Поиск

В конце января в областном министерстве культуры был определен победитель конкурса на лучший проект памятника омичам – труженикам тыла (см. фото). Новый и столь значимый для города мемориал к 65-летию Победы создаст скульптор Сергей Норышев. Корреспондент РИА «Омск-Информ» Екатерина Мошкина побывала в мастерской у автора самого известного омского памятника – «Любочки» и узнала, над чем мечтает поработать Сергей Норышев и чего, по его мнению, так не хватает нашему городу…

- Сергей Викторович, расскажите о своей будущей работе – памятнике омичам – труженикам тыла: как создавался эскиз, что вы хотели отразить в проекте?

Ну, во-первых, в конкурсе победил наш совместный проект с архитектором Игорем Вахитовым. Конечно, работать над заданием министерства культуры было очень интересно, хотя сначала идея памятника не вырисовывалась…Замысел стал рождаться постепенно, как бы «картинками»: я понял, что в мемориале обязательно должны быть мать и дитя, девушка, идущая на покос, рабочий и рабочая… Потом пришла мысль, что нужно отразить и крестьянство Омской области, которое давало хлеб, врачей – ведь в Омске было несколько тыловых госпиталей. Так разрозненные задумки скомпоновались в целостную композицию: врачи, труженики села и труженики города, рабочие – памятник представился в виде поезда-эшелона, увозившего из нашей области хлеб, самолеты, танки, пушки, снаряды и, конечно, солдат, которые уезжали воевать и возвращались домой.  Мне хотелось отразить 3 поколения – наших прадедов-стариков, их детей – участников войны и тыловиков, и поколение наших отцов, которые в те годы были детьми…

- Насколько важен для Омска, на ваш взгляд, такой мемориал?

Очень важен. Да он и создается по инициативе и просьбе ветеранов-тружеников тыла, которые здесь жили и работали, которые и сегодня здравствуют. Однажды я присутствовал на монументальной комиссии, и на нее пришел ветеран войны – летчик-штурмовик… Он рассказал длинную историю про то, как еще до окончания войны их часть расформировали под Берлином, и он поехал в отпуск в Омск, к своей матери. Вернувшись сюда, он понял: если бы тыл не помогал, войну мы бы выиграли с гораздо большими потерями. Это ведь как в любой семье – если есть тыл, то и семья остается, если тыла нет – семья разваливается! Причем, неважно, с какой стороны тыл - жены или мужа.

- Памятник будет установлен на пересечении улиц Маяковского и Лизы Чайкиной – насколько удачным вам кажется выбор места?

Одним из условий конкурса была установка мемориала именно в Октябрьском округе – а где именно, участники должны были определить сами. Это место выбрал Игорь Вахитов, и уже сейчас все говорят, что это очень удачное место. Я согласен – ведь это промышленный район, здесь рядом все крупные заводы – «Омскшина», ПО «Полет», имени П.И.Баранова…

- Как долго будет вестись работа над созданием памятника?

Министерство культуры Омской области настаивает на том, что памятник должен быть установлен к 9 мая 2010 года, к 65-летию Победы. Как получится на деле – сказать сложно, ведь пока мы просто выиграли конкурс… Но, по моему опыту, чтобы нормально, четко и без напряжения завершить работу над таким произведением, начинать нужно было еще в январе прошлого года… А срочная работа – это настоящий бой, ведь подобные вещи нужно делать спокойно и размеренно, тогда и получится качественнее.

- Сергей Викторович, ваши скульптуры «Любочка» и «Степан» уже многие годы являются настоящей визитной карточкой Омска. Вам приятна такая популярность?

Это не мои работы популярны, это просто в нашем городе по каким-то причинам практически мало, что делается. Вот и все. На то, что сделано, и обращают внимание. Работ хороших в Омске много: это произведения  Анатолия Цимбала, и Виктора Погодина, и Федора Бугаенко, и Владимира Шамардина, и Василия Трофимчука – все они создавали лицо города, этого нельзя забывать…

- Но нельзя и отрицать того, что ваши произведения - самые любимые для горожан и туристов…

Может, потому что они отражают другой художественный подход – максимально приблизить произведение к человеку. Это ведь не монументы, а скульптуры городской среды – их можно обойти, потрогать, рассмотреть. Такой принцип используется скульпторами во всем мире: скульптуру ставят прямо на землю, не возвышая на монумент - людям психологически больше нравятся приземленные скульптуры, с которыми можно сфотографироваться, которые можно внимательно рассмотреть. А то, что удалено от них, считается более недоступным, возвышенным. Это просто два подхода к художественному произведению.

- А какие работы ваших коллег-скульпторов вам по душе как жителю Омска?

Мне нравятся вырубленные из гранита бюсты героев гражданской войны, что около Краеведческого музея, очень нравился мне и памятник Карою Лигети. Были и еще интересные работы, которые сегодня просто разрушены – медно-чеканные произведения Владимира Шамардина в Октябрьском округе, от них ничего не осталось, а ведь они тоже делали лицо города…

- Омску не хватает скульптур и памятников?

Да, не хватает. Последний хороший монумент – очень красивый, добротный памятник Врубелю Михаила Ногина. А вообще я считаю, чем больше город сам себя украшает, тем лучше. А чем это можно сделать? Можно и декоративной пластикой, декоративными формами из шамота, меди, покрашенного бетона, скульптурами городской среды, монументальной скульптурой или монументальной живописью – это общеизвестные вещи, от них нельзя отказываться, к ним нужно вернуться!

- Какие города среди скульпторов считаются в этом плане более развитыми, где найден компромисс между количеством и качеством?

По этим вещам лидируют, конечно, Москва и Санкт-Петербург – там действительно заказывают и устанавливают памятники и скульптуры. Хорошо украшают сами себя и Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск…

- Над чем вам больше всего нравится работать?

Над заказами! Чем больше заказов, тем лучше. Скульптор и художник чем живет? Когда работа есть. А когда ее нет, тогда, конечно, скучно. В общем-то, мне все интересно - и современность, и история.

- А какой памятник вы бы хотели создать для Омска?

Я бы хотел поработать над конным памятником – он считается хорошим украшением любого города. Человек и конь - это было бы очень интересно. Такой памятник можно было бы создать, к примеру, тому же скульптору Петру Клодту, который поставил четыре  конных скульптуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Он ведь учился в Войсковом училище Сибирского казачьего войска, нынешнем Кадетском корпусе. Можно было бы одну из его конных скульптур сделать один к одному, а рядом поставить скульптуру самого Клодта – это был бы весьма интересный памятник.

Или можно было бы увековечить первопроходца Бухгольца на коне – со шпагой, в одежде петровской эпохи, в ботфортах – было бы здорово, а пока в память Бухгольцу установлена лишь мемориальная доска, которая изрядно обветшала.

- Сергей Викторович, а что является самым сложным в работе скульптора?

Наверное, конечный этап – когда переводишь идею в материал. А так работа скульптора и творческая, и тяжелая...  Все делается руками - и глина месится, и гипс формуется, и бетон заквашивается, и в бронзу отливается – ничего легкого нет.

- Над чем вы трудитесь сейчас?

Со 2 марта в Омске будет проходить Международный конкурс скрипачей им. Ю.И.  Янкелевича, приуроченный к 100-летию музыканта. К этому времени я должен закончить памятный знак Юрию Янкелевичу, над которым работаю со 2 января.

- Спасибо за беседу!

В конце января в областном министерстве культуры был определен победитель конкурса на лучший проект памятника омичам – труженикам тыла (см. фото). Новый и столь значимый для города мемориал к 65-летию Победы создаст скульптор Сергей Норышев. Корреспондент РИА «Омск-Информ» Екатерина Мошкина побывала в мастерской у автора самого известного омского памятника – «Любочки» и узнала, над чем мечтает поработать Сергей Норышев и чего, по его мнению, так не хватает нашему городу…

- Сергей Викторович, расскажите о своей будущей работе – памятнике омичам – труженикам тыла: как создавался эскиз, что вы хотели отразить в проекте?

Ну, во-первых, в конкурсе победил наш совместный проект с архитектором Игорем Вахитовым. Конечно, работать над заданием министерства культуры было очень интересно, хотя сначала идея памятника не вырисовывалась…Замысел стал рождаться постепенно, как бы «картинками»: я понял, что в мемориале обязательно должны быть мать и дитя, девушка, идущая на покос, рабочий и рабочая… Потом пришла мысль, что нужно отразить и крестьянство Омской области, которое давало хлеб, врачей – ведь в Омске было несколько тыловых госпиталей. Так разрозненные задумки скомпоновались в целостную композицию: врачи, труженики села и труженики города, рабочие – памятник представился в виде поезда-эшелона, увозившего из нашей области хлеб, самолеты, танки, пушки, снаряды и, конечно, солдат, которые уезжали воевать и возвращались домой.  Мне хотелось отразить 3 поколения – наших прадедов-стариков, их детей – участников войны и тыловиков, и поколение наших отцов, которые в те годы были детьми…

- Насколько важен для Омска, на ваш взгляд, такой мемориал?

Очень важен. Да он и создается по инициативе и просьбе ветеранов-тружеников тыла, которые здесь жили и работали, которые и сегодня здравствуют. Однажды я присутствовал на монументальной комиссии, и на нее пришел ветеран войны – летчик-штурмовик… Он рассказал длинную историю про то, как еще до окончания войны их часть расформировали под Берлином, и он поехал в отпуск в Омск, к своей матери. Вернувшись сюда, он понял: если бы тыл не помогал, войну мы бы выиграли с гораздо большими потерями. Это ведь как в любой семье – если есть тыл, то и семья остается, если тыла нет – семья разваливается! Причем, неважно, с какой стороны тыл - жены или мужа.

- Памятник будет установлен на пересечении улиц Маяковского и Лизы Чайкиной – насколько удачным вам кажется выбор места?

Одним из условий конкурса была установка мемориала именно в Октябрьском округе – а где именно, участники должны были определить сами. Это место выбрал Игорь Вахитов, и уже сейчас все говорят, что это очень удачное место. Я согласен – ведь это промышленный район, здесь рядом все крупные заводы – «Омскшина», ПО «Полет», имени П.И.Баранова…

- Как долго будет вестись работа над созданием памятника?

Министерство культуры Омской области настаивает на том, что памятник должен быть установлен к 9 мая 2010 года, к 65-летию Победы. Как получится на деле – сказать сложно, ведь пока мы просто выиграли конкурс… Но, по моему опыту, чтобы нормально, четко и без напряжения завершить работу над таким произведением, начинать нужно было еще в январе прошлого года… А срочная работа – это настоящий бой, ведь подобные вещи нужно делать спокойно и размеренно, тогда и получится качественнее.

- Сергей Викторович, ваши скульптуры «Любочка» и «Степан» уже многие годы являются настоящей визитной карточкой Омска. Вам приятна такая популярность?

Это не мои работы популярны, это просто в нашем городе по каким-то причинам практически мало, что делается. Вот и все. На то, что сделано, и обращают внимание. Работ хороших в Омске много: это произведения  Анатолия Цимбала, и Виктора Погодина, и Федора Бугаенко, и Владимира Шамардина, и Василия Трофимчука – все они создавали лицо города, этого нельзя забывать…

- Но нельзя и отрицать того, что ваши произведения - самые любимые для горожан и туристов…

Может, потому что они отражают другой художественный подход – максимально приблизить произведение к человеку. Это ведь не монументы, а скульптуры городской среды – их можно обойти, потрогать, рассмотреть. Такой принцип используется скульпторами во всем мире: скульптуру ставят прямо на землю, не возвышая на монумент - людям психологически больше нравятся приземленные скульптуры, с которыми можно сфотографироваться, которые можно внимательно рассмотреть. А то, что удалено от них, считается более недоступным, возвышенным. Это просто два подхода к художественному произведению.

- А какие работы ваших коллег-скульпторов вам по душе как жителю Омска?

Мне нравятся вырубленные из гранита бюсты героев гражданской войны, что около Краеведческого музея, очень нравился мне и памятник Карою Лигети. Были и еще интересные работы, которые сегодня просто разрушены – медно-чеканные произведения Владимира Шамардина в Октябрьском округе, от них ничего не осталось, а ведь они тоже делали лицо города…

- Омску не хватает скульптур и памятников?

Да, не хватает. Последний хороший монумент – очень красивый, добротный памятник Врубелю Михаила Ногина. А вообще я считаю, чем больше город сам себя украшает, тем лучше. А чем это можно сделать? Можно и декоративной пластикой, декоративными формами из шамота, меди, покрашенного бетона, скульптурами городской среды, монументальной скульптурой или монументальной живописью – это общеизвестные вещи, от них нельзя отказываться, к ним нужно вернуться!

- Какие города среди скульпторов считаются в этом плане более развитыми, где найден компромисс между количеством и качеством?

По этим вещам лидируют, конечно, Москва и Санкт-Петербург – там действительно заказывают и устанавливают памятники и скульптуры. Хорошо украшают сами себя и Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск…

- Над чем вам больше всего нравится работать?

Над заказами! Чем больше заказов, тем лучше. Скульптор и художник чем живет? Когда работа есть. А когда ее нет, тогда, конечно, скучно. В общем-то, мне все интересно - и современность, и история.

- А какой памятник вы бы хотели создать для Омска?

Я бы хотел поработать над конным памятником – он считается хорошим украшением любого города. Человек и конь - это было бы очень интересно. Такой памятник можно было бы создать, к примеру, тому же скульптору Петру Клодту, который поставил четыре  конных скульптуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Он ведь учился в Войсковом училище Сибирского казачьего войска, нынешнем Кадетском корпусе. Можно было бы одну из его конных скульптур сделать один к одному, а рядом поставить скульптуру самого Клодта – это был бы весьма интересный памятник.

Или можно было бы увековечить первопроходца Бухгольца на коне – со шпагой, в одежде петровской эпохи, в ботфортах – было бы здорово, а пока в память Бухгольцу установлена лишь мемориальная доска, которая изрядно обветшала.

- Сергей Викторович, а что является самым сложным в работе скульптора?

Наверное, конечный этап – когда переводишь идею в материал. А так работа скульптора и творческая, и тяжелая...  Все делается руками - и глина месится, и гипс формуется, и бетон заквашивается, и в бронзу отливается – ничего легкого нет.

- Над чем вы трудитесь сейчас?

Со 2 марта в Омске будет проходить Международный конкурс скрипачей им. Ю.И.  Янкелевича, приуроченный к 100-летию музыканта. К этому времени я должен закончить памятный знак Юрию Янкелевичу, над которым работаю со 2 января.

- Спасибо за беседу!