Поиск

Впервые в Краеведческом музее зазвучали инструменты с экзотическими названиями и горловое пение. На новую выставку пришли два шамана.

Сегодня, 17 мая, в честь 140-летия Омского историко-краеведческого музея открылась выставка «Маска шамана» с уникальным экспонатом – «маской-личиной» эвенкийского шамана, которая относится к первым поступлениям в коллекцию Кунсткамеры. Именно из этого музея ее привезли в Омск.

В атмосферу шаманизма всех гостей выставки погружали звуки бубна, дудука, диджериду, варгана, моринхура и горловое пение от этно-шаманского проекта Siberian Sound Healersт (шаман Сергей Брехт, Александр Вальтер, Антон Панькин).

По счастливой случайности, в эти дни в Омске оказался якутский шаман Александр Хаан (духовное имя – Кулан Хаан). По его мнению, маска-личина носит дух защитника-помощника.

– Шаман испокон веков  был помощником в обыденной мирской жизни. И ко мне сейчас идут с самыми разными проблемами – от бытовых до глубоких духовных. В нашей традиции шаман называется оюм, это связано с монгольским словом «сознание» – мудростью, знанием законов природы, – пояснил шаман. – В целом маски иногда используют в ритуалах. Если говорить именно об этой, то ее изготовлял сам шаман. Он надевал ее к костюму, чтобы была защита сзади. Эта маска прилегала к бедру шамана. По сути, она выполняла такую же функцию, что и в нашей якутской традиции металлические предметы или медные человечки. Чем их больше, тем больше духов-помощников.

Экспонат был изготовлен из меди в XVIII веке. По мнению ученых, эвенки считали, что дух – хозяин территории был главным покровителем людей, живущих в его владениях, и обеспечивал благополучие во всех сферах их жизни: помогал в хозяйстве, охранял от злых духов, приносящих болезни и смерть, оберегал детей, способствуя продолжению рода.

Маска является изображением духа – предка шамана, покровителя его рода и родовой территории. Это важный элемент культовых сооружений, которые каждая группа эвенков возводила в центре своей территории в виде традиционного конического чума.

Директор краеведческого музея Петр Вибе поблагодарил за экспонат старшего хранителя фонда «Сибирь», кандидата исторических наук  Владимира Киселя

Омичи смогут увидеть маску совершенно бесплатно завтра, 18 мая, в Международный день музеев. На следующий день в рамках «Ночи музеев» в зале с маской снова будет играть шаманская мистерия. 

Впервые в Краеведческом музее зазвучали инструменты с экзотическими названиями и горловое пение. На новую выставку пришли два шамана.

Сегодня, 17 мая, в честь 140-летия Омского историко-краеведческого музея открылась выставка «Маска шамана» с уникальным экспонатом – «маской-личиной» эвенкийского шамана, которая относится к первым поступлениям в коллекцию Кунсткамеры. Именно из этого музея ее привезли в Омск.

В атмосферу шаманизма всех гостей выставки погружали звуки бубна, дудука, диджериду, варгана, моринхура и горловое пение от этно-шаманского проекта Siberian Sound Healersт (шаман Сергей Брехт, Александр Вальтер, Антон Панькин).

По счастливой случайности, в эти дни в Омске оказался якутский шаман Александр Хаан (духовное имя – Кулан Хаан). По его мнению, маска-личина носит дух защитника-помощника.

– Шаман испокон веков  был помощником в обыденной мирской жизни. И ко мне сейчас идут с самыми разными проблемами – от бытовых до глубоких духовных. В нашей традиции шаман называется оюм, это связано с монгольским словом «сознание» – мудростью, знанием законов природы, – пояснил шаман. – В целом маски иногда используют в ритуалах. Если говорить именно об этой, то ее изготовлял сам шаман. Он надевал ее к костюму, чтобы была защита сзади. Эта маска прилегала к бедру шамана. По сути, она выполняла такую же функцию, что и в нашей якутской традиции металлические предметы или медные человечки. Чем их больше, тем больше духов-помощников.

Экспонат был изготовлен из меди в XVIII веке. По мнению ученых, эвенки считали, что дух – хозяин территории был главным покровителем людей, живущих в его владениях, и обеспечивал благополучие во всех сферах их жизни: помогал в хозяйстве, охранял от злых духов, приносящих болезни и смерть, оберегал детей, способствуя продолжению рода.

Маска является изображением духа – предка шамана, покровителя его рода и родовой территории. Это важный элемент культовых сооружений, которые каждая группа эвенков возводила в центре своей территории в виде традиционного конического чума.

Директор краеведческого музея Петр Вибе поблагодарил за экспонат старшего хранителя фонда «Сибирь», кандидата исторических наук  Владимира Киселя

Омичи смогут увидеть маску совершенно бесплатно завтра, 18 мая, в Международный день музеев. На следующий день в рамках «Ночи музеев» в зале с маской снова будет играть шаманская мистерия.