Поиск

ЧЕТЫРЕ СУДНА, НЕ ДОЙДЯ ДО РОДНОГО ПОРТА, ЗАСТРЯЛИ НА ИРТЫШЕ ВО ЛЬДАХ

Частный сухогруз «СТ-1418», баржа, плавкран и тепло­ход «Зеленга» из Санкт-Петербурга вынужденно встали на зимовку в Тарском районе. Но если судну из северной сто­лицы повезло дойти до районного порта, то три других «по­судины» прямо посередине реки попали в ледовое окруже­ние в тридцати километрах от пристани.

Окончание навигации при­несло много неприятных сюрп­ризов речникам. Обещания синоптиков, как всегда, имели не­большую погрешность, и вопре­ки прогнозам лед слишком рано начал затягивать поверхность Иртыша. Несмотря на пустые трюмы, сухогруз «СТ-1418» не успевал дойти до причала. В связке с ним шли баржа и плавкран.

В нескольких километрах от Самсоновского моста ледовые ворота перед караваном закрылись. Полынья на фарватере окончательно замерзла. До­роги назад не было. Так что капитану оставалось дать только одну команду: «Заглушить двигатель!»

ТАЕЖНЫЙ ПОРТ

Цепочка судов остановилась вблизи татарской деревни Сеитово. Считается, что это самое старое поселение в Тарском районе. Расположено оно у юж­ной границы тайги, в двух шагах от непроходимых лесов. Как и в любом таежном селе, в Сеитово осталось немного домов, производство не развито, а ас­фальт местные жители видят только в райцентре. Одним сло­вом, не лучшее место для вне­плановой стоянки судов.

- Караван долго пытался про­рваться через ледовую прегра­ду, два дня он шел мимо нашей деревни, - рассказал коррес­понденту «Четверга» директор школы в Сеитово Руслан Курманов. - Остановился он в трех ки­лометрах от села, возле Змеи­ной горы.

По странному стечению об­стоятельств караван застрял напротив древнего кургана. Ме­сто таинственное: жители нахо­дили и древнюю керамику, и че­ловеческие останки. Летом на возвышенности «загорают» змеи, отсюда и название.

С высокого берега застывший караван можно наблюдать во всей красоте. Правда, большо­го эстетического удовольствия этот пейзаж не вызывает. При­знаков жизни на судне не на­блюдается. На палубах намело сугробы, окна капитанской руб­ки наполовину замерзли. Судя по приподнятому носу сухогру­за, судно долго боролось со льдами. В конце концов ему даже не пришлось бросать якорь. Речные «айсберги» креп­ко заковали корабль.

 

- Мы планировали дойти до Новосибирска, но путевая ин­формация о погоде и времени ледостава не оправдалась. Пос­ледние полтора суток мы лома­ли лед, - позже рассказал капи­тан корабля Александр Гердт. -Лед был не толстый: три-четы­ре сантиметра. Поэтому судно могло идти сквозь него. Но ког­да мы поняли, что не сможем продвигаться дальше, при­шлось принять кардинальное решение. В целом сухогруз «СТ-1418» приспособлен к зи­мовкам и переносит их спокой­но. За несколько дней мы под­готовили суда к зиме. Слили всю воду из систем, закрыли теплоходы и перешли по уже ок­репшему льду на берег. Для меня это не первый подобный случай. Однажды пришлось зи­мовать на судне в ста восьми­десяти километрах выше Сале­харда.

 

СЕВЕРНАЯ ВАХТА

Впрочем, вернемся на берег Иртыша. Пока я рассматривал корабль, ко мне подбежал мо­лодой человек лет двадцати пяти с бородой. Он, как выясни­лось, охраняет три замерзшие «посудины».

- На корабль вход запрещен! - строго заявил молодой сто­рож. - Фотографируйте только с берега.

Парень был встревожен внезапным визитом. Что можно легко объяснить: он несет вахту в полном одиночестве. С напарни­ком они меняются каж­дые две недели. Между тем вероятность разграб­ления судна велика. Сотни тонн металла на дороге не валяются. А среди жи­телей соседних деревень могут найтись сторонники легкого заработка.

-   А вас оружием хоть обеспечили? - спраши­ваю у охранника.

-   Я не буду отвечать на такие вопросы, - отрезал тот.

Юный сторож оказался неразговорчивым. Зато сказал, что у него есть те­лефоны милиции, куда он обязательно обратится, если кто-нибудь попыта­ется попасть на корабль.

 

ДОЖИТЬ ДО ВЕСНЫ

Как позже выяснилось, эки­паж перегонял суда из Казах­стана в Новосибирск, где дол­жен был пройти таможенные процедуры. Но когда стало ясно, что до города в эту навигацию не дойти, капитан принял решение добраться хотя бы до ближайшей базы. Однако и это­го сделать не удалось.

- Сломался ли наш корабль? Нет. Он в рабочем состоянии, - заверил арендатор судна Александр Кремнев. - Един­ственная причина внезапной остановки - непреодолимые силы стихии. Мы не ожидали, что лед так рано встанет. Сей­час каждые четыре часа на суд­не проверяется водоточность, то есть выясняется, не просо­чилась ли где вода. Что касает­ся горючего, то его на судне ос­талось три куба. Вероятность попадания его в реку мала, кон­троль за топливными баками также ведется ежедневно. Вес­ной до ледохода мы планируем отогнать судно в безопасное место. Скорее всего, придется вплотную подойти к берегу, чтобы проплывающие льдины не повредили корпус корабля.

МОРСКОЙ СТРАННИК

Пройти Северный морской путь и застрять во льдах За­падной Сибири довелось сухо­грузу «Зеленга», который так­же не дошел до конечного пун­кта назначения. Но этому суд­ну повезло больше. Он бросил якорь у Тарского порта, где его приняли на стоянку. Как сооб­щили местные речники, сухо­груз перегоняли из Санкт-Пе­тербурга в Омск. Однако из-за ранней зимы он вынужден был остановиться на зимовку рань­ше срока.

- Теплоход в полной безопас­ности, он стоит на специально отведенном месте и находится под охраной, - рассказал дирек­тор Тарского речпорта Вячеслав Полев. - Весной он продолжит плавание.

Между тем опытные речники рассказывают, что в ледовый плен сухогрузы и баржи попа­дали всегда. Вот только раньше они могли рассчитывать на по­мощь ледоколов. В былые вре­мена в области зимний пан­цирь вскрывали «Чудинов» и «Евдокимов». Эти корабли перестали ходить по Иртышу лет десять-пятнадцать назад. По одной из версий, они были про­даны в другие регионы. Сейчас спасать застрявшие во льдах «посудины» и ломать лед перед началом навигации нечем. Бо­лее того, половина сухогрузов и барж сегодня принадлежат частным предпринимателям, а государственные порты не все­гда помогают им в трудной си­туации. Таковы суровые речные законы.

Комментарий помощника омского транспортного проку­рора Екатерины МАЙЕР:

- Нам известно обо всех фактах зимовки судов на реке. По­добные случаи не редкость. Тому есть объективные причины. Речники в погоне за выручкой стараются как можно позже по­кинуть северные районы. В результате они не успевают вернуть­ся в порт из-за погоды, которую порой сложно предсказать. Зима их застает в пути. Для предпринимателей это, конечно, затратно. Ведь судно нужно всю зиму охранять. Однако зако­нодательство речники таким образом не нарушают. Река при­надлежит к объектам общего пользования. Поэтому никаких мер административного воздействия по отношению к владель­цам зазимовавших на реке судов мы не принимаем.

Андрей МОТОВИЛОВ Фото автора

ЧЕТЫРЕ СУДНА, НЕ ДОЙДЯ ДО РОДНОГО ПОРТА, ЗАСТРЯЛИ НА ИРТЫШЕ ВО ЛЬДАХ

Частный сухогруз «СТ-1418», баржа, плавкран и тепло­ход «Зеленга» из Санкт-Петербурга вынужденно встали на зимовку в Тарском районе. Но если судну из северной сто­лицы повезло дойти до районного порта, то три других «по­судины» прямо посередине реки попали в ледовое окруже­ние в тридцати километрах от пристани.

Окончание навигации при­несло много неприятных сюрп­ризов речникам. Обещания синоптиков, как всегда, имели не­большую погрешность, и вопре­ки прогнозам лед слишком рано начал затягивать поверхность Иртыша. Несмотря на пустые трюмы, сухогруз «СТ-1418» не успевал дойти до причала. В связке с ним шли баржа и плавкран.

В нескольких километрах от Самсоновского моста ледовые ворота перед караваном закрылись. Полынья на фарватере окончательно замерзла. До­роги назад не было. Так что капитану оставалось дать только одну команду: «Заглушить двигатель!»

ТАЕЖНЫЙ ПОРТ

Цепочка судов остановилась вблизи татарской деревни Сеитово. Считается, что это самое старое поселение в Тарском районе. Расположено оно у юж­ной границы тайги, в двух шагах от непроходимых лесов. Как и в любом таежном селе, в Сеитово осталось немного домов, производство не развито, а ас­фальт местные жители видят только в райцентре. Одним сло­вом, не лучшее место для вне­плановой стоянки судов.

- Караван долго пытался про­рваться через ледовую прегра­ду, два дня он шел мимо нашей деревни, - рассказал коррес­понденту «Четверга» директор школы в Сеитово Руслан Курманов. - Остановился он в трех ки­лометрах от села, возле Змеи­ной горы.

По странному стечению об­стоятельств караван застрял напротив древнего кургана. Ме­сто таинственное: жители нахо­дили и древнюю керамику, и че­ловеческие останки. Летом на возвышенности «загорают» змеи, отсюда и название.

С высокого берега застывший караван можно наблюдать во всей красоте. Правда, большо­го эстетического удовольствия этот пейзаж не вызывает. При­знаков жизни на судне не на­блюдается. На палубах намело сугробы, окна капитанской руб­ки наполовину замерзли. Судя по приподнятому носу сухогру­за, судно долго боролось со льдами. В конце концов ему даже не пришлось бросать якорь. Речные «айсберги» креп­ко заковали корабль.

 

- Мы планировали дойти до Новосибирска, но путевая ин­формация о погоде и времени ледостава не оправдалась. Пос­ледние полтора суток мы лома­ли лед, - позже рассказал капи­тан корабля Александр Гердт. -Лед был не толстый: три-четы­ре сантиметра. Поэтому судно могло идти сквозь него. Но ког­да мы поняли, что не сможем продвигаться дальше, при­шлось принять кардинальное решение. В целом сухогруз «СТ-1418» приспособлен к зи­мовкам и переносит их спокой­но. За несколько дней мы под­готовили суда к зиме. Слили всю воду из систем, закрыли теплоходы и перешли по уже ок­репшему льду на берег. Для меня это не первый подобный случай. Однажды пришлось зи­мовать на судне в ста восьми­десяти километрах выше Сале­харда.

 

СЕВЕРНАЯ ВАХТА

Впрочем, вернемся на берег Иртыша. Пока я рассматривал корабль, ко мне подбежал мо­лодой человек лет двадцати пяти с бородой. Он, как выясни­лось, охраняет три замерзшие «посудины».

- На корабль вход запрещен! - строго заявил молодой сто­рож. - Фотографируйте только с берега.

Парень был встревожен внезапным визитом. Что можно легко объяснить: он несет вахту в полном одиночестве. С напарни­ком они меняются каж­дые две недели. Между тем вероятность разграб­ления судна велика. Сотни тонн металла на дороге не валяются. А среди жи­телей соседних деревень могут найтись сторонники легкого заработка.

-   А вас оружием хоть обеспечили? - спраши­ваю у охранника.

-   Я не буду отвечать на такие вопросы, - отрезал тот.

Юный сторож оказался неразговорчивым. Зато сказал, что у него есть те­лефоны милиции, куда он обязательно обратится, если кто-нибудь попыта­ется попасть на корабль.

 

ДОЖИТЬ ДО ВЕСНЫ

Как позже выяснилось, эки­паж перегонял суда из Казах­стана в Новосибирск, где дол­жен был пройти таможенные процедуры. Но когда стало ясно, что до города в эту навигацию не дойти, капитан принял решение добраться хотя бы до ближайшей базы. Однако и это­го сделать не удалось.

- Сломался ли наш корабль? Нет. Он в рабочем состоянии, - заверил арендатор судна Александр Кремнев. - Един­ственная причина внезапной остановки - непреодолимые силы стихии. Мы не ожидали, что лед так рано встанет. Сей­час каждые четыре часа на суд­не проверяется водоточность, то есть выясняется, не просо­чилась ли где вода. Что касает­ся горючего, то его на судне ос­талось три куба. Вероятность попадания его в реку мала, кон­троль за топливными баками также ведется ежедневно. Вес­ной до ледохода мы планируем отогнать судно в безопасное место. Скорее всего, придется вплотную подойти к берегу, чтобы проплывающие льдины не повредили корпус корабля.

МОРСКОЙ СТРАННИК

Пройти Северный морской путь и застрять во льдах За­падной Сибири довелось сухо­грузу «Зеленга», который так­же не дошел до конечного пун­кта назначения. Но этому суд­ну повезло больше. Он бросил якорь у Тарского порта, где его приняли на стоянку. Как сооб­щили местные речники, сухо­груз перегоняли из Санкт-Пе­тербурга в Омск. Однако из-за ранней зимы он вынужден был остановиться на зимовку рань­ше срока.

- Теплоход в полной безопас­ности, он стоит на специально отведенном месте и находится под охраной, - рассказал дирек­тор Тарского речпорта Вячеслав Полев. - Весной он продолжит плавание.

Между тем опытные речники рассказывают, что в ледовый плен сухогрузы и баржи попа­дали всегда. Вот только раньше они могли рассчитывать на по­мощь ледоколов. В былые вре­мена в области зимний пан­цирь вскрывали «Чудинов» и «Евдокимов». Эти корабли перестали ходить по Иртышу лет десять-пятнадцать назад. По одной из версий, они были про­даны в другие регионы. Сейчас спасать застрявшие во льдах «посудины» и ломать лед перед началом навигации нечем. Бо­лее того, половина сухогрузов и барж сегодня принадлежат частным предпринимателям, а государственные порты не все­гда помогают им в трудной си­туации. Таковы суровые речные законы.

Комментарий помощника омского транспортного проку­рора Екатерины МАЙЕР:

- Нам известно обо всех фактах зимовки судов на реке. По­добные случаи не редкость. Тому есть объективные причины. Речники в погоне за выручкой стараются как можно позже по­кинуть северные районы. В результате они не успевают вернуть­ся в порт из-за погоды, которую порой сложно предсказать. Зима их застает в пути. Для предпринимателей это, конечно, затратно. Ведь судно нужно всю зиму охранять. Однако зако­нодательство речники таким образом не нарушают. Река при­надлежит к объектам общего пользования. Поэтому никаких мер административного воздействия по отношению к владель­цам зазимовавших на реке судов мы не принимаем.

Андрей МОТОВИЛОВ Фото автора