Поиск

Глава региона дал эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс".

- Уважаемый Леонид Константинович! Тема продовольственной безопасности Российской Федерации постоянно находится в поле зрения федеральных СМИ и нередко оказывается связанной с вопросами геополитики. В последние годы в стране появилось много новых брендов пищевой промышленности, однако потенциал отрасли использован далеко не полностью. Россия по многим продовольственным позициям остается импортозависимой. Что предпринимается в Омской области, чтобы переломить ситуацию?

- Действительно, об агропромышленном комплексе страны пишут и говорят так, что обыватель никак не может понять: этот АПК есть или его все же нет? Так вот, у нас в Омской области он есть. Причем в значительной степени он создан заново: в советские годы Омская область не имела своей пищевой переработки. Если бы мы по-прежнему продолжали вывозить непереработанное мясо и молоко - наш АПК был бы обречен на хроническую убыточность. А он рентабелен с 2000 года! Так что сегодня наш регион не просто сохраняет за собой статус "вывозящего" - изменилась структура вывоза пищевой продукции в сторону товаров уже в розничной упаковке. В этом смысле Омская область хорошо защищена от давления импорта, входит по этому показателю в первую десятку субъектов РФ.

Кстати, сегодня Прииртышье превзошло цифры советских лет по производству мяса и зерна и сравняло показатели по молоку. В этом смысле Омскую область можно назвать сибирской житницей страны. В 2008 году объем вывоза мясных товаров из области превысил объем ввоза в 2,2 раза, колбасных изделий - в 9 раз, масла - в 49 раз, твердых сыров - в 8 раз. В расчете на одного жителя производство сельхозпродукции составляет по отношению к уровню потребления 118% по молоку и 167% по мясной продукции.

Это стало результатом системного внимания к перерабатывающей отрасли. В 2009 году на поддержку сельского хозяйства правительство области направило в общей сложности 1,5 млрд рублей - и это несмотря на кризис. Так, реализован проект по модернизации и переносу крупного мясоперерабатывающего комплекса в райцентр Калачинск, где продукция получила новый бренд "Бон-Бекон". В нынешнем году утверждена целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009-2012 годы" с общим объемом финансирования 6,1 млрд руб., которая прошла конкурсный отбор и получит также федеральную поддержку. В правительстве области мы создали единую базу инвестиционных проектов, реализуемых в сельском хозяйстве и пищепроме с участием субъектов малого и среднего бизнеса.

 

- В Омскую область, так же как в другие крупные регионы России, приходят транснациональные розничные сети, которые нередко диктуют свои условия на продовольственном рынке. Как в вашем регионе выстраиваются взаимоотношения с подобными структурами? Каков их вклад в социально справедливое разрешение продовольственных вопросов Омской области?

- В их приходе мы видим знак доверия со стороны инвесторов и стараемся создать им благоприятные условия. Неудивительно, что именно в Омске, на открытии 14 июля торгового центра "Мега" гендиректор "ИКЕА" в РФ и СНГ Пер Кауфман подтвердил планы реализовать все начатые в России проекты. А ведь за несколько дней до этого г-н Кауфман заявлял, что "ИКЕА" временно приостанавливает инвестиции в российские проекты, столкнувшись с "непредсказуемым характером административных процедур в ряде регионов России".

Так вот: у нас в Омской области инвесторы с такими проблемами не сталкиваются, и в текущем году к нам пришли не только "ИКЕА", но и ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", "Леруа Мерлен", "ОБИ", "Ашан", ООО "Компания "Холидей", создав более 3,5 тыс. новых рабочих мест. В результате мы имеем двоякий результат: с одной стороны, омский потребитель получил доступ к качественным товарам известных брендов, с другой стороны, местные производители получили возможность выйти на рынки через эти сети. "МЕТРО Кэш энд Керри" заключил контракты с 25 омскими товаропроизводителями, "Ашан" - с 31, причем 4 контракта как раз предусматривают поставку омской продукции в "Ашаны" других регионов РФ. Так что мы не считаем, что приход транснациональных розничных сетей мешает развитию местного бизнеса - скорее наоборот: создает дополнительные возможности для нашей экспансии.

 

- Леонид Константинович, несколько омских пищевых брендов хорошо известны на федеральном уровне. Каковы дальнейшие планы продвижения омской продукции на всероссийский и международный рынки и как в связи с этим складывается взаимодействие правительства области с региональным бизнесом? Какова господдержка местному бизнесу в этом процессе?

 

- Объем реализации продовольственной продукции за пределы Омской области растет постоянно и в прошлом году составил 36 млрд руб., в том числе 1,5 млрд в другие страны, причем в основном - в сельскохозяйственный Казахстан! Начиная с прошлого года, мы проводим политику кардинального изменения нашей выставочно-ярмарочной деятельности. Образовано автономное учреждение "Агентство по рекламно-выставочной деятельности". Оно уже провело 8 выставок с участием полутора тысяч организаций области. За два года омские производители приняли участие в 15 международных и российских выставках, причем расходы по организации, как правило, берет на себя правительство области. В результате многие потребители узнали для себя наши бренды, среди которых "Омский бекон", "Сибирский деликатес", "Сибирские пельмени", "Троекурово", "Рококо", "Сладонеж", "Пять озер", "Сибирская корона".

В тоже время PR не должен заменять реальных дел. Есть такая восточная пословица: "Одного барана гонит, а на всю степь свистит". Так вот, чтобы "баранов", а не свиста было больше, мы утвердили в этом году долгосрочную целевую программу по развитию малого и среднего предпринимательства, где есть ряд конкретных мер - например, компенсация процентов по кредитам. По нашим оценкам, только эта мера позволит привлечь дополнительных кредитных ресурсов на 900 млн рублей.

 

- Каковы дальнейшие приоритеты правительства области по обеспечению роста производства и переработки продукции, а также ее реализации в своем, соседнем регионах и на всероссийском рынке?

- В этом году мы ожидаем урожай зерновых, близкий к рекордному. Однако в условиях сибирского климата колебания по урожаю очень велики - 2,5-4,5 млн тонн. Кроме того, наше зерно - позднее, сентябрьское, и мы выходим на всероссийский рынок, когда он уже насыщен продукцией Юга и Запада, а цена начинает снижаться. Так что ключевую роль начинает приобретать собственная переработка.

В 2010 году ожидается ввод в эксплуатацию завода по переработке зерна масленичных культур в Таврическом районе с общим объемом инвестиций 4,5 млрд рублей на 500 рабочих мест, который обещает стать самым масштабным за Уралом. Кроме того, в 2010 году завершается строительство комплексного биоэнергетического кластера, где результатом переработки зерновых станет высокотехнологическая продукция (ферменты и пр.). Такие предприятия и создадут для нас баланс устойчивости от зональных колебаний и увеличат технологическую глубину, что находится вполне в русле мирового тренда.

Глава региона дал эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс".

- Уважаемый Леонид Константинович! Тема продовольственной безопасности Российской Федерации постоянно находится в поле зрения федеральных СМИ и нередко оказывается связанной с вопросами геополитики. В последние годы в стране появилось много новых брендов пищевой промышленности, однако потенциал отрасли использован далеко не полностью. Россия по многим продовольственным позициям остается импортозависимой. Что предпринимается в Омской области, чтобы переломить ситуацию?

- Действительно, об агропромышленном комплексе страны пишут и говорят так, что обыватель никак не может понять: этот АПК есть или его все же нет? Так вот, у нас в Омской области он есть. Причем в значительной степени он создан заново: в советские годы Омская область не имела своей пищевой переработки. Если бы мы по-прежнему продолжали вывозить непереработанное мясо и молоко - наш АПК был бы обречен на хроническую убыточность. А он рентабелен с 2000 года! Так что сегодня наш регион не просто сохраняет за собой статус "вывозящего" - изменилась структура вывоза пищевой продукции в сторону товаров уже в розничной упаковке. В этом смысле Омская область хорошо защищена от давления импорта, входит по этому показателю в первую десятку субъектов РФ.

Кстати, сегодня Прииртышье превзошло цифры советских лет по производству мяса и зерна и сравняло показатели по молоку. В этом смысле Омскую область можно назвать сибирской житницей страны. В 2008 году объем вывоза мясных товаров из области превысил объем ввоза в 2,2 раза, колбасных изделий - в 9 раз, масла - в 49 раз, твердых сыров - в 8 раз. В расчете на одного жителя производство сельхозпродукции составляет по отношению к уровню потребления 118% по молоку и 167% по мясной продукции.

Это стало результатом системного внимания к перерабатывающей отрасли. В 2009 году на поддержку сельского хозяйства правительство области направило в общей сложности 1,5 млрд рублей - и это несмотря на кризис. Так, реализован проект по модернизации и переносу крупного мясоперерабатывающего комплекса в райцентр Калачинск, где продукция получила новый бренд "Бон-Бекон". В нынешнем году утверждена целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009-2012 годы" с общим объемом финансирования 6,1 млрд руб., которая прошла конкурсный отбор и получит также федеральную поддержку. В правительстве области мы создали единую базу инвестиционных проектов, реализуемых в сельском хозяйстве и пищепроме с участием субъектов малого и среднего бизнеса.

 

- В Омскую область, так же как в другие крупные регионы России, приходят транснациональные розничные сети, которые нередко диктуют свои условия на продовольственном рынке. Как в вашем регионе выстраиваются взаимоотношения с подобными структурами? Каков их вклад в социально справедливое разрешение продовольственных вопросов Омской области?

- В их приходе мы видим знак доверия со стороны инвесторов и стараемся создать им благоприятные условия. Неудивительно, что именно в Омске, на открытии 14 июля торгового центра "Мега" гендиректор "ИКЕА" в РФ и СНГ Пер Кауфман подтвердил планы реализовать все начатые в России проекты. А ведь за несколько дней до этого г-н Кауфман заявлял, что "ИКЕА" временно приостанавливает инвестиции в российские проекты, столкнувшись с "непредсказуемым характером административных процедур в ряде регионов России".

Так вот: у нас в Омской области инвесторы с такими проблемами не сталкиваются, и в текущем году к нам пришли не только "ИКЕА", но и ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", "Леруа Мерлен", "ОБИ", "Ашан", ООО "Компания "Холидей", создав более 3,5 тыс. новых рабочих мест. В результате мы имеем двоякий результат: с одной стороны, омский потребитель получил доступ к качественным товарам известных брендов, с другой стороны, местные производители получили возможность выйти на рынки через эти сети. "МЕТРО Кэш энд Керри" заключил контракты с 25 омскими товаропроизводителями, "Ашан" - с 31, причем 4 контракта как раз предусматривают поставку омской продукции в "Ашаны" других регионов РФ. Так что мы не считаем, что приход транснациональных розничных сетей мешает развитию местного бизнеса - скорее наоборот: создает дополнительные возможности для нашей экспансии.

 

- Леонид Константинович, несколько омских пищевых брендов хорошо известны на федеральном уровне. Каковы дальнейшие планы продвижения омской продукции на всероссийский и международный рынки и как в связи с этим складывается взаимодействие правительства области с региональным бизнесом? Какова господдержка местному бизнесу в этом процессе?

 

- Объем реализации продовольственной продукции за пределы Омской области растет постоянно и в прошлом году составил 36 млрд руб., в том числе 1,5 млрд в другие страны, причем в основном - в сельскохозяйственный Казахстан! Начиная с прошлого года, мы проводим политику кардинального изменения нашей выставочно-ярмарочной деятельности. Образовано автономное учреждение "Агентство по рекламно-выставочной деятельности". Оно уже провело 8 выставок с участием полутора тысяч организаций области. За два года омские производители приняли участие в 15 международных и российских выставках, причем расходы по организации, как правило, берет на себя правительство области. В результате многие потребители узнали для себя наши бренды, среди которых "Омский бекон", "Сибирский деликатес", "Сибирские пельмени", "Троекурово", "Рококо", "Сладонеж", "Пять озер", "Сибирская корона".

В тоже время PR не должен заменять реальных дел. Есть такая восточная пословица: "Одного барана гонит, а на всю степь свистит". Так вот, чтобы "баранов", а не свиста было больше, мы утвердили в этом году долгосрочную целевую программу по развитию малого и среднего предпринимательства, где есть ряд конкретных мер - например, компенсация процентов по кредитам. По нашим оценкам, только эта мера позволит привлечь дополнительных кредитных ресурсов на 900 млн рублей.

 

- Каковы дальнейшие приоритеты правительства области по обеспечению роста производства и переработки продукции, а также ее реализации в своем, соседнем регионах и на всероссийском рынке?

- В этом году мы ожидаем урожай зерновых, близкий к рекордному. Однако в условиях сибирского климата колебания по урожаю очень велики - 2,5-4,5 млн тонн. Кроме того, наше зерно - позднее, сентябрьское, и мы выходим на всероссийский рынок, когда он уже насыщен продукцией Юга и Запада, а цена начинает снижаться. Так что ключевую роль начинает приобретать собственная переработка.

В 2010 году ожидается ввод в эксплуатацию завода по переработке зерна масленичных культур в Таврическом районе с общим объемом инвестиций 4,5 млрд рублей на 500 рабочих мест, который обещает стать самым масштабным за Уралом. Кроме того, в 2010 году завершается строительство комплексного биоэнергетического кластера, где результатом переработки зерновых станет высокотехнологическая продукция (ферменты и пр.). Такие предприятия и создадут для нас баланс устойчивости от зональных колебаний и увеличат технологическую глубину, что находится вполне в русле мирового тренда.