Поиск

Директор Омской драмы рассказал, зачем приезжают Ицков и Кузнецов, что хранится в контейнерах у театра и почему центр города «уплывает».

Юбилейный, 145-й театральный сезон для Омской драмы начался бурно. Зрители уже увидели две премьеры – вечную комедию Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и  моноспектакль Ивана Маленьких «Онегин. Избранные страницы». В октябре театр в полном составе побывал с гастролями в Москве. На сценических площадках Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова омичи показали шесть спектаклей при аншлагах. На днях стало известно, что Омская драма выдвинута на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в девяти номинациях со спектаклями «Время секонд хэнд» и «Отец».

Директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин прокомментировал  РИА «Омск-информ» эти и другие события, а также рассказал, что ждет театралов в ближайшие месяцы.

– Виктор Прокопьевич, что удалось почерпнуть в Москве во время гастролей, какие впечатления от работы на вахтанговских сценах?

– Напомню, что соглашение о сотрудничестве между двумя нашими театрами было подписано еще при жизни Михаила Ульянова. Вахтанговцы в рамках этого документа несколько раз были с гастролями в Омске, привозили и свою легендарную постановку «Принцесса Турандот». В этом году гастрольные спектакли вахтанговцев стали «ядром» фестиваля «Академия». Омичи увидели одни из лучших постановок, в числе которых «Евгений Онегин», «Медея», «Наш класс».

Мы ездили с обменными гастролями в Москву первый раз в 2007 году, и вот снова, спустя 11 лет. По моим наблюдениям, в течение последних лет десяти вахтанговский театр совершил огромный рывок вперед. Сегодня он один из самых лучших по современному театральному оснащению в стране. Самое большое количество сцен, а их у театра шесть, позволяет показывать более 1600 спектаклей в год и зарабатывать приличные деньги. В этом заслуга и директора театра Кирилла Крока, и художественного руководителя Римаса Туминаса.

Все наши спектакли в Москве нашли прекрасный отклик, в том числе и у театральной публики – критиков, столичных артистов. В зале были представители  фонда поддержки гастрольной деятельности, Министерства культуры России. На открытие гастролей пришли сенатор от Омской области Елена Мизулина с дочерью, специально прилетал наш губернатор Александр Бурков. Было много представителей «Омского землячества»,  председатель этой организации Людмила Козловская, экс-мэр Валерий Рощупкин. На «Три товарища», которым мы закрывали программу, пришел еще один наш известный земляк,  политик Сергей Бабурин с огромным букетом белых роз. Залы были переполнены: овации, цветы... Конечно, такой успех вдохновляет, окрыляет. Гастроли – это проверка  для всего коллектива. Мы ее прошли и убедились, что наш театр находится в очень хорошем творческом состоянии.

– Подтверждением этому  выводу можно считать и недавнее  выдвижение работ Омской драмы на национальную премию «Золотая маска»?

– Конечно. Получилось, что не совсем театральный спектакль «Время секонд хэнд», поставленный по документальной прозе Светланы Алексиевич,  мы попробовали и на своем, и на московском зрителе. Хорошо приняла его не только публика, но и театральные специалисты. Сам спектакль, а также актерские и режиссерские работы номинированы на национальную премию «Золотая маска».  Вторым спектаклем-номинантом стала трагедия «Отец». Не так давно в престижном специализированном издании «Петербургский театральный журнал» известный критик Владимир Спешков очень высоко оценил эту работу, назвав ее «настоящим образцом того самого психологического театра». В целом наш театр претендует на 9 премий. Номинированы сами постановки, а также работы режиссеров и актеров.

– Сезон начался с премьер, причем на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» просто невозможно попасть, видимо, по комедиям зрители соскучились. На камерной сцене хорошо приняли моноспектакль «Онегин. Избранные страницы». Что еще на подходе?

– Открытие юбилейного сезона действительно получилось ярким и сочным. Классическую комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке столичного режиссера Александра Кузина зрители приняли с восторгом, все билеты сразу же были проданы на два месяца вперед.  «Онегин. Избранные страницы» – моноспектакль Ивана Маленьких на камерной сцене. Такая форма неплохо приживается, это уже третий наш моноспектакль.

С лета идут репетиции спектакля по повести Чехова «Рассказ неизвестного человека». Молодой столичный режиссер Егор Равинский, получивший на постановку грант Министерства культуры РФ, из всех театров страны выбрал наш, чему мы очень рады. Егор работает кропотливо и вдумчиво. Премьерный показ состоится 24 ноября. Параллельно  главный режиссер театра Георгий Цхвирава работает над, как мы условно это называем, «второй серией» «Чертовой дюжины» по рассказам Аверченко. Думаю, что премьеру мы увидим в феврале следующего года. Питерский режиссер Марат Гацалов  взялся за постановку в нашем театре пьесы Евгения  Шварца «Дракон». Работать он начнет в марте, премьеру планируем под занавес театрального сезона. Режиссер из Санкт-Петербурга Александр Баргман, известный омской публике по спектаклям «Лжец» и «На чемоданах», в апреле выпустит премьеру по пьесе Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Георгий Зурабович решил поставить чеховского «Дядю Ваню», на камерной сцене уже прошло распределение ролей. Пока не ясно, успеет сдать его в конце сезона или будет переход на следующий.

– Что запланировано показать на фестивале «Золотая маска» в Омске?

– На традиционный фестиваль «Золотая маска», который проводится раз в два года и запланирован на май, ждем ряд федеральных и столичных театров. Уже известно, что  Александрийский театр привезет очень необычный спектакль «Чук и Гек». Также к нам приедут Московский академический театр им. Маяковского и Театр «Мастерская» из Санкт-Петербурга.

– Вы продолжаете участвовать в программе «Большие гастроли»?

– Конечно, это прекрасная возможность выехать самим, ощутить реакции незнакомой аудитории, проверить себя на других площадках, а также привезти в Омск театральные коллективы. В конце мая ждем с гастролями Ярославский академический театр драмы. Худрук этого театра Евгений Марчелли хорошо известен омичам, несколько лет он был главным режиссером в Омской драме. В начале июня следующего года предстоят обменные гастроли с Астраханским академическим драматическим театром. Они будут работать в Омске, а мы у них.

– Уже известно, кто приедет на творческий вечер к 100-летию руководителя Омской драмы  в 60–80-е годы Мигдата Ханжарова?

– Пригласили всех, кто с ним работал в Омске и ныне здравствует. Шестнадцать человек подтвердили и приедут из Москвы, Санкт-Петербурга, из-за рубежа, в том числе Юрий Ицков, Николай Чиндяйкин, Юрий Кузнецов, Сергей Лысов, Борис Мездрич. В качестве сценаристов и режиссеров выступают Олег Теплоухов и Николай Ханжаров (сын Магдата Нуртдиновича). Вечер состоится 28 ноября в 19 часов.

– Складывается впечатление: Омская драма в свои 145 лет крепко стоит на ногах. Каковы перспективы, что-то хорошее услышали в бюджетном послании губернатора? Может быть, чего-то театру не хватает?

– Главное в театре – это репертуар, спектакли, зритель, сборы. Продаются билеты хорошо, даже на давно идущие спектакли, а премьеры проходят с аншлагами. Уже несколько лет подряд театр ежегодно получает президентский грант. Благодаря этому 90 творческих сотрудников театра имеют более высокую зарплату. Сегодня наши артисты по оплате труда находятся на уровне москвичей. Но чтобы президентский  грант продлили, нужно заниматься творческой работой, которая не ограничивается постановкой спектаклей.  Мы проводим театральную работу среди населения. У нас действует Лаборатория современной драматургии, ежемесячно читаются лекции ведущих театральных деятелей, критиков и так далее.  В ноябре впервые запускаем «Школу театрального блогера». Людей, пишущих о театре  в соцсети, «прокачают» опытные журналисты и вузовские преподаватели. Все это в целом  работает на наше продвижение.

В бюджетном послании омского губернатора услышал для себя главное – расходы на театр, культуру в целом в 2019 году будут не ниже, чем в 2018-м. К тому же 2019-й объявлен в России Годом театра. И мы надеемся  на особое, повышенное внимание ко всем театрам региона. Скоро должны войти в новый репетиционный зал на ул. Гагарина, 22. Его реставрация затянулась по целому ряду причин. Театру остро не хватает площадей – репетиционных, под реквизит, часть декораций вынуждены держать на улице в контейнерах. Не хватает как минимум еще одной сцены. Вот просим у города передать нам здание недостроенной казармы. Требуется переоснащение сцены основной, не все ладно со светом. В 2004 году была модернизация, внедрены новые технологии, но с тех пор мир шагнул далеко вперед, появились новые цифровые технологии и т. д. Надо постоянно развиваться. Ряд известных омских бизнесменов выразили согласие войти в попечительский совет нашего театра, надеюсь, что возглавит этот орган губернатор Александр Леонидович Бурков. Задач предстоит решить немало.

Сегодня по-настоящему тревожит, что после реставрационных работ компании «Идеал-строй»  на улице Ленина нарушены дренажные системы, грунтовая вода перестала уходить в Омку. Специалисты выяснили, что грунтовые воды подтапливают фундамент драмтеатра, это касается и других исторических зданий. Ситуация более чем серьезная. К примеру, фундамент нашего здания – это кирпичная кладка 1905 года. Тогда раствор замешивали из извести и яиц, вода может нанести фундаменту непоправимый вред. Мы, конечно, принимаем меры, но вопрос в том, что спасать от подтопления необходимо весь исторический центр Омска.

Директор Омской драмы рассказал, зачем приезжают Ицков и Кузнецов, что хранится в контейнерах у театра и почему центр города «уплывает».

Юбилейный, 145-й театральный сезон для Омской драмы начался бурно. Зрители уже увидели две премьеры – вечную комедию Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и  моноспектакль Ивана Маленьких «Онегин. Избранные страницы». В октябре театр в полном составе побывал с гастролями в Москве. На сценических площадках Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова омичи показали шесть спектаклей при аншлагах. На днях стало известно, что Омская драма выдвинута на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в девяти номинациях со спектаклями «Время секонд хэнд» и «Отец».

Директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин прокомментировал  РИА «Омск-информ» эти и другие события, а также рассказал, что ждет театралов в ближайшие месяцы.

– Виктор Прокопьевич, что удалось почерпнуть в Москве во время гастролей, какие впечатления от работы на вахтанговских сценах?

– Напомню, что соглашение о сотрудничестве между двумя нашими театрами было подписано еще при жизни Михаила Ульянова. Вахтанговцы в рамках этого документа несколько раз были с гастролями в Омске, привозили и свою легендарную постановку «Принцесса Турандот». В этом году гастрольные спектакли вахтанговцев стали «ядром» фестиваля «Академия». Омичи увидели одни из лучших постановок, в числе которых «Евгений Онегин», «Медея», «Наш класс».

Мы ездили с обменными гастролями в Москву первый раз в 2007 году, и вот снова, спустя 11 лет. По моим наблюдениям, в течение последних лет десяти вахтанговский театр совершил огромный рывок вперед. Сегодня он один из самых лучших по современному театральному оснащению в стране. Самое большое количество сцен, а их у театра шесть, позволяет показывать более 1600 спектаклей в год и зарабатывать приличные деньги. В этом заслуга и директора театра Кирилла Крока, и художественного руководителя Римаса Туминаса.

Все наши спектакли в Москве нашли прекрасный отклик, в том числе и у театральной публики – критиков, столичных артистов. В зале были представители  фонда поддержки гастрольной деятельности, Министерства культуры России. На открытие гастролей пришли сенатор от Омской области Елена Мизулина с дочерью, специально прилетал наш губернатор Александр Бурков. Было много представителей «Омского землячества»,  председатель этой организации Людмила Козловская, экс-мэр Валерий Рощупкин. На «Три товарища», которым мы закрывали программу, пришел еще один наш известный земляк,  политик Сергей Бабурин с огромным букетом белых роз. Залы были переполнены: овации, цветы... Конечно, такой успех вдохновляет, окрыляет. Гастроли – это проверка  для всего коллектива. Мы ее прошли и убедились, что наш театр находится в очень хорошем творческом состоянии.

– Подтверждением этому  выводу можно считать и недавнее  выдвижение работ Омской драмы на национальную премию «Золотая маска»?

– Конечно. Получилось, что не совсем театральный спектакль «Время секонд хэнд», поставленный по документальной прозе Светланы Алексиевич,  мы попробовали и на своем, и на московском зрителе. Хорошо приняла его не только публика, но и театральные специалисты. Сам спектакль, а также актерские и режиссерские работы номинированы на национальную премию «Золотая маска».  Вторым спектаклем-номинантом стала трагедия «Отец». Не так давно в престижном специализированном издании «Петербургский театральный журнал» известный критик Владимир Спешков очень высоко оценил эту работу, назвав ее «настоящим образцом того самого психологического театра». В целом наш театр претендует на 9 премий. Номинированы сами постановки, а также работы режиссеров и актеров.

– Сезон начался с премьер, причем на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» просто невозможно попасть, видимо, по комедиям зрители соскучились. На камерной сцене хорошо приняли моноспектакль «Онегин. Избранные страницы». Что еще на подходе?

– Открытие юбилейного сезона действительно получилось ярким и сочным. Классическую комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке столичного режиссера Александра Кузина зрители приняли с восторгом, все билеты сразу же были проданы на два месяца вперед.  «Онегин. Избранные страницы» – моноспектакль Ивана Маленьких на камерной сцене. Такая форма неплохо приживается, это уже третий наш моноспектакль.

С лета идут репетиции спектакля по повести Чехова «Рассказ неизвестного человека». Молодой столичный режиссер Егор Равинский, получивший на постановку грант Министерства культуры РФ, из всех театров страны выбрал наш, чему мы очень рады. Егор работает кропотливо и вдумчиво. Премьерный показ состоится 24 ноября. Параллельно  главный режиссер театра Георгий Цхвирава работает над, как мы условно это называем, «второй серией» «Чертовой дюжины» по рассказам Аверченко. Думаю, что премьеру мы увидим в феврале следующего года. Питерский режиссер Марат Гацалов  взялся за постановку в нашем театре пьесы Евгения  Шварца «Дракон». Работать он начнет в марте, премьеру планируем под занавес театрального сезона. Режиссер из Санкт-Петербурга Александр Баргман, известный омской публике по спектаклям «Лжец» и «На чемоданах», в апреле выпустит премьеру по пьесе Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Георгий Зурабович решил поставить чеховского «Дядю Ваню», на камерной сцене уже прошло распределение ролей. Пока не ясно, успеет сдать его в конце сезона или будет переход на следующий.

– Что запланировано показать на фестивале «Золотая маска» в Омске?

– На традиционный фестиваль «Золотая маска», который проводится раз в два года и запланирован на май, ждем ряд федеральных и столичных театров. Уже известно, что  Александрийский театр привезет очень необычный спектакль «Чук и Гек». Также к нам приедут Московский академический театр им. Маяковского и Театр «Мастерская» из Санкт-Петербурга.

– Вы продолжаете участвовать в программе «Большие гастроли»?

– Конечно, это прекрасная возможность выехать самим, ощутить реакции незнакомой аудитории, проверить себя на других площадках, а также привезти в Омск театральные коллективы. В конце мая ждем с гастролями Ярославский академический театр драмы. Худрук этого театра Евгений Марчелли хорошо известен омичам, несколько лет он был главным режиссером в Омской драме. В начале июня следующего года предстоят обменные гастроли с Астраханским академическим драматическим театром. Они будут работать в Омске, а мы у них.

– Уже известно, кто приедет на творческий вечер к 100-летию руководителя Омской драмы  в 60–80-е годы Мигдата Ханжарова?

– Пригласили всех, кто с ним работал в Омске и ныне здравствует. Шестнадцать человек подтвердили и приедут из Москвы, Санкт-Петербурга, из-за рубежа, в том числе Юрий Ицков, Николай Чиндяйкин, Юрий Кузнецов, Сергей Лысов, Борис Мездрич. В качестве сценаристов и режиссеров выступают Олег Теплоухов и Николай Ханжаров (сын Магдата Нуртдиновича). Вечер состоится 28 ноября в 19 часов.

– Складывается впечатление: Омская драма в свои 145 лет крепко стоит на ногах. Каковы перспективы, что-то хорошее услышали в бюджетном послании губернатора? Может быть, чего-то театру не хватает?

– Главное в театре – это репертуар, спектакли, зритель, сборы. Продаются билеты хорошо, даже на давно идущие спектакли, а премьеры проходят с аншлагами. Уже несколько лет подряд театр ежегодно получает президентский грант. Благодаря этому 90 творческих сотрудников театра имеют более высокую зарплату. Сегодня наши артисты по оплате труда находятся на уровне москвичей. Но чтобы президентский  грант продлили, нужно заниматься творческой работой, которая не ограничивается постановкой спектаклей.  Мы проводим театральную работу среди населения. У нас действует Лаборатория современной драматургии, ежемесячно читаются лекции ведущих театральных деятелей, критиков и так далее.  В ноябре впервые запускаем «Школу театрального блогера». Людей, пишущих о театре  в соцсети, «прокачают» опытные журналисты и вузовские преподаватели. Все это в целом  работает на наше продвижение.

В бюджетном послании омского губернатора услышал для себя главное – расходы на театр, культуру в целом в 2019 году будут не ниже, чем в 2018-м. К тому же 2019-й объявлен в России Годом театра. И мы надеемся  на особое, повышенное внимание ко всем театрам региона. Скоро должны войти в новый репетиционный зал на ул. Гагарина, 22. Его реставрация затянулась по целому ряду причин. Театру остро не хватает площадей – репетиционных, под реквизит, часть декораций вынуждены держать на улице в контейнерах. Не хватает как минимум еще одной сцены. Вот просим у города передать нам здание недостроенной казармы. Требуется переоснащение сцены основной, не все ладно со светом. В 2004 году была модернизация, внедрены новые технологии, но с тех пор мир шагнул далеко вперед, появились новые цифровые технологии и т. д. Надо постоянно развиваться. Ряд известных омских бизнесменов выразили согласие войти в попечительский совет нашего театра, надеюсь, что возглавит этот орган губернатор Александр Леонидович Бурков. Задач предстоит решить немало.

Сегодня по-настоящему тревожит, что после реставрационных работ компании «Идеал-строй»  на улице Ленина нарушены дренажные системы, грунтовая вода перестала уходить в Омку. Специалисты выяснили, что грунтовые воды подтапливают фундамент драмтеатра, это касается и других исторических зданий. Ситуация более чем серьезная. К примеру, фундамент нашего здания – это кирпичная кладка 1905 года. Тогда раствор замешивали из извести и яиц, вода может нанести фундаменту непоправимый вред. Мы, конечно, принимаем меры, но вопрос в том, что спасать от подтопления необходимо весь исторический центр Омска.