Поиск

Губернатор, председатель правительства Омской области Леонид Полежаев встретился с российскими и зарубежными журналистами и критиками – участниками международного театрального фестиваля «Академия».

С большим успехом прошел в Омске первый международный театральный фестиваль "Академия". "Его рождение я отношу к разряду важнейших культурных событий страны, - заявил в своем приветствии "Академии" председатель Союза театральных деятелей России, народный артист России Александр Калягин. - Противопоставить высочайший профессионализм больших художников воинствующему дилетантизму, воцарившемуся на нашей сцене, - это замечательная идея, подсказанная самим временем. Какие в афише имена, какие мастера, какие замечательные спектакли увидят омские зрители!" "Это спектакли, которые завоевали мировое признание и вызывают потрясение, это программа, которая делает честь любой столице мира", - продолжил мысль председателя СТД народный артист России Евгений Миронов.

В программе фестиваля, который на две недели, с 6 по 20 сентября, буквально заворожил 1,2-миллионную "культурную столицу" Сибири, представлены 14 спектаклей лучших театральных коллективов Европы и России. На суд омского зрителя свои работы вынесли Белградский национальный театр /"Госпожа министерша"/, Французское агентство "Этла Прод" под патронажем Алена Делона /"Пиаф. Жизнь в розовом и чёрном цвете"/, немецкий драматический театр "Берлинер Ансамбль" /"Арно и Гитлер в Романском кафе"/, софийский театр "Кредо" /"Шинель"/, государственный малый театр Вильнюса /"Мадагаскар"/, Берлинский театр "Шаубюне" /"Концерт по заявкам"/, Киевский национальный академический драматический театр им. Ивана Франко /"Эдип"/, театр Славы Полунина /"сНЕЖНОЕ шоу", Омский академический театр драмы /"Фрекен Жюли" и "Дачники"/, Русский инженерный театр "АХЕ" из Санкт-Петербурга /"Фауст в кубе. 2360 слов"/. Большим маскарадом и представлением "Огненное шоу" фестиваль открыл московский уличный театр "Огненные люди". Заключительным музыкальным аккордом станет большой концерт из произведений знаменитого польского композитора Кшиштофа Пендерецкого, который лично встал за дирижерский пульт Омского академического симфонического оркестра.

В рамках фестиваля состоялась конференция "Театральные издания Европы", в которой приняли участие около 40 ведущих критиков, главных редакторов крупнейших театральных изданий, интернет-порталов, телерадиокомпаний из России, а также Англии, Германии, Словении, Франции, Польши, Хорватии, Болгарии, Литвы и других стран. В один из дней фестиваля на три часа их собеседником стал губернатор, председатель правительства Омской области Леонид Полежаев – лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", председатель попечительского совета Омского академического театра драмы, инициатор проведения "Академии".

- Мы горды, что этот фестиваль удался, что многие усилия правительства Омской области по поддержке культуры и театрального искусства увидены и услышаны, - начал разговор с критиками Леонид Полежаев. – Тем более я горд, что столь важное мероприятие с точки зрения театрального искусства происходит в Омске, в Сибири, а не в столицах. Этот коммуникативный проект важен для сближения людей разных обществ, разных стран, представляющих разные культуры. Спасибо театрам, которые приехали к нам, организаторам фестиваля и вам, журналистам и критикам, которые уделяют ему столь большое внимание.

Да, разрабатывая идею "Академии", мы думали о своих высоких претензиях и амбициях. Фестиваль показал, что в них мы были и остаемся не одинокими. Многие годы мы вкладываем в театр свой смысл и свою идеологию. Потому что театр – не только культурное, но еще больше общественное явление.

Вспомните начало 90-х годов прошлого века. Рушились политические институты, устои государства, общества, экономики, морали и нравственности. Простой человек оказался брошенным на произвол судьбы, оставлен один на один с возникающими перед ним проблемами. Нет идеологии, духовная жизнь раздавлена начисто. Удивительно сейчас вспоминать, но на этом переломе судьбы мы увидели, что почти единственным местом, по крайней мере, у нас здесь в Омске, к которому человек мог еще привязаться духовно и нравственно, оставался театр.

В той непростой ситуации люди сюда шли сами, а не по приглашению, искали ответы на многие вопросы. И, нужно сказать, театры Омска выполнили и продолжают выполнять свою высокую общественную роль. Они оказались на высоте гражданских и общественных позиций. Мало кто вспоминает события и политиков того времени, но многие помнят лучшие спектакли 90-х годов, актёров, помнят энергетику, которую получали, приходя в театр, моральную поддержку, которую здесь ощущали. Это было единственное, связующее, если хотите, государствообразующее звено через культурный, творческий процесс.

Действуя последовательно в этом направлении много лет, развивая народное, профессиональное, в том числе театральное искусство, мы и сейчас считаем эту сферу жизни очень важным общественным и политическим компонентом. Хотя никакой политики в репертуар театров не вносим, даже попыток не делаем. Свобода выбора и репертуара - абсолютная.

Фестиваль "Академия" - как бы венец крупных, последовательных шагов, которые предпринимаются в Омской области много лет. Но он не единственный . Сейчас у нас проводятся международные фестивали "Панорама музыкальных театров", "Молодые театры России", органной и камерной музыки, кукольных театров, музыкальный фестиваль творчества соотечественников "Где-то есть город…", фестивали лучших спектаклей "Золотой маски", всероссийские фестивали театров для детей и юношества "Жар-птица", региональные "Душа России", "Певческое поле", "Поет село родное" и другие. Это спектр, который охватывает все категории людей и все возрасты.

Мы создали систему воспитания культурной и театральной грамотности, начиная с самого маленького зрителя, который в 3-5 лет впервые приходит знакомиться со сценой в театре куклы, актера и маски "Арлекин", до самого зрелого и подготовленного театрала, знающего тонкости классического искусства. Сейчас в Омской области работают 9 профессиональных театров - "Арлекин", театр для детей и юношества, "Пятый театр", театр "Галерка", театр-студия Любови Ермолаевой, Лицейский театр и, наконец, академический театр драмы и музыкальный театр. Три года назад к ним прибавился Северный драматический театр в городе Тара, которому присвоено имя нашего земляка Михаила Александровича Ульянова. Эти "ступени" по возрастающей ведут зрителя к вершинам искусства, которые представлены сегодня на "Академии".

У нас совершено определённая, чёткая позиция по поводу репертуарных театров. Многие говорят, что это прошло, что это устарело, это не годится, это прошлое. Что будущее театра - это реприза, надо, мол, двигаться в этом направлении. Ничего не имею против, и у репризы есть своя ниша. Но в такой, совершенно особенной стране, как Россия, с такими огромными удалениями, должны формироваться свои центры творческой культуры. Мы не можем ждать, заскочит ли реприза в отдалённую Сибирь, не зная, что она нам привезёт и покажет. Мы обязаны формировать свой собственный творческий потенциал, который будет оказывать влияние на духовную, общественную жизнь, чтобы люди, проживающие здесь и выбравшие своей судьбой Сибирь, город Омск, не чувствовали себя ущемленными или ущербными. Чтобы они были счастливы, имея для своего культурного и духовного развития всё, что имеет любой столичный житель, и даже больше того. Они достойны этого! Вопрос средств - не самая сложная проблема, когда нравственная власть понимает значимость развития культуры и искусства, театра в частности.

Обращаясь к губернатору, корреспондент Санкт-Петербургского филиала ГТРК "Культура" Ирина Михайлова отметила высокий уровень организации фестиваля, важность того, что он проходит в таком достойном театральном городе, как Омск. "Не знаю, как у вас в городе, но в Петербурге очень трудно детям где-либо применить свой талант и интерес. – пожаловалась она омскому губернатору. - Всё тормозится тем, что везде нужно очень много платить. А как у Вас?"

- В любом театральном городе, - ответил Леонид Полежаев, - далеко не всё начинается и того или иного театрального учреждения. Существует огромный массив любительского искусства, детского, молодёжного. В Омске существуют сотни студий, кружков, художественных и музыкальных школ, детский театр, есть студии в театрах, откуда черпается резерв. Но если и не черпается, сам факт приобщения детей к искусству дает "зарядку" на последующую жизнь. Большое количество детских школ, студий, детских театральных ансамблей, всевозможных школ искусств, подавляющее количество которых финансируются бюджетамим разных уровней или работают за очень умеренную плату родителей, дает результат. Если вы следите за прессой, нет года, чтобы мы не привозили из Европы золотые медали или дипломы. Наши детские фольклорные, песенные, танцевальные, сценические коллективы - одни из лучших в стране и в мире. У нас не было бы такой театральной атмосферы, такого количества сильных театров и такого подготовленного зрителя, если бы все это не входило в ткань культурной жизни города на разных уровнях.

Если вы обратите внимание на качественный состав наших актёров, увидите, что в основном это наши воспитанники, проработавшие в театрах много лет, или пришедшие на подмостки недавно. К нам с удовольствием приходит молодёжь после театральных вузов. Хоккеистов мы покупаем гораздо больше в Канаде и в Чехии, чем актёров в России".

Марина Быкова, газета "Культура": - Я очень много езжу по стране и вижу, что редко кто из губернаторов так понимает, любит и ценит культуру, как понимаете ее значение в жизни общества Вы. Недавно омская драма подарила нам, питерским людям фантастические гастроли. Я бы хотела узнать, сколько процентов от бюджета области вы тратите на культуру?

Семь процентов! В эту цифру, которая на протяжении ряда лет - одна из самых высоких, если не самая высокая в России, конечно, входят не только театры, но и огромные затраты на развитие самодеятельного искусства, поддержку и модернизацию дворцов культуры, их сценического оборудования и т.д. Не делать этого просто нельзя. Несколько лет назад был разговор о принятии на федеральном уровне национального проекта по культуре. Он где-то остановился на пороге, хотя я думаю, что такой проект нужен России больше, чем четыре остальные вместе взятые. Ведь речь идёт об обществе, его духовном, нравственном, моральном состоянии.

Омской области, как и всей России, достались дворцы культуры 60-70-х годов. Вы, представляете, в каком состоянии это всё находится? Пойдет ли современная молодёжь, которая сегодня торчит перед экранами телевизоров с их пустыми, а зачастую и откровенно вредными развлекаловками, в убитое, совершенно не манящее помещение? Мы намерены сделать так, чтобы обновленные дворцы и клубы вновь привлекали детей, юношей и девушек, чтобы они шли не в подворотню, а в новые центры культуры и искусства. На территории необходима совершенно новая концепция культурного учреждения, или мы отдадим население полностью в руки телевидения, которое имеем сегодня.

-Леонид Константинович, я Александра Лаврова из журнала "Страстной бульвар", г. Москва. Кем принималась и разрабатывалась ваша программа культурного развития Омской области, какие планируются акции, проекты в ближайшие 3 года?

- Эта программа так и называется "Приоритетный региональный проект "Культура Омской области". Его концепция сопоставима с федеральными нацпроектами, которые у нас в области были сделаны за 3 года до принятия российских.. Они так и назывались: региональная программа жилищного строительства, региональная программа развития здравоохранения, образования и т.д. Я несколько пытался убедить своих высокопоставленных собеседников в Москве, принять нацпроект по культуре тоже. Но не случилось, хотя в период последней федеральной выборной кампании "Единая Россия" озвучивала вопрос о необходимости принятия национальной программы развития культуры народов России.

Это очень важный, принципиальнейший документ. С точки зрения культуры, мы одновременно богаты и расточительны, быстро теряем кладези национальных культур, которыми обладаем в той же Сибири - носителя определённой российской субкультуры. Ведь сюда на протяжении веков стекались народы всех стран Восточной Европы и европейской России!

Хотите мы свозим вас в чисто латышскую омскую деревню, где вы услышите настоящую латышскую речь и песни, которые уже в Риге мало кто помнит и знает? Так же у нас живут эстонцы, украинцы, белорусы, финны и т.д. Всё это нужно беречь, это всё нужно делать компонентом единого культурного пространства на основе глубоко продуманного, ориентированного не на один год проекта.

Такая изюминка: в Омской области сейчас проживают 7 человек такой национальности, о которой вы никогда не слышали, – сельты. Что, выбросить их из жизни, или постараться сделать так, чтобы хоть что-то оставить как достояние народов России, проживающих на конкретной территории?

Вообще у нас живут представители 120 национальностей. По-моему, мы научились уважать их культуру, традиции, веру и образ жизни. Этнокультурный, межнациональный мир - это большое достояние, которое заложено не нами, а людьми, которые первыми осваивали этот суровый край. Они определили свою конституцию жизни разных национальностей, конфессий, культур. Мы эту "конституцию" реализуем в рамках национальных культурных автономий: татарской, украинской, казахской, немецкой, армянской и т.д. В едином дворце дружбы народов формируется вся идеология этой огромной работы, которая распространяется на всю территорию. Франклин Рузвельт когда-то сказал крылатую фразу: "Хочешь, чтобы тебя уважали, научись уважать других". Тогда у всех и все будет хорошо. И земли тогда всем хватит!

Мария Понина, радио "Культура", Москва: - Фестивалю "Академия" был выдан большой кредит доверия. Надежды, несомненно, оправдываются. Кому-то, возможно, покажется, что правительству региона нет никакой выгоды быть учредителем такого фестиваля, ведь это затратная вещь. На самом деле, это огромные инвестиции в настоящее и будущее культуры. Вы выполняете задачу, которую мало кто выполняет в стране. Это - имидж нашей страны, транслируемый за рубеж. Лучший актёр Германии Мартин Вуттке, сыгравший главную роль в спектакле "Арто и Гитлер в Романском кафе", на встрече с критиками и актерами омских театров заявил: "Я сегодня впервые очень жалею, что не знаю русский язык". Спектакль, который он редко играет в Европе, здесь шел два вечера подряд с фантастическим успехом. Мартин пообещал, что приедет в Омск еще. Возможно ли деньгами оценить этот результат? Страна, которая вызывает интерес на культурном уровне, совершенно по-другому оценивается в мире. Культура - единственная сфера, где можно очень легко расположить к себе, и об этом надо думать, этим надо заниматься, в это надо вкладываться. Получается замечательная двухсторонняя провокация интереса.

- Не скрою, мне говорили: зачем затраты на такой фестиваль? Действительно, можно обойтись без многих вещей. Но что тогда мы будем из себя представлять? Или мы народ, претендующий на какие-то высокие национальные принципы, страна великих культур, традиций, или сегодня будем жить багажом прошлых веков, считать это достояние постоянным и современным. С культуры прежних веков можно бесконечно стричь дивиденды, но вряд ли мы сами заслужим уважение общества и последующих поколений. Брезгливое отношение заслужим точно. Нам в России очень серьёзно нужно задуматься над выработкой проекта развития национальной культуры страны. И не жалеть на это средств. Потерять то, что создавалось веками, пойти на поводу у временной конъюнктуры - это путь в общество манкуртов.

Татьяна Тихоновец, газета "Экран, сцена": - Бывая в разных уголках страны на культурных событиях, фестивалях, я все время слышу Вашу фамилию: Полежаев отстроил кукольный театр "Арлекин", реконструировал драмтеатр, помог в организации фестиваля "Молодые театры России", теперь "Академии". И все начинают плакать, стенать и говорить, почему в Омске такой губернатор, а наш только футбол смотрит. Вы сейчас потрясающе всё объяснили с точки зрения стратегии культурной политики. А я вот думаю, может Вы действительно театр любите? Честно ответьте, пожалуйста!

-Вы же понимаете, человек, обременённый властью, ответственный, за общественное развитие, за состояние региона, страны, не может и не должен не понимать основополагающих факторов, определяющих настроение, сознание, внутреннее состояние, психологию развития общества. И пусть он хоть трижды не любит театр, должен понимать, соображать, какую струю театр вносит в культурную, общественную жизнь. Мы в хоккей в Омске вкладываем денег в два раза больше, чем в театр. Но это не говорит о том, что я его так бесконечно люблю.

Я знаю, что определённая, очень немалая часть народа говорит, что ему не нужен театр, а нужны зрелища. Со времён Нерона ничего не изменилось. Люди вместо хитонов стали носить пиджаки, джинсы, куртки и т.д., но психология продвинулась недалеко. Нужно учитывать все компоненты сложной жизни общества. Одни каждый день ходят в церковь, другие не переступали ее порог, но ощущают в этом нечто такое, что определяет человеческое бытие. Не переступив порог этой церкви, он всё равно когда-то в своей жизни будет просить Бога помочь ему. И так во всём.

Я не скажу, что бесконечно влюблен в театр. Я - прагматик. Определяя, вижу направления, которые нужны для гармоничного развития общества. А если понимаешь и веришь, вкладывай в это деньги и, конечно, душу. Если ты сам не будешь этого делать, не зажжешь других, то, поверьте, чиновники огонь не запалят.

Как-то мы сидели с, Царствие ему небесное, нашим земляком Михаилом Александровичем Ульяновым. Тяжёлые годы были для театров. Для вахтанговцев особенно. Я говорю: "Михаил Александрович, хочу театр на Севере сделать, в таежном городе Тара". "Ты что, с ума сошёл? – удивился он. - В эти-то театры не ходят, в них уже автомобильные салоны делают, а ты там решил строить!". Я ему говорю: "Понимаете, на первый взгляд, идея абсурдная, а вообще может быть очень рациональной с точки зрения появления в этом медвежьем углу нечто такого, что совершенно перевернет жизнь людей".

И вот в этом дремучем сибирском городе, где женщины с рождения до смерти не снимали с ног резиновые сапоги и валенки, люди стали ходить в театр в театральных платьях, в хорошей обуви. Театр родил совершенно новый стиль в этом городе. Он привлёк множество молодёжи, стал общественным местом, а не просто театром. Молодёжь перестала уезжать. Она гордится отдалённостью, своей обособленностью, культурной самодостаточностью. Разве не этого мы хотим? Теперь Северный театр один за другим привозит награды с фестивалей, несмотря на свою удалённость и молодость, уже достаточно известен.

Потом Михаил Александрович сказал: "Ты был прав!" Кстати, мы назвали этот театр его именем.

Анатолий Голубовский, главный редактор "Russian Word Studios", Москва: - Думаю, это большое счастье, что вы не театральный фанат. Такая осознанная культурная политика связана, прежде всего, с тем, чтобы люди по-человечески жили в этом городе и в регионе. И театр здесь - очень действенный инструмент, который позволяет обеспечить людям просто совсем другое качество жизни. Фестиваль, в котором мы участвуем, это отважный поступок. Он необходим городу, региону, да и всей России, чтобы действительно понять себя, продемонстрировать своё понимание и иностранным гостям, и людям, которые здесь живут. То, что мы видим на "Академии", это чрезвычайно элитарные вещи, но они принимаются зрителем, который в Омске достаточно продвинут. Вы не побоялись привезти сюда столь признанные, порой очень сложные работы мирового уровня?

- А чего бояться? "Академия" закончится, все разъедутся. Но на один градус уважение, достоинство культура граждан этого города, увеличатся. Я 20 лет бессменно руковожу Омской областью. На них выпали смуты, революции, перевороты и т.д. Выросло совершенно другое поколение людей. Им 18-20 лет. Они не знают, что было до 90-го года. Максимально "оснастить" их всем, что мы можем сделать в части развития культуры - очень важная вещь. За 20 лет мы построили 120 церквей. Не все в них ходят, но обойтись без этого атрибута жизни уже не могут. Это вошло в жизнь как элемент духовной культуры. Кто-то говорит, что надо больше произвести хлеба, еще чего-то. Всё это надо. Но нужно произвести как можно больше и культурного "продукта", на основе которого формируется или должна формироваться настоящая общность людей. Вот и все!

Анатолий Голубовский: - Добавлю несколько слов. Здесь собрались люди, которые сделают всё возможное, чтобы рассказать, как Сибирь, Омск вместе с "Академией" въехали в Европу. Это профессионалы из Великобритании, Германии, Словении, Хорватии, Польши, других стран. Уверен, что европейская интеграция во многом происходит благодаря таким культурным событиям. Уверен, что следующий фестиваль будет ещё более представительным. На нем можно будет лучше предъявить эту территорию, её идентификацию, как территорию толерантной, мультикультурной среды. Такой опыт - редкий не только для России, но и для Европы.

Ян Херберт, театральное издание "Theatre Record", Лондон: - Я – критик из Лондона, хочу добавить несколько слов с точки зрения международного сообщества. Это мой первый приезд в Омске. В Англии я знал об Омске, что он находится в Сибири и здесь на каторге был Достоевский. О Сибири было представление как о смеси солженицинского Гулага и американского Дикого Запада. Но когда я прибыл сюда, пришёл в очень красивый, отреставрированный академический театр драмы, посетил новое шикарное здание театра "Арлекин", теперь оказался в этом органном зале, понял, какую важность в Омске придают культуре. Это очень цивилизованный город. Но дело не только в зданиях, всё дело в людях. Меня удивило, что во время спектаклей очень многие люди готовы стоять, лишь бы их увидеть. У вас поразительная публика. А сам фестиваль "Академия" важен по нескольким причинам. Мы получили редкую возможность участвовать в конференции по проблемам театральной критики, познакомиться с коллегами из российских городов и других стран. Как человек, очень часто посещающий международные фестивали, утверждаю, что уровень "Академии" очень высокий, потому что в ней участвуют лучшие коллективы Европы, может быть мировые коллективы.

- Спасибо. Со времён открытия города Омска и первых посещений его иностранцами, я давно не слышал восприятия Омска, Сибири как Гулага. Думаю, вы не последний англичанин, кто так думает. На самом деле, судьба этого города связана исторически с очень интересными людьми. Истоки его культуры лежат далеко за пределами двух столетий, в той культурной среде, которую создали первые переселенцы. Омску повезло в этом смысле больше, чем множеству сибирских городов. Но, повторяю, приобретённое легко потерять, а вот воспроизвести, приумножить, внести в него новый элемент, который бы определял современный облик жителя этого города, очень важно.

Мы готовимся к 300-летию Омска, который всего на 16 лет моложе Петербурга. Разработана интересная программа модернизации города с сохранением исторического пространства и строительством на левом берегу современного делового центра. Участвуют лучшие архитекторы, принимаются современные архитектурные, планировочные решения. Но нужно время на запуск этого проекта, чтобы сделать его необратимым. Чтобы кто-то после меня не пришёл и не сказал: а вообще, зачем нам это надо? Сделать такой задел, чтобы идеология города не могла быть изменена. Омск будет очень красивым. Через 20 лет здесь будет жить более 2 миллионов человек. Но к этому город нужно готовить.

У меня в Швейцарии друг есть Клод Эги. Он долгие годы работал мэром Женевы, потом был председателем палаты регионов Совета Европы, много помогал в презентации нашей области на европейском континенте. Много раз приезжал в Омск. Я ему это всё рассказывал, он внимательно слушал, потом говорит: "Господин губернатор, всё, что вы мне рассказали, примерно укладывается в 300 лет. Но 300 лет живет только ворон!" Он прав, поэтому наша задача заложить эту школу, этот потенциал, этот алгоритм жизни города, чтобы он был неостановим, чтобы в глазах жителей был кураж всё время. А что ещё человеку надо?

Елена Калужская, Интернет-газета "Избранное", Москва. - В связи с фестивалем меня потрясли несколько вещей. Во-первых, его афиша. Это действительно очень амбициозный фестиваль. Потрясло карнавальное шествие. Я несколько видела шествий на Арбате. Омичи показали себя заинтересованными, открытыми, живо реагирующими на происходящее участниками. Как они общались с артистами! Ни в какое сравнение узкий Арбат с вашим Любинским проспектом не идёт. Ещё одно потрясение – немецкий актёр Мартин Вуттке. То, что происходило после спектакля "Арто и Гитлер в Романском кафе" в голубой гостиной Омского театра драмы, - это ещё одна "академия" фестиваля. После беседы с театральными критиками он почти до утра общался с молодыми артистами омских театров. Рассказывал, как он делает на сцене одно, другое, третье… Такую возможность ваша актерская молодежь имеет после каждого спектакля, в которых участвуют действительно "сливки" театральной Европы. Ни о чём подобном не могут мечтать молодые актеры и студенты столичных театральных училищ. Вы своим такую возможность обеспечили. И ещё. Вчера мы ехали в троллейбусе и спросили у кондуктора, где театр "Арлекин". Кондуктор показала на него и говорит: "Смотрите, там уже люди собираются! У нас в городе такой праздник!" И это говорит кондуктор, который продает не билеты в театр…

- Такое действие заражает город, в том числе людей не причастных. Мы много говорим по поводу патриотизма, подразумевая в основном военно-патриотические чувства. Патриотизм – явление многоплановое. На самом деле кондуктор троллейбуса подтверждает мысль: чувство гордости за своё село, город, область, страну, за происходящее в них добрые дела – это тоже проявление патриотизма. Эта женщина может никогда в жизни в театре не была, но ощущает сопричастность к происходящему, радуется ему и гордится им..

Некоторые мероприятия вызывают такое многолюдство, что наши площади не вмещают всех желающих участвовать в них. Мы восстановили хорошую традицию Певческого поля. На стадионе одновременно поют народные песни, танцуют три, четыре, пять тысяч человек. Хор - люди разных национальностей, одеты в разные одежды. Сибирский фольклор - его надо видеть и слышать. Потому что даже русские переселенцы из западных областей России имеют совершенно разные наряды. Орловские - одни, ростовские - другие, выходцы из северо-западных областей - третьи, не говоря уж об украинских, белорусских и т.д. И всё это тщательно сохраняется.

В середине девяностых коллеги меня спрашивали: что делать будем? Разруха!.. Я отвечал: петь будем! И организовали фестиваль «Душа России», который начинается с самых отдаленных сельских клубов и завершается большим концертным залом филармонии и Певческим полем. Сейчас этот брэнд у нас украли, утащили в Москву. Но появился он на омской земле.

Я коренной сибиряк, омич. Когда мы стали петь, из многих сундуков были вытащены наряды прадедов и прабабок – переселенцев. Даже я не видел таких и не слышал песен, которые услышал с появлением фестиваля. А ведь все это таилось в укромных местах, в сокровищницах человеческих душ! Люди надеялись и ждали, ждали и надеялись, что их национальная, самобытная культура найдёт выход. И когда смотришь на это разноцветие, на тысячи людей разных национальностей, которые, взявшись за руки, исполняют песни, это впечатляет, трогает до глубины души. Это – нравственный и духовный климат Сибири, Омского Прииртышья.

Наш проект «Академия» состоялся. Надеюсь, он стал запоминающимся явлением не только для нас с вами, но и для России. У сибиряков все чаще создаётся впечатление, что нас начинают забывать в столице. Поэтому мы напоминаем о себе.

Публикация подготовлена

собственным корреспондентом

информационного агентства «ИТАР-ТАСС» по Омской области.

Анатолием Петровым

Губернатор, председатель правительства Омской области Леонид Полежаев встретился с российскими и зарубежными журналистами и критиками – участниками международного театрального фестиваля «Академия».

С большим успехом прошел в Омске первый международный театральный фестиваль "Академия". "Его рождение я отношу к разряду важнейших культурных событий страны, - заявил в своем приветствии "Академии" председатель Союза театральных деятелей России, народный артист России Александр Калягин. - Противопоставить высочайший профессионализм больших художников воинствующему дилетантизму, воцарившемуся на нашей сцене, - это замечательная идея, подсказанная самим временем. Какие в афише имена, какие мастера, какие замечательные спектакли увидят омские зрители!" "Это спектакли, которые завоевали мировое признание и вызывают потрясение, это программа, которая делает честь любой столице мира", - продолжил мысль председателя СТД народный артист России Евгений Миронов.

В программе фестиваля, который на две недели, с 6 по 20 сентября, буквально заворожил 1,2-миллионную "культурную столицу" Сибири, представлены 14 спектаклей лучших театральных коллективов Европы и России. На суд омского зрителя свои работы вынесли Белградский национальный театр /"Госпожа министерша"/, Французское агентство "Этла Прод" под патронажем Алена Делона /"Пиаф. Жизнь в розовом и чёрном цвете"/, немецкий драматический театр "Берлинер Ансамбль" /"Арно и Гитлер в Романском кафе"/, софийский театр "Кредо" /"Шинель"/, государственный малый театр Вильнюса /"Мадагаскар"/, Берлинский театр "Шаубюне" /"Концерт по заявкам"/, Киевский национальный академический драматический театр им. Ивана Франко /"Эдип"/, театр Славы Полунина /"сНЕЖНОЕ шоу", Омский академический театр драмы /"Фрекен Жюли" и "Дачники"/, Русский инженерный театр "АХЕ" из Санкт-Петербурга /"Фауст в кубе. 2360 слов"/. Большим маскарадом и представлением "Огненное шоу" фестиваль открыл московский уличный театр "Огненные люди". Заключительным музыкальным аккордом станет большой концерт из произведений знаменитого польского композитора Кшиштофа Пендерецкого, который лично встал за дирижерский пульт Омского академического симфонического оркестра.

В рамках фестиваля состоялась конференция "Театральные издания Европы", в которой приняли участие около 40 ведущих критиков, главных редакторов крупнейших театральных изданий, интернет-порталов, телерадиокомпаний из России, а также Англии, Германии, Словении, Франции, Польши, Хорватии, Болгарии, Литвы и других стран. В один из дней фестиваля на три часа их собеседником стал губернатор, председатель правительства Омской области Леонид Полежаев – лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", председатель попечительского совета Омского академического театра драмы, инициатор проведения "Академии".

- Мы горды, что этот фестиваль удался, что многие усилия правительства Омской области по поддержке культуры и театрального искусства увидены и услышаны, - начал разговор с критиками Леонид Полежаев. – Тем более я горд, что столь важное мероприятие с точки зрения театрального искусства происходит в Омске, в Сибири, а не в столицах. Этот коммуникативный проект важен для сближения людей разных обществ, разных стран, представляющих разные культуры. Спасибо театрам, которые приехали к нам, организаторам фестиваля и вам, журналистам и критикам, которые уделяют ему столь большое внимание.

Да, разрабатывая идею "Академии", мы думали о своих высоких претензиях и амбициях. Фестиваль показал, что в них мы были и остаемся не одинокими. Многие годы мы вкладываем в театр свой смысл и свою идеологию. Потому что театр – не только культурное, но еще больше общественное явление.

Вспомните начало 90-х годов прошлого века. Рушились политические институты, устои государства, общества, экономики, морали и нравственности. Простой человек оказался брошенным на произвол судьбы, оставлен один на один с возникающими перед ним проблемами. Нет идеологии, духовная жизнь раздавлена начисто. Удивительно сейчас вспоминать, но на этом переломе судьбы мы увидели, что почти единственным местом, по крайней мере, у нас здесь в Омске, к которому человек мог еще привязаться духовно и нравственно, оставался театр.

В той непростой ситуации люди сюда шли сами, а не по приглашению, искали ответы на многие вопросы. И, нужно сказать, театры Омска выполнили и продолжают выполнять свою высокую общественную роль. Они оказались на высоте гражданских и общественных позиций. Мало кто вспоминает события и политиков того времени, но многие помнят лучшие спектакли 90-х годов, актёров, помнят энергетику, которую получали, приходя в театр, моральную поддержку, которую здесь ощущали. Это было единственное, связующее, если хотите, государствообразующее звено через культурный, творческий процесс.

Действуя последовательно в этом направлении много лет, развивая народное, профессиональное, в том числе театральное искусство, мы и сейчас считаем эту сферу жизни очень важным общественным и политическим компонентом. Хотя никакой политики в репертуар театров не вносим, даже попыток не делаем. Свобода выбора и репертуара - абсолютная.

Фестиваль "Академия" - как бы венец крупных, последовательных шагов, которые предпринимаются в Омской области много лет. Но он не единственный . Сейчас у нас проводятся международные фестивали "Панорама музыкальных театров", "Молодые театры России", органной и камерной музыки, кукольных театров, музыкальный фестиваль творчества соотечественников "Где-то есть город…", фестивали лучших спектаклей "Золотой маски", всероссийские фестивали театров для детей и юношества "Жар-птица", региональные "Душа России", "Певческое поле", "Поет село родное" и другие. Это спектр, который охватывает все категории людей и все возрасты.

Мы создали систему воспитания культурной и театральной грамотности, начиная с самого маленького зрителя, который в 3-5 лет впервые приходит знакомиться со сценой в театре куклы, актера и маски "Арлекин", до самого зрелого и подготовленного театрала, знающего тонкости классического искусства. Сейчас в Омской области работают 9 профессиональных театров - "Арлекин", театр для детей и юношества, "Пятый театр", театр "Галерка", театр-студия Любови Ермолаевой, Лицейский театр и, наконец, академический театр драмы и музыкальный театр. Три года назад к ним прибавился Северный драматический театр в городе Тара, которому присвоено имя нашего земляка Михаила Александровича Ульянова. Эти "ступени" по возрастающей ведут зрителя к вершинам искусства, которые представлены сегодня на "Академии".

У нас совершено определённая, чёткая позиция по поводу репертуарных театров. Многие говорят, что это прошло, что это устарело, это не годится, это прошлое. Что будущее театра - это реприза, надо, мол, двигаться в этом направлении. Ничего не имею против, и у репризы есть своя ниша. Но в такой, совершенно особенной стране, как Россия, с такими огромными удалениями, должны формироваться свои центры творческой культуры. Мы не можем ждать, заскочит ли реприза в отдалённую Сибирь, не зная, что она нам привезёт и покажет. Мы обязаны формировать свой собственный творческий потенциал, который будет оказывать влияние на духовную, общественную жизнь, чтобы люди, проживающие здесь и выбравшие своей судьбой Сибирь, город Омск, не чувствовали себя ущемленными или ущербными. Чтобы они были счастливы, имея для своего культурного и духовного развития всё, что имеет любой столичный житель, и даже больше того. Они достойны этого! Вопрос средств - не самая сложная проблема, когда нравственная власть понимает значимость развития культуры и искусства, театра в частности.

Обращаясь к губернатору, корреспондент Санкт-Петербургского филиала ГТРК "Культура" Ирина Михайлова отметила высокий уровень организации фестиваля, важность того, что он проходит в таком достойном театральном городе, как Омск. "Не знаю, как у вас в городе, но в Петербурге очень трудно детям где-либо применить свой талант и интерес. – пожаловалась она омскому губернатору. - Всё тормозится тем, что везде нужно очень много платить. А как у Вас?"

- В любом театральном городе, - ответил Леонид Полежаев, - далеко не всё начинается и того или иного театрального учреждения. Существует огромный массив любительского искусства, детского, молодёжного. В Омске существуют сотни студий, кружков, художественных и музыкальных школ, детский театр, есть студии в театрах, откуда черпается резерв. Но если и не черпается, сам факт приобщения детей к искусству дает "зарядку" на последующую жизнь. Большое количество детских школ, студий, детских театральных ансамблей, всевозможных школ искусств, подавляющее количество которых финансируются бюджетамим разных уровней или работают за очень умеренную плату родителей, дает результат. Если вы следите за прессой, нет года, чтобы мы не привозили из Европы золотые медали или дипломы. Наши детские фольклорные, песенные, танцевальные, сценические коллективы - одни из лучших в стране и в мире. У нас не было бы такой театральной атмосферы, такого количества сильных театров и такого подготовленного зрителя, если бы все это не входило в ткань культурной жизни города на разных уровнях.

Если вы обратите внимание на качественный состав наших актёров, увидите, что в основном это наши воспитанники, проработавшие в театрах много лет, или пришедшие на подмостки недавно. К нам с удовольствием приходит молодёжь после театральных вузов. Хоккеистов мы покупаем гораздо больше в Канаде и в Чехии, чем актёров в России".

Марина Быкова, газета "Культура": - Я очень много езжу по стране и вижу, что редко кто из губернаторов так понимает, любит и ценит культуру, как понимаете ее значение в жизни общества Вы. Недавно омская драма подарила нам, питерским людям фантастические гастроли. Я бы хотела узнать, сколько процентов от бюджета области вы тратите на культуру?

Семь процентов! В эту цифру, которая на протяжении ряда лет - одна из самых высоких, если не самая высокая в России, конечно, входят не только театры, но и огромные затраты на развитие самодеятельного искусства, поддержку и модернизацию дворцов культуры, их сценического оборудования и т.д. Не делать этого просто нельзя. Несколько лет назад был разговор о принятии на федеральном уровне национального проекта по культуре. Он где-то остановился на пороге, хотя я думаю, что такой проект нужен России больше, чем четыре остальные вместе взятые. Ведь речь идёт об обществе, его духовном, нравственном, моральном состоянии.

Омской области, как и всей России, достались дворцы культуры 60-70-х годов. Вы, представляете, в каком состоянии это всё находится? Пойдет ли современная молодёжь, которая сегодня торчит перед экранами телевизоров с их пустыми, а зачастую и откровенно вредными развлекаловками, в убитое, совершенно не манящее помещение? Мы намерены сделать так, чтобы обновленные дворцы и клубы вновь привлекали детей, юношей и девушек, чтобы они шли не в подворотню, а в новые центры культуры и искусства. На территории необходима совершенно новая концепция культурного учреждения, или мы отдадим население полностью в руки телевидения, которое имеем сегодня.

-Леонид Константинович, я Александра Лаврова из журнала "Страстной бульвар", г. Москва. Кем принималась и разрабатывалась ваша программа культурного развития Омской области, какие планируются акции, проекты в ближайшие 3 года?

- Эта программа так и называется "Приоритетный региональный проект "Культура Омской области". Его концепция сопоставима с федеральными нацпроектами, которые у нас в области были сделаны за 3 года до принятия российских.. Они так и назывались: региональная программа жилищного строительства, региональная программа развития здравоохранения, образования и т.д. Я несколько пытался убедить своих высокопоставленных собеседников в Москве, принять нацпроект по культуре тоже. Но не случилось, хотя в период последней федеральной выборной кампании "Единая Россия" озвучивала вопрос о необходимости принятия национальной программы развития культуры народов России.

Это очень важный, принципиальнейший документ. С точки зрения культуры, мы одновременно богаты и расточительны, быстро теряем кладези национальных культур, которыми обладаем в той же Сибири - носителя определённой российской субкультуры. Ведь сюда на протяжении веков стекались народы всех стран Восточной Европы и европейской России!

Хотите мы свозим вас в чисто латышскую омскую деревню, где вы услышите настоящую латышскую речь и песни, которые уже в Риге мало кто помнит и знает? Так же у нас живут эстонцы, украинцы, белорусы, финны и т.д. Всё это нужно беречь, это всё нужно делать компонентом единого культурного пространства на основе глубоко продуманного, ориентированного не на один год проекта.

Такая изюминка: в Омской области сейчас проживают 7 человек такой национальности, о которой вы никогда не слышали, – сельты. Что, выбросить их из жизни, или постараться сделать так, чтобы хоть что-то оставить как достояние народов России, проживающих на конкретной территории?

Вообще у нас живут представители 120 национальностей. По-моему, мы научились уважать их культуру, традиции, веру и образ жизни. Этнокультурный, межнациональный мир - это большое достояние, которое заложено не нами, а людьми, которые первыми осваивали этот суровый край. Они определили свою конституцию жизни разных национальностей, конфессий, культур. Мы эту "конституцию" реализуем в рамках национальных культурных автономий: татарской, украинской, казахской, немецкой, армянской и т.д. В едином дворце дружбы народов формируется вся идеология этой огромной работы, которая распространяется на всю территорию. Франклин Рузвельт когда-то сказал крылатую фразу: "Хочешь, чтобы тебя уважали, научись уважать других". Тогда у всех и все будет хорошо. И земли тогда всем хватит!

Мария Понина, радио "Культура", Москва: - Фестивалю "Академия" был выдан большой кредит доверия. Надежды, несомненно, оправдываются. Кому-то, возможно, покажется, что правительству региона нет никакой выгоды быть учредителем такого фестиваля, ведь это затратная вещь. На самом деле, это огромные инвестиции в настоящее и будущее культуры. Вы выполняете задачу, которую мало кто выполняет в стране. Это - имидж нашей страны, транслируемый за рубеж. Лучший актёр Германии Мартин Вуттке, сыгравший главную роль в спектакле "Арто и Гитлер в Романском кафе", на встрече с критиками и актерами омских театров заявил: "Я сегодня впервые очень жалею, что не знаю русский язык". Спектакль, который он редко играет в Европе, здесь шел два вечера подряд с фантастическим успехом. Мартин пообещал, что приедет в Омск еще. Возможно ли деньгами оценить этот результат? Страна, которая вызывает интерес на культурном уровне, совершенно по-другому оценивается в мире. Культура - единственная сфера, где можно очень легко расположить к себе, и об этом надо думать, этим надо заниматься, в это надо вкладываться. Получается замечательная двухсторонняя провокация интереса.

- Не скрою, мне говорили: зачем затраты на такой фестиваль? Действительно, можно обойтись без многих вещей. Но что тогда мы будем из себя представлять? Или мы народ, претендующий на какие-то высокие национальные принципы, страна великих культур, традиций, или сегодня будем жить багажом прошлых веков, считать это достояние постоянным и современным. С культуры прежних веков можно бесконечно стричь дивиденды, но вряд ли мы сами заслужим уважение общества и последующих поколений. Брезгливое отношение заслужим точно. Нам в России очень серьёзно нужно задуматься над выработкой проекта развития национальной культуры страны. И не жалеть на это средств. Потерять то, что создавалось веками, пойти на поводу у временной конъюнктуры - это путь в общество манкуртов.

Татьяна Тихоновец, газета "Экран, сцена": - Бывая в разных уголках страны на культурных событиях, фестивалях, я все время слышу Вашу фамилию: Полежаев отстроил кукольный театр "Арлекин", реконструировал драмтеатр, помог в организации фестиваля "Молодые театры России", теперь "Академии". И все начинают плакать, стенать и говорить, почему в Омске такой губернатор, а наш только футбол смотрит. Вы сейчас потрясающе всё объяснили с точки зрения стратегии культурной политики. А я вот думаю, может Вы действительно театр любите? Честно ответьте, пожалуйста!

-Вы же понимаете, человек, обременённый властью, ответственный, за общественное развитие, за состояние региона, страны, не может и не должен не понимать основополагающих факторов, определяющих настроение, сознание, внутреннее состояние, психологию развития общества. И пусть он хоть трижды не любит театр, должен понимать, соображать, какую струю театр вносит в культурную, общественную жизнь. Мы в хоккей в Омске вкладываем денег в два раза больше, чем в театр. Но это не говорит о том, что я его так бесконечно люблю.

Я знаю, что определённая, очень немалая часть народа говорит, что ему не нужен театр, а нужны зрелища. Со времён Нерона ничего не изменилось. Люди вместо хитонов стали носить пиджаки, джинсы, куртки и т.д., но психология продвинулась недалеко. Нужно учитывать все компоненты сложной жизни общества. Одни каждый день ходят в церковь, другие не переступали ее порог, но ощущают в этом нечто такое, что определяет человеческое бытие. Не переступив порог этой церкви, он всё равно когда-то в своей жизни будет просить Бога помочь ему. И так во всём.

Я не скажу, что бесконечно влюблен в театр. Я - прагматик. Определяя, вижу направления, которые нужны для гармоничного развития общества. А если понимаешь и веришь, вкладывай в это деньги и, конечно, душу. Если ты сам не будешь этого делать, не зажжешь других, то, поверьте, чиновники огонь не запалят.

Как-то мы сидели с, Царствие ему небесное, нашим земляком Михаилом Александровичем Ульяновым. Тяжёлые годы были для театров. Для вахтанговцев особенно. Я говорю: "Михаил Александрович, хочу театр на Севере сделать, в таежном городе Тара". "Ты что, с ума сошёл? – удивился он. - В эти-то театры не ходят, в них уже автомобильные салоны делают, а ты там решил строить!". Я ему говорю: "Понимаете, на первый взгляд, идея абсурдная, а вообще может быть очень рациональной с точки зрения появления в этом медвежьем углу нечто такого, что совершенно перевернет жизнь людей".

И вот в этом дремучем сибирском городе, где женщины с рождения до смерти не снимали с ног резиновые сапоги и валенки, люди стали ходить в театр в театральных платьях, в хорошей обуви. Театр родил совершенно новый стиль в этом городе. Он привлёк множество молодёжи, стал общественным местом, а не просто театром. Молодёжь перестала уезжать. Она гордится отдалённостью, своей обособленностью, культурной самодостаточностью. Разве не этого мы хотим? Теперь Северный театр один за другим привозит награды с фестивалей, несмотря на свою удалённость и молодость, уже достаточно известен.

Потом Михаил Александрович сказал: "Ты был прав!" Кстати, мы назвали этот театр его именем.

Анатолий Голубовский, главный редактор "Russian Word Studios", Москва: - Думаю, это большое счастье, что вы не театральный фанат. Такая осознанная культурная политика связана, прежде всего, с тем, чтобы люди по-человечески жили в этом городе и в регионе. И театр здесь - очень действенный инструмент, который позволяет обеспечить людям просто совсем другое качество жизни. Фестиваль, в котором мы участвуем, это отважный поступок. Он необходим городу, региону, да и всей России, чтобы действительно понять себя, продемонстрировать своё понимание и иностранным гостям, и людям, которые здесь живут. То, что мы видим на "Академии", это чрезвычайно элитарные вещи, но они принимаются зрителем, который в Омске достаточно продвинут. Вы не побоялись привезти сюда столь признанные, порой очень сложные работы мирового уровня?

- А чего бояться? "Академия" закончится, все разъедутся. Но на один градус уважение, достоинство культура граждан этого города, увеличатся. Я 20 лет бессменно руковожу Омской областью. На них выпали смуты, революции, перевороты и т.д. Выросло совершенно другое поколение людей. Им 18-20 лет. Они не знают, что было до 90-го года. Максимально "оснастить" их всем, что мы можем сделать в части развития культуры - очень важная вещь. За 20 лет мы построили 120 церквей. Не все в них ходят, но обойтись без этого атрибута жизни уже не могут. Это вошло в жизнь как элемент духовной культуры. Кто-то говорит, что надо больше произвести хлеба, еще чего-то. Всё это надо. Но нужно произвести как можно больше и культурного "продукта", на основе которого формируется или должна формироваться настоящая общность людей. Вот и все!

Анатолий Голубовский: - Добавлю несколько слов. Здесь собрались люди, которые сделают всё возможное, чтобы рассказать, как Сибирь, Омск вместе с "Академией" въехали в Европу. Это профессионалы из Великобритании, Германии, Словении, Хорватии, Польши, других стран. Уверен, что европейская интеграция во многом происходит благодаря таким культурным событиям. Уверен, что следующий фестиваль будет ещё более представительным. На нем можно будет лучше предъявить эту территорию, её идентификацию, как территорию толерантной, мультикультурной среды. Такой опыт - редкий не только для России, но и для Европы.

Ян Херберт, театральное издание "Theatre Record", Лондон: - Я – критик из Лондона, хочу добавить несколько слов с точки зрения международного сообщества. Это мой первый приезд в Омске. В Англии я знал об Омске, что он находится в Сибири и здесь на каторге был Достоевский. О Сибири было представление как о смеси солженицинского Гулага и американского Дикого Запада. Но когда я прибыл сюда, пришёл в очень красивый, отреставрированный академический театр драмы, посетил новое шикарное здание театра "Арлекин", теперь оказался в этом органном зале, понял, какую важность в Омске придают культуре. Это очень цивилизованный город. Но дело не только в зданиях, всё дело в людях. Меня удивило, что во время спектаклей очень многие люди готовы стоять, лишь бы их увидеть. У вас поразительная публика. А сам фестиваль "Академия" важен по нескольким причинам. Мы получили редкую возможность участвовать в конференции по проблемам театральной критики, познакомиться с коллегами из российских городов и других стран. Как человек, очень часто посещающий международные фестивали, утверждаю, что уровень "Академии" очень высокий, потому что в ней участвуют лучшие коллективы Европы, может быть мировые коллективы.

- Спасибо. Со времён открытия города Омска и первых посещений его иностранцами, я давно не слышал восприятия Омска, Сибири как Гулага. Думаю, вы не последний англичанин, кто так думает. На самом деле, судьба этого города связана исторически с очень интересными людьми. Истоки его культуры лежат далеко за пределами двух столетий, в той культурной среде, которую создали первые переселенцы. Омску повезло в этом смысле больше, чем множеству сибирских городов. Но, повторяю, приобретённое легко потерять, а вот воспроизвести, приумножить, внести в него новый элемент, который бы определял современный облик жителя этого города, очень важно.

Мы готовимся к 300-летию Омска, который всего на 16 лет моложе Петербурга. Разработана интересная программа модернизации города с сохранением исторического пространства и строительством на левом берегу современного делового центра. Участвуют лучшие архитекторы, принимаются современные архитектурные, планировочные решения. Но нужно время на запуск этого проекта, чтобы сделать его необратимым. Чтобы кто-то после меня не пришёл и не сказал: а вообще, зачем нам это надо? Сделать такой задел, чтобы идеология города не могла быть изменена. Омск будет очень красивым. Через 20 лет здесь будет жить более 2 миллионов человек. Но к этому город нужно готовить.

У меня в Швейцарии друг есть Клод Эги. Он долгие годы работал мэром Женевы, потом был председателем палаты регионов Совета Европы, много помогал в презентации нашей области на европейском континенте. Много раз приезжал в Омск. Я ему это всё рассказывал, он внимательно слушал, потом говорит: "Господин губернатор, всё, что вы мне рассказали, примерно укладывается в 300 лет. Но 300 лет живет только ворон!" Он прав, поэтому наша задача заложить эту школу, этот потенциал, этот алгоритм жизни города, чтобы он был неостановим, чтобы в глазах жителей был кураж всё время. А что ещё человеку надо?

Елена Калужская, Интернет-газета "Избранное", Москва. - В связи с фестивалем меня потрясли несколько вещей. Во-первых, его афиша. Это действительно очень амбициозный фестиваль. Потрясло карнавальное шествие. Я несколько видела шествий на Арбате. Омичи показали себя заинтересованными, открытыми, живо реагирующими на происходящее участниками. Как они общались с артистами! Ни в какое сравнение узкий Арбат с вашим Любинским проспектом не идёт. Ещё одно потрясение – немецкий актёр Мартин Вуттке. То, что происходило после спектакля "Арто и Гитлер в Романском кафе" в голубой гостиной Омского театра драмы, - это ещё одна "академия" фестиваля. После беседы с театральными критиками он почти до утра общался с молодыми артистами омских театров. Рассказывал, как он делает на сцене одно, другое, третье… Такую возможность ваша актерская молодежь имеет после каждого спектакля, в которых участвуют действительно "сливки" театральной Европы. Ни о чём подобном не могут мечтать молодые актеры и студенты столичных театральных училищ. Вы своим такую возможность обеспечили. И ещё. Вчера мы ехали в троллейбусе и спросили у кондуктора, где театр "Арлекин". Кондуктор показала на него и говорит: "Смотрите, там уже люди собираются! У нас в городе такой праздник!" И это говорит кондуктор, который продает не билеты в театр…

- Такое действие заражает город, в том числе людей не причастных. Мы много говорим по поводу патриотизма, подразумевая в основном военно-патриотические чувства. Патриотизм – явление многоплановое. На самом деле кондуктор троллейбуса подтверждает мысль: чувство гордости за своё село, город, область, страну, за происходящее в них добрые дела – это тоже проявление патриотизма. Эта женщина может никогда в жизни в театре не была, но ощущает сопричастность к происходящему, радуется ему и гордится им..

Некоторые мероприятия вызывают такое многолюдство, что наши площади не вмещают всех желающих участвовать в них. Мы восстановили хорошую традицию Певческого поля. На стадионе одновременно поют народные песни, танцуют три, четыре, пять тысяч человек. Хор - люди разных национальностей, одеты в разные одежды. Сибирский фольклор - его надо видеть и слышать. Потому что даже русские переселенцы из западных областей России имеют совершенно разные наряды. Орловские - одни, ростовские - другие, выходцы из северо-западных областей - третьи, не говоря уж об украинских, белорусских и т.д. И всё это тщательно сохраняется.

В середине девяностых коллеги меня спрашивали: что делать будем? Разруха!.. Я отвечал: петь будем! И организовали фестиваль «Душа России», который начинается с самых отдаленных сельских клубов и завершается большим концертным залом филармонии и Певческим полем. Сейчас этот брэнд у нас украли, утащили в Москву. Но появился он на омской земле.

Я коренной сибиряк, омич. Когда мы стали петь, из многих сундуков были вытащены наряды прадедов и прабабок – переселенцев. Даже я не видел таких и не слышал песен, которые услышал с появлением фестиваля. А ведь все это таилось в укромных местах, в сокровищницах человеческих душ! Люди надеялись и ждали, ждали и надеялись, что их национальная, самобытная культура найдёт выход. И когда смотришь на это разноцветие, на тысячи людей разных национальностей, которые, взявшись за руки, исполняют песни, это впечатляет, трогает до глубины души. Это – нравственный и духовный климат Сибири, Омского Прииртышья.

Наш проект «Академия» состоялся. Надеюсь, он стал запоминающимся явлением не только для нас с вами, но и для России. У сибиряков все чаще создаётся впечатление, что нас начинают забывать в столице. Поэтому мы напоминаем о себе.

Публикация подготовлена

собственным корреспондентом

информационного агентства «ИТАР-ТАСС» по Омской области.

Анатолием Петровым