Поиск

К прогнозам погоды нельзя относиться без доли скептициз­ма. Что греха таить, сбываются они не всегда и не везде. По­года, как гласит науч­ный справочник по метеорологии, это непрерывно меняю­щееся состояние ат­мосферы. Угнаться за ней и составить порт­рет могут только метеорологи. Они не дела­ют прогнозов и не верят в народные приме­ты, зато абсолютно точно знают, какая тем­пература за окном, откуда дует ветер, како­вы показатели давления, влажности возду­ха и даже толщины озонового слоя над голо­вой. В этом году русской метеослужбе испол­няется 175 лет.

На семи ветрах

Метеостанции есть всюду: и за полярным кругом, и в Ан­тарктиде. В Омской области на сегодняшний день их двад­цать. Самая северная в Усть-Ишиме, а южная - в Русской Поляне. Несколько раз в день сообщения от метеорологов со всего региона стекаются в областной гидрометцентр, где на их основе синоптики со­ставляют прогнозы.

В Омске только одна метео­станция. Однако ни на одной городской карте ее не найти, и далеко не каждый омич зна­ет ее месторасположение, хотя прогноз погоды все мы слушаем каждый день. Ом­ская резиденция небесной канцелярии находится на семи ветрах посреди огром­ного поля СибНИИСХоза, что на окраине города. Туда и отправился корреспондент «Четверга».

Пассажирский транспорт до метеостанции не ходит, и так­сист не берется везти, гово­рит: «В такую глухомань не поеду!» Последние пару кило­метров до пункта назначения приходится шагать пешком. За вывеской «Объединенная метеорологическая станция «Омск» у большого одноэтаж­ного дома виляет хвостами пара сторожевых псов. Пра­вильно: метеорологи - редкие специалисты, их охранять надо.

Собственно говоря, в этом старом здании с деревянны­ми стенами и располагается главная метеостанция Ом­ской области.

- Место неслучайное, - уве­ряет инженер-метеоролог станции Галина Сидорова. -Здесь открытое простран­ство, подходящее для измере­ния направления, скорости ветров и других параметров погоды. Да и от центра горо­да далеко. Только здесь мож­но максимально исключить влияние мегаполиса и полу­чить точные погодные дан­ные. На этом участке показа­ния атмосферы снимаются уже восемьдесят лет.

Несколько слов о хозяйке станции. Галина Сидорова работает на станции «Омск» пятьдесят два года и имеет звание заслуженного метео­ролога России. Работающих специалистов такого ранга в области больше нет. Однако рабочая одежда Галины Александровны не соответ­ствует ее статусу. Редко увидишь такого нужного ра­ботника в фуфайке и обыч­ной шерстяной шапочке. Позже выяснится, что в эле­гантном костюме и на каблу­ках на станции делать нече­го. Здесь надо одеваться по погоде, поскольку львиную часть рабочего дня метеоро­логи проводят на улице. Так что ватники, валенки, фу­файка - самое подходящее обмундирование. Впрочем, поговорим о погоде.

Откуда ветер дует

Рабочее место у метеоро­лога находится под откры­тым небом. Узкая тропинка в снегу приводит к невысоко­му ограждению, за которым виднеются два десятка на первый взгляд странных со­оружений. Представьте себе три белых ящика со стенка­ми, напоминающими жалю­зи, и попробуйте сообразить, где для чего они необходимы. Или вот еще загадка: для чего на высоте двух метров установлен стеклянный шар величиной с кулак? А вот знакомый предмет. На длин­ном шесте большая желез­ная стрелка с лопастями, а под ней, словно лучи, расхо­дятся по сторонам короткие металлические прутья. Оче­видно, это не что иное, как самое древнее изобретение наблюдателей за погодой -флюгер. Прибор востребо­ван и сегодня.

Стрелка показывает на­правление ветра, что и ребен­ку понятно. А вот дощечка над стрелкой под напором пото­ков воздуха отклоняется и указывает на деления, каждое из которых обозначает ту или иную силу ветра. В данный момент мы видим, что ветер дует со скоростью три метра в секунду, а стрелка указывает на северо-восток.

На метеостанции есть еще два более современных прибора харак­теристики ветра - анеморум-пометры. Они автоматически измеряют, какой путь прохо­дят частицы воздуха за одну секунду, и отправляют инфор­мацию на приборы, располо­женные в «офисе» станции.

Измерив характеристики ветра, подходим к одному из тех самых белых ящиков, в стенках которых проделаны длинные щели. Это психро­метрические будки. В них сразу пять термометров, три из которых расположены вер­тикально, а два - горизон­тально.

- Один вертикальный тер­мометр называется сухим, а второй - смоченным, по­скольку его резервуар с рту­тью погружают в сосуд с во­дой. На основе показаний этих двух приборов опре­деляются характеристики влажности воздуха, - расска­зывает Галина Александров­на. - Горизонтальные тер­мометры измеряют макси­мальную и минимальную температуру воздуха.

В соседней белой будке установлены самописцы -термограф и гигрограф, ко­торые автоматически ре­гистрируют относительную влажность и температуру воздуха.

А температура довольно низкая. Автор этих строк уже начал пританцовывать от хо­лода, а мы еще не сняли по­казания и половины прибо­ров. Да уж, в метеорологи идут закаленные люди.

Еще одно старинное изоб­ретение метеорологов - осад-комер Третьякова. Он состо­ит из ветровой защиты, кото­рая разбивает по­токи воздуха, и водосборного со­суда, куда попа­дает дождь, снег или   град.   Два раза в сутки ме­теорологи несут ведро в теплое помещение, где подсчитывают миллиметры выпавших осадков.

По-моему, половина при­боров метеостанции устрое­на гениально просто. Как, например, узнать, есть ли на почве заморозок? Для этого на небольшом участке земли лежат три термометра.

Никогда бы не подумал, каким странным образом оп­ределяют наличие гололеда! На так называемом гололед­ном станке лежит отрезок довольно толстой проволо­ки, на которой видна тонкая корочка льда. Метеорологи не просто фиксируют нали­чие замерзшей воды, но так­же определяют вид обледе­нения (изморозь, гололед или отложение мокрого сне­га), а также измеряют его толщину и вес.

Метеорологических прибо­ров на станции около двадца­ти. Кроме относительной влажности и температуры воздуха, атмосферного давле­ния, здесь измеряется и гам­ма-излучение, радиацион­ный фон, толщина озоново­го слоя, высота облаков и многие другие характеристи­ки, необходимые для состав­ления прогнозов погоды. Собрав информацию, мы возвращаемся в главное зда­ние метеостанции.

- Прямо сейчас я отправ­ляю шифровку о том, что се­годня за восемь часов выпа­ло 0,2 миллиметра осадков, высота облаков - триста мет­ров, ветер восточный, три метра в секунду, давление ра­стет и составляет 1019 гекта-паскалей, самая низкая тем­пература была минус 9,6 гра­дуса по Цельсию, - говорит техник-метеоролог Татьяна Суравикина. - В очередной раз я выйду на связь с облас­тным гидрометцентром через три часа.

Между тем автоматических приборов на главной метео­станции области совсем не­много. Аппаратуре уже не один десяток лет. А некото­рым аппаратам уже, навер­ое за сотню перевалило. До сих пор, к примеру, работники станции снимают показания с пе­тербургского ба­рометра Милле­ра, выпущенного еще в царские времена. Прибор еще ни разу не подводил.

Метеорологи давно мечтают о цифровой техни­ке, которая в ав­томатическом ре­жиме изучает ос­новные характе­ристики атмос­феры. Но пока погодные данные собирают дедовскими методами. Хоть они и не дают осечек, у них есть недостатки. И самый главный из них: для того, что­бы снять показания прибо­ров, надо выйти на улицу. Данные собираются кругло­суточно каждые три часа не­зависимо от погоды. Даже если ударит пятидесятигра­дусный мороз или на город обрушится ураган, сотрудни­ки станции «Омск» все равно побегут к психрометричес­ким будкам смотреть, какую влажность воздуха и темпера­туру показывают ртутные и спиртовые термометры.

Кому верить?

Несмотря на то что метео­рологи не делают прогно­зов, у кардиологов атмосфе­ры есть свои профессио­нальные приметы.

- Толщина озонового слоя - величина непостоянная: она то увеличивается, то уменьшается, - рассказыва­ет Галина Сидорова. - Если увеличивается, значит скоро будет похолодание. Буду­щую погоду можно опреде­лять и по облакам. Их суще­ствует более двухсот видов. Но если вы увидите на небе облака крючкообразной формы, значит скоро темпе­ратура тоже понизится.

А вот в народные приметы летописцы погоды не верят. Слишком часто прогнозы доморощенных предсказа­телей не сбываются.

- Наши наблюдения осно­ваны на физическом и мате­матическом расчете, ошиб­ки тоже бывают, но крайне редко, - утверждает заслу­женный метеоролог России. - Не всем синоптикам мож­но верить. Сегодня в Интер­нете появляется масса про­гнозов погоды. Но откуда у них данные, не известно. Информация от метеостан­ций поступает в областной гидрометцентр. Только его синоптики владеют самой точной информацией.

Но и они иногда дают не­верный прогноз. Возможно, потому, что количество ме­теостанций сегодня недо­статочное. Аппаратура на них с годами стареет и тре­бует скорейшей модерниза­ции. Да и профессиональ­ных метеорологов становит­ся все меньше. Профессия-то трудная и, к сожалению, малооплачиваемая, поэтому новые кадры в этой сфере -большая редкость. Кто из молодых согласится рабо­тать по 12 часов в сутки, каждые три часа выбегая на мороз? Так что сегодня станции функционируют благодаря профессионалам старой закалки. А что будет завтра?

Андрей МОТОВИЛОВ

Фото автора 

К прогнозам погоды нельзя относиться без доли скептициз­ма. Что греха таить, сбываются они не всегда и не везде. По­года, как гласит науч­ный справочник по метеорологии, это непрерывно меняю­щееся состояние ат­мосферы. Угнаться за ней и составить порт­рет могут только метеорологи. Они не дела­ют прогнозов и не верят в народные приме­ты, зато абсолютно точно знают, какая тем­пература за окном, откуда дует ветер, како­вы показатели давления, влажности возду­ха и даже толщины озонового слоя над голо­вой. В этом году русской метеослужбе испол­няется 175 лет.

На семи ветрах

Метеостанции есть всюду: и за полярным кругом, и в Ан­тарктиде. В Омской области на сегодняшний день их двад­цать. Самая северная в Усть-Ишиме, а южная - в Русской Поляне. Несколько раз в день сообщения от метеорологов со всего региона стекаются в областной гидрометцентр, где на их основе синоптики со­ставляют прогнозы.

В Омске только одна метео­станция. Однако ни на одной городской карте ее не найти, и далеко не каждый омич зна­ет ее месторасположение, хотя прогноз погоды все мы слушаем каждый день. Ом­ская резиденция небесной канцелярии находится на семи ветрах посреди огром­ного поля СибНИИСХоза, что на окраине города. Туда и отправился корреспондент «Четверга».

Пассажирский транспорт до метеостанции не ходит, и так­сист не берется везти, гово­рит: «В такую глухомань не поеду!» Последние пару кило­метров до пункта назначения приходится шагать пешком. За вывеской «Объединенная метеорологическая станция «Омск» у большого одноэтаж­ного дома виляет хвостами пара сторожевых псов. Пра­вильно: метеорологи - редкие специалисты, их охранять надо.

Собственно говоря, в этом старом здании с деревянны­ми стенами и располагается главная метеостанция Ом­ской области.

- Место неслучайное, - уве­ряет инженер-метеоролог станции Галина Сидорова. -Здесь открытое простран­ство, подходящее для измере­ния направления, скорости ветров и других параметров погоды. Да и от центра горо­да далеко. Только здесь мож­но максимально исключить влияние мегаполиса и полу­чить точные погодные дан­ные. На этом участке показа­ния атмосферы снимаются уже восемьдесят лет.

Несколько слов о хозяйке станции. Галина Сидорова работает на станции «Омск» пятьдесят два года и имеет звание заслуженного метео­ролога России. Работающих специалистов такого ранга в области больше нет. Однако рабочая одежда Галины Александровны не соответ­ствует ее статусу. Редко увидишь такого нужного ра­ботника в фуфайке и обыч­ной шерстяной шапочке. Позже выяснится, что в эле­гантном костюме и на каблу­ках на станции делать нече­го. Здесь надо одеваться по погоде, поскольку львиную часть рабочего дня метеоро­логи проводят на улице. Так что ватники, валенки, фу­файка - самое подходящее обмундирование. Впрочем, поговорим о погоде.

Откуда ветер дует

Рабочее место у метеоро­лога находится под откры­тым небом. Узкая тропинка в снегу приводит к невысоко­му ограждению, за которым виднеются два десятка на первый взгляд странных со­оружений. Представьте себе три белых ящика со стенка­ми, напоминающими жалю­зи, и попробуйте сообразить, где для чего они необходимы. Или вот еще загадка: для чего на высоте двух метров установлен стеклянный шар величиной с кулак? А вот знакомый предмет. На длин­ном шесте большая желез­ная стрелка с лопастями, а под ней, словно лучи, расхо­дятся по сторонам короткие металлические прутья. Оче­видно, это не что иное, как самое древнее изобретение наблюдателей за погодой -флюгер. Прибор востребо­ван и сегодня.

Стрелка показывает на­правление ветра, что и ребен­ку понятно. А вот дощечка над стрелкой под напором пото­ков воздуха отклоняется и указывает на деления, каждое из которых обозначает ту или иную силу ветра. В данный момент мы видим, что ветер дует со скоростью три метра в секунду, а стрелка указывает на северо-восток.

На метеостанции есть еще два более современных прибора харак­теристики ветра - анеморум-пометры. Они автоматически измеряют, какой путь прохо­дят частицы воздуха за одну секунду, и отправляют инфор­мацию на приборы, располо­женные в «офисе» станции.

Измерив характеристики ветра, подходим к одному из тех самых белых ящиков, в стенках которых проделаны длинные щели. Это психро­метрические будки. В них сразу пять термометров, три из которых расположены вер­тикально, а два - горизон­тально.

- Один вертикальный тер­мометр называется сухим, а второй - смоченным, по­скольку его резервуар с рту­тью погружают в сосуд с во­дой. На основе показаний этих двух приборов опре­деляются характеристики влажности воздуха, - расска­зывает Галина Александров­на. - Горизонтальные тер­мометры измеряют макси­мальную и минимальную температуру воздуха.

В соседней белой будке установлены самописцы -термограф и гигрограф, ко­торые автоматически ре­гистрируют относительную влажность и температуру воздуха.

А температура довольно низкая. Автор этих строк уже начал пританцовывать от хо­лода, а мы еще не сняли по­казания и половины прибо­ров. Да уж, в метеорологи идут закаленные люди.

Еще одно старинное изоб­ретение метеорологов - осад-комер Третьякова. Он состо­ит из ветровой защиты, кото­рая разбивает по­токи воздуха, и водосборного со­суда, куда попа­дает дождь, снег или   град.   Два раза в сутки ме­теорологи несут ведро в теплое помещение, где подсчитывают миллиметры выпавших осадков.

По-моему, половина при­боров метеостанции устрое­на гениально просто. Как, например, узнать, есть ли на почве заморозок? Для этого на небольшом участке земли лежат три термометра.

Никогда бы не подумал, каким странным образом оп­ределяют наличие гололеда! На так называемом гололед­ном станке лежит отрезок довольно толстой проволо­ки, на которой видна тонкая корочка льда. Метеорологи не просто фиксируют нали­чие замерзшей воды, но так­же определяют вид обледе­нения (изморозь, гололед или отложение мокрого сне­га), а также измеряют его толщину и вес.

Метеорологических прибо­ров на станции около двадца­ти. Кроме относительной влажности и температуры воздуха, атмосферного давле­ния, здесь измеряется и гам­ма-излучение, радиацион­ный фон, толщина озоново­го слоя, высота облаков и многие другие характеристи­ки, необходимые для состав­ления прогнозов погоды. Собрав информацию, мы возвращаемся в главное зда­ние метеостанции.

- Прямо сейчас я отправ­ляю шифровку о том, что се­годня за восемь часов выпа­ло 0,2 миллиметра осадков, высота облаков - триста мет­ров, ветер восточный, три метра в секунду, давление ра­стет и составляет 1019 гекта-паскалей, самая низкая тем­пература была минус 9,6 гра­дуса по Цельсию, - говорит техник-метеоролог Татьяна Суравикина. - В очередной раз я выйду на связь с облас­тным гидрометцентром через три часа.

Между тем автоматических приборов на главной метео­станции области совсем не­много. Аппаратуре уже не один десяток лет. А некото­рым аппаратам уже, навер­ое за сотню перевалило. До сих пор, к примеру, работники станции снимают показания с пе­тербургского ба­рометра Милле­ра, выпущенного еще в царские времена. Прибор еще ни разу не подводил.

Метеорологи давно мечтают о цифровой техни­ке, которая в ав­томатическом ре­жиме изучает ос­новные характе­ристики атмос­феры. Но пока погодные данные собирают дедовскими методами. Хоть они и не дают осечек, у них есть недостатки. И самый главный из них: для того, что­бы снять показания прибо­ров, надо выйти на улицу. Данные собираются кругло­суточно каждые три часа не­зависимо от погоды. Даже если ударит пятидесятигра­дусный мороз или на город обрушится ураган, сотрудни­ки станции «Омск» все равно побегут к психрометричес­ким будкам смотреть, какую влажность воздуха и темпера­туру показывают ртутные и спиртовые термометры.

Кому верить?

Несмотря на то что метео­рологи не делают прогно­зов, у кардиологов атмосфе­ры есть свои профессио­нальные приметы.

- Толщина озонового слоя - величина непостоянная: она то увеличивается, то уменьшается, - рассказыва­ет Галина Сидорова. - Если увеличивается, значит скоро будет похолодание. Буду­щую погоду можно опреде­лять и по облакам. Их суще­ствует более двухсот видов. Но если вы увидите на небе облака крючкообразной формы, значит скоро темпе­ратура тоже понизится.

А вот в народные приметы летописцы погоды не верят. Слишком часто прогнозы доморощенных предсказа­телей не сбываются.

- Наши наблюдения осно­ваны на физическом и мате­матическом расчете, ошиб­ки тоже бывают, но крайне редко, - утверждает заслу­женный метеоролог России. - Не всем синоптикам мож­но верить. Сегодня в Интер­нете появляется масса про­гнозов погоды. Но откуда у них данные, не известно. Информация от метеостан­ций поступает в областной гидрометцентр. Только его синоптики владеют самой точной информацией.

Но и они иногда дают не­верный прогноз. Возможно, потому, что количество ме­теостанций сегодня недо­статочное. Аппаратура на них с годами стареет и тре­бует скорейшей модерниза­ции. Да и профессиональ­ных метеорологов становит­ся все меньше. Профессия-то трудная и, к сожалению, малооплачиваемая, поэтому новые кадры в этой сфере -большая редкость. Кто из молодых согласится рабо­тать по 12 часов в сутки, каждые три часа выбегая на мороз? Так что сегодня станции функционируют благодаря профессионалам старой закалки. А что будет завтра?

Андрей МОТОВИЛОВ

Фото автора