Поиск

Будущее рынка грузоперевозок и логистики обсуждали на круглом столе «Цифровые платформы: поменяют ли они коммерческий транспорт?» в рамках Петербургского международного экономического форума. Дискуссия с участием ключевых предприятий отрасли была посвящена перспективам применения новых технологий в сфере коммерческих перевозок.

По мнению экспертов, задача, которая сейчас отводится цифровым технологиям в сфере грузоперевозок и логистики, – это создание быстрой и безопасной системы доставки грузов из точки в точку. С одной стороны, технологии позволяют обеспечить прослеживаемость: что происходит с грузом, куда он двигается и как контролировать это движение, с другой -- гибкость, перестроение маршрута и его оптимизацию в зависимости от задач клиента. Те, кто эти возможности могут дать за счет платформы, будут выигрывать, объясняет директор Центра цифровой трансформации, руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Николай Верховский.

Коммерческие перевозки, по мнению Верховского, могут ждать те же сценарии развития, что и сектор пассажирских перевозок.

«Безусловно, 2018-2019 -- это годы поиска платформ, их складывания, примеры перевозок пассажиров показывают, что здесь есть потенциал и эффективность, но мы должны понимать, что и все связанные с этими сервисными платформами проблемы придут и в коммерческие перевозки” (к примеру, агрегатор “Яндекс.Такси” столкнулся с забастовками водителей таксопарков). Повышение эффективности означает, что кто-то понесет потери, и вопрос как это пройти безболезненно -- открытый, пока нет ни одной доказанной бизнес-модели, которая давала бы оценки в цифрах -- как поменяется и вырастет рынок, так что это складывание мы будем наблюдать в течение какого-то времени», – прогнозирует эксперт «Сколково».

Старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын уверен, что конкуренция цифровых и традиционных каналов дистрибуции заставит транспортные и логистические компании стать ближе к своему клиенту. «Участники рынка стараются понять, кто, сколько и как заказывает, чтобы планировать свои мощности, производство и каналы, соответственно второй тренд – это эффективное управление рабочим капиталом: если мы более четко видим, какой поток в каком направлении идет, то это дает возможность лучше учитывать спрос», – замечает Ермолай Солженицын.

Самый главный тренд отрасли, по оценке Ермолая Солженицына, это интеграция IT-систем по всей цепочке – между теми, кто заказывает, кто перевозит и теми, кто производит. Транспортные агрегаторы перестают быть в чистом виде логистическими компаниями, делая все больший акцент на IТ-технологии. Крупнейший в России логистический оператор «Деловые Линии», например, тестирует систему, которая позволяет строить прогнозные модели с минимальным откликом. Для этого группа компаний нанимает не просто технических специалистов, но и кандидатов и докторов наук. Они делают сложные математические расчеты для прогнозных моделей, проверяют гипотезы. Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани говорит, что ориентируется на поставщиков, способных интегрировать свои IT-продукты в информационную систему оператора. «Деловые линии» автоматизировали ряд своих внутренних бизнес-процессов, удаленно управляя топливными картами водителей.

Свою платформу для рынка коммерческих перевозок презентовала «Газпром нефть».

«Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации  и коммерческих отношений. Мы становимся более открытыми, удобными для клиентов и партнеров, и платформа ОПТИ 24 является этому доказательством. ОПТИ 24 создает новую цифровую экосистему рынка грузоперевозок и логистики», – отметил директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов. 

Платформа объединила платежную топливную карту, онлайн-систему управления бизнесом, набор цифровых сервисов и сеть автоматизированных АЗС для коммерческого транспорта. С помощью онлайн-системы, через сайт для корпоративных клиентов или специальное мобильное приложение, можно блокировать топливные карты, устанавливать лимиты и ограничения, просматривать данные по транзакциям, получать информацию о ценах и услугах разных АЗС, прокладывать маршруты с учетом расположения заправок и пунктов сервиса.

Как рассказал начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров, компания шла к текущей концепции с 2007 года, когда появились талоны на топливо. Постепенно клиентов перевели на систему топливных карт, объем реализации нефтепродуктов вырос в несколько раз. Затем в компании приступили к поиску других бизнес-моделей. Так началось развитие онлайн-процессинга и формирование сети автоматизированных АЗС для корпоративных клиентов. Первая такая станция под брендом ОПТИ 24 была открыта в конце прошлого года в Смоленской области.

«Уже в 2016-2017 годах стало понятно, что для дальнейшего роста нам необходимо активно изучать отраслевой и мировой опыт, сегментировать клиентов, понять их потребности и сформировать такой продукт, который будет ими максимально востребован, − говорит Алексей Бобров. − У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса».

Платформа ОПТИ 24 позволит получить доступ к различным сервисам, которые могут потребоваться в дороге, а в скором времени интегрирует и ряд платежных сервисов. Например, появится возможность оплачивать услуги системы «Платон» и штрафы ГИБДД прямо с топливного счета.

«Для успешной продажи продукта нам надо помогать клиентам развивать их бизнес, поэтому для нас интересны любые решения и коллаборации, в том числе, с транспортными компаниями. Сейчас, например, мы работаем над целым рядом телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива», − рассказывает Алексей Бобров.

В «Газпром нефти» рассчитывают, что дополнительное удобство перевесит для клиента ценность экономии 50 копеек на литр.

«Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании. В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте», − отмечает начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти».

Будущее рынка грузоперевозок и логистики обсуждали на круглом столе «Цифровые платформы: поменяют ли они коммерческий транспорт?» в рамках Петербургского международного экономического форума. Дискуссия с участием ключевых предприятий отрасли была посвящена перспективам применения новых технологий в сфере коммерческих перевозок.

По мнению экспертов, задача, которая сейчас отводится цифровым технологиям в сфере грузоперевозок и логистики, – это создание быстрой и безопасной системы доставки грузов из точки в точку. С одной стороны, технологии позволяют обеспечить прослеживаемость: что происходит с грузом, куда он двигается и как контролировать это движение, с другой -- гибкость, перестроение маршрута и его оптимизацию в зависимости от задач клиента. Те, кто эти возможности могут дать за счет платформы, будут выигрывать, объясняет директор Центра цифровой трансформации, руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Николай Верховский.

Коммерческие перевозки, по мнению Верховского, могут ждать те же сценарии развития, что и сектор пассажирских перевозок.

«Безусловно, 2018-2019 -- это годы поиска платформ, их складывания, примеры перевозок пассажиров показывают, что здесь есть потенциал и эффективность, но мы должны понимать, что и все связанные с этими сервисными платформами проблемы придут и в коммерческие перевозки” (к примеру, агрегатор “Яндекс.Такси” столкнулся с забастовками водителей таксопарков). Повышение эффективности означает, что кто-то понесет потери, и вопрос как это пройти безболезненно -- открытый, пока нет ни одной доказанной бизнес-модели, которая давала бы оценки в цифрах -- как поменяется и вырастет рынок, так что это складывание мы будем наблюдать в течение какого-то времени», – прогнозирует эксперт «Сколково».

Старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын уверен, что конкуренция цифровых и традиционных каналов дистрибуции заставит транспортные и логистические компании стать ближе к своему клиенту. «Участники рынка стараются понять, кто, сколько и как заказывает, чтобы планировать свои мощности, производство и каналы, соответственно второй тренд – это эффективное управление рабочим капиталом: если мы более четко видим, какой поток в каком направлении идет, то это дает возможность лучше учитывать спрос», – замечает Ермолай Солженицын.

Самый главный тренд отрасли, по оценке Ермолая Солженицына, это интеграция IT-систем по всей цепочке – между теми, кто заказывает, кто перевозит и теми, кто производит. Транспортные агрегаторы перестают быть в чистом виде логистическими компаниями, делая все больший акцент на IТ-технологии. Крупнейший в России логистический оператор «Деловые Линии», например, тестирует систему, которая позволяет строить прогнозные модели с минимальным откликом. Для этого группа компаний нанимает не просто технических специалистов, но и кандидатов и докторов наук. Они делают сложные математические расчеты для прогнозных моделей, проверяют гипотезы. Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани говорит, что ориентируется на поставщиков, способных интегрировать свои IT-продукты в информационную систему оператора. «Деловые линии» автоматизировали ряд своих внутренних бизнес-процессов, удаленно управляя топливными картами водителей.

Свою платформу для рынка коммерческих перевозок презентовала «Газпром нефть».

«Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации  и коммерческих отношений. Мы становимся более открытыми, удобными для клиентов и партнеров, и платформа ОПТИ 24 является этому доказательством. ОПТИ 24 создает новую цифровую экосистему рынка грузоперевозок и логистики», – отметил директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов. 

Платформа объединила платежную топливную карту, онлайн-систему управления бизнесом, набор цифровых сервисов и сеть автоматизированных АЗС для коммерческого транспорта. С помощью онлайн-системы, через сайт для корпоративных клиентов или специальное мобильное приложение, можно блокировать топливные карты, устанавливать лимиты и ограничения, просматривать данные по транзакциям, получать информацию о ценах и услугах разных АЗС, прокладывать маршруты с учетом расположения заправок и пунктов сервиса.

Как рассказал начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров, компания шла к текущей концепции с 2007 года, когда появились талоны на топливо. Постепенно клиентов перевели на систему топливных карт, объем реализации нефтепродуктов вырос в несколько раз. Затем в компании приступили к поиску других бизнес-моделей. Так началось развитие онлайн-процессинга и формирование сети автоматизированных АЗС для корпоративных клиентов. Первая такая станция под брендом ОПТИ 24 была открыта в конце прошлого года в Смоленской области.

«Уже в 2016-2017 годах стало понятно, что для дальнейшего роста нам необходимо активно изучать отраслевой и мировой опыт, сегментировать клиентов, понять их потребности и сформировать такой продукт, который будет ими максимально востребован, − говорит Алексей Бобров. − У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса».

Платформа ОПТИ 24 позволит получить доступ к различным сервисам, которые могут потребоваться в дороге, а в скором времени интегрирует и ряд платежных сервисов. Например, появится возможность оплачивать услуги системы «Платон» и штрафы ГИБДД прямо с топливного счета.

«Для успешной продажи продукта нам надо помогать клиентам развивать их бизнес, поэтому для нас интересны любые решения и коллаборации, в том числе, с транспортными компаниями. Сейчас, например, мы работаем над целым рядом телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива», − рассказывает Алексей Бобров.

В «Газпром нефти» рассчитывают, что дополнительное удобство перевесит для клиента ценность экономии 50 копеек на литр.

«Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании. В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте», − отмечает начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти».