Поиск

О том, что волнует бизнес, РИА «Омск-информ» рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий Герасименко.

– Как бы вы на сегодня оценили общее настроение бизнеса?

– Не очень хорошее. Конечно, все живут надеждами, держатся стоически. Не сказал бы, что идет массовый исход бизнеса из Омска. На 30 ноября 2016 года индивидуальных предпринимателей в Омской области было 38 070, сейчас 38 905. Юрлиц в прошлом году было 30 947, в этом 30 824. Очевидно, что показатели примерно одни и те же.

– А как же перерегистрация в другие регионы крупных омских компаний?

– Крупный бизнес тоже находится в перманентном движении. И у него иные возможности. Например, холдинговые компании пытаются диверсифицировать бизнес, оптимизировать логистику, используют политическое лоббирование, переводят часть бизнеса в Новосибирск, на Алтай, в Тюменскую область и т. д. Но обычному-то предпринимателю куда, бедному, податься? Он будет скрипеть зубами, надеяться, что-то предпринимать, до последнего держаться за свой бизнес, свой сегмент рынка.

В последнее время предприниматели жалуются на заметно возросшие неналоговые нововведения: «Платон», ЕГАИС – когда для реализации алкоголя необходима определенная техника, переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ряд других. Это все надо обеспечивать, нести затраты! Поэтому возможно уменьшение количества ИП, особенно после июля 2018 года, когда все, в том числе мелкий сельский бизнес, должны иметь контрольно-кассовую технику со специальным накопителем. Довольно типична ситуация, которую рассказал один из сельских предпринимателей: «Торгую трикотажем. Обязали поставить онлайн-кассу. Она стоит 24 тысячи. А у меня в месяц прибыль 9 тысяч. Вычет за ККТ будет, но потом. Как выживать?»

– На недавнем совещании у Бориса Титова, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей,  об этом говорилось?

– Конечно, используем все каналы. У Института уполномоченных по защите прав предпринимателей с Федеральной налоговой службой функционирует совместный штаб по оперативному разрешению технических и иных коллизий в связи с внедрением новой ККТ. Вообще, пытаемся максимально открыто транслировать всю «боль» бизнеса Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, руководству страны. Поскольку у различных контролирующих органов, иногда у власти на местах, нередко возникает ведомственная зашоренность, нежелание педалировать ситуацию.

– А в Омской области?

– Правительство региона пытается в рамках своих возможностей и бюджета стимулировать предпринимательскую активность, дать преференции определенным компаниям, направлениям бизнеса. Но в ряде случаев, по нашему мнению, есть неиспользуемые возможности или недоработки. Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей обладает законодательной инициативой направлять в органы государственной и муниципальной власти мотивированные предложения о принятии или изменении нормативных актов, относящихся в данной сфере.

В последнее время на имя врио губернатора Омской области и председателя Законодательного собрания направлено несколько таких обращений.

– Можете их перечислить?

– Например, правительством Омской области подготовлен проект закона Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области от 21.07.2009 № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», который распространяет квоты для приема на работу инвалидов на работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек (согласно действующей редакции закона, квота для приема на работу инвалидов устанавливается у работодателя, численность работников которого составляет не менее чем 50 человек).

Предприниматели считают, что, налагая на бизнес дополнительные социальные обязательства, власть должна предусмотреть эффективные меры экономического стимулирования для бизнеса – налоговые льготы, субсидии на организацию рабочих мест для инвалидов, установление преференций при участии в реализации государственных закупок и так далее.

Признавая важность поддержки инвалидов, считаю недопустимым решать проблему административным путем, перекладывая социальные обязанности на хозяйствующих субъектов без соблюдения баланса законных интересов всех.

Также по просьбам бизнеса мы настаиваем на принятии областного закона, сохраняющего льготу по налогу на движимое имущество. Это будет стимулом для вложения денежных средств в основной капитал.

Игнорирование этой льготы приведет к удорожанию основных фондов предприятий, возникнет риск сокращения объемов закупок имущества, продления сроков реализации инвестиционных проектов, миграции юридических лиц в иные субъекты Российской Федерации, с более лояльными налоговыми режимами. Особенно остро указанная проблема стоит в автотранспортном секторе.

Отдельно стоит проблема субсидирования бизнеса. Условия предоставления и использования такой субсидии, на мой взгляд, должны отвечать целям ее предоставления. Считаю, не совсем правильно налагать на хозяйствующих субъектов сомнительные в своей обоснованности, а главное, неуместные социальные обязательства, например установление повышенной заработной платы работникам. Возникает вопрос: предоставляется все же целевая субсидия или что-то другое? Иначе смысл субсидии теряется, предприниматель, повышая зарплату, остается еще и в минусе. Арбитражный суд Омской области согласился с нашей точкой зрения.

– Каковы основные болевые точки омского бизнеса?

– Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Падение потребительского спроса, проблемы с реализацией продукции. Высокая налоговая нагрузка, расширение обязательных платежей и расходов. Отсутствие длинных денег, сложный доступ к кредитным ресурсам. Часто встречающийся формальный подход при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Бизнес в большинстве не надеется на государство, а надеется на себя. Но когда государство начинает «играть» краплеными картами и меняет правила игры – это раздражает людей.

И конечно, такие «застарелые» наши проблемы, как долгие и сложные процедуры получения разрешения на строительство и ввода линейных объектов, а также подключения к сетям.

– Ситуация в каких сферах бизнеса в Омской области наиболее тяжелая?

– Тяжело сельхозпроизводителям. Это и АЧС и проблемы с реализацией зерна, которое идет за бесценок по 3 тыс за тонну что ниже себестоимости. Торговый бизнес на селе жалуется на «сети», с которыми не может конкурировать. А это законная деятельность, антимонопольное законодательство здесь отдыхает. Сельским торговцам приходится переносить торговлю в дальние села, но там потребительский спрос минимальный. Недавно был в Одесском районе, тоже говорят: «Сети давят».

Получается, в омском селе ни сельхозпроизводитель не может свою продукцию продать, ни торговый бизнес не может развиться, его подрубают крупные конкуренты.

Провал у строительных компаний. Чтобы строителям участвовать в тендерах, им надо состоять в СРО. Мелкие строители говорят, что «у нас нет денег платить членские взносы, потому что нет оборотных средств». Строительный бизнес в регионе один из самых «просевших».

– Где же благополучие?

–Там, где природная рента. У тех, кто связан с нефтепродуктами, электричеством, водой, газом. У кого внедрены высокие технологии, например компания «Мир». Но понимаю, что когда все хорошо, то ко мне вряд ли будут обращаться. В этом году не было обращений айтишников.

Крупный бизнес для получения адресных преференций использует другие рычаги, в лице депутатов, связей во власти. Власть тоже в первую очередь идет к самым серьезным игрокам на рынке, обещая государственно-частное партнерство в решении проблем.

– Какие преференции просит у омской власти мелкий и средний бизнес?

– Бизнес часто вообще ничего не просит. Он говорит: не трогайте нас и не меняйте правила игры. Потому что когда человек задумывает бизнес-схему, пишет бизнес-план, то предполагает одно. А постоянно меняющиеся новые вводные в законодательстве его дезориентируют. Бизнес говорит: дайте стабильность, не меняйте правила игры. Это уже большое дело.

– На что больше всего жаловался омский в бизнес в 2017 году?

– Росло число обращений, связанных с государственными и муниципальными закупками, где затягиваются расчеты за выполненную работу. Росло количество уголовных дел в отношении бизнеса и дел, инициированных самим бизнесом. Возможно, это связано с падением потребительского спроса, внедрением разных схем увеличения доходов. Дала результат борьба налоговых органов с обналичниками и серыми схемами.

Но нередко предприниматели жалуются и на бездействие правоохранительных органов, которые отказываются проводить глубокие доследственные проверки и возбуждать уголовные дела. Например, мошенники заходят в систему коммуникаций фирмы и за выходные наговаривают тысячи рублей междугородних переговоров. Год правоохранительные органы не возбуждают дело. Множество случаев, когда бизнес говорит правоохранительным органам: помогите, мы стали жертвой преступных действий. А силовики отвечают, мол, не наше дело, это гражданско-правовые форматы, разбирайтесь сами.

– Между собой бизнес в Омске стал больше судиться?

– Признаю, сутяжничество выросло. Многие представители бизнеса обжалуют действия властей в судах, увеличилось количество корпоративных споров. Много тяжб в сельской местности. Последние 2 года были для АПК тяжелыми: неоплаченные кредиты, проблемы реализации продукции. Банки пытаются взыскивать по кредитам, а платить нечем. Большинство споров идет вокруг собственности.

Претензий по контрольно-надзорной деятельности у бизнеса стало меньше. Это связано с мораторием на проверочные действия. Сами контрольно-надзорные органы внимательнее относятся к проведению проверок, прокуратура более жестко на них реагирует. Особенно на анонимных или частных заявителей, которые используются как средство ослабить конкурента. Начинаем проверять, оказывается, что такой Иван Иванович Иванов по данному адресу не живет. Есть, правда, ряд городских «правдорубцев», которые только и пишут в надзорные инстанции на всех и вся. Клевету доказать здесь сложно, предпринимателям приходится доказывать, что такие правдорубы порочат честь и достоинство компании.

Федеральный центр сейчас пристально следит за контрольно-надзорной деятельностью в регионах. Только что прошла видеоконференция под руководством министра Российской Федерации М. А. Абызова со всеми субъектами СФО на эту тему. Задача федералов – минимизировать проверки.

– В некоторых регионах встречи сообщества предпринимателей с проверяющими органами стали регулярными. Можно это сделать в Омской области?

– В рамках встреч у Б. Ю. Титова всегда говорю, что контроль бизнеса ведется с 3 сторон: федералы, региональщики, муниципалы. А объект надзора – один. Сейчас каждый контрольно-надзорный орган федерального подчинения обязан раз в квартал рассказывать о своей правоприменительной деятельности. На этих слушаниях должно быть не менее 300 слушателей из предпринимательской среды. Федеральный центр следит, чтобы такая коммуникация развивалась.

На мой взгляд, в Омской области просто необходимо создать некую площадку под кураторством, предположим, первого зама губернатора, чтобы бизнес мог решать свои проблемы в рабочем формате с контрольно- надзорными органами и иными органами власти.

Надо признать, что прежний губернатор В. И. Назаров раз в квартал встречался с представителями бизнеса в формате прямого диалога. Бизнес надеется, что этот формат будет усовершенствован и возобновлен врио губернатора А. Л. Бурковым.

Да, он встречался с некоторыми директорами промпредприятий. Но более широкого общения с бизнесом пока не было.

– Но у нас есть областной Союз предпринимателей, который должен «двигать» эту тему?

– Это наиболее активная предпринимательская структура региона. Там проводят регулярные координационные советы, реагируют на возникшие вызовы. Во взаимодействии с Союзом нам удалось сохранить единый налог на вмененный доход не только в Омской области , но и в стране до 2021 года.

Сейчас довольно активно новое руководство «Опоры России» в лице Олега Ананьева. Надеюсь, что «Деловая Россия» тоже решит свои организационные проблемы и Игорь Антропенко встроется в работу с этим серьезным бизнес-объединением.

– Ваш административный рычаг влияния на власть тоже достаточно серьезен?

– Любая исполнительная структура обязана мне ответить в течение 15 дней. Затем этот ответ могут отмониторить в «Российском агентстве стратегических инициатив» и сделать выводы уже в отношении руководства региона. Уполномоченный по защите прав предпринимателей – один из немногих, кто напрямую транслирует в федеральные органы власти оценку регулирующего воздействия и отношения к бизнесу в регионе. Уполномоченный ежемесячно отвечает на вопросы, поступающие из различных федеральных структур. Начиная от АСИ, материалы которого напрямую поступают президенту, заканчивая различными правительственными структурами.

– Получается, власти выгоднее с вами сотрудничать?

– Сейчас, как в книге Киплинга, сложное время, «сухая» часть сезона. Всем надо объединиться, а не делить последнее. Я родился и вырос в Омске. Мне обидно, что мы, омичи, делая порой хороший товар, не можем его качественно упаковать и представить. Эту нулевую точку роста пора преодолеть.

– Чего бы вы пожелали омичам в Новом году?

– Крепкого здоровья, новых свершений, стабильности и развития нашей Омской области и всем нам.

2298

О том, что волнует бизнес, РИА «Омск-информ» рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий Герасименко.

– Как бы вы на сегодня оценили общее настроение бизнеса?

– Не очень хорошее. Конечно, все живут надеждами, держатся стоически. Не сказал бы, что идет массовый исход бизнеса из Омска. На 30 ноября 2016 года индивидуальных предпринимателей в Омской области было 38 070, сейчас 38 905. Юрлиц в прошлом году было 30 947, в этом 30 824. Очевидно, что показатели примерно одни и те же.

– А как же перерегистрация в другие регионы крупных омских компаний?

– Крупный бизнес тоже находится в перманентном движении. И у него иные возможности. Например, холдинговые компании пытаются диверсифицировать бизнес, оптимизировать логистику, используют политическое лоббирование, переводят часть бизнеса в Новосибирск, на Алтай, в Тюменскую область и т. д. Но обычному-то предпринимателю куда, бедному, податься? Он будет скрипеть зубами, надеяться, что-то предпринимать, до последнего держаться за свой бизнес, свой сегмент рынка.

В последнее время предприниматели жалуются на заметно возросшие неналоговые нововведения: «Платон», ЕГАИС – когда для реализации алкоголя необходима определенная техника, переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ряд других. Это все надо обеспечивать, нести затраты! Поэтому возможно уменьшение количества ИП, особенно после июля 2018 года, когда все, в том числе мелкий сельский бизнес, должны иметь контрольно-кассовую технику со специальным накопителем. Довольно типична ситуация, которую рассказал один из сельских предпринимателей: «Торгую трикотажем. Обязали поставить онлайн-кассу. Она стоит 24 тысячи. А у меня в месяц прибыль 9 тысяч. Вычет за ККТ будет, но потом. Как выживать?»

– На недавнем совещании у Бориса Титова, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей,  об этом говорилось?

– Конечно, используем все каналы. У Института уполномоченных по защите прав предпринимателей с Федеральной налоговой службой функционирует совместный штаб по оперативному разрешению технических и иных коллизий в связи с внедрением новой ККТ. Вообще, пытаемся максимально открыто транслировать всю «боль» бизнеса Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, руководству страны. Поскольку у различных контролирующих органов, иногда у власти на местах, нередко возникает ведомственная зашоренность, нежелание педалировать ситуацию.

– А в Омской области?

– Правительство региона пытается в рамках своих возможностей и бюджета стимулировать предпринимательскую активность, дать преференции определенным компаниям, направлениям бизнеса. Но в ряде случаев, по нашему мнению, есть неиспользуемые возможности или недоработки. Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей обладает законодательной инициативой направлять в органы государственной и муниципальной власти мотивированные предложения о принятии или изменении нормативных актов, относящихся в данной сфере.

В последнее время на имя врио губернатора Омской области и председателя Законодательного собрания направлено несколько таких обращений.

– Можете их перечислить?

– Например, правительством Омской области подготовлен проект закона Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области от 21.07.2009 № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», который распространяет квоты для приема на работу инвалидов на работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек (согласно действующей редакции закона, квота для приема на работу инвалидов устанавливается у работодателя, численность работников которого составляет не менее чем 50 человек).

Предприниматели считают, что, налагая на бизнес дополнительные социальные обязательства, власть должна предусмотреть эффективные меры экономического стимулирования для бизнеса – налоговые льготы, субсидии на организацию рабочих мест для инвалидов, установление преференций при участии в реализации государственных закупок и так далее.

Признавая важность поддержки инвалидов, считаю недопустимым решать проблему административным путем, перекладывая социальные обязанности на хозяйствующих субъектов без соблюдения баланса законных интересов всех.

Также по просьбам бизнеса мы настаиваем на принятии областного закона, сохраняющего льготу по налогу на движимое имущество. Это будет стимулом для вложения денежных средств в основной капитал.

Игнорирование этой льготы приведет к удорожанию основных фондов предприятий, возникнет риск сокращения объемов закупок имущества, продления сроков реализации инвестиционных проектов, миграции юридических лиц в иные субъекты Российской Федерации, с более лояльными налоговыми режимами. Особенно остро указанная проблема стоит в автотранспортном секторе.

Отдельно стоит проблема субсидирования бизнеса. Условия предоставления и использования такой субсидии, на мой взгляд, должны отвечать целям ее предоставления. Считаю, не совсем правильно налагать на хозяйствующих субъектов сомнительные в своей обоснованности, а главное, неуместные социальные обязательства, например установление повышенной заработной платы работникам. Возникает вопрос: предоставляется все же целевая субсидия или что-то другое? Иначе смысл субсидии теряется, предприниматель, повышая зарплату, остается еще и в минусе. Арбитражный суд Омской области согласился с нашей точкой зрения.

– Каковы основные болевые точки омского бизнеса?

– Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Падение потребительского спроса, проблемы с реализацией продукции. Высокая налоговая нагрузка, расширение обязательных платежей и расходов. Отсутствие длинных денег, сложный доступ к кредитным ресурсам. Часто встречающийся формальный подход при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Бизнес в большинстве не надеется на государство, а надеется на себя. Но когда государство начинает «играть» краплеными картами и меняет правила игры – это раздражает людей.

И конечно, такие «застарелые» наши проблемы, как долгие и сложные процедуры получения разрешения на строительство и ввода линейных объектов, а также подключения к сетям.

– Ситуация в каких сферах бизнеса в Омской области наиболее тяжелая?

– Тяжело сельхозпроизводителям. Это и АЧС и проблемы с реализацией зерна, которое идет за бесценок по 3 тыс за тонну что ниже себестоимости. Торговый бизнес на селе жалуется на «сети», с которыми не может конкурировать. А это законная деятельность, антимонопольное законодательство здесь отдыхает. Сельским торговцам приходится переносить торговлю в дальние села, но там потребительский спрос минимальный. Недавно был в Одесском районе, тоже говорят: «Сети давят».

Получается, в омском селе ни сельхозпроизводитель не может свою продукцию продать, ни торговый бизнес не может развиться, его подрубают крупные конкуренты.

Провал у строительных компаний. Чтобы строителям участвовать в тендерах, им надо состоять в СРО. Мелкие строители говорят, что «у нас нет денег платить членские взносы, потому что нет оборотных средств». Строительный бизнес в регионе один из самых «просевших».

– Где же благополучие?

–Там, где природная рента. У тех, кто связан с нефтепродуктами, электричеством, водой, газом. У кого внедрены высокие технологии, например компания «Мир». Но понимаю, что когда все хорошо, то ко мне вряд ли будут обращаться. В этом году не было обращений айтишников.

Крупный бизнес для получения адресных преференций использует другие рычаги, в лице депутатов, связей во власти. Власть тоже в первую очередь идет к самым серьезным игрокам на рынке, обещая государственно-частное партнерство в решении проблем.

– Какие преференции просит у омской власти мелкий и средний бизнес?

– Бизнес часто вообще ничего не просит. Он говорит: не трогайте нас и не меняйте правила игры. Потому что когда человек задумывает бизнес-схему, пишет бизнес-план, то предполагает одно. А постоянно меняющиеся новые вводные в законодательстве его дезориентируют. Бизнес говорит: дайте стабильность, не меняйте правила игры. Это уже большое дело.

– На что больше всего жаловался омский в бизнес в 2017 году?

– Росло число обращений, связанных с государственными и муниципальными закупками, где затягиваются расчеты за выполненную работу. Росло количество уголовных дел в отношении бизнеса и дел, инициированных самим бизнесом. Возможно, это связано с падением потребительского спроса, внедрением разных схем увеличения доходов. Дала результат борьба налоговых органов с обналичниками и серыми схемами.

Но нередко предприниматели жалуются и на бездействие правоохранительных органов, которые отказываются проводить глубокие доследственные проверки и возбуждать уголовные дела. Например, мошенники заходят в систему коммуникаций фирмы и за выходные наговаривают тысячи рублей междугородних переговоров. Год правоохранительные органы не возбуждают дело. Множество случаев, когда бизнес говорит правоохранительным органам: помогите, мы стали жертвой преступных действий. А силовики отвечают, мол, не наше дело, это гражданско-правовые форматы, разбирайтесь сами.

– Между собой бизнес в Омске стал больше судиться?

– Признаю, сутяжничество выросло. Многие представители бизнеса обжалуют действия властей в судах, увеличилось количество корпоративных споров. Много тяжб в сельской местности. Последние 2 года были для АПК тяжелыми: неоплаченные кредиты, проблемы реализации продукции. Банки пытаются взыскивать по кредитам, а платить нечем. Большинство споров идет вокруг собственности.

Претензий по контрольно-надзорной деятельности у бизнеса стало меньше. Это связано с мораторием на проверочные действия. Сами контрольно-надзорные органы внимательнее относятся к проведению проверок, прокуратура более жестко на них реагирует. Особенно на анонимных или частных заявителей, которые используются как средство ослабить конкурента. Начинаем проверять, оказывается, что такой Иван Иванович Иванов по данному адресу не живет. Есть, правда, ряд городских «правдорубцев», которые только и пишут в надзорные инстанции на всех и вся. Клевету доказать здесь сложно, предпринимателям приходится доказывать, что такие правдорубы порочат честь и достоинство компании.

Федеральный центр сейчас пристально следит за контрольно-надзорной деятельностью в регионах. Только что прошла видеоконференция под руководством министра Российской Федерации М. А. Абызова со всеми субъектами СФО на эту тему. Задача федералов – минимизировать проверки.

– В некоторых регионах встречи сообщества предпринимателей с проверяющими органами стали регулярными. Можно это сделать в Омской области?

– В рамках встреч у Б. Ю. Титова всегда говорю, что контроль бизнеса ведется с 3 сторон: федералы, региональщики, муниципалы. А объект надзора – один. Сейчас каждый контрольно-надзорный орган федерального подчинения обязан раз в квартал рассказывать о своей правоприменительной деятельности. На этих слушаниях должно быть не менее 300 слушателей из предпринимательской среды. Федеральный центр следит, чтобы такая коммуникация развивалась.

На мой взгляд, в Омской области просто необходимо создать некую площадку под кураторством, предположим, первого зама губернатора, чтобы бизнес мог решать свои проблемы в рабочем формате с контрольно- надзорными органами и иными органами власти.

Надо признать, что прежний губернатор В. И. Назаров раз в квартал встречался с представителями бизнеса в формате прямого диалога. Бизнес надеется, что этот формат будет усовершенствован и возобновлен врио губернатора А. Л. Бурковым.

Да, он встречался с некоторыми директорами промпредприятий. Но более широкого общения с бизнесом пока не было.

– Но у нас есть областной Союз предпринимателей, который должен «двигать» эту тему?

– Это наиболее активная предпринимательская структура региона. Там проводят регулярные координационные советы, реагируют на возникшие вызовы. Во взаимодействии с Союзом нам удалось сохранить единый налог на вмененный доход не только в Омской области , но и в стране до 2021 года.

Сейчас довольно активно новое руководство «Опоры России» в лице Олега Ананьева. Надеюсь, что «Деловая Россия» тоже решит свои организационные проблемы и Игорь Антропенко встроется в работу с этим серьезным бизнес-объединением.

– Ваш административный рычаг влияния на власть тоже достаточно серьезен?

– Любая исполнительная структура обязана мне ответить в течение 15 дней. Затем этот ответ могут отмониторить в «Российском агентстве стратегических инициатив» и сделать выводы уже в отношении руководства региона. Уполномоченный по защите прав предпринимателей – один из немногих, кто напрямую транслирует в федеральные органы власти оценку регулирующего воздействия и отношения к бизнесу в регионе. Уполномоченный ежемесячно отвечает на вопросы, поступающие из различных федеральных структур. Начиная от АСИ, материалы которого напрямую поступают президенту, заканчивая различными правительственными структурами.

– Получается, власти выгоднее с вами сотрудничать?

– Сейчас, как в книге Киплинга, сложное время, «сухая» часть сезона. Всем надо объединиться, а не делить последнее. Я родился и вырос в Омске. Мне обидно, что мы, омичи, делая порой хороший товар, не можем его качественно упаковать и представить. Эту нулевую точку роста пора преодолеть.

– Чего бы вы пожелали омичам в Новом году?

– Крепкого здоровья, новых свершений, стабильности и развития нашей Омской области и всем нам.

2298