Поиск

Массовый исход после окончания 9-го класса может обернуться катастрофическими последствиями для системы образования и региона в целом.

Последние несколько лет в Омской области стремительно сокращается количество десятиклассников. Вместо продолжения обучения в 10–11-х классах молодые люди и девушки выбирают среднее профессиональное образование и идут получать профессию в колледжи и техникумы.

По данным регионального Минобра, в Омске лишь 48 % девятиклассников продолжают обучение в 10-х классах, на селе цифра еще меньше – около 40 %. Тенденцию подтверждают репетиторы, которые говорят о том, что через несколько лет их основными клиентами станут ученики девятых классов, желающие сдать ОГЭ на высокий балл: конкурс в средние учебные заведения стремительно растет.

Чем это грозит системе образования и к каким последствиям может привести? Мы решили разобраться в проблеме с экспертами.

«Средних школ скоро не останется»

Массовый исход учеников после 9-го класса больше характерен для сельских школ. Многие из них, еще 5–10 лет назад бывшие средними, теперь стали основными. Основные, соответственно, превратились в начальные. Часть школ закрылись, некоторые из них даже выставили на продажу.

Многие сельские школы области стали основными 

– У нас в районе в этом учебном году осталась всего одна средняя школа, и то ее сохранили, так как она находится в 70 км от райцентра. Остальные стали основными, и тех ребят, кто все-таки пошел в 10-й класс, теперь будут возить в школы райцентра. Кому-то придется ездить 10 километров, а кому-то и 30–40. И так каждый день, – рассказала на условиях анонимности директор одной из сельских школ Омской области.

По словам представителя отрасли образования, во многих сельских школах за последние годы появились «Точки роста», новое оборудование и современные классы. Все это предназначалось главным образом для старшеклассников. Но дети массово уходят после 9-го класса.

«Многие боятся сдавать ЕГЭ»

Причины нежелания учиться дальше в школах у всех разные, но главная из них – это боязнь сдавать ЕГЭ.

– Многие просто боятся ЕГЭ. Причем даже учителя прямо говорят, чтобы мы уходили после 9-го класса. Они не особо хотят готовить нас к сдаче ЕГЭ. Им проще, чтобы мы шли в техникум или колледж, чем продолжали обучение, – говорит один из омских школьников, который в этом году поступил в аграрно-технический техникум.

Депутат Госдумы, первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин неоднократно предупреждал о подобных крайне негативных последствиях ЕГЭ, с которыми столкнется российское общество.

– Нам рассказывают, что благодаря ЕГЭ любой ребенок из села может поступить в московский или питерский вуз. Это фикция, – считает депутат. – Например, сдать профильную математику очень сложно. Необходимо либо учиться в профильном классе, либо в специальном лицее, либо брать репетитора, а лучше и то, и другое. Парень или девочка, которые закончили обычную школу, успешно сдать профильную математику не могут, а без нее нельзя поступить на информационные технологии, которые сейчас очень востребованы.

«Молодежь хочет быстрее получить профессию»

Вице-губернатор, министр образования Омской области Иван Кротт имеет другую точку зрения на массовый исход школьников. По словам чиновника, после 9-го класса у молодых людей есть реальная возможность в сжатые сроки бесплатно получить специальность, которая необходима на рынке труда.

– Молодым людям хочется быстрее стать самостоятельными, получить профессию и начать работать, – отмечает министр. – Осознанный выбор можно только приветствовать, тем более что рынок труда формирует спрос на специалистов именно со средним профессиональным образованием. Сегодня это качественное, технологически насыщенное образование. Программы обучения короче, чем в вузе, но ближе к конкретным условиям профессиональной деятельности, в их реализации участвуют работодатели.

В последнее время «начинка» среднего профессионального образования в регионе значительно улучшилась, улучшились условия обучения. А при помощи проекта «Профессионалитет» можно в очень сжатые сроки получить не только образование, но и рабочее место на крупном предприятии.

Многие школьники в последние годы идут после 9-го класса в техникумы и колледжи 

Проблема массового ухода школьников после 9-го класса – это скорее головная боль для вузов. Они в скором времени могут столкнуться с дефицитом абитуриентов.

– У нас есть профессии, в которые нельзя «войти», не имея высшего образования, поэтому тревожно, что сокращается число потенциальных абитуриентов вузов, а значит, и специалистов с высшим образованием в будущем. Думаю, что самим вузам нужно быть активнее в работе со школами, наглядно показывая преимущества высшего образования, – сказал Иван Кротт.

«Высшее образование не пострадает»

Заведующая кафедрой социальных технологий Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, профессор Инна Ветренко уверена, что дефицита абитуриентов из-за перетока молодежи в систему среднего профессионального образования не будет.

– Эта тенденция характерна не только для Омска и Омской области. И началась она не в этом году, просто, может быть, именно в этом году она стала более заметна. Года три подряд многие выпускники школ предпочитают поступить в средние учебные заведения, окончить их и только потом решать, пойдут они в вузы или нет. И это уже более осознанный выбор, чем после школы. Я не считаю, что это негативная тенденция. Она никоим образом не затрагивает систему высшего образования. Более того, в последние годы у нас планка высшего образования была сильно занижена из-за поступления в вузы явно слабых абитуриентов, – заявила Ветренко.

Она подчеркивает, что конкурентами омских вузов за абитуриентов являются далеко не колледжи и техникумы.

– Для высшего образования в регионах конкурентами являются не ссузы, а вузы крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска. Даже томские университеты составляют конкуренцию омским вузам, – говорит эксперт.

«Это реакция на запрос рынка труда»

Завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского профессор Олег Рой считает массовый отказ школьников от получения высшего образования следствием перекоса на рынке труда.

– То, что сейчас происходит, – это реакция на запрос рынка труда. Специалист с высшим техническим образованием зачастую зарабатывает меньше, чем с аналогичным средним образованием, – объясняет Рой. – Плюс это реакция на явный перекос в системе высшего образования, когда у нас 70 % бюджетных мест отводится на технические специальности. Нет у нас столько абитуриентов, которые хотят и могут их занять! Поэтому молодые люди идут в систему СПО.

Чем все это обернется?

Опрошенные эксперты назвали два явных последствия отказа молодых омичей от продолжения обучения в школах. Первое – это возможный дефицит абитуриентов, с которым уже в ближайшие годы столкнуться омские вузы. Для некоторых это уже реалии сегодняшнего дня: минувшим летом они были вынуждены объявить дополнительный набор на некоторые специальности.

Второе последствие куда более серьезное – это массовое превращение школ (особенно на селе) из средних в основные. Как только школа в селе становится основной или, что еще хуже, начальной, из этого населенного пункта сразу начинает разъезжаться молодежь. Село стареет, деградирует и в результате исчезает с карты.

Многие школы в селах и деревнях региона давно опустели 

– Если на селе средняя школа превращается в основную, люди оттуда будут уезжать, – подтверждает депутат Госдумы Олег Смолин. – Это неминуемо. Выход из ситуации – добровольность ЕГЭ. Если ЕГЭ станет добровольным, значительная часть ребят останется в 10–11-х классах. Это позволит сохранить значительное число школ.

Также не стоит забывать, что число школьников сокращается из-за уменьшения числа детей вследствие снижения рождаемости. По данным областного Минобра, в новом учебном году количество девятиклассников сократится на 400 человек. Значит, на следующий год число десятиклассников в школах станет еще меньше.

Глобальные выводы делать пока рано, но тенденция действительно тревожная. Ответственные за развитие образования лица пока не видят ничего страшного. Но реагировать и предпринимать действия все равно придется. Будем наблюдать за развитием событий.

Сергей Энквист 

7301

Массовый исход после окончания 9-го класса может обернуться катастрофическими последствиями для системы образования и региона в целом.

Последние несколько лет в Омской области стремительно сокращается количество десятиклассников. Вместо продолжения обучения в 10–11-х классах молодые люди и девушки выбирают среднее профессиональное образование и идут получать профессию в колледжи и техникумы.

По данным регионального Минобра, в Омске лишь 48 % девятиклассников продолжают обучение в 10-х классах, на селе цифра еще меньше – около 40 %. Тенденцию подтверждают репетиторы, которые говорят о том, что через несколько лет их основными клиентами станут ученики девятых классов, желающие сдать ОГЭ на высокий балл: конкурс в средние учебные заведения стремительно растет.

Чем это грозит системе образования и к каким последствиям может привести? Мы решили разобраться в проблеме с экспертами.

«Средних школ скоро не останется»

Массовый исход учеников после 9-го класса больше характерен для сельских школ. Многие из них, еще 5–10 лет назад бывшие средними, теперь стали основными. Основные, соответственно, превратились в начальные. Часть школ закрылись, некоторые из них даже выставили на продажу.

Многие сельские школы области стали основными 

– У нас в районе в этом учебном году осталась всего одна средняя школа, и то ее сохранили, так как она находится в 70 км от райцентра. Остальные стали основными, и тех ребят, кто все-таки пошел в 10-й класс, теперь будут возить в школы райцентра. Кому-то придется ездить 10 километров, а кому-то и 30–40. И так каждый день, – рассказала на условиях анонимности директор одной из сельских школ Омской области.

По словам представителя отрасли образования, во многих сельских школах за последние годы появились «Точки роста», новое оборудование и современные классы. Все это предназначалось главным образом для старшеклассников. Но дети массово уходят после 9-го класса.

«Многие боятся сдавать ЕГЭ»

Причины нежелания учиться дальше в школах у всех разные, но главная из них – это боязнь сдавать ЕГЭ.

– Многие просто боятся ЕГЭ. Причем даже учителя прямо говорят, чтобы мы уходили после 9-го класса. Они не особо хотят готовить нас к сдаче ЕГЭ. Им проще, чтобы мы шли в техникум или колледж, чем продолжали обучение, – говорит один из омских школьников, который в этом году поступил в аграрно-технический техникум.

Депутат Госдумы, первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин неоднократно предупреждал о подобных крайне негативных последствиях ЕГЭ, с которыми столкнется российское общество.

– Нам рассказывают, что благодаря ЕГЭ любой ребенок из села может поступить в московский или питерский вуз. Это фикция, – считает депутат. – Например, сдать профильную математику очень сложно. Необходимо либо учиться в профильном классе, либо в специальном лицее, либо брать репетитора, а лучше и то, и другое. Парень или девочка, которые закончили обычную школу, успешно сдать профильную математику не могут, а без нее нельзя поступить на информационные технологии, которые сейчас очень востребованы.

«Молодежь хочет быстрее получить профессию»

Вице-губернатор, министр образования Омской области Иван Кротт имеет другую точку зрения на массовый исход школьников. По словам чиновника, после 9-го класса у молодых людей есть реальная возможность в сжатые сроки бесплатно получить специальность, которая необходима на рынке труда.

– Молодым людям хочется быстрее стать самостоятельными, получить профессию и начать работать, – отмечает министр. – Осознанный выбор можно только приветствовать, тем более что рынок труда формирует спрос на специалистов именно со средним профессиональным образованием. Сегодня это качественное, технологически насыщенное образование. Программы обучения короче, чем в вузе, но ближе к конкретным условиям профессиональной деятельности, в их реализации участвуют работодатели.

В последнее время «начинка» среднего профессионального образования в регионе значительно улучшилась, улучшились условия обучения. А при помощи проекта «Профессионалитет» можно в очень сжатые сроки получить не только образование, но и рабочее место на крупном предприятии.

Многие школьники в последние годы идут после 9-го класса в техникумы и колледжи 

Проблема массового ухода школьников после 9-го класса – это скорее головная боль для вузов. Они в скором времени могут столкнуться с дефицитом абитуриентов.

– У нас есть профессии, в которые нельзя «войти», не имея высшего образования, поэтому тревожно, что сокращается число потенциальных абитуриентов вузов, а значит, и специалистов с высшим образованием в будущем. Думаю, что самим вузам нужно быть активнее в работе со школами, наглядно показывая преимущества высшего образования, – сказал Иван Кротт.

«Высшее образование не пострадает»

Заведующая кафедрой социальных технологий Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, профессор Инна Ветренко уверена, что дефицита абитуриентов из-за перетока молодежи в систему среднего профессионального образования не будет.

– Эта тенденция характерна не только для Омска и Омской области. И началась она не в этом году, просто, может быть, именно в этом году она стала более заметна. Года три подряд многие выпускники школ предпочитают поступить в средние учебные заведения, окончить их и только потом решать, пойдут они в вузы или нет. И это уже более осознанный выбор, чем после школы. Я не считаю, что это негативная тенденция. Она никоим образом не затрагивает систему высшего образования. Более того, в последние годы у нас планка высшего образования была сильно занижена из-за поступления в вузы явно слабых абитуриентов, – заявила Ветренко.

Она подчеркивает, что конкурентами омских вузов за абитуриентов являются далеко не колледжи и техникумы.

– Для высшего образования в регионах конкурентами являются не ссузы, а вузы крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска. Даже томские университеты составляют конкуренцию омским вузам, – говорит эксперт.

«Это реакция на запрос рынка труда»

Завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского профессор Олег Рой считает массовый отказ школьников от получения высшего образования следствием перекоса на рынке труда.

– То, что сейчас происходит, – это реакция на запрос рынка труда. Специалист с высшим техническим образованием зачастую зарабатывает меньше, чем с аналогичным средним образованием, – объясняет Рой. – Плюс это реакция на явный перекос в системе высшего образования, когда у нас 70 % бюджетных мест отводится на технические специальности. Нет у нас столько абитуриентов, которые хотят и могут их занять! Поэтому молодые люди идут в систему СПО.

Чем все это обернется?

Опрошенные эксперты назвали два явных последствия отказа молодых омичей от продолжения обучения в школах. Первое – это возможный дефицит абитуриентов, с которым уже в ближайшие годы столкнуться омские вузы. Для некоторых это уже реалии сегодняшнего дня: минувшим летом они были вынуждены объявить дополнительный набор на некоторые специальности.

Второе последствие куда более серьезное – это массовое превращение школ (особенно на селе) из средних в основные. Как только школа в селе становится основной или, что еще хуже, начальной, из этого населенного пункта сразу начинает разъезжаться молодежь. Село стареет, деградирует и в результате исчезает с карты.

Многие школы в селах и деревнях региона давно опустели 

– Если на селе средняя школа превращается в основную, люди оттуда будут уезжать, – подтверждает депутат Госдумы Олег Смолин. – Это неминуемо. Выход из ситуации – добровольность ЕГЭ. Если ЕГЭ станет добровольным, значительная часть ребят останется в 10–11-х классах. Это позволит сохранить значительное число школ.

Также не стоит забывать, что число школьников сокращается из-за уменьшения числа детей вследствие снижения рождаемости. По данным областного Минобра, в новом учебном году количество девятиклассников сократится на 400 человек. Значит, на следующий год число десятиклассников в школах станет еще меньше.

Глобальные выводы делать пока рано, но тенденция действительно тревожная. Ответственные за развитие образования лица пока не видят ничего страшного. Но реагировать и предпринимать действия все равно придется. Будем наблюдать за развитием событий.

Сергей Энквист 

7301