на правах рекламы
06:56
+13 $ 66.47 -0.54
77.75 -0.61

Только бизнес – ничего лишнего

от 03.09.18 в 07:01 версия для печати
Только бизнес – ничего лишнего

В бизнесе, как известно, нет места личным отношениям. Они просто отбрасываются в сторону, когда есть насущные коммерческие интересы.  

Средства массовой информации часто называют четвертой властью. Однако не менее часто в разговорах о СМИ вспоминают про вторую древнейшую профессию.

Как ни странно, но непримиримого противоречия между двумя этими характеристиками нет: когда власть – любая, не только четвертая – начинает собой торговать, одно легко перетекает в другое. Разумеется, процесс купли-продажи всегда прикрывается завесой пафосных рассуждений о гражданском долге и защите общественных интересов, но при ближайшем рассмотрении все оказывается грубо и просто.

Во время недавнего визита на завод технического углерода делегации правительства области, которую возглавлял руководитель региона Александр Бурков, помощница одного из министров задала вопрос: мол, почему такое замечательное предприятие подвергается медийным нападкам? Ну, что тут было ответить? Посоветовал обратить внимание на весьма ограниченный круг источников «плохой» информации.

По сути, их всего два – журнал «Бизнес-курс» и сайт «БК55», оба принадлежат омскому издателю Сергею Сусликову. Но они развили бешеную активность в медийном пространстве. За последние месяцы опубликованы десятки пышущих гневом материалов, якобы обличающих «Омсктехуглерод». Причем в них напрочь отсутствуют факты, которые позволяли бы хоть чем-то подкрепить разоблачения.

Доходит до смешного: в качестве едва ли не главного злодеяния завода подается возмещение ранее уплаченного им НДС. Но это же Налоговый кодекс, закон. Бесконечно муссируется тема экологии, хотя предприятие соблюдает все нормы и требования природоохранного законодательства. В конце концов, даже в кадровых назначениях топ-менеджеров «Омсктехуглерода» «БК55» ухитрился усмотреть некий чуть ли не криминальный подтекст. Ну, не высасывается больше ничего из пальца.

Совершенно очевидно, что никого эти публикации не разоблачают, ничего не вскрывают, они просто тупо решают задачу создания вокруг предприятия негативного информационного фона. Зачем? Теоретически нельзя, конечно, исключить, что медиамагнат вполне искренне считает оплевывание высокоэффективного и абсолютно законопослушного проекта своей духовной миссией, связанной с отправлением общественного долга, но, согласитесь, это предположение звучит как-то не очень убедительно. Гораздо более правдоподобной представляется другая версия: видимо, за все уплачено. Попробуйте придумать что-либо иное.

В таком случае возникает естественный вопрос: кто плательщик? То, что публичные атаки на «Омсктехуглерод» совпадают с интересами коррумпированных представителей силовых структур, которые на протяжении многих лет пытаются втянуть предприятие в свои криминальные схемы, понятно. Однако предположение, что именно люди в погонах выступают в роли финансовых спонсоров информационной войны, может их, пожалуй, даже оскорбить. Все-таки они привыкли получать, а не платить.

Впрочем, четвертая власть у нас так устроена, что в ней обычно, как в зеркале, отражаются все местные интриги, подковерные игры и клановые разборки. Посмотрев в это зеркало, с большой долей вероятности можно угадать кто, с кем и против кого дружит и, соответственно, заказывает «музыкальное сопровождение» в СМИ.

Возьмем, к примеру, в качестве иллюстрации громкое дело с тарифами «Омскгоргаза», которое привело за решетку депутата Заксобрания Сергея Калинина, а его многолетнего партнера, депутата Госдумы Андрея Голушко поставило в очень сложное положение. Конечно же, по этому поводу развернулось затяжное сражение в прессе. По всем фронтам, с полной мобилизацией ресурсов. Причем невооруженным глазом видно, на чьей стороне воюет то или иное издание.

Скажем, скандальную публикацию с витиеватой версией по жилищному вопросу заместителя областного прокурора Александра Лоренца и депутата Госдумы Виктора Шрейдера медийные аналитики сразу связали с именем Андрея Голушко: Андрей Иванович как бы нанес по своим процессуальным противникам ответный удар, наверное, посчитав, что лучшая защита – это нападение, по принципу: ложки нашлись, а осадочек остался.

Где появился материал? На сайте «БК55», после чего тема начала усиленно раскручиваться на других ресурсах. Зная омские реалии, можно предположить, что не сама собой. Организация полномасштабной информационной кампании явно обошлась ее заказчикам недешево. Следует признать, что удар был отчаянным, однако ожидаемых результатов заказчикам он, кажется, не принес.

В общем-то, нравится нам или нет, но компромат мнимый или реальный – хлеб журналистов. Нередко они даже платят деньги, чтобы его добыть и потом выдать сенсационный материал. Такова природа СМИ. А вот когда за его размещение (или, наоборот, за неразмещение) платят самой четвертой власти, это, согласитесь, выглядит уже как-то по-другому. В подобных случаях как раз и вспоминают про вторую древнейшую профессию.

К слову, на тему взаимоотношений медиамагната Сергея Сусликова с Андреем Голушко можно написать целую сагу. Было время, когда Сергей Сергеевич на страницах своего издания разоблачал олигарха Голушко, причем весьма профессионально и убедительно. А потом, неожиданно для многих наблюдателей, между ними вдруг возник тесный альянс – на почве совместного издания газеты «Ваш Ореол».

Поскольку до этого именно я управлял коммерческими делами газеты, могу сказать, что она тогда приносила весьма солидную прибыль. И при передаче активов Сергей Сергеевич приложил максимум усилий, чтобы ничего не упустить. Бизнес есть бизнес. Андрей Иванович, передавая газету в управление Сусликову, видимо, тоже думал, что он оказывается в выигрыше. Доходы от издательской деятельности для него большой роли не играли, зато полный контроль над двумя самыми «зубастыми» изданиями региона – «Вашим Ореолом» и «Бизнес-курсом» – стоил дорогого. Но просчитался, поскольку не учел специфический характер партнера.

Совместная деятельность, как и следовало ожидать, закончилась скандальным разводом и публичным битьем горшков. От чего пострадал главным образом «Ваш Ореол»: вновь оказавшаяся у  Голушко газета так и не смогла оправиться от пережитых катаклизмов. Вернуть ее в рынок в нынешних условиях вряд ли реально.

Ну, а расплевавшиеся партнеры продолжили жить каждый своей жизнью. Казалось бы, уже никакая сила не может их опять свести вместе. Однако в бизнесе, как известно, нет места личным отношениям. Они просто отбрасываются в сторону, когда есть насущные коммерческие интересы. И сейчас они, похоже, вновь совпали. По крайней мере, активная информационная поддержка, которую медиамагнат оказывает фигурантам дела о газовых тарифах, свидетельствует именно об этом.

«Омсктехглерод» ведь тоже имеет косвенное отношение к данному делу – именно он признан одним из потерпевших в результате манипуляций с тарифами сотрудниками «Омскгоргаза». И вряд ли можно считать случайным совпадением тот факт, что в своем спецпроекте в «Бизнес-курсе» Сусликов прямо обрушился по этому поводу на председателя совета директоров предприятия Валерия Каплуната, обвинив его в страшных моральных грехах и пособничестве силовикам.

Но при чем тут «Омсктехуглерод»? Есть заключение ФАС, есть экспертиза, которая подтверждена в Верховном суде, ведется следствие. Надо полагать, появятся и другие потерпевшие. Насколько мне известно, сейчас рассматривается вопрос в отношении «ТГК-11», хотя там все сложнее, поскольку речь идет об ущербе, нанесенном не самой компании, а ее потребителям, в основном физическим лицам. Очевидно, за граждан рано или поздно вступится прокуратура.

Ну, а пока идет закулисная война. С одной стороны, «Омсктехуглерод» непрерывно подвергается информационным бомбардировкам, а с другой – на руководителей предприятия выходят разные люди, с криминальными предложениями отказаться от статуса потерпевших и намекают на какие-то возможные бонусы. Такое вот комплексное воздействие.

Сказать по правде, как член совета директоров завода я не вижу законного механизма, как мы юридически можем отказаться от статуса потерпевшего, оставаясь в рамках закона.  

Думаю, что главная проблема владельцев «Омскгоргаза» как раз и заключается в том, что они построили бизнес на сомнительном фундаменте. Была ли использованная схема действительно криминальной, все точки расставит только суд, однако рискованной модель была точно. Очевидно, люди полагали, что располагают достаточным влиянием во властных, правоохранительных структурах, в СМИ, чтобы нейтрализовать возможные риски. И долгое время это получалось. Но особенность разных схем и «крыш» такова, что они рано или поздно рушатся.

«Омсктехуглерод» никогда не вступал ни в какие теневые отношения, чем, в первую очередь, и объясняется устойчивость модели предприятия. Стратегия, на самом деле, очень простая: есть действующее законодательство РФ, в его рамках предприниматели и должны вести свою деятельность. В конце концов, если подтвердится, что у завода незаконно изъяли немалые деньги, почему мы должны делать вид, что этого не было? 

Сергей Мизя,

член Совета директоров Омского завода технического углерода  




Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному Округу 21 июня 2006 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА №ФС12-0883 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх