намело сугробы, окна капитанской рубки наполовину замерзли. Судя по приподнятому носу сухогруза, судно долго боролось со льдами. В конце концов ему даже не пришлось бросать якорь. Речные «айсберги» крепко заковали корабль.
- Мы планировали дойти до Новосибирска, но путевая информация о погоде и времени ледостава не оправдалась. Последние полтора суток мы ломали лед, - позже рассказал капитан корабля Александр Гердт. -Лед был не толстый: три-четыре сантиметра. Поэтому судно могло идти сквозь него. Но когда мы поняли, что не сможем продвигаться дальше, пришлось принять кардинальное решение. В целом сухогруз «СТ-1418» приспособлен к зимовкам и переносит их спокойно. За несколько дней мы подготовили суда к зиме. Слили всю воду из систем, закрыли теплоходы и перешли по уже окрепшему льду на берег. Для меня это не первый подобный случай. Однажды пришлось зимовать на судне в ста восьмидесяти километрах выше Салехарда.
СЕВЕРНАЯ ВАХТА
Впрочем, вернемся на берег Иртыша. Пока я рассматривал корабль, ко мне подбежал молодой человек лет двадцати пяти с бородой. Он, как выяснилось, охраняет три замерзшие «посудины».
- На корабль вход запрещен! - строго заявил молодой сторож. - Фотографируйте только с берега.
Парень был встревожен внезапным визитом. Что можно легко объяснить: он несет вахту в полном одиночестве. С напарником они меняются каждые две недели. Между тем вероятность разграбления судна велика. Сотни тонн металла на дороге не валяются. А среди жителей соседних деревень могут найтись сторонники легкого заработка.
- А вас оружием хоть обеспечили? - спрашиваю у охранника.
- Я не буду отвечать на такие вопросы, - отрезал тот.
Юный сторож оказался неразговорчивым. Зато сказал, что у него есть телефоны милиции, куда он обязательно обратится, если кто-нибудь попытается попасть на корабль.
ДОЖИТЬ ДО ВЕСНЫ
Как позже выяснилось, экипаж перегонял суда из Казахстана в Новосибирск, где должен был пройти таможенные процедуры. Но когда стало ясно, что до города в эту навигацию не дойти, капитан принял решение добраться хотя бы до ближайшей базы. Однако и этого сделать не удалось.
- Сломался ли наш корабль? Нет. Он в рабочем состоянии, - заверил арендатор судна Александр Кремнев. - Единственная причина внезапной остановки - непреодолимые силы стихии. Мы не ожидали, что лед так рано встанет. Сейчас каждые четыре часа на судне проверяется водоточность, то есть выясняется, не просочилась ли где вода. Что касается горючего, то его на судне осталось три куба. Вероятность попадания его в реку мала, контроль за топливными баками также ведется ежедневно. Весной до ледохода мы планируем отогнать судно в безопасное место. Скорее всего, придется вплотную подойти к берегу, чтобы проплывающие льдины не повредили корпус корабля.
МОРСКОЙ СТРАННИК
Пройти Северный морской путь и застрять во льдах Западной Сибири довелось сухогрузу «Зеленга», который также не дошел до конечного пункта назначения. Но этому судну повезло больше. Он бросил якорь у Тарского порта, где его приняли на стоянку. Как сообщили местные речники, сухогруз перегоняли из Санкт-Петербурга в Омск. Однако из-за ранней зимы он вынужден был остановиться на зимовку раньше срока.
- Теплоход в полной безопасности, он стоит на специально отведенном месте и находится под охраной, - рассказал директор Тарского речпорта Вячеслав Полев. - Весной он продолжит плавание.
Между тем опытные речники рассказывают, что в ледовый плен сухогрузы и баржи попадали всегда. Вот только раньше они могли рассчитывать на помощь ледоколов. В былые времена в области зимний панцирь вскрывали «Чудинов» и «Евдокимов». Эти корабли перестали ходить по Иртышу лет десять-пятнадцать назад. По одной из версий, они были проданы в другие регионы. Сейчас спасать застрявшие во льдах «посудины» и ломать лед перед началом навигации нечем. Более того, половина сухогрузов и барж сегодня принадлежат частным предпринимателям, а государственные порты не всегда помогают им в трудной ситуации. Таковы суровые речные законы.
Комментарий помощника омского транспортного прокурора Екатерины МАЙЕР:
- Нам известно обо всех фактах зимовки судов на реке. Подобные случаи не редкость. Тому есть объективные причины. Речники в погоне за выручкой стараются как можно позже покинуть северные районы. В результате они не успевают вернуться в порт из-за погоды, которую порой сложно предсказать. Зима их застает в пути. Для предпринимателей это, конечно, затратно. Ведь судно нужно всю зиму охранять. Однако законодательство речники таким образом не нарушают. Река принадлежит к объектам общего пользования. Поэтому никаких мер административного воздействия по отношению к владельцам зазимовавших на реке судов мы не принимаем.
Андрей МОТОВИЛОВ Фото автора