Поиск

Сегодня в Омском государственном педагогическом университете состоялась пресс-конференция, посвященная внедрению двухуровневой системы высшего образования. Ректор ОмГПУ Константин Чуркин рассказал об экспериментальном опыте по переходу на Болонскую систему обучения (европейский принцип высшего образования) в педуниверситете, отметил плюсы и минусы новой системы, повсеместный переход на которую планируется в российских вузах с 2010 года.

Поясним, Болонская образовательная система (включает в себя введение двухуровневого обучения «бакалавр-магистр», системы зачетных единиц трудоемкости, создание единых стандартов  образования для стран-участников и т.д.) была создана в конце прошлого десятилетия, когда 19 июня 1999 года в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Сегодня декларация подписана более чем в 45 странах от Азербайджана до Португалии, Россия же присоединилась к участникам так называемого Болонского процесса в 2003 году.

«Эксперимент по введению двухуровневой системы образования в ОмГПУ ведется на историческом и химико-биологическом факультетах, подготовка бакалавров идет по 15, а магистров – по 8 направлениям, - сообщил Константин Чуркин. – Мы апробируем все элементы Болонской системы – введение зачетных единиц трудоемкости, которые позволяют сопоставлять уровень образования студента как внутри Росси, так и в других странах, развитие мобильности учащихся. Так что сегодня вопрос о том, будет ли внедрена Болонская система не стоит – в России принят ряд федеральных законов, обеспечивающих переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Но дискуссии между «болонскими оптимистами» и «болонскими пессимистами» все еще идут, но идут не в аспекте отрицания системы, а в плане признания ее положительных черт».

По словам Чуркина, Европа с интересом следит за присоединением России к Болонскому процессу: именно общеевропейская система образования может стать той силой, которая решит проблему единого рынка труда, позволит привлекать специалистов с единым, качественным уровнем образования.

«Двухуровневая система гарантирует право студентов в случае желания или необходимости продолжить образование в любой стране-участнице Болонского процесса, - отмечает замдекана истфака ОмГПУ Елена Черненко. - Система предполагает широкие возможности выбора профиля обучения: каждые два года студент может менять профиль, моделируя собственный индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно выбирая необходимые ему дисциплины».

Елена Черненко назвала и ряд недочетов, выявленных в ходе экспериментального перехода на Болонскую систему: до сих пор не разработана единая нормативная база, связанная с системой зачетных единиц трудоемкости, получаемых студентом в ходе обучения – без единых стандартов академическая мобильность теряет смысл, ведь заработанных студентом единиц в другом вузе может оказаться недостаточно. Трудоемкость – это выполненный студентом аудиторный план и, конечно, самостоятельная работа учащегося, на которую в Болонской системе делается основной акцент. Таким образом, зачетная система позволяет  узнать, как студент работает с преподавателем и самостоятельно. Тут ОмГПУ столкнулся с резким ростом нагрузки на преподавателей, которые большую часть деятельности посвящают индивидуальной работе со студентами. Кроме того, Болонская система не предполагает отчисления за неуспеваемость, тогда как в российских вузах студентов, не справляющихся с объемом работы и обучающихся на бюджетных местах, не отчислять не могут.

Еще одна проблема – психологическая неготовность студентов к такой «свободе» в обучении. «Процесс социализации молодых людей сегодня идет чуть медленнее, чем раньше, - отметил Константин Чуркин. – И это не дает студенту четко определиться с профилем образования, но человек учится выбирать, и через 2 года после поступления должен ответственно сделать этот выбор. В течение первых двух лет обучения базовые курсы позволяют студентам продумать дальнейший профильный выбор».

Подходы к внедрению единой европейской системе высшего образования идут с 2005 года. К 2010 году, по словам ректора ОмГПУ, все российские вузы должны перейти на Болонскую систему, старый принцип образовательного процесса будет ликвидирован. Однако диплом специалиста не потеряет своей значимости и в новой системе будет «приравнен» к диплому магистра.

Сегодня в Омском государственном педагогическом университете состоялась пресс-конференция, посвященная внедрению двухуровневой системы высшего образования. Ректор ОмГПУ Константин Чуркин рассказал об экспериментальном опыте по переходу на Болонскую систему обучения (европейский принцип высшего образования) в педуниверситете, отметил плюсы и минусы новой системы, повсеместный переход на которую планируется в российских вузах с 2010 года.

Поясним, Болонская образовательная система (включает в себя введение двухуровневого обучения «бакалавр-магистр», системы зачетных единиц трудоемкости, создание единых стандартов  образования для стран-участников и т.д.) была создана в конце прошлого десятилетия, когда 19 июня 1999 года в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Сегодня декларация подписана более чем в 45 странах от Азербайджана до Португалии, Россия же присоединилась к участникам так называемого Болонского процесса в 2003 году.

«Эксперимент по введению двухуровневой системы образования в ОмГПУ ведется на историческом и химико-биологическом факультетах, подготовка бакалавров идет по 15, а магистров – по 8 направлениям, - сообщил Константин Чуркин. – Мы апробируем все элементы Болонской системы – введение зачетных единиц трудоемкости, которые позволяют сопоставлять уровень образования студента как внутри Росси, так и в других странах, развитие мобильности учащихся. Так что сегодня вопрос о том, будет ли внедрена Болонская система не стоит – в России принят ряд федеральных законов, обеспечивающих переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Но дискуссии между «болонскими оптимистами» и «болонскими пессимистами» все еще идут, но идут не в аспекте отрицания системы, а в плане признания ее положительных черт».

По словам Чуркина, Европа с интересом следит за присоединением России к Болонскому процессу: именно общеевропейская система образования может стать той силой, которая решит проблему единого рынка труда, позволит привлекать специалистов с единым, качественным уровнем образования.

«Двухуровневая система гарантирует право студентов в случае желания или необходимости продолжить образование в любой стране-участнице Болонского процесса, - отмечает замдекана истфака ОмГПУ Елена Черненко. - Система предполагает широкие возможности выбора профиля обучения: каждые два года студент может менять профиль, моделируя собственный индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно выбирая необходимые ему дисциплины».

Елена Черненко назвала и ряд недочетов, выявленных в ходе экспериментального перехода на Болонскую систему: до сих пор не разработана единая нормативная база, связанная с системой зачетных единиц трудоемкости, получаемых студентом в ходе обучения – без единых стандартов академическая мобильность теряет смысл, ведь заработанных студентом единиц в другом вузе может оказаться недостаточно. Трудоемкость – это выполненный студентом аудиторный план и, конечно, самостоятельная работа учащегося, на которую в Болонской системе делается основной акцент. Таким образом, зачетная система позволяет  узнать, как студент работает с преподавателем и самостоятельно. Тут ОмГПУ столкнулся с резким ростом нагрузки на преподавателей, которые большую часть деятельности посвящают индивидуальной работе со студентами. Кроме того, Болонская система не предполагает отчисления за неуспеваемость, тогда как в российских вузах студентов, не справляющихся с объемом работы и обучающихся на бюджетных местах, не отчислять не могут.

Еще одна проблема – психологическая неготовность студентов к такой «свободе» в обучении. «Процесс социализации молодых людей сегодня идет чуть медленнее, чем раньше, - отметил Константин Чуркин. – И это не дает студенту четко определиться с профилем образования, но человек учится выбирать, и через 2 года после поступления должен ответственно сделать этот выбор. В течение первых двух лет обучения базовые курсы позволяют студентам продумать дальнейший профильный выбор».

Подходы к внедрению единой европейской системе высшего образования идут с 2005 года. К 2010 году, по словам ректора ОмГПУ, все российские вузы должны перейти на Болонскую систему, старый принцип образовательного процесса будет ликвидирован. Однако диплом специалиста не потеряет своей значимости и в новой системе будет «приравнен» к диплому магистра.