Поиск

Гастроли театра имени Вахтангова прошли в Омске с триумфом, с неизменным аншлагом. Запомним самые яркие моменты семидневного «марафона».

В Омске завершились «Большие гастроли» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Театр-побратим Омской драмы периодически приезжает с гастролями. А в этом году и повод серьезный. Театру исполняется 100 лет. Чем же удивили актеры и режиссеры омичей на этот раз?

Семь спектаклей – пять премьер 

Впервые в Омск на гастроли приземлился столь многочисленный творческий «десант» одного из ведущих драматических театров страны. 147 сотрудников театра имени Вахтангова, из них 76 актеров, прибыли, чтобы показать в столичном качестве 7 спектаклей. 13 показов на трех площадках шли с 14 по 20 июня. В том числе и такой «густонаселенный», как «Евгений Онегин». Этот спектакль потряс омичей в 2018 году на фестивале «Академия». Его привезли повторно по многочисленным просьбам театралов.

Также омичи увидели наряду с москвичами пять вахтанговских премьер последних лет. Это  «Ромул Великий», «Люся. Признание в любви», «Танго между строк», «Сергеев и городок», «Бовари». В каком-то смысле «Бег» – тоже премьера. Спектакль впервые был сыгран на выезде в Омске. До этого его показывали только на домашней сцене. Директор театра Вахтангова Кирилл Крок подчеркнул, что гастрольная афиша подбиралась из разных по стилю и жанрам спектаклей. Так, чтобы каждый зритель мог найти что-то для себя интересное.

Вечный Рим

«Ромул Великий». Жанр – исторически недостоверная комедия. Фридрих Дюрренматт. Режиссер-постановщик Уланбек Баялиев.

До Омска спектакль был сыгран чуть более десятка раз. У режиссера-постановщика, по его признанию, до показа спектакля на основной сцене Омской драмы было ощущение, что «что-то не срастается». Но вот именно на выездном показе все встало на свои места.

– Меня часто спрашивают: «О чем спектакль Ромул Великий?» Я для себя сформулировал – это про Владимира Симонова, – пошутил Уланбек Баялиев.

Народного артиста России Владимира Симонова в главной роли последнего императора Западной Римской империи режиссер увидел сразу, остальных артистов подбирал уже к нему в ансамбль.  

В спектакле много смешных моментов, но есть и такое, что пугает зрителя в зале. Действие происходит с утра 15 до утра 16 марта 476 года от Рождества Христова. Но исторические параллели удивительным образом созвучны и со временем написания и первых постановок пьесы в конце 40-х – начале 50-х годов XX века, и с нашими днями. «Кого следует любить больше: Родину или конкретного человека?», «Заслуживает ли любви великая империя, если из-за ее преступлений «любовь стала горше полыни»? И еще много других вопросов на тему взаимоотношений государства и общества, видимо, вечных, как и сам Рим.

Две звезды, две биографии

«Люся. Признание в любви». Алла Зохина при участии Нонны Гришаевой (по книгам Людмилы Гурченко «Аплодисменты» и «Люся, стоп»). Постановка Александра Нестерова.

Зрители увидели сначала одну звезду – заслуженную артистку России Нонну Гришаеву, которая от себя рассказала о том, как она восхищалась в юности Людмилой Гурченко. Актриса была неким маяком, мотиватором для Нонны, хотелось на нее равняться. И вот Гришаева перевоплощается в Гурченко, начинает рассказывать о жизни Люси уже от ее лица. И на сцене появляется она – Людмила Гурченко. Звезда на все времена.

В спектакле звучит живая музыка в исполнении  музыкантов оркестра театра им. Вахтангова и вокального ансамбля  «КвинЧ».

«Танго между строк». Алексей Щербак. Постановка Натальи Ковалевой.

Еще один биографический спектакль посвящен композитору Оскару Строку. Именно он сочинил мелодии многих танго, романсов. Например, «Ах, эти черные глаза», «Скажите, почему», «Спи, мое бедное сердце», «Не покидай, я умоляю». «Мурка», кстати, тоже его. Эти песни считались чуть ли не народными. Исполняли их Петр Лещенко, Федор Шаляпин,  Клавдия Шульженко, Леонид Утесов. Песни на музыку Строка звучат до сих пор, а про автора известно мало. Спектакль вахтанговцев отчасти исправляет эту несправедливость. И снова на сцене – живая музыка.

Сцены из провинциальной жизни

«Сергеев и городок». Олег Зайончковский. Режиссер-постановщик Светлана Землякова.

Роман в новеллах «Сергеев и городок» впервые был опубликован в 2004 году. В спектакль вошли далеко не все новеллы. В них есть сквозные персонажи и один связующий – некто Сергеев. Он либо наблюдает за ситуацией, либо в ней непосредственно участвует. Смешные и грустные истории, нелепые случаи, зарисовки из жизни провинциального подмосковного городка, заблудившегося во времени. Тут и 80-е, и 90-е, и нулевые. Герои новелл – чудаки, работяги, бандиты, пьяницы, деловые, их жены и подруги. Целая череда узнаваемых типажей из того самого, «глубинного народа».

«Бовари». Гюстав Флобер. Перевод Николая Любимова. Сцены из романа и жизни. Инсценировка Ольги Субботиной.

Роман «Госпожа Бовари» – самое известное произведение Флобера. «Провинциальные нравы» – подзаголовок-расшифровка. Время действия – ХIХ век, Франция. Флобер как будто «влез под кожу», проник в мысли и чувства молодой женщины.

Она одержима любовью. И эта одержимость разрушает ее собственную жизнь и губит всю семью. Любопытно, что роман «Госпожа Бовари» стал причиной реального судебного разбирательства. Флобер, издатель журнала и директор типографии выступали в качестве ответчиков. Их обвиняли в оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов. Правда, суд вынес ответчикам оправдательный приговор.

«Госпожа Бовари – это я» – звучит на суде, с которого начинается действие спектакля. А само «дело Бовари» отдается на откуп зрителя. Всегда находятся любители классики. И такие спектакли – для них. Как и Пушкин – «наше все».

Новый молодой Онегин

«Евгений Онегин». Александр Пушкин. Спектакль Римаса Туминаса.

Его многие омичи ждали с нетерпением, кто-то пошел второй и даже третий раз, кто-то был наслышан и стремился попасть на «Евгения Онегина» во что бы то ни стало. Билеты на «Онегина» раскупили полностью первыми. Звездный состав претерпел некоторые изменения. Компания Сергея Маковецкого, Людмилы Максаковой, Ирины Купченко, Ольги Лерман, Юрия Шлыкова пополнилась еще одним известным актером. В спектакль на роль молодого Онегина ввели Леонида Бичевина.

Как всегда, аншлаги и восторги.

Планировали Лондон – попали в Омск

«Бег». Восемь снов. Михаил Булгаков. Спектакль Юрия Бутусова.

В Москве спектакль идет с 2015 года, но на гастроли его вывезли впервые. Таким образом, в Омске состоялась премьера на выезде. Причем планировалось, что «Бег» сначала поедет в Лондон. Но пандемия внесла в эти планы свои коррективы.

«Бег» – очень необычный, провокационный спектакль, в котором синтезировано сразу несколько жанров. Технически он один из самых сложных в театре Вахтангова.

Масса спецэффектов, свет, цвет, звук, игра актеров, разрушающая многие стереотипы, затягивают зрителей в мир сновидений. Болезненных, порой кошмарных, местами смешных.

С первых снов зритель погружается в атмосферу хаоса, ужаса, привычный мир героев разрушен. Массивный пожарный занавес из металла и асбеста разделяет прошлое и настоящее. В спектакле масса символов, аллегорий, метафор, не всегда и не всем понятных. У кого-то включаются чувства, кто-то пытается анализировать увиденное и услышанное.

– С самого начала не могла остановить слезы. Я очень люблю Россию, – говорит в антракте одна из зрительниц.

– Потрясающе, ничего подобного не видела, это настолько грандиозно! – отзывается другая.

– Какой-то дурдом! При чем тут рок-музыка? – были и такие отклики.

– Клоуны размалеванные собрались, с цирком перепутали? Это и не Булгаков вовсе, а клоунада какая-то! - звучали и такие мнения.

Артисты, занятые в «Беге», отчасти являются соавторами режиссера Юрия Бутусова. Его авторский творческий метод – работа через этюды, эксперименты. Многое во время репетиций предлагают сами актеры, а режиссер их умело направляет. Поэтому на все претензии актеры отвечают с полным правом.

– Труд клоуна очень непрост – это одно из самых сложных, что может быть для артиста, – отвечает исполнитель роли генерала Чарноты Артур Иванов. – Но, конечно, в спектакле больше всего драмы. Чарнота – земной человек, у него все достаточно просто. Победили большевики, ну и пускай радуются. Зачем я буду портить им настроение своим появлением? Земной, русский человек.

А лица в гриме «под клоуна» всего лишь одна из провокаций. Чтобы выжить, иногда приходится прятать лицо за масками.

– «Бег» – это один из  удачных экспериментов Юрия Бутусова. Мне нравится в нем существовать. Это такая структура фантазийная, сновиденческая, которая позволяет в тексте Булгакова еще как-то разворачиваться дальше. И искать что-то, что стоит за этим текстом. И бороться с ним. Когда драматургия вступает в конфликт с визуальным,  возникает дополнительный объем, энергия выходит из текста. Бутусов очень здорово переосмысливает текст Булгакова, он не идет за ним, не обслуживает его. Драматургия всегда проигрышный момент, – делится своим видением сыгравший питерского интеллигента Голубкова известный актер Леонид Бичевин. – Юрию Бутусову удается бросить вызов Булгакову, побороться с ним.

Что ж, за этим точно интересно наблюдать. А уж поборол Бутусов Булгакова, или развил его, или трансформировал, решать зрителю. Ведь у каждого свое видение Булгакова.

Гастрольная афиша театра имени Вахтангова действительно оказалась очень разнообразной. Зрители увидели и классику, и современность, и модерн. Разные режиссеры – у каждого свой почерк. Получился настоящий праздник для омских театралов.

Гастроли театра имени Вахтангова прошли в Омске с триумфом, с неизменным аншлагом. Запомним самые яркие моменты семидневного «марафона».

В Омске завершились «Большие гастроли» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Театр-побратим Омской драмы периодически приезжает с гастролями. А в этом году и повод серьезный. Театру исполняется 100 лет. Чем же удивили актеры и режиссеры омичей на этот раз?

Семь спектаклей – пять премьер 

Впервые в Омск на гастроли приземлился столь многочисленный творческий «десант» одного из ведущих драматических театров страны. 147 сотрудников театра имени Вахтангова, из них 76 актеров, прибыли, чтобы показать в столичном качестве 7 спектаклей. 13 показов на трех площадках шли с 14 по 20 июня. В том числе и такой «густонаселенный», как «Евгений Онегин». Этот спектакль потряс омичей в 2018 году на фестивале «Академия». Его привезли повторно по многочисленным просьбам театралов.

Также омичи увидели наряду с москвичами пять вахтанговских премьер последних лет. Это  «Ромул Великий», «Люся. Признание в любви», «Танго между строк», «Сергеев и городок», «Бовари». В каком-то смысле «Бег» – тоже премьера. Спектакль впервые был сыгран на выезде в Омске. До этого его показывали только на домашней сцене. Директор театра Вахтангова Кирилл Крок подчеркнул, что гастрольная афиша подбиралась из разных по стилю и жанрам спектаклей. Так, чтобы каждый зритель мог найти что-то для себя интересное.

Вечный Рим

«Ромул Великий». Жанр – исторически недостоверная комедия. Фридрих Дюрренматт. Режиссер-постановщик Уланбек Баялиев.

До Омска спектакль был сыгран чуть более десятка раз. У режиссера-постановщика, по его признанию, до показа спектакля на основной сцене Омской драмы было ощущение, что «что-то не срастается». Но вот именно на выездном показе все встало на свои места.

– Меня часто спрашивают: «О чем спектакль Ромул Великий?» Я для себя сформулировал – это про Владимира Симонова, – пошутил Уланбек Баялиев.

Народного артиста России Владимира Симонова в главной роли последнего императора Западной Римской империи режиссер увидел сразу, остальных артистов подбирал уже к нему в ансамбль.  

В спектакле много смешных моментов, но есть и такое, что пугает зрителя в зале. Действие происходит с утра 15 до утра 16 марта 476 года от Рождества Христова. Но исторические параллели удивительным образом созвучны и со временем написания и первых постановок пьесы в конце 40-х – начале 50-х годов XX века, и с нашими днями. «Кого следует любить больше: Родину или конкретного человека?», «Заслуживает ли любви великая империя, если из-за ее преступлений «любовь стала горше полыни»? И еще много других вопросов на тему взаимоотношений государства и общества, видимо, вечных, как и сам Рим.

Две звезды, две биографии

«Люся. Признание в любви». Алла Зохина при участии Нонны Гришаевой (по книгам Людмилы Гурченко «Аплодисменты» и «Люся, стоп»). Постановка Александра Нестерова.

Зрители увидели сначала одну звезду – заслуженную артистку России Нонну Гришаеву, которая от себя рассказала о том, как она восхищалась в юности Людмилой Гурченко. Актриса была неким маяком, мотиватором для Нонны, хотелось на нее равняться. И вот Гришаева перевоплощается в Гурченко, начинает рассказывать о жизни Люси уже от ее лица. И на сцене появляется она – Людмила Гурченко. Звезда на все времена.

В спектакле звучит живая музыка в исполнении  музыкантов оркестра театра им. Вахтангова и вокального ансамбля  «КвинЧ».

«Танго между строк». Алексей Щербак. Постановка Натальи Ковалевой.

Еще один биографический спектакль посвящен композитору Оскару Строку. Именно он сочинил мелодии многих танго, романсов. Например, «Ах, эти черные глаза», «Скажите, почему», «Спи, мое бедное сердце», «Не покидай, я умоляю». «Мурка», кстати, тоже его. Эти песни считались чуть ли не народными. Исполняли их Петр Лещенко, Федор Шаляпин,  Клавдия Шульженко, Леонид Утесов. Песни на музыку Строка звучат до сих пор, а про автора известно мало. Спектакль вахтанговцев отчасти исправляет эту несправедливость. И снова на сцене – живая музыка.

Сцены из провинциальной жизни

«Сергеев и городок». Олег Зайончковский. Режиссер-постановщик Светлана Землякова.

Роман в новеллах «Сергеев и городок» впервые был опубликован в 2004 году. В спектакль вошли далеко не все новеллы. В них есть сквозные персонажи и один связующий – некто Сергеев. Он либо наблюдает за ситуацией, либо в ней непосредственно участвует. Смешные и грустные истории, нелепые случаи, зарисовки из жизни провинциального подмосковного городка, заблудившегося во времени. Тут и 80-е, и 90-е, и нулевые. Герои новелл – чудаки, работяги, бандиты, пьяницы, деловые, их жены и подруги. Целая череда узнаваемых типажей из того самого, «глубинного народа».

«Бовари». Гюстав Флобер. Перевод Николая Любимова. Сцены из романа и жизни. Инсценировка Ольги Субботиной.

Роман «Госпожа Бовари» – самое известное произведение Флобера. «Провинциальные нравы» – подзаголовок-расшифровка. Время действия – ХIХ век, Франция. Флобер как будто «влез под кожу», проник в мысли и чувства молодой женщины.

Она одержима любовью. И эта одержимость разрушает ее собственную жизнь и губит всю семью. Любопытно, что роман «Госпожа Бовари» стал причиной реального судебного разбирательства. Флобер, издатель журнала и директор типографии выступали в качестве ответчиков. Их обвиняли в оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов. Правда, суд вынес ответчикам оправдательный приговор.

«Госпожа Бовари – это я» – звучит на суде, с которого начинается действие спектакля. А само «дело Бовари» отдается на откуп зрителя. Всегда находятся любители классики. И такие спектакли – для них. Как и Пушкин – «наше все».

Новый молодой Онегин

«Евгений Онегин». Александр Пушкин. Спектакль Римаса Туминаса.

Его многие омичи ждали с нетерпением, кто-то пошел второй и даже третий раз, кто-то был наслышан и стремился попасть на «Евгения Онегина» во что бы то ни стало. Билеты на «Онегина» раскупили полностью первыми. Звездный состав претерпел некоторые изменения. Компания Сергея Маковецкого, Людмилы Максаковой, Ирины Купченко, Ольги Лерман, Юрия Шлыкова пополнилась еще одним известным актером. В спектакль на роль молодого Онегина ввели Леонида Бичевина.

Как всегда, аншлаги и восторги.

Планировали Лондон – попали в Омск

«Бег». Восемь снов. Михаил Булгаков. Спектакль Юрия Бутусова.

В Москве спектакль идет с 2015 года, но на гастроли его вывезли впервые. Таким образом, в Омске состоялась премьера на выезде. Причем планировалось, что «Бег» сначала поедет в Лондон. Но пандемия внесла в эти планы свои коррективы.

«Бег» – очень необычный, провокационный спектакль, в котором синтезировано сразу несколько жанров. Технически он один из самых сложных в театре Вахтангова.

Масса спецэффектов, свет, цвет, звук, игра актеров, разрушающая многие стереотипы, затягивают зрителей в мир сновидений. Болезненных, порой кошмарных, местами смешных.

С первых снов зритель погружается в атмосферу хаоса, ужаса, привычный мир героев разрушен. Массивный пожарный занавес из металла и асбеста разделяет прошлое и настоящее. В спектакле масса символов, аллегорий, метафор, не всегда и не всем понятных. У кого-то включаются чувства, кто-то пытается анализировать увиденное и услышанное.

– С самого начала не могла остановить слезы. Я очень люблю Россию, – говорит в антракте одна из зрительниц.

– Потрясающе, ничего подобного не видела, это настолько грандиозно! – отзывается другая.

– Какой-то дурдом! При чем тут рок-музыка? – были и такие отклики.

– Клоуны размалеванные собрались, с цирком перепутали? Это и не Булгаков вовсе, а клоунада какая-то! - звучали и такие мнения.

Артисты, занятые в «Беге», отчасти являются соавторами режиссера Юрия Бутусова. Его авторский творческий метод – работа через этюды, эксперименты. Многое во время репетиций предлагают сами актеры, а режиссер их умело направляет. Поэтому на все претензии актеры отвечают с полным правом.

– Труд клоуна очень непрост – это одно из самых сложных, что может быть для артиста, – отвечает исполнитель роли генерала Чарноты Артур Иванов. – Но, конечно, в спектакле больше всего драмы. Чарнота – земной человек, у него все достаточно просто. Победили большевики, ну и пускай радуются. Зачем я буду портить им настроение своим появлением? Земной, русский человек.

А лица в гриме «под клоуна» всего лишь одна из провокаций. Чтобы выжить, иногда приходится прятать лицо за масками.

– «Бег» – это один из  удачных экспериментов Юрия Бутусова. Мне нравится в нем существовать. Это такая структура фантазийная, сновиденческая, которая позволяет в тексте Булгакова еще как-то разворачиваться дальше. И искать что-то, что стоит за этим текстом. И бороться с ним. Когда драматургия вступает в конфликт с визуальным,  возникает дополнительный объем, энергия выходит из текста. Бутусов очень здорово переосмысливает текст Булгакова, он не идет за ним, не обслуживает его. Драматургия всегда проигрышный момент, – делится своим видением сыгравший питерского интеллигента Голубкова известный актер Леонид Бичевин. – Юрию Бутусову удается бросить вызов Булгакову, побороться с ним.

Что ж, за этим точно интересно наблюдать. А уж поборол Бутусов Булгакова, или развил его, или трансформировал, решать зрителю. Ведь у каждого свое видение Булгакова.

Гастрольная афиша театра имени Вахтангова действительно оказалась очень разнообразной. Зрители увидели и классику, и современность, и модерн. Разные режиссеры – у каждого свой почерк. Получился настоящий праздник для омских театралов.

1789Ольга Ложникова