Поиск

Сергей Александрович Головачев – генеральный директор «Агрокомплекса Ударный». Родился в селе Сухое Горьковского района, школу окончил в селе Новотроицкое Нижнеомского района. Диплом инженера-строителя получил в СибАДИ. Семь лет назад увлекся идеей создания динамично развивающегося сельхозпроизводства. Вместе с единомышленниками взялся  за возрождение производственной базы полностью разваленного совхоза «Ударный» в Горьковском районе. Сегодня это один из крупнейших агрокомплексов в регионе. Здесь производится свыше одной тысячи тонн мяса в год. В ближайшие 2-3 года предприятие планирует расширить сферу сельхозпроизводства и увеличить выпуск товарной продукции вдвое, а количество обрабатываемой земли в три раза.

- Сергей Александрович, для начала хотелось бы узнать, чем же Вас привлекли развалины бывшего совхоза?

- Во-первых, жизнь села мне не безразлична, хотя не только патриотические чувства тут сыграли роль. Дело в том, что сельскохозяйственное производство одна из наиболее перспективных отраслей. Ведь ни при каких обстоятельствах человек не откажется от еды, значит заниматься выпуском продуктов питания должно быть выгодно, даже больше, чем переработкой нефти – этого общепринятого эталона успешного бизнеса. Только работать в этом секторе по старинке нельзя. Современные технологи плюс экономика со всеми ее фундаментальными составляющими такими, как рентабельность, прибыль, себестоимость – вот формула успешного ведения хозяйства.

- Знакомые термины. Скорее всего, они многим известны. Вы применяете их каким-то особым способом?

- Да мы создали собственную систему управления  производством.

Суть ее в следующем: диверсификация отрасли по горизонтали и интеграция служб по вертикали – все это внутри одного агрокомплекса. Поясню. Существующие рыночные отношения весьма хаотичны – сегодня, к примеру, востребована пшеница и все начинают сеять зерно. В результате – перепроизводство, спад цен, крестьянин в убытке. На следующий год он уже бросается в другую крайность. Из-за постоянно меняющегося спроса и скачущих цен экономическая эффективность хозяйства сводится к минимуму. За таким рынком трудно угнаться. Тем более рассчитывать на то, что будешь с прибылью. Мы же считаем, что ни от чего отказываться не надо. Наоборот, необходимо увеличивать количеством направлений. И если одно невыгодно сегодня, его перекроет другое, более востребованное. А в целом все равно получится прибыльно.

Скажем, производство молока сегодня нерентабельно – слишком низкие закупочные цены на сырье, зато мясо востребовано и выращивание свиней, которым занимается наше предприятие, доходно.  Однако мы не собираемся отказываться от молочного животноводства. Напротив, будем наращивать объемы, и через год вместо 660 коров у нас будет 1200. В конце концов, нерентабельное производство обязательно «выстрелит». Так выглядит наша экономическая горизонталь, по нынешним меркам – совсем не рыночная.

- Но все же на рынок вы выходите, а там свои законы – конкуренция, колебания потребительского спроса. Как с этим быть?

- На этапе реализации продукции подключается другой элемент системы – внутренняя интеграция цехов и служб агрокомплекса. Мы не пользуемся никакими посредническими услугами, а выходим на рынок напрямую – реализуем, например, мясо в собственных торговых точках. Их 23 на трех омских рынках. Связь с ними четко отлажена. Каждый день в убойном цехе готовится столько свинины, сколько заказывают продавцы, не больше и не меньше. И получается двойной эффект – отсутствие расходов на услуги ритейла стабилизирует цену, а за счет прямых поставок сохраняется высокое качество продукции. В итоге обе стороны в выигрыше – и производители и покупатели. Такую же схему, как только в ближайшее время  откроем молочный цех, наладим с молоком. Мы не зависим от рынка, поэтому его не боимся. На первый взгляд модель сложная, но именно она подходит для российских условий. Европейский вариант нам не годится, потому что там цены на сырье и готовую продукцию достаточно стабильные, и фермерам нет надобности заниматься многопрофильным хозяйством. А в наших условиях без собственной экономической страховки не обойтись.  

- Как долго вы сможете держать оборону против рынка?

- Наверное, достаточно долго. Мы ведь не работаем вслепую, на предприятии разработан стратегический план развития на несколько лет вперед, а тактика его реализации постоянно корректируются. Но не хотелось бы затягивать это противостояние. Думаю, ситуация должна измениться. И произойдет это тогда, когда государственное влияние на сельскохозяйственный сектор станет более жестким. Как, например, ослабить монополию переработчиков на «молочные» цены? Для начала организовать государственное предприятие по закупу сырья. Одновременно увеличить налоги на каждый прибавленный к цене рубль. Иначе говоря, хочешь заниматься молоком – держись в установленных ценовых рамках. Что еще важно? – К покупателям должна идти прямая дорога, особенно малоимущим. Для этого необходимо организовать сеть рынков, где сельхозпродукция будет реализовываться напрямую от производителя потребителю. Тогда жизненно важные продукты питания станут дешевле, а значит доступней широким слоям населения. Обороты реализации возрастут, и товаропроизводители смогут вкладывать гораздо больше средств в развитие отрасли, нежели это происходит сейчас. В конечном итоге подобные меры скажутся на снижении себестоимости продукции сельского хозяйства. Только при этом условии отечественное сельхозпроизводство может конкурировать с зарубежным.  

1046

Сергей Александрович Головачев – генеральный директор «Агрокомплекса Ударный». Родился в селе Сухое Горьковского района, школу окончил в селе Новотроицкое Нижнеомского района. Диплом инженера-строителя получил в СибАДИ. Семь лет назад увлекся идеей создания динамично развивающегося сельхозпроизводства. Вместе с единомышленниками взялся  за возрождение производственной базы полностью разваленного совхоза «Ударный» в Горьковском районе. Сегодня это один из крупнейших агрокомплексов в регионе. Здесь производится свыше одной тысячи тонн мяса в год. В ближайшие 2-3 года предприятие планирует расширить сферу сельхозпроизводства и увеличить выпуск товарной продукции вдвое, а количество обрабатываемой земли в три раза.

- Сергей Александрович, для начала хотелось бы узнать, чем же Вас привлекли развалины бывшего совхоза?

- Во-первых, жизнь села мне не безразлична, хотя не только патриотические чувства тут сыграли роль. Дело в том, что сельскохозяйственное производство одна из наиболее перспективных отраслей. Ведь ни при каких обстоятельствах человек не откажется от еды, значит заниматься выпуском продуктов питания должно быть выгодно, даже больше, чем переработкой нефти – этого общепринятого эталона успешного бизнеса. Только работать в этом секторе по старинке нельзя. Современные технологи плюс экономика со всеми ее фундаментальными составляющими такими, как рентабельность, прибыль, себестоимость – вот формула успешного ведения хозяйства.

- Знакомые термины. Скорее всего, они многим известны. Вы применяете их каким-то особым способом?

- Да мы создали собственную систему управления  производством.

Суть ее в следующем: диверсификация отрасли по горизонтали и интеграция служб по вертикали – все это внутри одного агрокомплекса. Поясню. Существующие рыночные отношения весьма хаотичны – сегодня, к примеру, востребована пшеница и все начинают сеять зерно. В результате – перепроизводство, спад цен, крестьянин в убытке. На следующий год он уже бросается в другую крайность. Из-за постоянно меняющегося спроса и скачущих цен экономическая эффективность хозяйства сводится к минимуму. За таким рынком трудно угнаться. Тем более рассчитывать на то, что будешь с прибылью. Мы же считаем, что ни от чего отказываться не надо. Наоборот, необходимо увеличивать количеством направлений. И если одно невыгодно сегодня, его перекроет другое, более востребованное. А в целом все равно получится прибыльно.

Скажем, производство молока сегодня нерентабельно – слишком низкие закупочные цены на сырье, зато мясо востребовано и выращивание свиней, которым занимается наше предприятие, доходно.  Однако мы не собираемся отказываться от молочного животноводства. Напротив, будем наращивать объемы, и через год вместо 660 коров у нас будет 1200. В конце концов, нерентабельное производство обязательно «выстрелит». Так выглядит наша экономическая горизонталь, по нынешним меркам – совсем не рыночная.

- Но все же на рынок вы выходите, а там свои законы – конкуренция, колебания потребительского спроса. Как с этим быть?

- На этапе реализации продукции подключается другой элемент системы – внутренняя интеграция цехов и служб агрокомплекса. Мы не пользуемся никакими посредническими услугами, а выходим на рынок напрямую – реализуем, например, мясо в собственных торговых точках. Их 23 на трех омских рынках. Связь с ними четко отлажена. Каждый день в убойном цехе готовится столько свинины, сколько заказывают продавцы, не больше и не меньше. И получается двойной эффект – отсутствие расходов на услуги ритейла стабилизирует цену, а за счет прямых поставок сохраняется высокое качество продукции. В итоге обе стороны в выигрыше – и производители и покупатели. Такую же схему, как только в ближайшее время  откроем молочный цех, наладим с молоком. Мы не зависим от рынка, поэтому его не боимся. На первый взгляд модель сложная, но именно она подходит для российских условий. Европейский вариант нам не годится, потому что там цены на сырье и готовую продукцию достаточно стабильные, и фермерам нет надобности заниматься многопрофильным хозяйством. А в наших условиях без собственной экономической страховки не обойтись.  

- Как долго вы сможете держать оборону против рынка?

- Наверное, достаточно долго. Мы ведь не работаем вслепую, на предприятии разработан стратегический план развития на несколько лет вперед, а тактика его реализации постоянно корректируются. Но не хотелось бы затягивать это противостояние. Думаю, ситуация должна измениться. И произойдет это тогда, когда государственное влияние на сельскохозяйственный сектор станет более жестким. Как, например, ослабить монополию переработчиков на «молочные» цены? Для начала организовать государственное предприятие по закупу сырья. Одновременно увеличить налоги на каждый прибавленный к цене рубль. Иначе говоря, хочешь заниматься молоком – держись в установленных ценовых рамках. Что еще важно? – К покупателям должна идти прямая дорога, особенно малоимущим. Для этого необходимо организовать сеть рынков, где сельхозпродукция будет реализовываться напрямую от производителя потребителю. Тогда жизненно важные продукты питания станут дешевле, а значит доступней широким слоям населения. Обороты реализации возрастут, и товаропроизводители смогут вкладывать гораздо больше средств в развитие отрасли, нежели это происходит сейчас. В конечном итоге подобные меры скажутся на снижении себестоимости продукции сельского хозяйства. Только при этом условии отечественное сельхозпроизводство может конкурировать с зарубежным.  

1046