Поиск

 В бюджетном послании губернатора  Л.К. Полежаева Законодательному собранию Омской области развитие малого предпринимательства и  инновационное развитие региональной промышленности определены как главные векторы в работе на предстоящий период. А что думают по этому поводу представители научного сообщества? РИА «Омск-Информ» попросило прокомментировать основные направления бюджетного послания губернатора ректора ОмГТУ Виктора Шалая. И вот что отметил Виктор Владимирович в этом общественно важном документе, касающемся, в том числе, новых задач вузов, и определяющем их роль в развитии инновационной экономики:

 

- Введённый в действие Указом Президента России Д.А. Медведева   217-й закон - важное звено в формировании инновационной системы экономики страны. Этот закон весьма актуален для нашего региона. В Омской области усилиями губернатора и правительства удалось не только сохранить, но и развить  промышленный, научный и вузовский потенциал, что сегодня является нашим конкурентным преимуществом, так как у нас, в отличие от наших соседей нет богатых сырьевых ресурсов.

По данному закону научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Это могут быть программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения,  модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем,  ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат  научным учреждениям и вузам.

 

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности при этом сохраняются за их владельцами – научными организациями. Мы считаем, что таким образом можно будет получить целый ряд прорывных  эффектов:

Во-первых, значительно повысится мотивировка к научной и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава: докторов, кандидатов наук, аспирантов и студентов вузов, направленной теперь уже не только на оформление научных работ и публикаций, как это было до сих пор, а на практическое использование  идей в изделиях и технологиях, поскольку сами авторы смогут теперь в условиях этих предприятий заниматься их внедрением  и получать от этого дополнительные доходы.

Во-вторых,  вуз, являясь учредителем, получает часть прибыли созданных предприятий в свое распоряжение как внебюджетный доход.

В-третьих, эти малые предприятия будут создавать новые высокотехнологичные продукты  для размещения заказов на предприятиях  региона.

По-существу, прежде всего технический университет  со своими ресурсными центрами и центрами коллективного пользования, информационно-патентной инфраструктурой, с сетью своих инновационных предприятий, предприятиями-учредителями из различных отраслей промышленности может стать ядром многоотраслевого регионального технопарка,  главная цель которого – содействие ускоренному переводу экономики региона на инновационные рельсы. И новый федеральный закон создаёт для этого предпосылки.

 Наше российское предпринимательское сообщество  научилось работать в сфере торговли и услуг.  Президент России Д.А. Медведев в статье «Россия, вперёд!» предельно точно обозначил проблему – «отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью». В послании губернатора Л.К. Полежаева предельно точно указано, что «потенциал малого бизнеса – это та среда, которая тесно связана с инновациями и является важнейшим компенсационным фактором в условиях снижения темпов экономического развития».

Однако сфера «социализации» и «прописки» малых инновационных высокотехнологичных предприятий, которые должны стать опорой развития России сейчас находится, по сути, на этапе обсуждения. Сегодня тысячи банков имеют программы работы с малым бизнесом, но только одна организация имеет программу поддержки новых инновационных предприятий, подходящую под реальную модель такого предприятия - это государственный фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Только в программах этого фонда мы видим реализм в понимании того,  что такое инновационный продукт, и какие стадии развития он проходит на пути к коммерциализации.

Проблематика  малых предприятий в сфере наукоемкого бизнеса весьма многообразна. На практике пока немногие существующие и успешные инновационные малые предприятия в России, которые стали уже большими, создавались университетскими учеными и прямо или косвенно использовали ресурсные базы технических университетов. Значит это естественный ход событий. Как раз университет это та организация - «защитный кокон», который снимает риски, фильтрует в своей среде проекты от идеи до лабораторного образца, а малому предприятию остается пройти путь  до опытного образца и серийного производства.

 

Для правильного понимания развития высокотехнологичного бизнеса нужно выделить основные стадии его становления, а затем сформировать для каждой стадии адекватный формат поддержки и инвестирования.  На наш взгляд, если не учитывать  фундаментальных исследований, то основных стадий инновационного бизнеса четыре: идея – лабораторный стенд (образец) – опытный образец – серийный образец. И нужно понимать, что не каждая идея дойдет до лабораторного стенда, и не каждый лабораторный стенд дойдет до серийного образца. Без университета вторая и третья стадии  невозможны, они же и представляют самый большой риск с точки зрения коммерции. Таким образом, если автор является инициатором идеи (проекта), то университет сможет обеспечить проверку идеи и выполнить самый главный этап ее материального воплощения и фактически сформировать ключевое представление о формате идее, ее ценности для социума и выгодности для бизнеса.

Поэтому для становления инновационного бизнеса нужно предусмотреть источники обязательного финансирования первых трех этапов из государственных федеральных и региональных средств, что, к сожалению, не прописано в нашем новом законе. Поэтому на региональном уровне было бы хорошо иметь свой фонд, который бы дополнял финансирование проектов, поддержанных на федеральном уровне фондом содействия в соответствии с их реальной потребностью и спецификой.  Поэтому на региональном уровне мы должны разработать формат поддержки  малых предприятий в научно-технической сфере. 

Практические примеры уже есть.

 Видится, что подходящим механизмом финансирования является формат «УМНИК» + «СТАРТ», предложенный фондом содействия. Но  этот формат не всегда объективен. Разные технические направления, разные проекты требуют разного размера финансового обеспечения на этапе идеи (программа «УМНИК») и на этапе опытного образца (программа «СТАРТ»).

ОмГТУ уже сегодня может предложить  3-4 технологии (проекта) в области машиностроения и телекоммуникаций, находящихся на стадии лабораторных стендов. За эти проекты мы готовы отвечать, так как  риски с них сняты.  Это результат многолетней работы. В реальном исчислении уже сейчас эти технологии стоят миллионы. Поэтому мы готовы и полны решимости осуществить эти коммерчески выгодные проекты. А вновь принятый закон о малых предприятиях дает нам законные возможности это сделать, тем более что эти проекты уже высоко оценены на федеральном и международном уровне.

ОмГТУ  готовился к такому пути развития. Еще до вступления закона в силу мы создали Управление инновационных проектов и коммерциализации технологий и деловой центр «Фабрика бизнеса».

Фактически ОмГТУ выступает в качестве управляющей компании для своих инновационных предприятий. А формат делового центра «Фабрика бизнеса» это  инновационный региональный холдинг, объединяющий в себе бизнес-инкубатор, технопарк и управляющую компанию. Эту структуру мы разрабатывали в течение последнего года на фоне ожидаемого выхода закона о малых вузовских предприятиях.

Главной задачей делового центра  является как раз установленная этим законом организация созданияхозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности университета. Но не только этим ограничивается его деятельность. Она гораздо шире. К функциям Управления инновационных проектов и  Делового центра «Фабрика бизнеса» относятся также:

  • Анализ секторов рынка с точки зрения коммерческих перспектив инновационных продуктов и технологий ОмГТУ;
  • Поиск заказчиков, переговоры и заключение контрактов на НИР и НИОКР с государственными и частными организациями;
  • Поиск инвесторов, разработка, обоснование и представление схемы, условий и сроков инвестирования;
  • Организация участия в конкурсах, проводимых государственными органами на право заключения государственных контрактов по НИОКР и формирование команд их исполнителей;
  • Кооперация с научными организациями и промышленными предприятиями, прежде всего Омской области, при выполнении комплексных и межотраслевых инновационных проектов;
  • Организация маркетиноговой выставочной деятельности;
  • Выявление молодых учёных, стремящихся реализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование участия аспирантов и студентов в научно-технической и инновационной сфере;
  • Организация защиты интеллектуальной собственности;
  • Проведение и организация конференций и т.д., в общем, все то, чем должен заниматься полноценный многоотраслевой технопарк. Политехническая направленность университета в данной ситуации является весьма эффективным катализатором такого «инновационного котла».

Формирование  Управления инновационных проектов и коммерциализации технологий и Делового центра «Фабрика бизнеса» мы завершили в августе, а уже  в октябре мы планируем оформить и создать первые 2-3 хозяйственных общества.

С какими проблемами мы сталкиваемся:

  1. Проблема поиска инвесторов, соучастников малых предприятий – бизнес готов вкладывать в готовый продукт, еще меньше в ОКР и еще меньше в поисковые НИР. А в вузах продуктов, прошедших стадию ОКР единицы. Кроме того, инвесторы и соучредители не имеют никаких льгот.
  2. Отсутствует финансовое бюджетное подкрепление закона.
  3. Закон не мотивирует производство и бизнес для участия в создании малых предприятий при вузах.
  4. Проблема согласования с соинвесторами, так как блокирующий пакет всегда будет находиться в вузе.
  5. Cложность инвестирования  вузами собственных средств в создание малых предприятий, т.к. необходимо пройти тяжеловесную процедуру согласования разрешений с федеральными органами. Здесь должны быть упрощающие этот процесс нормативные акты.
  6. Проблема будущего управления активами вуза в малых предприятиях, через создание фонда и управляющей компании.

Несмотря на имеющиеся проблемы, процесс создания малых предприятий пошёл,  и как отметил Л.К. Полежаев в послании Законодательному собранию области, «благодаря принятию 217 федерального закона появилась возможность для создания в регионе нескольких десятков уникальных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут сотни новых рабочих мест. В первую очередь для молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений».

 

 В бюджетном послании губернатора  Л.К. Полежаева Законодательному собранию Омской области развитие малого предпринимательства и  инновационное развитие региональной промышленности определены как главные векторы в работе на предстоящий период. А что думают по этому поводу представители научного сообщества? РИА «Омск-Информ» попросило прокомментировать основные направления бюджетного послания губернатора ректора ОмГТУ Виктора Шалая. И вот что отметил Виктор Владимирович в этом общественно важном документе, касающемся, в том числе, новых задач вузов, и определяющем их роль в развитии инновационной экономики:

 

- Введённый в действие Указом Президента России Д.А. Медведева   217-й закон - важное звено в формировании инновационной системы экономики страны. Этот закон весьма актуален для нашего региона. В Омской области усилиями губернатора и правительства удалось не только сохранить, но и развить  промышленный, научный и вузовский потенциал, что сегодня является нашим конкурентным преимуществом, так как у нас, в отличие от наших соседей нет богатых сырьевых ресурсов.

По данному закону научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Это могут быть программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения,  модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем,  ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат  научным учреждениям и вузам.

 

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности при этом сохраняются за их владельцами – научными организациями. Мы считаем, что таким образом можно будет получить целый ряд прорывных  эффектов:

Во-первых, значительно повысится мотивировка к научной и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава: докторов, кандидатов наук, аспирантов и студентов вузов, направленной теперь уже не только на оформление научных работ и публикаций, как это было до сих пор, а на практическое использование  идей в изделиях и технологиях, поскольку сами авторы смогут теперь в условиях этих предприятий заниматься их внедрением  и получать от этого дополнительные доходы.

Во-вторых,  вуз, являясь учредителем, получает часть прибыли созданных предприятий в свое распоряжение как внебюджетный доход.

В-третьих, эти малые предприятия будут создавать новые высокотехнологичные продукты  для размещения заказов на предприятиях  региона.

По-существу, прежде всего технический университет  со своими ресурсными центрами и центрами коллективного пользования, информационно-патентной инфраструктурой, с сетью своих инновационных предприятий, предприятиями-учредителями из различных отраслей промышленности может стать ядром многоотраслевого регионального технопарка,  главная цель которого – содействие ускоренному переводу экономики региона на инновационные рельсы. И новый федеральный закон создаёт для этого предпосылки.

 Наше российское предпринимательское сообщество  научилось работать в сфере торговли и услуг.  Президент России Д.А. Медведев в статье «Россия, вперёд!» предельно точно обозначил проблему – «отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью». В послании губернатора Л.К. Полежаева предельно точно указано, что «потенциал малого бизнеса – это та среда, которая тесно связана с инновациями и является важнейшим компенсационным фактором в условиях снижения темпов экономического развития».

Однако сфера «социализации» и «прописки» малых инновационных высокотехнологичных предприятий, которые должны стать опорой развития России сейчас находится, по сути, на этапе обсуждения. Сегодня тысячи банков имеют программы работы с малым бизнесом, но только одна организация имеет программу поддержки новых инновационных предприятий, подходящую под реальную модель такого предприятия - это государственный фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Только в программах этого фонда мы видим реализм в понимании того,  что такое инновационный продукт, и какие стадии развития он проходит на пути к коммерциализации.

Проблематика  малых предприятий в сфере наукоемкого бизнеса весьма многообразна. На практике пока немногие существующие и успешные инновационные малые предприятия в России, которые стали уже большими, создавались университетскими учеными и прямо или косвенно использовали ресурсные базы технических университетов. Значит это естественный ход событий. Как раз университет это та организация - «защитный кокон», который снимает риски, фильтрует в своей среде проекты от идеи до лабораторного образца, а малому предприятию остается пройти путь  до опытного образца и серийного производства.

 

Для правильного понимания развития высокотехнологичного бизнеса нужно выделить основные стадии его становления, а затем сформировать для каждой стадии адекватный формат поддержки и инвестирования.  На наш взгляд, если не учитывать  фундаментальных исследований, то основных стадий инновационного бизнеса четыре: идея – лабораторный стенд (образец) – опытный образец – серийный образец. И нужно понимать, что не каждая идея дойдет до лабораторного стенда, и не каждый лабораторный стенд дойдет до серийного образца. Без университета вторая и третья стадии  невозможны, они же и представляют самый большой риск с точки зрения коммерции. Таким образом, если автор является инициатором идеи (проекта), то университет сможет обеспечить проверку идеи и выполнить самый главный этап ее материального воплощения и фактически сформировать ключевое представление о формате идее, ее ценности для социума и выгодности для бизнеса.

Поэтому для становления инновационного бизнеса нужно предусмотреть источники обязательного финансирования первых трех этапов из государственных федеральных и региональных средств, что, к сожалению, не прописано в нашем новом законе. Поэтому на региональном уровне было бы хорошо иметь свой фонд, который бы дополнял финансирование проектов, поддержанных на федеральном уровне фондом содействия в соответствии с их реальной потребностью и спецификой.  Поэтому на региональном уровне мы должны разработать формат поддержки  малых предприятий в научно-технической сфере. 

Практические примеры уже есть.

 Видится, что подходящим механизмом финансирования является формат «УМНИК» + «СТАРТ», предложенный фондом содействия. Но  этот формат не всегда объективен. Разные технические направления, разные проекты требуют разного размера финансового обеспечения на этапе идеи (программа «УМНИК») и на этапе опытного образца (программа «СТАРТ»).

ОмГТУ уже сегодня может предложить  3-4 технологии (проекта) в области машиностроения и телекоммуникаций, находящихся на стадии лабораторных стендов. За эти проекты мы готовы отвечать, так как  риски с них сняты.  Это результат многолетней работы. В реальном исчислении уже сейчас эти технологии стоят миллионы. Поэтому мы готовы и полны решимости осуществить эти коммерчески выгодные проекты. А вновь принятый закон о малых предприятиях дает нам законные возможности это сделать, тем более что эти проекты уже высоко оценены на федеральном и международном уровне.

ОмГТУ  готовился к такому пути развития. Еще до вступления закона в силу мы создали Управление инновационных проектов и коммерциализации технологий и деловой центр «Фабрика бизнеса».

Фактически ОмГТУ выступает в качестве управляющей компании для своих инновационных предприятий. А формат делового центра «Фабрика бизнеса» это  инновационный региональный холдинг, объединяющий в себе бизнес-инкубатор, технопарк и управляющую компанию. Эту структуру мы разрабатывали в течение последнего года на фоне ожидаемого выхода закона о малых вузовских предприятиях.

Главной задачей делового центра  является как раз установленная этим законом организация созданияхозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности университета. Но не только этим ограничивается его деятельность. Она гораздо шире. К функциям Управления инновационных проектов и  Делового центра «Фабрика бизнеса» относятся также:

  • Анализ секторов рынка с точки зрения коммерческих перспектив инновационных продуктов и технологий ОмГТУ;
  • Поиск заказчиков, переговоры и заключение контрактов на НИР и НИОКР с государственными и частными организациями;
  • Поиск инвесторов, разработка, обоснование и представление схемы, условий и сроков инвестирования;
  • Организация участия в конкурсах, проводимых государственными органами на право заключения государственных контрактов по НИОКР и формирование команд их исполнителей;
  • Кооперация с научными организациями и промышленными предприятиями, прежде всего Омской области, при выполнении комплексных и межотраслевых инновационных проектов;
  • Организация маркетиноговой выставочной деятельности;
  • Выявление молодых учёных, стремящихся реализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование участия аспирантов и студентов в научно-технической и инновационной сфере;
  • Организация защиты интеллектуальной собственности;
  • Проведение и организация конференций и т.д., в общем, все то, чем должен заниматься полноценный многоотраслевой технопарк. Политехническая направленность университета в данной ситуации является весьма эффективным катализатором такого «инновационного котла».

Формирование  Управления инновационных проектов и коммерциализации технологий и Делового центра «Фабрика бизнеса» мы завершили в августе, а уже  в октябре мы планируем оформить и создать первые 2-3 хозяйственных общества.

С какими проблемами мы сталкиваемся:

  1. Проблема поиска инвесторов, соучастников малых предприятий – бизнес готов вкладывать в готовый продукт, еще меньше в ОКР и еще меньше в поисковые НИР. А в вузах продуктов, прошедших стадию ОКР единицы. Кроме того, инвесторы и соучредители не имеют никаких льгот.
  2. Отсутствует финансовое бюджетное подкрепление закона.
  3. Закон не мотивирует производство и бизнес для участия в создании малых предприятий при вузах.
  4. Проблема согласования с соинвесторами, так как блокирующий пакет всегда будет находиться в вузе.
  5. Cложность инвестирования  вузами собственных средств в создание малых предприятий, т.к. необходимо пройти тяжеловесную процедуру согласования разрешений с федеральными органами. Здесь должны быть упрощающие этот процесс нормативные акты.
  6. Проблема будущего управления активами вуза в малых предприятиях, через создание фонда и управляющей компании.

Несмотря на имеющиеся проблемы, процесс создания малых предприятий пошёл,  и как отметил Л.К. Полежаев в послании Законодательному собранию области, «благодаря принятию 217 федерального закона появилась возможность для создания в регионе нескольких десятков уникальных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут сотни новых рабочих мест. В первую очередь для молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений».