Поиск

РИА «Омск-информ» выяснило, почему в России долго не было полноценных гастролей и что ожидать театралам города в ближайшее время.

Прошедший в Омске VI Международный театральный фестиваль «Академия» будут вспоминать долго. Все пять спектаклей театра имени Евгения Вахтангова омский зритель увидел в оригинальном виде: с теми же исполнителями, костюмами, декорациями, качеством света и звука, что и в столице. Это стало возможным благодаря федеральной программе «Большие гастроли», которая стартовала в 2014 году и сегодня охватывает все регионы России.

Заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкульта РФ Владимир Черкасов и куратор программы «Большие гастроли» Наталья Афанасьева рассказали РИА «Омск-информ», на каких условиях выезжают театры, по каким принципам осуществляется отбор регионов, какие события ждут омичей в ближайшее время. А также почему так долго в России не было полноценных гастролей и для чего они вообще нужны. 

– Для начала стоит ввести в курс наших читателей, что это за программа – «Большие гастроли», когда и для чего она появилась?

Наталья Афанасьева (Н. А.): Гастрольная деятельность всегда  была очень важной частью театральной политики страны. Но перестройка, распад СССР, экономические кризисы привели к тому, что  театральные гастроли стали слишком дорогим удовольствием и практически прекратились.

Такое положение дел не устраивало театральное сообщество. И многие лидеры нашей отрасли, в том числе председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, руководители крупнейших театров приходили к президенту страны и говорили, что с этим что-то нужно делать.

Гастроли – новый воздух, творческий допинг, если театр никуда не ездит, он перестает адекватно оценивать собственную деятельность. Без гастролей театр просто погибает!

Когда театр на выезде, происходит поверка всех служб – от монтировщиков до гримеров и костюмеров. И актеры каждый раз доказывают, что они лучшие – новой публике, которая их не знает.

И вот в 2014 году по инициативе президента Владимира Путина был создан Федеральный гастрольный центр, первоочередной задачей которого стала активизация гастрольной деятельности в стране.

Первая программа центра называлась «Театральное лето – 2014» с выездом ведущих театров в регионы страны. В ней приняло участие более 20 лучших театральных коллективов России. Стало очевидно, что на этом останавливаться нельзя. И с каждый годом мы добавляем новые программы.

Магистральная программа – организация «Больших гастролей». Мы возим лучшие театры при поддержке регионов, но основная финансовая нагрузка ложится на федеральный бюджет. Принимающая сторона берет на себя только 10–15 % общих расходов. Зрители в регионах почувствовали вновь свою причастность к единой культурной общности. Потому что вдруг получили возможность увидеть ведущие российские театры, ощутить новые тенденции в театральном искусстве.

Второе направление, которое появилось в 2015 году, –  это программа по поддержке русских театров, находящихся за пределами России. Этих коллективов довольно много, они сохранились во всех бывших республиках СССР и все сталкиваются с похожими проблемами. Самая больная – это отсутствие носителей русского языка. Например, в странах Балтии, Грузии молодежь русский язык-то уже не знает. 

Сегодня в некоторых странах только театры и остаются форпостами русской культуры. Не поддерживать их невозможно.

Там есть два направления. Это выезды наших театров в страны ближнего зарубежья, что позволяет привлечь нового зрителя, а также повысить престиж площадки. И судя по реакции, дает большой прирост зрителя. Немаловажно, что выручка от продажи билетов остается принимающей стороне всегда. И конечно, гастроли зарубежных русских театров в России. Для них это уникальная возможность встретиться с современным российским зрителем, окунуться в русский язык. А еще для них очень важно «поймать» русский дух.

Сейчас прорабатывается вариант приезда в Омск одного из таких театров, возможно, из Грузии. Наши зрители, особенно в регионах, принимают русские театры зарубежья с большой теплотой.

Владимир Черкасов (В. Ч.): В 2016 году впервые попробовали межрегиональную программу обмена гастролями. В прошлом году финансирование этой программы было увеличено в разы, что позволило выехать более 100 театрам.

В 2017 году стартовали «Большие гастроли» театров для детей и молодежи. Например, из омских театров по этой программе поработал театр кукол «Арлекин».

Н. А.: Добавлю, что в этом году в работе Центра появилось новое направление – программа выездов студенческих коллективов театральных вузов. Речь идет о  Школе-студии МХАТ, ГИТИСе, Щепкинском и Щукинском  училищах. Для театральных вузов – это проверка на профпригодность.

Вся наша программа сопровождается большим образовательным блоком. Стараемся привезти все, что просят регионы. Это семинары по театральной журналистике, мастер-классы по театральной педагогике, для технических специалистов по свету и звуку, по театральному маркетингу и менеджменту, театральной педагогике (рассказываем, как научить ребенка смотреть спектакль). Очень важно сегодня работать с совсем маленькими и юными зрителями. Если этого не делать, лет через 15–20 будут пустые залы.

«Большие гастроли» – это уникальная программа, такого нет нигде в мире, чтобы театр  выезжал ровно тем составом, с теми декорациями и костюмами, с которыми работает на своей стационарной площадке. То есть в регионе зритель видит спектакль в таком же виде, что и столичные жители. И поверьте, это очень серьезные расходы. Мы не разрешаем делать версию спектакля, облегченный формат. При этом стоимость билетов для зрителей в разы ниже, чем, например, в Москве.

– А какие театры считаются ведущими?

В. Ч.: Прежде всего, это федеральные театры,  лучшие столичные, а также из Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска. Топовыми считаются МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького, Малый театр, Российский академический молодежный театр, РГТ «Сатирикон» им. Райкина, Центральный театр кукол им. Образцова, Мариинский театр, Екатеринбургский государственный театр оперы и балета и другие. В этом году впервые с гастролями вглубь страны, в Челябинск, выехал Государственный академический Большой театр.

Стараемся, чтобы было равномерное покрытие регионов. Немалую роль играет активность и желание регионов участвовать в наших программах.

Театры, хоть и не зарабатывают во время «Больших гастролей» тех денег, что в обычном режиме, на стационарных сценах с огромным желанием заявляют о желании участвовать в программе. Но попадают в программу не все желающие, их отбирает экспертный совет.

– Как зрители в регионах воспринимают программу «Большие гастроли»? Нельзя сказать, что, например, в Омске она была сильно распиарена.

В. Ч.:За те 20 лет, что не было настоящих гастролей, антреприза здорово подпортила репутацию столичных театров в регионах.

В первые годы существования программы «Большие гастроли», когда в глубинке появлялись афиши, например, с фамилиями Маковецкий или Костолевский, люди не шли в кассы. Они не верили, что ведущие театры с указанными в анонсах звездами действительно приедут, думали, это рекламный ход.

Когда мы привезли театр имени Маяковского в город Кызыл (Республика Тыва), где не было гастролей последние лет 30,  люди... не покупали билеты вообще. И только после того, как по местному телеканалу показали сюжет, в котором Игорь Костолевский сходит с трапа самолета, люди ринулись в кассы и буквально смели все билеты.

Н. А.: Сейчас, когда в провинциальном городе появляются афиши с логотипом «Большие гастроли», зрители уже не сомневаются, что они увидят лучшее, что есть в стране. В этом году мы всем с гордостью говорим: в стране 85 регионов, и все в той или иной мере имеют программу «Большие гастроли» – от Калининграда до Дальнего Востока.

В. Ч.: В прошлом году добрались, наконец, до Чукотки, города Анадырь, где последний раз гастроли профессионального театра были... никогда. Там нет своего театра. И впервые к ним приехал большой красивый федеральный театр из Ярославля с худруком Евгением Марчелли, это имя хорошо знакомо омским театралам.

А сам Марчелли любит вспоминать о другом случае. Во время спектакля в Магадане отключили свет во всем городе. На сцене зажгли свечи, вывезли фортепиано, подсвечивали фонариками из зала. И ни один человек не поднялся и не ушел. 

– Какова роль Федерального центра поддержки гастрольной деятельности в фестивале «Академия»?

Н. А.: С «Академией» мы сотрудничаем не первый год. Фестиваль к нам обратился в 2016 году с просьбой привезти театры Маяковского, Образцова, Вахтангова. Мы нечасто поддерживаем фестивали, у нас задача иная: важно привезти театр с репертуаром на более длительный период.

Но директор Омского драмтеатра Виктор Лапухин нас убедил привезти вахтанговцев, с которыми у Омского академического театра драмы длительные дружеские отношения. В рамках фестиваля «Большие гастроли» разделили финансирование, получилось удобно для всех.

В. Ч.: Лично я перед фестивалем «Академия» снимаю шляпу, мы готовы поддерживать омичей и дальше. Виктор Прокопьевич Лапухин – настоящий  подвижник. Потому что привезти на фестиваль в Омск театральные коллективы, пусть небольшие, из Израиля, Швеции, Армении, Сербии, Молдовы – это очень-очень сложно и дорогого стоит.

– Теперь уж точно омичи будут следить за программой «Большие гастроли», кого еще планируете привезти в Омск?

В. Ч.: Обсуждается возможность гастролей в ваш город Российского государственного академического театра имени Федора Волкова из Ярославля. С обменными гастролями в Москву в октябре поедет Омский академический театр драмы с насыщенной программой.

Вся информация о нашей деятельности отражена на сайте большиегастроли.рф, также у нас есть страницы в соцсетях.

Беседовала Ольга Ложникова.

Фото: www.sputnik-abkhazia.ru,

www.newsvl.ru

РИА «Омск-информ» выяснило, почему в России долго не было полноценных гастролей и что ожидать театралам города в ближайшее время.

Прошедший в Омске VI Международный театральный фестиваль «Академия» будут вспоминать долго. Все пять спектаклей театра имени Евгения Вахтангова омский зритель увидел в оригинальном виде: с теми же исполнителями, костюмами, декорациями, качеством света и звука, что и в столице. Это стало возможным благодаря федеральной программе «Большие гастроли», которая стартовала в 2014 году и сегодня охватывает все регионы России.

Заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкульта РФ Владимир Черкасов и куратор программы «Большие гастроли» Наталья Афанасьева рассказали РИА «Омск-информ», на каких условиях выезжают театры, по каким принципам осуществляется отбор регионов, какие события ждут омичей в ближайшее время. А также почему так долго в России не было полноценных гастролей и для чего они вообще нужны. 

– Для начала стоит ввести в курс наших читателей, что это за программа – «Большие гастроли», когда и для чего она появилась?

Наталья Афанасьева (Н. А.): Гастрольная деятельность всегда  была очень важной частью театральной политики страны. Но перестройка, распад СССР, экономические кризисы привели к тому, что  театральные гастроли стали слишком дорогим удовольствием и практически прекратились.

Такое положение дел не устраивало театральное сообщество. И многие лидеры нашей отрасли, в том числе председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, руководители крупнейших театров приходили к президенту страны и говорили, что с этим что-то нужно делать.

Гастроли – новый воздух, творческий допинг, если театр никуда не ездит, он перестает адекватно оценивать собственную деятельность. Без гастролей театр просто погибает!

Когда театр на выезде, происходит поверка всех служб – от монтировщиков до гримеров и костюмеров. И актеры каждый раз доказывают, что они лучшие – новой публике, которая их не знает.

И вот в 2014 году по инициативе президента Владимира Путина был создан Федеральный гастрольный центр, первоочередной задачей которого стала активизация гастрольной деятельности в стране.

Первая программа центра называлась «Театральное лето – 2014» с выездом ведущих театров в регионы страны. В ней приняло участие более 20 лучших театральных коллективов России. Стало очевидно, что на этом останавливаться нельзя. И с каждый годом мы добавляем новые программы.

Магистральная программа – организация «Больших гастролей». Мы возим лучшие театры при поддержке регионов, но основная финансовая нагрузка ложится на федеральный бюджет. Принимающая сторона берет на себя только 10–15 % общих расходов. Зрители в регионах почувствовали вновь свою причастность к единой культурной общности. Потому что вдруг получили возможность увидеть ведущие российские театры, ощутить новые тенденции в театральном искусстве.

Второе направление, которое появилось в 2015 году, –  это программа по поддержке русских театров, находящихся за пределами России. Этих коллективов довольно много, они сохранились во всех бывших республиках СССР и все сталкиваются с похожими проблемами. Самая больная – это отсутствие носителей русского языка. Например, в странах Балтии, Грузии молодежь русский язык-то уже не знает. 

Сегодня в некоторых странах только театры и остаются форпостами русской культуры. Не поддерживать их невозможно.

Там есть два направления. Это выезды наших театров в страны ближнего зарубежья, что позволяет привлечь нового зрителя, а также повысить престиж площадки. И судя по реакции, дает большой прирост зрителя. Немаловажно, что выручка от продажи билетов остается принимающей стороне всегда. И конечно, гастроли зарубежных русских театров в России. Для них это уникальная возможность встретиться с современным российским зрителем, окунуться в русский язык. А еще для них очень важно «поймать» русский дух.

Сейчас прорабатывается вариант приезда в Омск одного из таких театров, возможно, из Грузии. Наши зрители, особенно в регионах, принимают русские театры зарубежья с большой теплотой.

Владимир Черкасов (В. Ч.): В 2016 году впервые попробовали межрегиональную программу обмена гастролями. В прошлом году финансирование этой программы было увеличено в разы, что позволило выехать более 100 театрам.

В 2017 году стартовали «Большие гастроли» театров для детей и молодежи. Например, из омских театров по этой программе поработал театр кукол «Арлекин».

Н. А.: Добавлю, что в этом году в работе Центра появилось новое направление – программа выездов студенческих коллективов театральных вузов. Речь идет о  Школе-студии МХАТ, ГИТИСе, Щепкинском и Щукинском  училищах. Для театральных вузов – это проверка на профпригодность.

Вся наша программа сопровождается большим образовательным блоком. Стараемся привезти все, что просят регионы. Это семинары по театральной журналистике, мастер-классы по театральной педагогике, для технических специалистов по свету и звуку, по театральному маркетингу и менеджменту, театральной педагогике (рассказываем, как научить ребенка смотреть спектакль). Очень важно сегодня работать с совсем маленькими и юными зрителями. Если этого не делать, лет через 15–20 будут пустые залы.

«Большие гастроли» – это уникальная программа, такого нет нигде в мире, чтобы театр  выезжал ровно тем составом, с теми декорациями и костюмами, с которыми работает на своей стационарной площадке. То есть в регионе зритель видит спектакль в таком же виде, что и столичные жители. И поверьте, это очень серьезные расходы. Мы не разрешаем делать версию спектакля, облегченный формат. При этом стоимость билетов для зрителей в разы ниже, чем, например, в Москве.

– А какие театры считаются ведущими?

В. Ч.: Прежде всего, это федеральные театры,  лучшие столичные, а также из Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска. Топовыми считаются МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького, Малый театр, Российский академический молодежный театр, РГТ «Сатирикон» им. Райкина, Центральный театр кукол им. Образцова, Мариинский театр, Екатеринбургский государственный театр оперы и балета и другие. В этом году впервые с гастролями вглубь страны, в Челябинск, выехал Государственный академический Большой театр.

Стараемся, чтобы было равномерное покрытие регионов. Немалую роль играет активность и желание регионов участвовать в наших программах.

Театры, хоть и не зарабатывают во время «Больших гастролей» тех денег, что в обычном режиме, на стационарных сценах с огромным желанием заявляют о желании участвовать в программе. Но попадают в программу не все желающие, их отбирает экспертный совет.

– Как зрители в регионах воспринимают программу «Большие гастроли»? Нельзя сказать, что, например, в Омске она была сильно распиарена.

В. Ч.:За те 20 лет, что не было настоящих гастролей, антреприза здорово подпортила репутацию столичных театров в регионах.

В первые годы существования программы «Большие гастроли», когда в глубинке появлялись афиши, например, с фамилиями Маковецкий или Костолевский, люди не шли в кассы. Они не верили, что ведущие театры с указанными в анонсах звездами действительно приедут, думали, это рекламный ход.

Когда мы привезли театр имени Маяковского в город Кызыл (Республика Тыва), где не было гастролей последние лет 30,  люди... не покупали билеты вообще. И только после того, как по местному телеканалу показали сюжет, в котором Игорь Костолевский сходит с трапа самолета, люди ринулись в кассы и буквально смели все билеты.

Н. А.: Сейчас, когда в провинциальном городе появляются афиши с логотипом «Большие гастроли», зрители уже не сомневаются, что они увидят лучшее, что есть в стране. В этом году мы всем с гордостью говорим: в стране 85 регионов, и все в той или иной мере имеют программу «Большие гастроли» – от Калининграда до Дальнего Востока.

В. Ч.: В прошлом году добрались, наконец, до Чукотки, города Анадырь, где последний раз гастроли профессионального театра были... никогда. Там нет своего театра. И впервые к ним приехал большой красивый федеральный театр из Ярославля с худруком Евгением Марчелли, это имя хорошо знакомо омским театралам.

А сам Марчелли любит вспоминать о другом случае. Во время спектакля в Магадане отключили свет во всем городе. На сцене зажгли свечи, вывезли фортепиано, подсвечивали фонариками из зала. И ни один человек не поднялся и не ушел. 

– Какова роль Федерального центра поддержки гастрольной деятельности в фестивале «Академия»?

Н. А.: С «Академией» мы сотрудничаем не первый год. Фестиваль к нам обратился в 2016 году с просьбой привезти театры Маяковского, Образцова, Вахтангова. Мы нечасто поддерживаем фестивали, у нас задача иная: важно привезти театр с репертуаром на более длительный период.

Но директор Омского драмтеатра Виктор Лапухин нас убедил привезти вахтанговцев, с которыми у Омского академического театра драмы длительные дружеские отношения. В рамках фестиваля «Большие гастроли» разделили финансирование, получилось удобно для всех.

В. Ч.: Лично я перед фестивалем «Академия» снимаю шляпу, мы готовы поддерживать омичей и дальше. Виктор Прокопьевич Лапухин – настоящий  подвижник. Потому что привезти на фестиваль в Омск театральные коллективы, пусть небольшие, из Израиля, Швеции, Армении, Сербии, Молдовы – это очень-очень сложно и дорогого стоит.

– Теперь уж точно омичи будут следить за программой «Большие гастроли», кого еще планируете привезти в Омск?

В. Ч.: Обсуждается возможность гастролей в ваш город Российского государственного академического театра имени Федора Волкова из Ярославля. С обменными гастролями в Москву в октябре поедет Омский академический театр драмы с насыщенной программой.

Вся информация о нашей деятельности отражена на сайте большиегастроли.рф, также у нас есть страницы в соцсетях.

Беседовала Ольга Ложникова.

Фото: www.sputnik-abkhazia.ru,

www.newsvl.ru