Поиск

Чем меньшее количество горожан передвигается на муниципальном транспорте, тем больше субсидий получают перевозчики. Это дорога в никуда.

Председатель РЭК Омской области Олег Голубев, накануне снова раскритиковавший мэрию за нежелание увеличивать эффективность муниципальных ПАТП, уже дал понять, что регулятор не намерен повышать тарифы для перевозчиков.

Главная претензия областных властей – катастрофическое снижение пассажиропотока и постоянный рост расходов ПАТП. Чем меньше омичей они возят, тем больше денег получают из бюджета. Это дорога в никуда, но только не для самих транспортников. Они каждый год подают заявки, требуя повысить тарифы на 30-50 %. В этом году перевозчики запросили суммы от 35,30 до 42,17 рублей, с учетом лизинга. Понятно, что такие тарифы РЭК им не утвердит (сейчас речь о тарифе на уровне 31 рубля), но самой проблемы это не снимает. Без реформы муниципального транспорта в Омске уже не обойтись – иначе он просто умрет.

Достаточно взглянуть на формулу расчета тарифа на проезд в Омске, чтобы понять всю порочность системы. В этой формуле значение пассажиропотока стоит в знаменателе. Соответственно, чем оно выше, тем меньше сам тариф и тем меньше бюджетных средств нужно на компенсации перевозчикам, и наоборот. Муниципальные ПАТП заинтересованы во втором варианте – он позволяет получать больше денег из бюджета, перевозя, по сути, воздух, а не людей.

Пассажиропоток в омских автобусах, троллейбусах и трамваях снижается катастрофически. В 2014 году он составлял 125 млн человек, на следующий упал до 100 миллионов, а 2016-м едва ли дотянет до 80 млн человек. В первом квартале текущего года все муниципальные парки и МП «Электрический транспорт» перевезли 19 млн горожан, за полгода – 38. При этом только за первый квартал они получили 208 млн рублей!

Если разделить эти деньги на пассажиропоток, то цифра получится фантастическая: 10,9 рубля получают перевозки дополнительно к провозной плате в размере 22 рублей – и это только за одного пассажира. Для сравнения, в 2014 году межтарифная разница составляла 3,66 рублей, в 2015-м – 3,73. За два года она выросла в три раза. А пассажиропоток, наоборот, уменьшился на 36 %.

В «черной дыре» муниципальных парков за последние годы пропали несколько миллиардов рублей, на которые руководители ПАТП могли бы модернизировать транспорт, сделав его конкурентоспособным. Вместо этого же Омск окутали сети частных перевозчиков, которые сегодня контролируют 70 % рынка и диктуют мэрии правила игры. Единственное спасение для муниципального транспорта – реформы, направленные на увеличение пассажиропотока. Но захотят ли этого сами ПАТП? Похоже, им и так неплохо живется.

Новый тариф на проезд в Омске должны утвердить до 15 декабря. Баталии вокруг него будут идти еще больше месяца, и руководству РЭК придется выдержать серьезный прессинг со стороны мэрии, перевозчиков и их лоббистов. Но если регулятор действительно работает в интересах омичей, как заявляет его руководитель Олег Голубев, тариф поднимут лишь на уровень инфляции, заставив перевозчиков бороться за пассажиров. В противном же случае нас ждет окончательный крах муниципального транспорта. Накачка неэффективной системы деньгами – это путь в никуда.  

1716

Чем меньшее количество горожан передвигается на муниципальном транспорте, тем больше субсидий получают перевозчики. Это дорога в никуда.

Председатель РЭК Омской области Олег Голубев, накануне снова раскритиковавший мэрию за нежелание увеличивать эффективность муниципальных ПАТП, уже дал понять, что регулятор не намерен повышать тарифы для перевозчиков.

Главная претензия областных властей – катастрофическое снижение пассажиропотока и постоянный рост расходов ПАТП. Чем меньше омичей они возят, тем больше денег получают из бюджета. Это дорога в никуда, но только не для самих транспортников. Они каждый год подают заявки, требуя повысить тарифы на 30-50 %. В этом году перевозчики запросили суммы от 35,30 до 42,17 рублей, с учетом лизинга. Понятно, что такие тарифы РЭК им не утвердит (сейчас речь о тарифе на уровне 31 рубля), но самой проблемы это не снимает. Без реформы муниципального транспорта в Омске уже не обойтись – иначе он просто умрет.

Достаточно взглянуть на формулу расчета тарифа на проезд в Омске, чтобы понять всю порочность системы. В этой формуле значение пассажиропотока стоит в знаменателе. Соответственно, чем оно выше, тем меньше сам тариф и тем меньше бюджетных средств нужно на компенсации перевозчикам, и наоборот. Муниципальные ПАТП заинтересованы во втором варианте – он позволяет получать больше денег из бюджета, перевозя, по сути, воздух, а не людей.

Пассажиропоток в омских автобусах, троллейбусах и трамваях снижается катастрофически. В 2014 году он составлял 125 млн человек, на следующий упал до 100 миллионов, а 2016-м едва ли дотянет до 80 млн человек. В первом квартале текущего года все муниципальные парки и МП «Электрический транспорт» перевезли 19 млн горожан, за полгода – 38. При этом только за первый квартал они получили 208 млн рублей!

Если разделить эти деньги на пассажиропоток, то цифра получится фантастическая: 10,9 рубля получают перевозки дополнительно к провозной плате в размере 22 рублей – и это только за одного пассажира. Для сравнения, в 2014 году межтарифная разница составляла 3,66 рублей, в 2015-м – 3,73. За два года она выросла в три раза. А пассажиропоток, наоборот, уменьшился на 36 %.

В «черной дыре» муниципальных парков за последние годы пропали несколько миллиардов рублей, на которые руководители ПАТП могли бы модернизировать транспорт, сделав его конкурентоспособным. Вместо этого же Омск окутали сети частных перевозчиков, которые сегодня контролируют 70 % рынка и диктуют мэрии правила игры. Единственное спасение для муниципального транспорта – реформы, направленные на увеличение пассажиропотока. Но захотят ли этого сами ПАТП? Похоже, им и так неплохо живется.

Новый тариф на проезд в Омске должны утвердить до 15 декабря. Баталии вокруг него будут идти еще больше месяца, и руководству РЭК придется выдержать серьезный прессинг со стороны мэрии, перевозчиков и их лоббистов. Но если регулятор действительно работает в интересах омичей, как заявляет его руководитель Олег Голубев, тариф поднимут лишь на уровень инфляции, заставив перевозчиков бороться за пассажиров. В противном же случае нас ждет окончательный крах муниципального транспорта. Накачка неэффективной системы деньгами – это путь в никуда.  

1716