Поиск

Директор департамента транспорта ответил на самые злободневные транспортные вопросы Омска, которые волнуют каждого жителя города.

Очередным гостем проекта РИА «Омск-информ» стал директор департамента транспорта мэрии Алексей Мартыненко. Руководитель профильного ведомства ответил на самые острые вопросы о работе пассажирского транспорта в городе.

– Алексей Владимирович, знаем, что на этой неделе после заседания горсовета у вас была встреча с мэром. Расскажите, что там обсуждалось, может быть, какие-то новые решения были приняты?

– Это рабочий процесс. Мы с руководителем города периодически обсуждаем рабочие моменты. На этот раз обсуждали заседание горсовета, посвященное развитию транспорта – те замечания депутатов, которые поступили. Мы должны ответить на все вопросы и предложения депутатов и до 15-16 января отправить им ответ на рассмотрение. Я бы сказал, что те вопросы, которые задают депутаты, очень похожи, идентичны тем вопросам, намерениям, которые мы осуществляем. Ничего нового я, честно говоря, не услышал. Критиковать всегда просто, но того рецепта, который сейчас необходим по стабилизации транспорта, никто не предлагает. Я предлагаю конкретные действия, которые позволят сохранить муниципальный транспорт, обслуживать омичей и не нарушать интересов частных предпринимателей, которые работают в правовом поле. Лиц, которые работают не по закону, мы никогда не назовем своими партнерами.

– На горсовете была озвучена информация о встрече мэра с губернатором, где обсуждались лизинговые схемы по приобретению автобусов. Есть ли какие-то договоренности?

– Пока рано об этом говорить, честно говоря, я об этом услышал так же, как и все остальные, поэтому никаких достоверных комментариев по данному вопросу нет. Я знаю, что этот вопрос постоянно обсуждается на уровне мэра, губернатора, но о достигнутых договоренностях я пока не знаю.

– В Интернете бурно обсуждается предложение мэра города об ограничении скорости в городе до 50 км/ч. Есть информация, что эта инициатива исходит из недр департамента транспорта. Так ли это?

– Это очень серьезный вопрос. В нем заключены самые главные ценности, которые мы имеем, – человеческие жизни. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний момент разрешили без каких-либо санкций участникам дорожного движения ездить до 80 километров в час в городе, хотя максимальное ограничение – 60 километров в час. Чем выше скорость, тем серьезней последствия: даже при скорости в 60 километров в час при ДТП с участием пешехода 85 % – это летальный исход. Наш президент сегодня говорит, что приоритет – это безопасность. С учетом того, что в прошлом году отремонтировали много магистралей, у нас очень часто стали превышать скорость. По статистике все ДТП происходят либо с 11 до 18 часов, либо ночью. Во многих развитых странах (Англии, например) скоростной режим ограничен 50 километрами в час.

В любом случае это предложение, которое нужно обсуждать. Мы приглашаем обсудить и специалистов. Неделю назад мы уже приглашали представителей СибАДИ, которые поддерживают нашу точку зрения. Я считаю, что это приоритетный вопрос. Главное – это безопасность граждан. Если порог будет сокращен до 10 километров в час, то люди беспрепятственно будут ездить по городу 60 километров в час. Опять же, не везде предлагается снижение скорости. У нас есть список самых аварийных участков дорог, там и будет в первую очередь ограничена скорость. Например, на Красном Пути есть такие участки.

– На заседании горсовета вы озвучили цифру в 150 млн рублей, которые хотите получить от продажи имущества. Что это за имущество и почему есть уверенность, что продадите его?

– Смотрите, у нас в связи с тем, что была проведена оптимизация – объединение парков в 2014 году, все транспортные средства с первого парка были перемещены на территорию ПП № 4. Первый парк пустой, но мы несем убытки по содержанию территории и помещений на территории ПП № 1 для того, чтобы они банально не разрушились. То же самое на Ватутина, 4, где располагалось депо Горэлектротранса.

Мы постоянно работаем над сокращением затрат, у нас имеются площади, которые не используются длительное время. Мы платим за отопление, охрану, но пользы они не приносят. Департамент транспорта предлагает рассмотреть этот вариант депутатам горсовета и в случае положительного решения включить данные здания в план приватизации, а департаменту имущественных отношений в случае поддержки – провести аукцион. По субъективным оценкам это порядка 153 миллионов рублей. Но, я считаю, что и к этому вопросу нужно ответственно подойти, провести рыночную оценку и после аукцион.

На 2017 год РЭК Омской области утвержден тариф 29,91 рубля за одну поездку, а стоимость проезда в транспорте – 22 рубля. На компенсацию межтарифной разницы необходимо 516 миллионов. В бюджете – 251 миллион. Этих денег не хватает объективно на компенсацию этой разницы. Но если у нас есть имущество, которое не используется, мы несем затраты. Не лучше ли передать это имущество и решать проблему? Если предложение актуально, то депутаты поддержат нас. Это позволит нам найти дополнительные деньги. Если не предпринимать никаких действий, то через полгода транспорт может остановиться – омичи нас не поймут. Другие варианты сегодня вообще никто не предлагает.

– Кому это имущество может пригодиться? – Конкретных покупателей у меня нет. Насколько мне известно, в департамент имущественных отношений обращался «Магнит» для того, чтобы создать некий логистический центр. У нас же живой, активный город. Существует потребность в логистических центрах. Может быть, частные перевозчики заинтересуются, ведь там есть ремонтные базы, стоянки, гаражи. Но еще раз скажу, это не наше имущество, им распоряжается город, по решению горсовета.

– Ну а в случае отрицательного решения нас ждет повышение тарифа?

– Так вопрос не стоит. Мы должны найти приемлемые варианты и оставить стоимость проезда на уровне 22 рублей. Если мы хотим оставить проезд на уровне 22 рублей, то не нужно искать здесь подвох. Эту задачу поставил мэр перед нами. Стоимость проезда 22 рубля – это наша цель, наша задача, которую мы будем выполнять.

– Если имущество не продадите, то что?

– Будем искать второй, третий, пятый, десятый варианты. Безвыходных ситуаций не бывает. Будем искать деньги. Можно поднять руки вверх и ждать, что с неба что-то упадет. С неба ничего не упадет. Мы живем в других условиях. Когда я пришел в ПП № 8, там тоже были несладкие времена, было сложно. Но тем не менее два года усердной работы привели к тому, что предприятие работает эффективно, по итогам этого года предприятие получило 10 миллионов прибыли, при этом благоустраивали территорию, приобретали спецодежду сотрудникам и много делали других полезных и нужных дел. Нужно ставить задачи и выполнять их!

– Сколько все-таки будет сокращено маршрутов из озвученных ранее 27-ми? Может быть, отсрочить это решение, пока морозы не спадут?

– На сегодняшний день у нас 27 маршрутов, которые подлежат отмене. Да, например, был выездной прием в КТОСе, мы договорились, что проанализируем ситуацию по  маршруту № 361 и оценим работу перевозчика. Скажу однозначно, по этому маршруту перевозчик работает на незаконных основаниях. Он не поменял машины и не выполнил ряд других условий. Поэтому он не сможет там работать.

Для понимания: отменяются 27 маршрутов. Есть два маршрута – №№ 6Н и 8Н. Подлежат отмене маршруты №№ 6 и 8, которые не работали с 2014 года. Здесь жители не увидят никаких изменений. По поводу переноса. Это решение прописано в документе планирования еще в июне 2016 года. Перевозчики были уведомлены полгода назад. И в течение 4 месяцев вопросов не возникало. А сейчас начинаются злоупотребления.

Я прочитал интервью предпринимателя Занина. Он не выступает в защиту жителей Омска, он защищает личный интерес. Ущемляют его права якобы. Суд подтвердил законность расторжения договора, тем не менее перевозчик продолжает работать незаконно, он не несет ответственности перед пассажирами, он не осуществляет страхование пассажиров. Он ничего омичам не гарантирует. После этого человек говорит о том, что мы, возможно, уйдем с маршрута. Я не понимаю, как это? Люди не отдают отчет в том, что делают. Есть закон, и он не обсуждается! Есть решение суда, исполнение которого саботируется.

Почему можно своими противозаконными действиями подвергать риску жизни омичей? Люди непорядочные, раз они себя так ведут. Почему этот ИП своевременно не привел в рамки закона свою деятельность? Они считают, что можно нарушать закон и получать сверхприбыли? Этот нонсенс просто шокирует. Омичи должны с пониманием относиться к этому вопросу. Нужно отбросить все эмоции и включить здравый смысл.

Многие говорят: «Мне не важно, кто меня везет». Но, смотрите, вы же хотите доехать из пункта А в пункт Б? Наша задача – защитить жизни омичей. Перевозки должны быть безопасными, а уже затем комфортными. Безопасность превыше всего.

– По всем этим 27 маршрутам у всех перевозчиков проблемы с законом?

– Нет, не у всех. Но на многих маршрутах перевозчики не выполняют требования законодательства. По части маршрутов уже расторгнуты договоры. Мы исключаем дублирование маршрутов. Тот же Занин говорит, что дублирование маршрутов – это якобы страховка. Мол, если один перевозчик не повезет, то другой его подстрахует. Это как вообще? Как перевозчик может не повезти? Эта неделя показала: у нас до 800 машин малой вместимости не выходило на маршруты из-за мороза. Есть и объективные, есть и субъективные причины. Кто-то газом не мог заправиться. Возите тогда пассажиров на бензине, но они не возят, потому что бензин дороже. Муниципальные и добросовестные частные перевозчики же не поставили все автобусы в гараж, раз люди не ездят. Но почему это делают недобросовестные частные перевозчики?

– Все-таки отмена этих маршрутов – вынужденная мера?

– Да, отмена 27 дублирующих маршрутов – это вынужденная мера. В данной ситуации невозможно работать в неравных условиях частным перевозчикам и муниципальным. В данной ситуации это приведет к гибели ПАТП. Но если их не будет, то какую пользу получит пассажир? Год назад, когда были аномальные погодные условия, ряд частных перевозчиков просто не выехали в рейс. «Хочу везу – хочу не везу». В области тоже много проблем с перевозками. Самое главное – будет стоимость проезда по принципу «хочу везу по 20 рублей, хочу – по 50». Муниципальный транспорт создает конкуренцию, ограничивает стоимость проезда. В таких неравных условиях кто выживет: тот, кто платит за все, или тот, кто кладет в карман?

– Считаете ли вы, что в Омске сложилась глобальная проблема с перевозками?

– Сегодня в любой район города можно уехать без проблем. Перевозки-то есть. Но ездят кто как захочет. Все говорят: «Не трогайте вот этот маршрут, не трогайте вот этот». У всех омичей индивидуальные подходы: почему вот этот маршрут отменяете? Почему вот этот? Нет понимания глобальности проблемы. А она заключается в том, что у нас растянутый город. Это факт, который неоспорим. Точки притяжения, которые существовали 20 лет назад, изменились.

Если раньше на агрегатном заводе работали 10 тысяч человек, люди ехали туда. Ехали на «Полет», Сибзавод и другие промышленные предприятия. Все застраивается, все меняется. Застраивались новые микрорайоны, переселяли тысячи людей из ветхого жилья, открывали новые маршруты, не анализируя ситуации. Пускали все маршруты через центр. А у нас – один проспект Маркса, один Красный Путь. Мы, перед тем как ехать домой, открываем «Яндекс» и смотрим, сколько баллов пробки. 7-8 баллов – уже норма стала. Объективно понимаем, что 5 лет назад таких пробок не было.

– Будет ли проводиться анализ пассажиропотока, для того чтобы оптимизировать эти маршруты?

– Отмена этих маршрутов – выверенная точка зрения. Это решение анализировалось. Сегодня ничего еще не произошло, а люди уже переживают. Кто-то вышел на остановку и не уехал? Ничего же не произошло. Ажиотаж искусственный.

У каждого маршрута есть своя схема. Омичи должны понимать, что не нужно жить одним днем. По каждому маршруту есть обоснование, есть ему замена. Даже перевозчики сами же признались, что один маршрут страхует другой. Но мы имеем сегодня проблему, ее нужно решать. Вышел 220-й ФЗ, который об этом же и говорит. Я считаю, что мы все-таки должны провести глобальную работу по формированию новой маршрутной сети.

– Как новая маршрутная сеть будет формироваться?

– Эту работу будет проводить департамент транспорта с привлечением специализированной организации на основании конкурса. Это конкурс, этим должны заниматься профессионалы в этой сфере совместно с департаментом транспорта. Я общался с двумя структурами, одна из которых – СибАДИ. Это сначала изучение пассажиропотока на конечных остановках, опрос жителей. Все это подсчитывается, анализируется. И уже затем формируется сеть, определяется потребность и тип транспортных средств и многое другое.

Понятно, что ни трамвайную, ни троллейбусную сеть мы не трогаем. Но в центре города должны быть автобусы большой вместимости. Нужно изучить, на каком отрезке нужен автобус малой вместимости, а на каком – большой.  Это мнение профессионалов, которое не обсуждается. Если, например, господин Занин купит 20 новых автобусов большой вместимости, которые будут более новые, чем у муниципалов, то он в конкурсе выиграет. Все перевозчики должны работать в правовом поле. Тогда не будет проблем с транспортным обслуживанием.

– Вы говорите, что дублирующие маршруты убираете. Есть маршрут № 361, есть 72-й маршрут. Оба ликвидируются. 46-й автобус ходит не так хорошо, как 20 лет назад…

– В связи с тем, что часть маршрутов изменяется, необходимо привести в соответствие работу оставшихся перевозчиков. Чтобы они работали по графику и по всем правилам. Сам перевозчик по 72-му маршруту подтвердил, что он работает не по закону. По вашей ситуации – нужно, чтобы 46-й и 29-й автобусы ходили по расписанию. То, что говорят люди, мы уже прописали. И вопрос снимается. Главное – преодолеть эмоциональный фон.

Если бы мы хотели погубить муниципальный транспорт, мы бы ничего не делали. Если все в свободное плавание отпустить, то муниципальный транспорт умрет.

– Алексей Владимирович, так вы все-таки за кого: за муниципалов или за частников?

– Многие говорят, что я отстаиваю интересы муниципалов. Другие говорят об обратном. Задача департамента транспорта заключается в удовлетворении потребности населения города Омска в качественных безопасных перевозках, и здесь не имеет значения форма собственности (муниципальная или частная). Муниципальный транспорт в Омске работает по всем правилам. ПАТП работают не убыточно, они работают честно, по закону. Почему не все перевозчики выполняют это? О каких равных условиях здесь можно говорить? Если перевозчик говорит, что «у меня почти все водители трудоустроены», это как вообще? Есть требования, которые не обсуждаются. Закон суров, но он – закон. Мы хотим работать с частными перевозчиками на партнерских основаниях. Но только по закону. Там, где безопасность, не может быть никаких других доводов.

На рынке перевозок работают и добросовестные частные перевозчики, выполняя требования законодательства. Мы готовы с ними сотрудничать.

– Понятно, почему люди так встревожились. Потому что никто не сказал, что все смогут после 1 января добраться из точки А в точку Б. Хватит ли муниципальных автобусов?

– У нас более 3,5 тысяч транспортных средств. В других городах намного меньше. В Новосибирске – около 2 тысяч машин, в Челябинске – 1750, в Тюмени – 1100 единиц… В любом случае мы приложим все усилия, чтобы минимизировать последствия этой отмены. Мы понимаем, что нам нужно добавить машины на смежных маршрутах. И мы добавим  муниципальные автобусы. Частные перевозчики также готовы это сделать. У нас есть машины, но водительского состава недостаточно.

Если у нас 500 водителей уходят с этих 27 маршрутов, то куда они пойдут? Они могут прийти в муниципальные предприятия и занять рабочие места. Они придут на достойную зарплату – 26 тысяч рублей. Их ждет полный соцпакет, отпуска, больничные. А если сегодня закроются ПАТП? 4500 человек кто трудоустроит? Если мы 500 водителей с 27 маршрутов готовы трудоустроить, то 4500 человек с ПАТП никому не нужны. Я гарантирую, что при желании водители с закрываемых маршрутов точно найдут работу в муниципальных предприятиях.

– А вы уверены, что люди пересядут в автобусы из маршруток?

– Смотрите, если мы убираем 361-й маршрут, то люди пересядут в дублирующий 29-й автобус. Если мы убираем 320-й маршрут, то там есть 2-й троллейбус и 59-й автобус. Безусловно, они должны работать строго по графику, выходить на маршрут, в том числе и поздно вечером – это даже не обсуждается. Это априори должно быть так. Мы должны обеспечить работу подвижного состава как часы. Но если ко мне подходит автобус, который меня везет, я же не буду не садиться в него? Это же нерационально. Наша задача – обеспечить омичей безопасным транспортом.

– Есть мнение, что пассажиры с электронными проездными выберут маршрутку, если там будут принимать проездные. Маршрутка же едет быстрее.

– Если маршрутка едет без нарушения скоростного режима, то она приходит на конечную всего на 5-7 минут раньше автобуса. На первоначальном этапе мы хотим предложить перевозчикам использовать безлимитные проездные и «электронные кошельки». Нужно уходить на безналичную оплату. Мы в данной ситуации даем возможность пассажирам расширить выбор и расширить возможность использования электронных проездных.

– Рассматривается ли вопрос дробления длинных маршрутов и почему нельзя ввести модель «90 минут», как в Москве и Европе?

– В любом деле должен быть алгоритм. Нельзя прыгать от конечной цели. Нужно сначала изучить пассажиропоток, сформировать новую маршрутную сеть, а уже затем формировать маршруты и проездные. Если у нас 7-9-балльные пробки, будет ли эффект от проездного на 90 минут. Ну вот я встал в пробку, и все. Где мои 90 минут? У нас автобусы по 2-3 рейса не выполняют, потому что в пробке стоят. Это глобальная проблема. Все говорит о том, что маршрутная сеть в городе нерациональная, ее нужно менять. Сформируем новую сеть, будем внедрять новые технологии. В таком городе-миллионнике, как Омск, должна быть одна пересадка. Не больше.

– До того, как будет сформирована новая маршрутная сеть, появятся ли новые маршруты?

– Нет. Иначе мы сломаем тот тезис, о котором сами же говорим – что действующая сеть неэффективна. Это просто нелогично. Те маршруты, которые есть, они действуют. Мы после Нового года проведем конкурс, определим по 44-му ФЗ организацию, которая и будет формировать новую маршрутную сеть. Техзадание мы почти подготовили. Параллельно мы будем осуществлять контроль за перевозками в городе Омске. К сентябрю-ноябрю у нас будет новая маршрутная сеть.

– Как бороться с хамством водителей маршруток?

– Очень много жалоб на хамство водителей маршруток, очень много жалоб на курение в салоне, на разговоры по телефону. На грязь в салонах. Муниципальные автобусы каждый день моются, даже осенью, в грязь. А в некоторых маршрутках до сих пор огромный слой грязи. Если они не моют ни снаружи, ни внутри, то что мы получаем? О какой культуре обслуживания здесь можно говорить?

Если омичи сталкиваются с этим, то необходимо сразу же обращаться в департамент транспорта с указанием перевозчика, номера автобуса. Если нарушения будут систематическими и перевозчик не будет адекватно реагировать, то с такими перевозчиками мы будет расторгать договоры. Мы расторгли ряд договоров, когда были выявлены грубые факты нарушения требований: и несоответствие расписанию, и незамена автобусов на автобусы большей вместимости, и отсутствие подключения к ГЛОНАСС.

– Зачастую сам муниципальный транспорт работает неэффективно: подряд едут два автобуса одного и того же маршрута…

– Такая проблема тоже существует. Нам нужно отладить нормальную работу транспорта. Бывает, едут вместе два 24-х, 69-х и других – это нарушение интервальности. Есть диспетчеры, они должны следить за интервальностью, соблюдением графиков. Ко мне каждый день приходит человек и рассказывает о нарушениях. Но есть другое – пробки. Встали все автобусы в пробку и едут гуськом друг за другом. Такого быть не должно. Еще раз скажу, что наша главная цель – организация безопасных, качественных и комфортных перевозок в городе Омске.

– Спасибо за интервью.

P.S. В преддверии интервью с Алексеем Мартыненко читатели РИА «Омск-информ» прислали для директора департамента свыше 40 вопросов о работе муниципального транспорта. Подавляющее большинство из них касается отмены коммерческих маршрутов с 1 января 2017 года. Мы передали эти вопросы руководителю профильного ведомства для оперативного реагирования на возможные проблемы, которые могут возникнуть при изменении маршрутной сети.

Если после новогодних каникул вы столкнетесь со сложностями в перемещениях по городу, обязательно сообщайте об этом в редакцию по телефону 53-44-46, электронной почте omskinform1@mail.ru или комментариях под любым материалом. Ни одна жалоба не останется без внимания!

2749

Директор департамента транспорта ответил на самые злободневные транспортные вопросы Омска, которые волнуют каждого жителя города.

Очередным гостем проекта РИА «Омск-информ» стал директор департамента транспорта мэрии Алексей Мартыненко. Руководитель профильного ведомства ответил на самые острые вопросы о работе пассажирского транспорта в городе.

– Алексей Владимирович, знаем, что на этой неделе после заседания горсовета у вас была встреча с мэром. Расскажите, что там обсуждалось, может быть, какие-то новые решения были приняты?

– Это рабочий процесс. Мы с руководителем города периодически обсуждаем рабочие моменты. На этот раз обсуждали заседание горсовета, посвященное развитию транспорта – те замечания депутатов, которые поступили. Мы должны ответить на все вопросы и предложения депутатов и до 15-16 января отправить им ответ на рассмотрение. Я бы сказал, что те вопросы, которые задают депутаты, очень похожи, идентичны тем вопросам, намерениям, которые мы осуществляем. Ничего нового я, честно говоря, не услышал. Критиковать всегда просто, но того рецепта, который сейчас необходим по стабилизации транспорта, никто не предлагает. Я предлагаю конкретные действия, которые позволят сохранить муниципальный транспорт, обслуживать омичей и не нарушать интересов частных предпринимателей, которые работают в правовом поле. Лиц, которые работают не по закону, мы никогда не назовем своими партнерами.

– На горсовете была озвучена информация о встрече мэра с губернатором, где обсуждались лизинговые схемы по приобретению автобусов. Есть ли какие-то договоренности?

– Пока рано об этом говорить, честно говоря, я об этом услышал так же, как и все остальные, поэтому никаких достоверных комментариев по данному вопросу нет. Я знаю, что этот вопрос постоянно обсуждается на уровне мэра, губернатора, но о достигнутых договоренностях я пока не знаю.

– В Интернете бурно обсуждается предложение мэра города об ограничении скорости в городе до 50 км/ч. Есть информация, что эта инициатива исходит из недр департамента транспорта. Так ли это?

– Это очень серьезный вопрос. В нем заключены самые главные ценности, которые мы имеем, – человеческие жизни. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний момент разрешили без каких-либо санкций участникам дорожного движения ездить до 80 километров в час в городе, хотя максимальное ограничение – 60 километров в час. Чем выше скорость, тем серьезней последствия: даже при скорости в 60 километров в час при ДТП с участием пешехода 85 % – это летальный исход. Наш президент сегодня говорит, что приоритет – это безопасность. С учетом того, что в прошлом году отремонтировали много магистралей, у нас очень часто стали превышать скорость. По статистике все ДТП происходят либо с 11 до 18 часов, либо ночью. Во многих развитых странах (Англии, например) скоростной режим ограничен 50 километрами в час.

В любом случае это предложение, которое нужно обсуждать. Мы приглашаем обсудить и специалистов. Неделю назад мы уже приглашали представителей СибАДИ, которые поддерживают нашу точку зрения. Я считаю, что это приоритетный вопрос. Главное – это безопасность граждан. Если порог будет сокращен до 10 километров в час, то люди беспрепятственно будут ездить по городу 60 километров в час. Опять же, не везде предлагается снижение скорости. У нас есть список самых аварийных участков дорог, там и будет в первую очередь ограничена скорость. Например, на Красном Пути есть такие участки.

– На заседании горсовета вы озвучили цифру в 150 млн рублей, которые хотите получить от продажи имущества. Что это за имущество и почему есть уверенность, что продадите его?

– Смотрите, у нас в связи с тем, что была проведена оптимизация – объединение парков в 2014 году, все транспортные средства с первого парка были перемещены на территорию ПП № 4. Первый парк пустой, но мы несем убытки по содержанию территории и помещений на территории ПП № 1 для того, чтобы они банально не разрушились. То же самое на Ватутина, 4, где располагалось депо Горэлектротранса.

Мы постоянно работаем над сокращением затрат, у нас имеются площади, которые не используются длительное время. Мы платим за отопление, охрану, но пользы они не приносят. Департамент транспорта предлагает рассмотреть этот вариант депутатам горсовета и в случае положительного решения включить данные здания в план приватизации, а департаменту имущественных отношений в случае поддержки – провести аукцион. По субъективным оценкам это порядка 153 миллионов рублей. Но, я считаю, что и к этому вопросу нужно ответственно подойти, провести рыночную оценку и после аукцион.

На 2017 год РЭК Омской области утвержден тариф 29,91 рубля за одну поездку, а стоимость проезда в транспорте – 22 рубля. На компенсацию межтарифной разницы необходимо 516 миллионов. В бюджете – 251 миллион. Этих денег не хватает объективно на компенсацию этой разницы. Но если у нас есть имущество, которое не используется, мы несем затраты. Не лучше ли передать это имущество и решать проблему? Если предложение актуально, то депутаты поддержат нас. Это позволит нам найти дополнительные деньги. Если не предпринимать никаких действий, то через полгода транспорт может остановиться – омичи нас не поймут. Другие варианты сегодня вообще никто не предлагает.

– Кому это имущество может пригодиться? – Конкретных покупателей у меня нет. Насколько мне известно, в департамент имущественных отношений обращался «Магнит» для того, чтобы создать некий логистический центр. У нас же живой, активный город. Существует потребность в логистических центрах. Может быть, частные перевозчики заинтересуются, ведь там есть ремонтные базы, стоянки, гаражи. Но еще раз скажу, это не наше имущество, им распоряжается город, по решению горсовета.

– Ну а в случае отрицательного решения нас ждет повышение тарифа?

– Так вопрос не стоит. Мы должны найти приемлемые варианты и оставить стоимость проезда на уровне 22 рублей. Если мы хотим оставить проезд на уровне 22 рублей, то не нужно искать здесь подвох. Эту задачу поставил мэр перед нами. Стоимость проезда 22 рубля – это наша цель, наша задача, которую мы будем выполнять.

– Если имущество не продадите, то что?

– Будем искать второй, третий, пятый, десятый варианты. Безвыходных ситуаций не бывает. Будем искать деньги. Можно поднять руки вверх и ждать, что с неба что-то упадет. С неба ничего не упадет. Мы живем в других условиях. Когда я пришел в ПП № 8, там тоже были несладкие времена, было сложно. Но тем не менее два года усердной работы привели к тому, что предприятие работает эффективно, по итогам этого года предприятие получило 10 миллионов прибыли, при этом благоустраивали территорию, приобретали спецодежду сотрудникам и много делали других полезных и нужных дел. Нужно ставить задачи и выполнять их!

– Сколько все-таки будет сокращено маршрутов из озвученных ранее 27-ми? Может быть, отсрочить это решение, пока морозы не спадут?

– На сегодняшний день у нас 27 маршрутов, которые подлежат отмене. Да, например, был выездной прием в КТОСе, мы договорились, что проанализируем ситуацию по  маршруту № 361 и оценим работу перевозчика. Скажу однозначно, по этому маршруту перевозчик работает на незаконных основаниях. Он не поменял машины и не выполнил ряд других условий. Поэтому он не сможет там работать.

Для понимания: отменяются 27 маршрутов. Есть два маршрута – №№ 6Н и 8Н. Подлежат отмене маршруты №№ 6 и 8, которые не работали с 2014 года. Здесь жители не увидят никаких изменений. По поводу переноса. Это решение прописано в документе планирования еще в июне 2016 года. Перевозчики были уведомлены полгода назад. И в течение 4 месяцев вопросов не возникало. А сейчас начинаются злоупотребления.

Я прочитал интервью предпринимателя Занина. Он не выступает в защиту жителей Омска, он защищает личный интерес. Ущемляют его права якобы. Суд подтвердил законность расторжения договора, тем не менее перевозчик продолжает работать незаконно, он не несет ответственности перед пассажирами, он не осуществляет страхование пассажиров. Он ничего омичам не гарантирует. После этого человек говорит о том, что мы, возможно, уйдем с маршрута. Я не понимаю, как это? Люди не отдают отчет в том, что делают. Есть закон, и он не обсуждается! Есть решение суда, исполнение которого саботируется.

Почему можно своими противозаконными действиями подвергать риску жизни омичей? Люди непорядочные, раз они себя так ведут. Почему этот ИП своевременно не привел в рамки закона свою деятельность? Они считают, что можно нарушать закон и получать сверхприбыли? Этот нонсенс просто шокирует. Омичи должны с пониманием относиться к этому вопросу. Нужно отбросить все эмоции и включить здравый смысл.

Многие говорят: «Мне не важно, кто меня везет». Но, смотрите, вы же хотите доехать из пункта А в пункт Б? Наша задача – защитить жизни омичей. Перевозки должны быть безопасными, а уже затем комфортными. Безопасность превыше всего.

– По всем этим 27 маршрутам у всех перевозчиков проблемы с законом?

– Нет, не у всех. Но на многих маршрутах перевозчики не выполняют требования законодательства. По части маршрутов уже расторгнуты договоры. Мы исключаем дублирование маршрутов. Тот же Занин говорит, что дублирование маршрутов – это якобы страховка. Мол, если один перевозчик не повезет, то другой его подстрахует. Это как вообще? Как перевозчик может не повезти? Эта неделя показала: у нас до 800 машин малой вместимости не выходило на маршруты из-за мороза. Есть и объективные, есть и субъективные причины. Кто-то газом не мог заправиться. Возите тогда пассажиров на бензине, но они не возят, потому что бензин дороже. Муниципальные и добросовестные частные перевозчики же не поставили все автобусы в гараж, раз люди не ездят. Но почему это делают недобросовестные частные перевозчики?

– Все-таки отмена этих маршрутов – вынужденная мера?

– Да, отмена 27 дублирующих маршрутов – это вынужденная мера. В данной ситуации невозможно работать в неравных условиях частным перевозчикам и муниципальным. В данной ситуации это приведет к гибели ПАТП. Но если их не будет, то какую пользу получит пассажир? Год назад, когда были аномальные погодные условия, ряд частных перевозчиков просто не выехали в рейс. «Хочу везу – хочу не везу». В области тоже много проблем с перевозками. Самое главное – будет стоимость проезда по принципу «хочу везу по 20 рублей, хочу – по 50». Муниципальный транспорт создает конкуренцию, ограничивает стоимость проезда. В таких неравных условиях кто выживет: тот, кто платит за все, или тот, кто кладет в карман?

– Считаете ли вы, что в Омске сложилась глобальная проблема с перевозками?

– Сегодня в любой район города можно уехать без проблем. Перевозки-то есть. Но ездят кто как захочет. Все говорят: «Не трогайте вот этот маршрут, не трогайте вот этот». У всех омичей индивидуальные подходы: почему вот этот маршрут отменяете? Почему вот этот? Нет понимания глобальности проблемы. А она заключается в том, что у нас растянутый город. Это факт, который неоспорим. Точки притяжения, которые существовали 20 лет назад, изменились.

Если раньше на агрегатном заводе работали 10 тысяч человек, люди ехали туда. Ехали на «Полет», Сибзавод и другие промышленные предприятия. Все застраивается, все меняется. Застраивались новые микрорайоны, переселяли тысячи людей из ветхого жилья, открывали новые маршруты, не анализируя ситуации. Пускали все маршруты через центр. А у нас – один проспект Маркса, один Красный Путь. Мы, перед тем как ехать домой, открываем «Яндекс» и смотрим, сколько баллов пробки. 7-8 баллов – уже норма стала. Объективно понимаем, что 5 лет назад таких пробок не было.

– Будет ли проводиться анализ пассажиропотока, для того чтобы оптимизировать эти маршруты?

– Отмена этих маршрутов – выверенная точка зрения. Это решение анализировалось. Сегодня ничего еще не произошло, а люди уже переживают. Кто-то вышел на остановку и не уехал? Ничего же не произошло. Ажиотаж искусственный.

У каждого маршрута есть своя схема. Омичи должны понимать, что не нужно жить одним днем. По каждому маршруту есть обоснование, есть ему замена. Даже перевозчики сами же признались, что один маршрут страхует другой. Но мы имеем сегодня проблему, ее нужно решать. Вышел 220-й ФЗ, который об этом же и говорит. Я считаю, что мы все-таки должны провести глобальную работу по формированию новой маршрутной сети.

– Как новая маршрутная сеть будет формироваться?

– Эту работу будет проводить департамент транспорта с привлечением специализированной организации на основании конкурса. Это конкурс, этим должны заниматься профессионалы в этой сфере совместно с департаментом транспорта. Я общался с двумя структурами, одна из которых – СибАДИ. Это сначала изучение пассажиропотока на конечных остановках, опрос жителей. Все это подсчитывается, анализируется. И уже затем формируется сеть, определяется потребность и тип транспортных средств и многое другое.

Понятно, что ни трамвайную, ни троллейбусную сеть мы не трогаем. Но в центре города должны быть автобусы большой вместимости. Нужно изучить, на каком отрезке нужен автобус малой вместимости, а на каком – большой.  Это мнение профессионалов, которое не обсуждается. Если, например, господин Занин купит 20 новых автобусов большой вместимости, которые будут более новые, чем у муниципалов, то он в конкурсе выиграет. Все перевозчики должны работать в правовом поле. Тогда не будет проблем с транспортным обслуживанием.

– Вы говорите, что дублирующие маршруты убираете. Есть маршрут № 361, есть 72-й маршрут. Оба ликвидируются. 46-й автобус ходит не так хорошо, как 20 лет назад…

– В связи с тем, что часть маршрутов изменяется, необходимо привести в соответствие работу оставшихся перевозчиков. Чтобы они работали по графику и по всем правилам. Сам перевозчик по 72-му маршруту подтвердил, что он работает не по закону. По вашей ситуации – нужно, чтобы 46-й и 29-й автобусы ходили по расписанию. То, что говорят люди, мы уже прописали. И вопрос снимается. Главное – преодолеть эмоциональный фон.

Если бы мы хотели погубить муниципальный транспорт, мы бы ничего не делали. Если все в свободное плавание отпустить, то муниципальный транспорт умрет.

– Алексей Владимирович, так вы все-таки за кого: за муниципалов или за частников?

– Многие говорят, что я отстаиваю интересы муниципалов. Другие говорят об обратном. Задача департамента транспорта заключается в удовлетворении потребности населения города Омска в качественных безопасных перевозках, и здесь не имеет значения форма собственности (муниципальная или частная). Муниципальный транспорт в Омске работает по всем правилам. ПАТП работают не убыточно, они работают честно, по закону. Почему не все перевозчики выполняют это? О каких равных условиях здесь можно говорить? Если перевозчик говорит, что «у меня почти все водители трудоустроены», это как вообще? Есть требования, которые не обсуждаются. Закон суров, но он – закон. Мы хотим работать с частными перевозчиками на партнерских основаниях. Но только по закону. Там, где безопасность, не может быть никаких других доводов.

На рынке перевозок работают и добросовестные частные перевозчики, выполняя требования законодательства. Мы готовы с ними сотрудничать.

– Понятно, почему люди так встревожились. Потому что никто не сказал, что все смогут после 1 января добраться из точки А в точку Б. Хватит ли муниципальных автобусов?

– У нас более 3,5 тысяч транспортных средств. В других городах намного меньше. В Новосибирске – около 2 тысяч машин, в Челябинске – 1750, в Тюмени – 1100 единиц… В любом случае мы приложим все усилия, чтобы минимизировать последствия этой отмены. Мы понимаем, что нам нужно добавить машины на смежных маршрутах. И мы добавим  муниципальные автобусы. Частные перевозчики также готовы это сделать. У нас есть машины, но водительского состава недостаточно.

Если у нас 500 водителей уходят с этих 27 маршрутов, то куда они пойдут? Они могут прийти в муниципальные предприятия и занять рабочие места. Они придут на достойную зарплату – 26 тысяч рублей. Их ждет полный соцпакет, отпуска, больничные. А если сегодня закроются ПАТП? 4500 человек кто трудоустроит? Если мы 500 водителей с 27 маршрутов готовы трудоустроить, то 4500 человек с ПАТП никому не нужны. Я гарантирую, что при желании водители с закрываемых маршрутов точно найдут работу в муниципальных предприятиях.

– А вы уверены, что люди пересядут в автобусы из маршруток?

– Смотрите, если мы убираем 361-й маршрут, то люди пересядут в дублирующий 29-й автобус. Если мы убираем 320-й маршрут, то там есть 2-й троллейбус и 59-й автобус. Безусловно, они должны работать строго по графику, выходить на маршрут, в том числе и поздно вечером – это даже не обсуждается. Это априори должно быть так. Мы должны обеспечить работу подвижного состава как часы. Но если ко мне подходит автобус, который меня везет, я же не буду не садиться в него? Это же нерационально. Наша задача – обеспечить омичей безопасным транспортом.

– Есть мнение, что пассажиры с электронными проездными выберут маршрутку, если там будут принимать проездные. Маршрутка же едет быстрее.

– Если маршрутка едет без нарушения скоростного режима, то она приходит на конечную всего на 5-7 минут раньше автобуса. На первоначальном этапе мы хотим предложить перевозчикам использовать безлимитные проездные и «электронные кошельки». Нужно уходить на безналичную оплату. Мы в данной ситуации даем возможность пассажирам расширить выбор и расширить возможность использования электронных проездных.

– Рассматривается ли вопрос дробления длинных маршрутов и почему нельзя ввести модель «90 минут», как в Москве и Европе?

– В любом деле должен быть алгоритм. Нельзя прыгать от конечной цели. Нужно сначала изучить пассажиропоток, сформировать новую маршрутную сеть, а уже затем формировать маршруты и проездные. Если у нас 7-9-балльные пробки, будет ли эффект от проездного на 90 минут. Ну вот я встал в пробку, и все. Где мои 90 минут? У нас автобусы по 2-3 рейса не выполняют, потому что в пробке стоят. Это глобальная проблема. Все говорит о том, что маршрутная сеть в городе нерациональная, ее нужно менять. Сформируем новую сеть, будем внедрять новые технологии. В таком городе-миллионнике, как Омск, должна быть одна пересадка. Не больше.

– До того, как будет сформирована новая маршрутная сеть, появятся ли новые маршруты?

– Нет. Иначе мы сломаем тот тезис, о котором сами же говорим – что действующая сеть неэффективна. Это просто нелогично. Те маршруты, которые есть, они действуют. Мы после Нового года проведем конкурс, определим по 44-му ФЗ организацию, которая и будет формировать новую маршрутную сеть. Техзадание мы почти подготовили. Параллельно мы будем осуществлять контроль за перевозками в городе Омске. К сентябрю-ноябрю у нас будет новая маршрутная сеть.

– Как бороться с хамством водителей маршруток?

– Очень много жалоб на хамство водителей маршруток, очень много жалоб на курение в салоне, на разговоры по телефону. На грязь в салонах. Муниципальные автобусы каждый день моются, даже осенью, в грязь. А в некоторых маршрутках до сих пор огромный слой грязи. Если они не моют ни снаружи, ни внутри, то что мы получаем? О какой культуре обслуживания здесь можно говорить?

Если омичи сталкиваются с этим, то необходимо сразу же обращаться в департамент транспорта с указанием перевозчика, номера автобуса. Если нарушения будут систематическими и перевозчик не будет адекватно реагировать, то с такими перевозчиками мы будет расторгать договоры. Мы расторгли ряд договоров, когда были выявлены грубые факты нарушения требований: и несоответствие расписанию, и незамена автобусов на автобусы большей вместимости, и отсутствие подключения к ГЛОНАСС.

– Зачастую сам муниципальный транспорт работает неэффективно: подряд едут два автобуса одного и того же маршрута…

– Такая проблема тоже существует. Нам нужно отладить нормальную работу транспорта. Бывает, едут вместе два 24-х, 69-х и других – это нарушение интервальности. Есть диспетчеры, они должны следить за интервальностью, соблюдением графиков. Ко мне каждый день приходит человек и рассказывает о нарушениях. Но есть другое – пробки. Встали все автобусы в пробку и едут гуськом друг за другом. Такого быть не должно. Еще раз скажу, что наша главная цель – организация безопасных, качественных и комфортных перевозок в городе Омске.

– Спасибо за интервью.

P.S. В преддверии интервью с Алексеем Мартыненко читатели РИА «Омск-информ» прислали для директора департамента свыше 40 вопросов о работе муниципального транспорта. Подавляющее большинство из них касается отмены коммерческих маршрутов с 1 января 2017 года. Мы передали эти вопросы руководителю профильного ведомства для оперативного реагирования на возможные проблемы, которые могут возникнуть при изменении маршрутной сети.

Если после новогодних каникул вы столкнетесь со сложностями в перемещениях по городу, обязательно сообщайте об этом в редакцию по телефону 53-44-46, электронной почте omskinform1@mail.ru или комментариях под любым материалом. Ни одна жалоба не останется без внимания!

2749