Поиск

Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", губернатор, председатель правительства Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ откровенно рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС Анатолию Петрову о нравственности власти, настроениях зрителей и культурной политике в эпоху кризиса. Полную версию этого интервью читайте на сайте РИА «Омск-Информ».

В годы гражданской войны наряду с Москвой и Санкт-Петербургом еще одной столицей России больше года был город Омск. Случилось это при Верховном правителе, белом адмирале А.В. Колчаке. Спустя почти век удивительный по красоте и архитектурному богатству сибирский город, который готовится к своему 300-летию, снова называют столицей – теперь уже "театральной столицей Сибири". Почётный в мире культуры статус он приобрёл как один из наиболее театральных и самых фестивальных городов страны.

Сегодня Омск живёт под впечатлением недавно завершившегося грандиозного трёхнедельного марафона - II фестиваля "Панорама музыкальных театров России", афиша которого, по словам художественного руководителя государственного театра "Кремлёвский балет", народного артиста России Андрея Петрова, "в мире культуры - событие огромного масштаба". "Этот фестиваль – еще один факт, подтверждающий, что своим богатством наша театральная культура обязана российским регионам и Омску в особенности", - заявила, приветствуя открытие театрального форума, президент Международного союза музыкальных деятелей, народная артистка СССР Ирина Архипова.

Вопреки нелёгким экономическим условиям со своими лучшими постановками и программами в Омск приехали театры с мировым именем – "Санкт-Петербург Опера", "Новая опера им. Е. Колобова", "Русская опера", "Кремлёвский балет", Хоровой театр Б. Певзнера из Москвы, петербургский "Мюзик-Холл", театры и молодые таланты из Воронежа, Кузбасса, Саратова, Бурятии… Почётными участниками фестиваля стали народные артисты России Владислав Пьявко, Леонид Сметанников, Александр Ведерников, Анастасия Волочкова. Невозможно забыть и гостей первой "Панорамы" - знаменитый итальянский театр "Arena di Verona", академический Большой театр России, Центр оперного пения Галины Вишневской, народных артистов СССР Марию Биешу, Паату Бурчуладзе, Михаила Мунтяну…

Омск известен другими крупными международными, всероссийскими и региональными фестивалями. На "Академию" приезжают лучшие драматические театры Европы. Почти 10 лет смотровой площадкой интересных, ищущих коллективов из разных стран является фестиваль "Молодые театры России". Город на Иртыше стал местом проведения международных фестивалей органной музыки, кукольных театров "В гостях у "Арлекина", лучших спектаклей "Золотой маски", международного конкурса юных скрипачей им. Юрия Янкелевича. Самые массовые фестивали "Душа России", "Певческое поле", "Поёт село родное" собирают тысячи профессиональных и самодеятельных артистов. Они стали примером бережного отношения к историческому и культурному наследию десятков населяющих территорию Омской области народов.

- Выполняют ли эти грандиозные мероприятия отведённую им роль, и каково их предназначение?

- Безусловно!

Культурная политика, как единое целое, реализуется в Омской области с начала 90-х годов. И фестивалям, как средству эстетического воспитания населения на лучших образцах театральной и музыкальной культуры, а также средству взаимного обогащения в театральном сообществе, в этой политике отведена ведущая роль. Сейчас она трансформируется в новую концепцию своего развития до 2014 года. Все названные фестивали, плюс другие не менее важные проекты в области культуры обрели себя, признаны и внесены в утвержденный Правительством Российской Федерации "План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания Омска". Он принят в соответствии с Указом Президента России от 12 января 2007 г. Юбилей основания Омской крепости по указу Петра I будет отмечаться в 2016 г. Рождённые в творческих поисках и немалыми трудами проекты в сфере культуры запущены, пользуются огромным успехом и поэтому будут жить…

- Но ведь это немалые деньги, а "на дворе" кризис, о котором говорят всюду, от высоких трибун до кухонных застолий!

- Действительно, слово "кризис" уже звучит как заклинание. Оно стало модным. Однако настоящий кризис мы все пережили в начале 90-х годов, когда распались единое государство и единая многонациональная культура. Общество пережило беспрецедентный по своим масштабам и последствиям психологический удар, который и сегодня до конца не преодолён. Прежняя мораль, идеология – всё исчезло. На фоне экономического развала человек оказался перед пропастью. Состояние церкви в тот момент не позволяло ей сыграть роль духовного, объединяющего стержня. Одним из немногих инструментов оздоровления оставалась только культура. Власть предержащим нужно было это понимать и оказывать ей всяческую поддержку, чтобы возвращать народ к собственным истокам. Поддержка театрального, музыкального, народного искусства могла помочь людям ощущать себя живущими в государстве, которое что-то потеряло, но осталось страной с ориентацией на истинные человеческие ценности, уважение к личности каждого.

С этого понимания и началась культурная политика в Омской области. С обращения к истокам фольклорного искусства, рождения фестиваля «Душа России», проведения ежегодных межконфессиональных конференций, строительства и открытия храмов, создания центров национальных культур, поддержки библиотек, школ искусств и многого другого. В самые трудные годы середины 90-х мы завершили в Омске грандиозный советский долгострой – одну из лучших в стране научную библиотеку им. А.С. Пушкина, открыли новое здание государственного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Цель ставилась одна - сохранить в людях человечность, не дать деградировать. Важно было поставить барьер нравственной культуры перед шквалом безнравственности и разрушительства, которые лились с экранов телевизоров, страниц "жёлтой" прессы, площадок шоу-бизнеса. В Омской области 6 из 10 работающих сегодня профессиональных театров открылись именно в постсоветские годы, 5 из них - в новых и реконструированных зданиях.

На недавней дискуссии по проблемам современного театра в Совете Федерации председатель СТД Александр Калягин огласил такие цифры: в стране сегодня зарегистрировано 574 государственных и муниципальных театра – в среднем по 3,2 театра на 1 млн человек. Всего шесть городов имеют театры всех категорий: драматические, музыкальные, ТЮЗы и детские. В половине субъектов федерации вообще нет театров для детей…

В Омской области на 1 млн жителей приходится 5,5 театра. Омск входит в эту саму шестерку самых "укомплектованных" театрами городов России. Мало того, кроме ТЮЗа и театра куклы, актёра и маски "Арлекин", здесь есть действительно уникальный Лицейский театр, который пользуется большой популярностью у школьников и молодежи. Сейчас, кстати, он находится на гастролях в Гренобле.

Безусловно, это требует немалых денег. Сегодня даже у меня бывают соблазны что-то урезать. Но жалеть деньги на культуру – значит получить в будущем безвозвратные потери. Можно быстро построить новые заводы, вырастить стада, урожаи. Но для возвращения из духовного одичания людям нужны десятилетия и века. Человек очень трудно и медленно, из поколения в поколение, поднимается к высотам духовности и нравственности. Падает же стремительно и безвозвратно. Мы это видим сейчас в нашем обществе. Есть очень большая разница между тем, каким оно было в начале 90-х и каким стало сейчас. Надеюсь, что в Омской области этот разрыв не столь велик.

- По каким критериям это можно оценить?

- Культурная, нравственная, духовная деградация проникает во все сферы жизни: быт, речь, уровень взаимоотношений и поведение людей, их отчуждённость друг от друга… Или они ломятся на стадионы, где под фонограммы кривляются поп-звёзды, или их интересует серьезное, возвышающее душу творчество. В Омске наполняемость залов, несмотря на большое количество театров, одна из самых высоких в стране. Это – серьезный показатель.

- Вы возглавляете попечительский совет одного из лучших творческих коллективов страны, обладателя шести "Золотых масок" - Омского академического театра драмы. Помнится, как после капитальной реконструкции исторического здания шла последняя проверка его перед открытием. На дворе лютовал мороз, в холле перед раздевалкой было очень прохладно. Губернатор тут же объяснил генподрядчику, что для людей посещение театра – праздник, который, начиная с вешалки, строители могут испортить. Через два дня проблема тепла была решена. Царское ли это дело - лазить по объекту, выявлять недоделки, даже если это – театр? Вы себе жизнь не усложняете?

- И усложняю, и укорачиваю. Но в моём представлении власть должна быть прежде всего нравственной. При любом бремени ответственности взявший её человек должен отвечать этому критерию. Если пытаешься сохранить себя как личность и как руководителя, то никак не можешь всё выстроить по ранжиру "царское – не царское". Конечно, можно соблюсти ритуал: прийти в театр, принять почести, что-то посмотреть. Совсем другое – сделать так, чтобы людям в этом театре или любом другом месте было удобно и интересно. В этом заключается мой тип управленца.

Люди на это по-разному смотрят. По мнению одних, если президент, премьер-министр или губернатор везде бывают, во всё вникают, значит, они мелочатся или занимаются популизмом. Других раздражает, когда руководители мало, где бывают, не многим, на их взгляд, интересуются. Здесь уместна шутка Шарля де Голля о трудности управлении страной, в которой "сортов сыра больше, чем дней в году". Одни рады, что мы воссоздали в Омске жемчужину российской архитектуры Успенский кафедральный собор, другим это кажется пустой тратой средств.

Культура – отрасль тонкая и ранимая. Во многих случаях для её поддержки требуется личная спина губернатора. Музеи, театры, библиотеки – такие же культовые здания, как и храмы. Они должны быть красивыми, эстетичными, вызывающими душевный трепет, особое внутреннее состояние. Это не забегаловки, где можно сидеть в верхней одежде, щёлкать семечки и громко разговаривать. Очень часто нужен и требовательный взгляд не прораба, а человека, принимающего решения, реализующего собственную идею.

Возьмите упомянутые выше международные и всероссийские фестивали последних лет. Десяткам тысяч омских зрителей представилась уникальная возможность увидеть то, что далеко не всегда увидишь даже в столицах. Только на "Академию" в Омск приехали 12 лучших театров Европы, среди которых Белградский национальный театр из Сербии, Французское агентство "Етла Прот" под патронажем Алена Делона, театры "Берлинер Ансамбль" и "Шаубюне" /Германия/, "Кредо" /Болгария/, государственный малый театр Вильнюса /Литва/, Киевский национальный академический драматический театр им. Ивана Франко, будапештский театр им. Йозефа Катоны, театр Славы Полунина, Русский инженерный театр "АХЕ" из Санкт-Петербурга и др. За приездом в сибирский город известнейших российских и зарубежных коллективов, выдающихся исполнителей, безусловно, стоят уже сложившаяся в культурном мире репутация Омска как одного из ведущих театральных центров страны и авторитет поддерживающей культуру власти.

Важно и другое – влияние этого процесса на творчество собственных коллективов. Они не должны находиться в коконе, играть только на своей сцене, но и гастролировать сами, видеть дома лучшие образцы театрального и музыкального искусства, встречаться с выдающимися мастерами мировой сцены. Интерес к новым коллективам, именам, их работам, к новым течениям возбуждается во всём культурном пространстве области и города.

- Московский театральный критик, приехавшая на фестиваль "Академия", рассказывала, что в троллейбусе спросила кондуктора, где театр "Арлекин". Женщина ответила: "Вот же он! Там уже люди собираются. У нас в городе такой праздник!"

- Это сказал человек, который тоже продаёт билеты, только не в театр. Но в его словах - подтверждение, что события, подобные фестивалям, касаются даже людей, которые ни разу в театре не были. У них возникает чувство гордости и сопричастности к происходящему в городе, где они живут.

- Председатель СТД России Александр Калягин, который неоднократно был гостем омских фестивалей, другие их знаменитые участники единодушно говорят об отзывчивости, высокой культуре и грамотности омского зрителя…

- Это создавалось годами и множественностью усилий местного, российского и зарубежного театрального сообществ. Актёры тщеславны, выходя на сцену, хотят быть понятыми и принятыми зрителем. Яркий пример: после премьерной постановки "Сорочинской ярмарки" московского театра "Русская опера" со знаменитым басом Александром Ведерниковым в роли Черевика, зал устроил труппе долгую овацию. А когда закрылся занавес, на сцене раздалось громкое "Ура!". Такой пример взаимности вызывает у сторон желание новых встреч. Есть немало коллективов очень высокого уровня, готовых приехать в Омск с отдельными гастролями. Кстати, уже известно, что в сентябре 2010 года второй фестиваль "Академия" в Омске торжественно закроет знаменитый парижский театр "Комеди Франсез".

Широкий спектр действий в области культуры - от вершин театрального и музыкального искусства, выставок музеев московского Кремля, Русского музея, Третьяковской галереи до поддержки сельских библиотек и школ искусств – это наша попытка вселить в людей чувство собственного достоинства и высокую духовность. Их утрата во многом объясняется нашей оторванностью от истории, культуры и религии. Корни как бы отсечены внутри самого человека. Поэтому он часто действует во зло самому себе, мстит за внутреннюю обездоленность. Отсюда пьянство, безразличие, злость, ложное сознание, что он сам себе бог… Изменить к лучшему все и сразу невозможно - в руках не так много инструментов. Но действовать, хоть медленно и трудно, надо. В этом отношении я больше надеюсь на молодёжь, которая менее разочарована, менее озлоблена и более пытлива.

Самую большую тревогу вызывает состояние русского этноса, который от перестроек и кризисов страдает больше всего. Любое этническое меньшинство даже при Советской власти сохраняло истоки своей культуры и веры, сохраняло культ семьи. А мы, русские, были настолько убеждены в правильности идей интернационализма и ленинизма, что с лёгкостью отказались от всего прошлого в своей истории, вере и культуре. А когда всё рухнуло, выяснилось, что дороги к храму нет.

- Ваши вполне прагматичные действия в области культуры основаны именно на этом понимании, или в них просматриваются элементы личной памяти, воспитания?

- Всё зависит от личной образованности человека, которая проявляется или не проявляется в его интересе к истории, религии, литературе, искусству. Дело чаще не в том, в какой семье воспитывался, а как сам себя воспитал, сохранил знания, сумел их переложить на свою жизнь и деятельность. Да, я хочу и многое делаю, чтобы русские люди вернулись к истокам своей веры и культуры. Не оказались спившимся народом с богатейшей многовековой историей и высочайшей культурой.

- Команда, работающая с Вами в сфере культуры, разделяет эти устремления? Вы ею довольны?

- Каждый человек, даже если он работает рядом с тобой, - загадка. Здесь два очень важных момента. Первый - это служебная обязанность, когда человек, стоящий на том или ином участке ответственности, выполняет свои функции. У одних это получается лучше, у других хуже. Второй момент – разделяет ли он идею, понимает ли изнутри задачу, которая перед ним стоит, или он просто служит?

Начиная с 1991 года, это были в основном люди, разделяющие мои позиции. Не всегда это происходило гладко, кому-то себя приходилось в чём-то переламывать. Но, находясь рядом с человеком, абсолютно убеждённым в выборе цели, на эту цель работающим, преодолеть это проще.

- "Панорама музыкальных театров" пришлась на начало сибирского лета, цветения диких яблонь, черемухи, сирени, полноводья Иртыша и Оми. "В центре вашего города так много неба и простора! Он красив и завораживает! Берегите его! – это слова известнейшей балерины, солистки Мариинского театра и Санкт-Петербургского "Мюзик-Холла", народной артистки России Юлии Махалиной. Похожие мнения об Омске высказывали народные артисты СССР и России Владислав Пьявко, Юрий Александров, Леонид Сметанников, директор театра "Новая опера" Сергей Лысенко, балерина Анастасия Волочкова… Есть к чему прислушаться, не правда ли?

- К сожалению, в историческом облике Омска многое утрачено за предшествующие годы. Связано это с бессистемной, во многом небескорыстной, распродажей чиновниками прошлых городских администраций земельных участков. Строительный бум конца 90-х – 2000-х годов привел к ситуации, когда коммерческая выгода стала преобладать над исторической памятью. Застройщики и их инвесторы создали прямую угрозу существованию памятников. А 73-й Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до сих пор не имеет соответствующих подзаконных актов, определяющих механизм их защиты. Поэтому правительство Омской области пошло на решительный шаг и приняло постановление "О временных границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия в г. Омске". Под защиту попали зоны, создающие ощущение красоты и открытости нашего города - Казачья слобода, Омская крепость, Любинский проспект, улицы Тарская, Партизанская, Спартаковская, Гагарина, Гусарова, Думская, агроуниверситет и другие. В них расположены около ста памятников истории и культуры.

Сейчас начинаются работы по восстановлению и реставрации объектов Омской крепости 18 века, подготовка к воссозданию на её территории Воскресенского собора. Эта работа также включена в план подготовки к 300-летию Омска. Одной из беспрецедентных по степени вызова обществу попыток вторжения в историческую ткань города – строительству шестиэтажного торгового центра в пределах красивейшей омской улицы - Любинского проспекта - поставлен жёсткий заслон. Арбитражный суд приостановил работы на объекте. Министерство культуры Омской области настаивает на сносе здания. Его хозяева тянут с разбором в надежде на изменение ситуации. Но мы вместе с общественностью будем настаивать на соблюдении закона и выполнении решения суда.

- И всё же побывавшие недавно в Омске руководители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры отметили высокую степень взаимодействия общественности, власти и средств массовой информации Омской области в защите памятников истории и культуры.

- На всех пресс-конференциях, где поднимается этот вопрос, я обращаюсь к журналистам с просьбой активней освещать ситуацию в этой сфере, шире привлекать горожан к отстаиванию их права жить в городе высокой культуры, богатой истории и высокой духовности, а не одних развлекательных центров, супермаркетов и ресторанов. Надеюсь, что при таком взаимопонимании общества и власти Омск встретит 300-летний юбилей обновленным и умножившим свое культурно-историческое наследие.

- Спасибо за беседу!

Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", губернатор, председатель правительства Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ откровенно рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС Анатолию Петрову о нравственности власти, настроениях зрителей и культурной политике в эпоху кризиса. Полную версию этого интервью читайте на сайте РИА «Омск-Информ».

В годы гражданской войны наряду с Москвой и Санкт-Петербургом еще одной столицей России больше года был город Омск. Случилось это при Верховном правителе, белом адмирале А.В. Колчаке. Спустя почти век удивительный по красоте и архитектурному богатству сибирский город, который готовится к своему 300-летию, снова называют столицей – теперь уже "театральной столицей Сибири". Почётный в мире культуры статус он приобрёл как один из наиболее театральных и самых фестивальных городов страны.

Сегодня Омск живёт под впечатлением недавно завершившегося грандиозного трёхнедельного марафона - II фестиваля "Панорама музыкальных театров России", афиша которого, по словам художественного руководителя государственного театра "Кремлёвский балет", народного артиста России Андрея Петрова, "в мире культуры - событие огромного масштаба". "Этот фестиваль – еще один факт, подтверждающий, что своим богатством наша театральная культура обязана российским регионам и Омску в особенности", - заявила, приветствуя открытие театрального форума, президент Международного союза музыкальных деятелей, народная артистка СССР Ирина Архипова.

Вопреки нелёгким экономическим условиям со своими лучшими постановками и программами в Омск приехали театры с мировым именем – "Санкт-Петербург Опера", "Новая опера им. Е. Колобова", "Русская опера", "Кремлёвский балет", Хоровой театр Б. Певзнера из Москвы, петербургский "Мюзик-Холл", театры и молодые таланты из Воронежа, Кузбасса, Саратова, Бурятии… Почётными участниками фестиваля стали народные артисты России Владислав Пьявко, Леонид Сметанников, Александр Ведерников, Анастасия Волочкова. Невозможно забыть и гостей первой "Панорамы" - знаменитый итальянский театр "Arena di Verona", академический Большой театр России, Центр оперного пения Галины Вишневской, народных артистов СССР Марию Биешу, Паату Бурчуладзе, Михаила Мунтяну…

Омск известен другими крупными международными, всероссийскими и региональными фестивалями. На "Академию" приезжают лучшие драматические театры Европы. Почти 10 лет смотровой площадкой интересных, ищущих коллективов из разных стран является фестиваль "Молодые театры России". Город на Иртыше стал местом проведения международных фестивалей органной музыки, кукольных театров "В гостях у "Арлекина", лучших спектаклей "Золотой маски", международного конкурса юных скрипачей им. Юрия Янкелевича. Самые массовые фестивали "Душа России", "Певческое поле", "Поёт село родное" собирают тысячи профессиональных и самодеятельных артистов. Они стали примером бережного отношения к историческому и культурному наследию десятков населяющих территорию Омской области народов.

- Выполняют ли эти грандиозные мероприятия отведённую им роль, и каково их предназначение?

- Безусловно!

Культурная политика, как единое целое, реализуется в Омской области с начала 90-х годов. И фестивалям, как средству эстетического воспитания населения на лучших образцах театральной и музыкальной культуры, а также средству взаимного обогащения в театральном сообществе, в этой политике отведена ведущая роль. Сейчас она трансформируется в новую концепцию своего развития до 2014 года. Все названные фестивали, плюс другие не менее важные проекты в области культуры обрели себя, признаны и внесены в утвержденный Правительством Российской Федерации "План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания Омска". Он принят в соответствии с Указом Президента России от 12 января 2007 г. Юбилей основания Омской крепости по указу Петра I будет отмечаться в 2016 г. Рождённые в творческих поисках и немалыми трудами проекты в сфере культуры запущены, пользуются огромным успехом и поэтому будут жить…

- Но ведь это немалые деньги, а "на дворе" кризис, о котором говорят всюду, от высоких трибун до кухонных застолий!

- Действительно, слово "кризис" уже звучит как заклинание. Оно стало модным. Однако настоящий кризис мы все пережили в начале 90-х годов, когда распались единое государство и единая многонациональная культура. Общество пережило беспрецедентный по своим масштабам и последствиям психологический удар, который и сегодня до конца не преодолён. Прежняя мораль, идеология – всё исчезло. На фоне экономического развала человек оказался перед пропастью. Состояние церкви в тот момент не позволяло ей сыграть роль духовного, объединяющего стержня. Одним из немногих инструментов оздоровления оставалась только культура. Власть предержащим нужно было это понимать и оказывать ей всяческую поддержку, чтобы возвращать народ к собственным истокам. Поддержка театрального, музыкального, народного искусства могла помочь людям ощущать себя живущими в государстве, которое что-то потеряло, но осталось страной с ориентацией на истинные человеческие ценности, уважение к личности каждого.

С этого понимания и началась культурная политика в Омской области. С обращения к истокам фольклорного искусства, рождения фестиваля «Душа России», проведения ежегодных межконфессиональных конференций, строительства и открытия храмов, создания центров национальных культур, поддержки библиотек, школ искусств и многого другого. В самые трудные годы середины 90-х мы завершили в Омске грандиозный советский долгострой – одну из лучших в стране научную библиотеку им. А.С. Пушкина, открыли новое здание государственного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Цель ставилась одна - сохранить в людях человечность, не дать деградировать. Важно было поставить барьер нравственной культуры перед шквалом безнравственности и разрушительства, которые лились с экранов телевизоров, страниц "жёлтой" прессы, площадок шоу-бизнеса. В Омской области 6 из 10 работающих сегодня профессиональных театров открылись именно в постсоветские годы, 5 из них - в новых и реконструированных зданиях.

На недавней дискуссии по проблемам современного театра в Совете Федерации председатель СТД Александр Калягин огласил такие цифры: в стране сегодня зарегистрировано 574 государственных и муниципальных театра – в среднем по 3,2 театра на 1 млн человек. Всего шесть городов имеют театры всех категорий: драматические, музыкальные, ТЮЗы и детские. В половине субъектов федерации вообще нет театров для детей…

В Омской области на 1 млн жителей приходится 5,5 театра. Омск входит в эту саму шестерку самых "укомплектованных" театрами городов России. Мало того, кроме ТЮЗа и театра куклы, актёра и маски "Арлекин", здесь есть действительно уникальный Лицейский театр, который пользуется большой популярностью у школьников и молодежи. Сейчас, кстати, он находится на гастролях в Гренобле.

Безусловно, это требует немалых денег. Сегодня даже у меня бывают соблазны что-то урезать. Но жалеть деньги на культуру – значит получить в будущем безвозвратные потери. Можно быстро построить новые заводы, вырастить стада, урожаи. Но для возвращения из духовного одичания людям нужны десятилетия и века. Человек очень трудно и медленно, из поколения в поколение, поднимается к высотам духовности и нравственности. Падает же стремительно и безвозвратно. Мы это видим сейчас в нашем обществе. Есть очень большая разница между тем, каким оно было в начале 90-х и каким стало сейчас. Надеюсь, что в Омской области этот разрыв не столь велик.

- По каким критериям это можно оценить?

- Культурная, нравственная, духовная деградация проникает во все сферы жизни: быт, речь, уровень взаимоотношений и поведение людей, их отчуждённость друг от друга… Или они ломятся на стадионы, где под фонограммы кривляются поп-звёзды, или их интересует серьезное, возвышающее душу творчество. В Омске наполняемость залов, несмотря на большое количество театров, одна из самых высоких в стране. Это – серьезный показатель.

- Вы возглавляете попечительский совет одного из лучших творческих коллективов страны, обладателя шести "Золотых масок" - Омского академического театра драмы. Помнится, как после капитальной реконструкции исторического здания шла последняя проверка его перед открытием. На дворе лютовал мороз, в холле перед раздевалкой было очень прохладно. Губернатор тут же объяснил генподрядчику, что для людей посещение театра – праздник, который, начиная с вешалки, строители могут испортить. Через два дня проблема тепла была решена. Царское ли это дело - лазить по объекту, выявлять недоделки, даже если это – театр? Вы себе жизнь не усложняете?

- И усложняю, и укорачиваю. Но в моём представлении власть должна быть прежде всего нравственной. При любом бремени ответственности взявший её человек должен отвечать этому критерию. Если пытаешься сохранить себя как личность и как руководителя, то никак не можешь всё выстроить по ранжиру "царское – не царское". Конечно, можно соблюсти ритуал: прийти в театр, принять почести, что-то посмотреть. Совсем другое – сделать так, чтобы людям в этом театре или любом другом месте было удобно и интересно. В этом заключается мой тип управленца.

Люди на это по-разному смотрят. По мнению одних, если президент, премьер-министр или губернатор везде бывают, во всё вникают, значит, они мелочатся или занимаются популизмом. Других раздражает, когда руководители мало, где бывают, не многим, на их взгляд, интересуются. Здесь уместна шутка Шарля де Голля о трудности управлении страной, в которой "сортов сыра больше, чем дней в году". Одни рады, что мы воссоздали в Омске жемчужину российской архитектуры Успенский кафедральный собор, другим это кажется пустой тратой средств.

Культура – отрасль тонкая и ранимая. Во многих случаях для её поддержки требуется личная спина губернатора. Музеи, театры, библиотеки – такие же культовые здания, как и храмы. Они должны быть красивыми, эстетичными, вызывающими душевный трепет, особое внутреннее состояние. Это не забегаловки, где можно сидеть в верхней одежде, щёлкать семечки и громко разговаривать. Очень часто нужен и требовательный взгляд не прораба, а человека, принимающего решения, реализующего собственную идею.

Возьмите упомянутые выше международные и всероссийские фестивали последних лет. Десяткам тысяч омских зрителей представилась уникальная возможность увидеть то, что далеко не всегда увидишь даже в столицах. Только на "Академию" в Омск приехали 12 лучших театров Европы, среди которых Белградский национальный театр из Сербии, Французское агентство "Етла Прот" под патронажем Алена Делона, театры "Берлинер Ансамбль" и "Шаубюне" /Германия/, "Кредо" /Болгария/, государственный малый театр Вильнюса /Литва/, Киевский национальный академический драматический театр им. Ивана Франко, будапештский театр им. Йозефа Катоны, театр Славы Полунина, Русский инженерный театр "АХЕ" из Санкт-Петербурга и др. За приездом в сибирский город известнейших российских и зарубежных коллективов, выдающихся исполнителей, безусловно, стоят уже сложившаяся в культурном мире репутация Омска как одного из ведущих театральных центров страны и авторитет поддерживающей культуру власти.

Важно и другое – влияние этого процесса на творчество собственных коллективов. Они не должны находиться в коконе, играть только на своей сцене, но и гастролировать сами, видеть дома лучшие образцы театрального и музыкального искусства, встречаться с выдающимися мастерами мировой сцены. Интерес к новым коллективам, именам, их работам, к новым течениям возбуждается во всём культурном пространстве области и города.

- Московский театральный критик, приехавшая на фестиваль "Академия", рассказывала, что в троллейбусе спросила кондуктора, где театр "Арлекин". Женщина ответила: "Вот же он! Там уже люди собираются. У нас в городе такой праздник!"

- Это сказал человек, который тоже продаёт билеты, только не в театр. Но в его словах - подтверждение, что события, подобные фестивалям, касаются даже людей, которые ни разу в театре не были. У них возникает чувство гордости и сопричастности к происходящему в городе, где они живут.

- Председатель СТД России Александр Калягин, который неоднократно был гостем омских фестивалей, другие их знаменитые участники единодушно говорят об отзывчивости, высокой культуре и грамотности омского зрителя…

- Это создавалось годами и множественностью усилий местного, российского и зарубежного театрального сообществ. Актёры тщеславны, выходя на сцену, хотят быть понятыми и принятыми зрителем. Яркий пример: после премьерной постановки "Сорочинской ярмарки" московского театра "Русская опера" со знаменитым басом Александром Ведерниковым в роли Черевика, зал устроил труппе долгую овацию. А когда закрылся занавес, на сцене раздалось громкое "Ура!". Такой пример взаимности вызывает у сторон желание новых встреч. Есть немало коллективов очень высокого уровня, готовых приехать в Омск с отдельными гастролями. Кстати, уже известно, что в сентябре 2010 года второй фестиваль "Академия" в Омске торжественно закроет знаменитый парижский театр "Комеди Франсез".

Широкий спектр действий в области культуры - от вершин театрального и музыкального искусства, выставок музеев московского Кремля, Русского музея, Третьяковской галереи до поддержки сельских библиотек и школ искусств – это наша попытка вселить в людей чувство собственного достоинства и высокую духовность. Их утрата во многом объясняется нашей оторванностью от истории, культуры и религии. Корни как бы отсечены внутри самого человека. Поэтому он часто действует во зло самому себе, мстит за внутреннюю обездоленность. Отсюда пьянство, безразличие, злость, ложное сознание, что он сам себе бог… Изменить к лучшему все и сразу невозможно - в руках не так много инструментов. Но действовать, хоть медленно и трудно, надо. В этом отношении я больше надеюсь на молодёжь, которая менее разочарована, менее озлоблена и более пытлива.

Самую большую тревогу вызывает состояние русского этноса, который от перестроек и кризисов страдает больше всего. Любое этническое меньшинство даже при Советской власти сохраняло истоки своей культуры и веры, сохраняло культ семьи. А мы, русские, были настолько убеждены в правильности идей интернационализма и ленинизма, что с лёгкостью отказались от всего прошлого в своей истории, вере и культуре. А когда всё рухнуло, выяснилось, что дороги к храму нет.

- Ваши вполне прагматичные действия в области культуры основаны именно на этом понимании, или в них просматриваются элементы личной памяти, воспитания?

- Всё зависит от личной образованности человека, которая проявляется или не проявляется в его интересе к истории, религии, литературе, искусству. Дело чаще не в том, в какой семье воспитывался, а как сам себя воспитал, сохранил знания, сумел их переложить на свою жизнь и деятельность. Да, я хочу и многое делаю, чтобы русские люди вернулись к истокам своей веры и культуры. Не оказались спившимся народом с богатейшей многовековой историей и высочайшей культурой.

- Команда, работающая с Вами в сфере культуры, разделяет эти устремления? Вы ею довольны?

- Каждый человек, даже если он работает рядом с тобой, - загадка. Здесь два очень важных момента. Первый - это служебная обязанность, когда человек, стоящий на том или ином участке ответственности, выполняет свои функции. У одних это получается лучше, у других хуже. Второй момент – разделяет ли он идею, понимает ли изнутри задачу, которая перед ним стоит, или он просто служит?

Начиная с 1991 года, это были в основном люди, разделяющие мои позиции. Не всегда это происходило гладко, кому-то себя приходилось в чём-то переламывать. Но, находясь рядом с человеком, абсолютно убеждённым в выборе цели, на эту цель работающим, преодолеть это проще.

- "Панорама музыкальных театров" пришлась на начало сибирского лета, цветения диких яблонь, черемухи, сирени, полноводья Иртыша и Оми. "В центре вашего города так много неба и простора! Он красив и завораживает! Берегите его! – это слова известнейшей балерины, солистки Мариинского театра и Санкт-Петербургского "Мюзик-Холла", народной артистки России Юлии Махалиной. Похожие мнения об Омске высказывали народные артисты СССР и России Владислав Пьявко, Юрий Александров, Леонид Сметанников, директор театра "Новая опера" Сергей Лысенко, балерина Анастасия Волочкова… Есть к чему прислушаться, не правда ли?

- К сожалению, в историческом облике Омска многое утрачено за предшествующие годы. Связано это с бессистемной, во многом небескорыстной, распродажей чиновниками прошлых городских администраций земельных участков. Строительный бум конца 90-х – 2000-х годов привел к ситуации, когда коммерческая выгода стала преобладать над исторической памятью. Застройщики и их инвесторы создали прямую угрозу существованию памятников. А 73-й Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до сих пор не имеет соответствующих подзаконных актов, определяющих механизм их защиты. Поэтому правительство Омской области пошло на решительный шаг и приняло постановление "О временных границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия в г. Омске". Под защиту попали зоны, создающие ощущение красоты и открытости нашего города - Казачья слобода, Омская крепость, Любинский проспект, улицы Тарская, Партизанская, Спартаковская, Гагарина, Гусарова, Думская, агроуниверситет и другие. В них расположены около ста памятников истории и культуры.

Сейчас начинаются работы по восстановлению и реставрации объектов Омской крепости 18 века, подготовка к воссозданию на её территории Воскресенского собора. Эта работа также включена в план подготовки к 300-летию Омска. Одной из беспрецедентных по степени вызова обществу попыток вторжения в историческую ткань города – строительству шестиэтажного торгового центра в пределах красивейшей омской улицы - Любинского проспекта - поставлен жёсткий заслон. Арбитражный суд приостановил работы на объекте. Министерство культуры Омской области настаивает на сносе здания. Его хозяева тянут с разбором в надежде на изменение ситуации. Но мы вместе с общественностью будем настаивать на соблюдении закона и выполнении решения суда.

- И всё же побывавшие недавно в Омске руководители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры отметили высокую степень взаимодействия общественности, власти и средств массовой информации Омской области в защите памятников истории и культуры.

- На всех пресс-конференциях, где поднимается этот вопрос, я обращаюсь к журналистам с просьбой активней освещать ситуацию в этой сфере, шире привлекать горожан к отстаиванию их права жить в городе высокой культуры, богатой истории и высокой духовности, а не одних развлекательных центров, супермаркетов и ресторанов. Надеюсь, что при таком взаимопонимании общества и власти Омск встретит 300-летний юбилей обновленным и умножившим свое культурно-историческое наследие.

- Спасибо за беседу!